Теории изучения музейного предмета

В практической деятельности теория музейного предмета используется главным образом для выработки критериев отбора предметов в музейное собрание и со­вершенствования принципов их научного описания. Поэтому наибольшее значение понятие «музейный предмет» имеет для исторических и краеведческих му­зеев; в естественно-научных музеях его познаватель­ные возможности достаточно ограничены, а в художе­ственных музеях преобладают эстетические и искусст­воведческие критерии комплектования собраний.

Теоретическое обоснование понятия «изучение музейных предметов» стало складываться в отечест­венном музееведении в 1960-е гг. Составляя основу ра­боты по комплектованию фондов, их учету, хранению и использованию, изучение музейных предметов име­ет и самостоятельное значение. Оно представляет со­бой одно из важнейших направлений научно-исследо­вательской деятельности музея, ставящее своей целью определить музейную ценность предмета.

Музейные предметы изучаются с помощью мето­дик, применяемых профильными музею дисциплина­ми: для произведений искусства используются методы искусствоведения, для археологических материалов — археологии, для естественно-научных объектов – ес­тественных наук. Но музееведы изучают предмет не только как источник знаний, но и как культурную цен­ность, источник эмоций, поэтому принимают во вни­мание и аттрактивные свойства предмета. Изучение музейных предметов состоит из трех последователь­ных этапов – атрибуции предметов, их классифика­ции и систематизации, а затем интерпретации.

Атрибуция, или определение ставит своей задачей выявить присущие предмету признаки — физические свойства, функциональное назначение, историю про­исхождения и бытования. Для этого устанавливается материал и способ изготовления предмета (ручной, ме­ханический, ковка, чеканка, литье, живопись, гравю­е, литография, письмо, печать и пр.), цвет, форма, размер, вес (в случае с предметами нумизматики и предметами из драгоценных металлов), устройство, авторство, стилистические особенности, время и мес­то создания и бытования предмета, его социальная, эт­ническая, мемориальная принадлежность. Для изобра­зительных, письменных, фонических, фото- и кино­источников определяются также тема и сюжет. В ходе атрибуции расшифровываются надписи, клейма и другие нанесенные на предмет знаки, определяет­ся степень его сохранности и описываются имеющие­ся на нем повреждения.

В процессе определения музейного предмета проводится сопоставление всех присущих ему признаков, он сравнивается с другими аналогичными и родствен­ными ему предметами. В этой работе большую помощь оказывает научная и справочная литература – моно­графии, справочники, каталоги, путеводители. Суще­ствуют также издания, специально предназначенные для помощи в определении предметов — определите­ли. Они представляют собой иллюстрированные изда­ния, в которых выделены и описаны признаки, прису­щие той или иной группе родственных предметов. Одни определители описывают предметы, родственные по материалу, другие описывают признаки предметов, родственных по назначению или среде бытования. Данные, полученные в результате определения предмета, фиксируются в учетных документах и науч­но-справочном аппарате музейных фондов.

Следующий этап изучения музейных предме­тов – классификация и систематизация – призван установить взаимосвязи предметов. Классификация заключается в делении на группы по признакам родст­ва и различия всего объема нужных музею предметов. Она осуществляется по классификационным схемам, разработанным самим музеем, и охватывает не только имеющиеся в музее предметы, но и те, которые долж­ны в нем быть. Тем самым она выявляет существую­щие пробелы в музейном собрании.

Целью классификации может быть поступательное деление предметов на группы в соответствии со всеми существенными признаками (общая классифи­кация) или по одному из них (частная классифика­ция). В зависимости от выбранного принципа это бу­дет хронологическая (по времени создания или быто­вания предметов) или географическая (по месту создания или бытования предметов), авторская или именная (объединяет предметы, относящиеся к одно­му лицу), тематическая (устанавливает отношение к темам профильной дисциплины) или предметная (группирует предметы по назначению или сюжету) классификация.

На основе принятых музеем классификаций осу­ществляется систематизация, то есть группировка ре­ально существующих в музейном собрании предметов с помощью карточек или современных электронных средств систематизации и хранения научной инфор­мации. Создается система каталогов, соответствую­щих классификационной схеме.

Завершающий этап изучения музейных предме­тов — критический анализ и интерпретация (истол­кование) их как источников знаний и эмоций. В его основе лежит синтез результатов атрибуции и система­тизации, при этом устанавливаются подлинность, достоверность, репрезентативность предмета, объем содержащейся в нем информации, его аттрактивные, экспрессивные и коммуникативные качества, принад­лежность к типовым или уникальным предметам и на­конец — музейная ценность.

Свою специфику имеет изучение музейных предме­тов, относящихся к современной действительности. Многие процессы и явления, свидетельством которых они выступают, слабо исследованы профильной дисцип­линой, что создает сложности при интерпретации пред­метов. В непосредственно наблюдаемой действительнос­ти исследователю порой трудно разглядеть в некоторых предметах музейное значение. Но есть и положительные стороны в определении предметов современного перио­да. Многие их признаки требуют не специального иссле­дования, а только подробной фиксации, особенно когда речь идет о материале, технике изготовления, данных от­носительно происхождении и бытования предмета. Воз­можность получать о многих предметах современности более точные сведения, нежели о предметах предшест­вующего периода, позволяет проводить более детальную классификацию и систематизацию.

Исследователь может изучать не только отдельные предметы, но и их совокупность, которая составляет коллекцию. Однако теория и методика изучения музей­ных коллекций и собраний пока еще не разработаны.

Изучение предметов начинается уже на стадии их выявления в среде бытования и отбора для включения в музейное собрание. Предметы реальной действи­тельности, обладающие определенными ценностными характеристиками, превращаются в музейные предметы, и это происходит в результате осуществления музеем одного из основных видов своей деятельности комплектования музейных фондов.

тема 4. Экспозиция: принципы и методы организации

Понятие «экспозиция»

Слово «Экспозиция» происходит от латинского глагола ехроnо (выставлять напоказ, раскладывать) и производного от него существительного ехрosition – изложение, описание. Экспозицией можно назвать размещение любых предметов, представленных для обозрения. Но музейная экспозиция имеет свою спе­цифику. Ее основу составляют не любые, а музейные предметы, обладающие определенной совокупностью признаков и свойств. В экспозиции они обретают но­вый статус: становятся экспонатами, то есть предмета­ми, выставленными для обозрения.

В качестве экспонатов могут выступать и «замени­тели» подлинников, то есть воспроизведения музей­ных предметов, а также карты, схемы, диаграммы и другой научно-вспомогательный материал, необхо­димый для наглядного показа связей между предмета­ми и раскрытия темы. В состав экспозиции входят письменные тексты разнообразного характера, час­то — фонические материалы. Эта совокупность музей­ных предметов, их воспроизведений и моделей, науч­но-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом.

Все части экспозиции взаимосвязаны между со­бой и составляют ее тематическую структуру. В со­ответствии с ней экспозиционные материалы делятся на структурные единицы – экспозиционные комплек­сы, то есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство. В качестве экспози­ционного комплекса может рассматриваться и экспозиционный зал, созданный по единому проекту и име­ющий свой неповторимый облик.

В экспозиции выявляется знаковая природа вещей. Знак – это предмет, который выступает в качестве но­сителя информации о других предметах, событиях, яв­лениях. Когда предметы используются в чисто практи­ческих целях, их знаковая функция отходит на второй план, а на первый выступают утилитарные свойства. Например, талоны на сахар, мясо, водку, табак, имен­ные приглашения на заказы «льготным категориям на­селения» в обыденной жизни использовались в качест­ве документа для приобретения необходимых товаров, но в музейной экспозиции они становятся знаками, в которых «зашифрована» социальная информация о той распределительной системе, которая существова­ла в нашей стране до 1992 г.

Предметы в музейной экспозиции представляют собой научно организованную совокупность, посколь­ку их отбор и размещение основываются на разрабо­танной коллективом музея научной концепции. Они служат средствами для выражения определенного со­держания, следовательно, образуют знаковую систему. Поэтому музейная экспозиция является своеобраз­ным «текстом», который нужно не только созерцать, но и осмысливать. Экспонаты-знаки могут передавать идеи, чувства, представления и суждения как людей, создавших их или когда-то с ними соприкасавшихся, так и авторов экспозиционного показа.

Экспозиция составляет основу музейной комму­никации, которая осуществляется путем прежде всего зрительного восприятия посетителями экспозицион­ных материалов, размещенных в определенном прост­ранстве. Для того чтобы облегчить процесс общения посетителей с экспонатами, сделать его более резуль­тативным и плодотворным, в создании экспозиции участвуют не только ученые, но и художники, которые приносят в музей образное начало. На музейном по­прище у науки и искусства единая цель — помочь че­ловеку постигнуть логическую связь вещей и явлений, повести его к познанию мира через сотворчество и со­переживание. Образ, который создается в результате синтеза науки и искусства, является специфически музейным образом.

Согласно современным представлениям, музейная экспозиция — это целенаправленная и научно обосно­ванная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены коммента­рием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природ­ных и общественных явлений.

Музей создает не только постоянные, но и времен­ные экспозиции — выставки, стационарные и пере­движные. Их временный характер проявляется в со­ставе экспонатов. На выставках часто демонстрируют­ся предметы из других музеев и частных коллекций, а также предметы, которые не могут долго находиться за пределами фондохранилищ — акварели, письмен­ные источники, уникальные вещи.

В настоящее время в музейной практике сложи­лось три основных типа музейных выставок: темати­ческие выставки, в основе которых лежит определен­ный сюжет; фондовые выставки, которые знакомят посетителей с малоизвестными и малодоступными коллекциями; отчетные выставки,которые создают­ся по результатам реставрационных работ, по итогам комплектования фондов – так называемые выставки новых поступлений.

Создание выставок является составной частью экс­позиционной работы музеев. Выставки повышают до­ступность и общественную значимость музейных фон­дов, вводят в научный и культурный оборот памятники, находящиеся в частных собраниях, способствуют отра­ботке и совершенствованию методов экспозиционной и культурно-образовательной работы музея, расширяют географию его деятельности. В настоящее время актив­но развивается международный обмен выставками, что способствует взаимообогащению различных культур.

Наши рекомендации