Тициан – гений Высокого Возрождения.

В 1480 году, в знатном семействе Вечелли, в городке Кадорра родился будущий великий художник. В десять лет живого и способного мальчика отправили к его влиятельному дяде в Венецию. Благодаря дяде, заметившему у мальчика талант будущего живописца, Тициан попал в обучение к Джан Беллино — знаменитому на то время художнику, у которого принялся изучать рисунок, обнаружив в процессе обучения превосходный вкус, природную одаренность и недюжинный талант.

В то время совершенно не принято было изучать античность, и, Джан Беллино, как и другие художники страны, создавали свои работы, срисовывая с натуры, причем манера рисунка не отличалась изяществом, она скорее была резковатой, сухой и вымученной. Обучаясь, Тициан перенимает те же приемы. Позднее, с появлением Джорджоне из Кастельфранко, примерно в 1507 году, в полотнах Тициана появляется больше естественной мягкости и прекрасно переданного объема. Продолжая поиски способов, наиболее естественной передачи изображений он обращается к работе с цветом, стараясь передать все оттенки такими, какими они видятся в природе. В процессе работы он не пользуется набросками, считая единственно правильным — писать непосредственно на холсте, что именно такая работа является истинной живописью. То, что набросок позволяет предварительно составить композицию, оценить сочетание разных составляющих будущей картины, посмотреть, как из частей будет складываться целое, Тициан не учитывал. (Картина Тициана – Даная)

После того, как Тициан оценил преимущества техники Джорджоне, он, несмотря на то, что на изучение техники Джана Беллино заняло у него немало времени, примкнул к Джорджоне. Прошло совсем немного времени, и Тициан научился так подражать его вещам, что написанные им картины зачастую принимали за творения Джорджоне. С годами мастерство Тициана росло, а работы приобретали все большую зрелость. Он написал большое количество фресок, которые невозможно перечислить в хронологическом порядке, так как они расположены в разных местах, для разных заказчиков и очень далеко друг от друга. Уже тогда, глядя на его фрески, Тициану справедливо пророчили будущее прекрасного художника.

Примерно в возрасте восемнадцати лет, Тициан написал портрет одного дворянина своего приятеля из дома Барбариго. Портрет прославился необычайной естественностью изображения положения тела, и тем, что волосы были изображены так четко, что их можно было сосчитать. Серебряную вышивку на камзоле можно было рассмотреть до каждой петельки серебряной нитки. Исполнение портрета было настолько мастерским, что не подпишись Тициан на фоне, картину приняли бы за творение Джорджоне. Между тем, при посредничестве Барбариго, Тициану заказали часть фасада Немецкого подворья, над передней частью которого уже окончил работу Джорджоне. После этого, им была создана большая картина, с фигурами в человеческий рост, которая сегодня находится недалеко от церкви св. Маркуолы, в зале мессира Андрее Лоредано. На ней на фоне прекрасных видов и роскошной рощи изображение Богоматери на пути в Египет. Этой картине Тициан посвятил не один месяц работы. Одновременно с ним в мастерской работали другие художники, немцы, специалисты ландшафтной живописи. Звери, изображенные в роще на этой картине, были написаны с натуры, они кажутся живыми — настолько изображение правдоподобно. (Картина Тициана - Венера и Адонис)

Во время войны императора Максимилиана с Венецией, в 1507 году, Тициан, по его собственному свидетельству, пишет для церкви Сан Марчилиано образ архангела Рафаила, на картине присутствуют Товий с собакой, а на фоне, в маленькой рощице далекого пейзажа, обращается с молитвой к небесам Иоанн Креститель. С небес на коленопреклоненную фигуру исходит чудный свет. По мнению некоторых специалистов, эта вещь была написана до начала работы над фасадом немецкого подворья. С этим фасадом тоже связана история, затрагивающая взаимоотношения Тициана с его наставником. Многие знатные жители Венеции, не зная, что Джорджоне прекратил работу над фасадом и что роспись выполнял Тициан, а он уже снял часть лесов с работы, поздравляли Джорджоне, по-дружески хвалили работу, говорили, что часть работы над лавками (которую выполнил Тициан), значительно лучше фасада над Большим каналом (который расписывал Джорджоне). Джорджоне испытал такую глубокую обиду, что до окончания работы над росписью избегал показываться на людях, и полностью отказался от дружбы и общения с Тицианом.

Через год, в 1508 году, Тициан работает над гравюрой на дереве, изображая Торжество Веры. В этой работе четко отражается отличная художественная манера и совершенство техники. Стоит отметить огромное количество персонажей на картине: прародители и патриархи, пророки и сивиллы, невинные мученики, апостолы и Иисус, четыре евангелиста и четыре отца церкви вкупе со святыми исповедниками.

В 1514 году Альфонсо герцог Феррарский пожелал выполнить роспись одной маленькой залы и для этого пригласил живописца Доссо из Феррары, заказав изображение Энея, Марса и Венеры, Вулкана с кузнецами у очага в гроте. Для росписи другой стены, был приглашен Джан Беллини. Из под его кисти вышло изображение вакханалии — чан с красным вином, пьяные мужчины и женщины, вакханки и сатиры, Силен верхом на осле — совершенно обнаженный и невероятно красивый, окруженный людьми с полными руками винограда и спелых плодов. Однако Беллини не закончил картину, так как был уже в достаточно преклонном возрасте. Он послал за Тицианом, которого считал отличным художником. Тот же, стремящийся к славе и успеху, блестяще написал еще две сцены в этой зале. На одной из них — река из красного вина, а на берегу — пьяные музыканты, и изображение спящей обнаженной женщины, которая настолько мастерски изображена, что кажется живой, так же как и многие другие фигуры фрески. На другой — множество прекрасных амуров и детей в различных позах. Обе картины пришлись по душе хозяину. (Картина Тициана - Торквиний и Лукреция)

Особенно хорош на фреске один из амуров, который отражается в воде реки, в которую мочится, в то время как другие амуры окружили пъедестал-алтарь со статуей Венеры с морской раковиной в правой руке. По обе стороны от нее — невероятно тщательно исполнены Грация и Красота. В этом же кабинете на дверце шкафа Тициан изобразил полуфигуру Христа, которому показывает динарий кесаря злой иудей. Картины этого кабинета, по признанию современных художников — лучшее творение Тициана из всего того, что он когда-либо создавал. Это правда, творения, из ряда вон выходящие. Конечно, герцог щедро вознаградил художника, кстати, Тициан написал с него портрет, где герцог опирается рукой на большую пушку. Перед разгромом Рима, в Венецию приезжает Пъетро Аретино — один из знаменитейших писателей того времени. Он становится для Тициана и Сансовино одним из ближайших друзей. Это, конечно стало честью для Тициана и принесло широкую известность, ибо Аретино распространил славу о таланте Тициана на всю свою писательскую аудиторию, в том числе и на известных правителей. Вернемся к произведениям Тициана. Следует отметить образ св. Петра Мученика, который был написан в церкви Сан Джованни Паоло. Святой Петр изображен в роще, среди громадных деревьев. Он распростерт на земле, поверженный неистовым порывом солдата, пораженный в голову и выражающий во взгляде предсмертные муки. Другой монах, бегущий по направлению к зрителю, испуган близящейся смертью. В небесах — освещают прекрасный пейзаж, на фоне которого разворачивается эта трагедия — два обнаженных ангела. Эта композиция считается самой завершенной из тех, что были созданы Тицианом.

Под впечатлением этого произведения Гритти, благоволивший как к Тициану, так и Сансовино, заказал ему для залы Большого Совета изображение сцены битвы при Кьярададде. Тициан изобразил яростную битву. Солдаты бьются на смерть, а с небес на них падает ливень. Композиция была основана на историческом факте, и считается одной из самых лучших исторических сцен, изображенных в зале. В этом же дворце есть фреска с изображением Мадонны.

Чуть позже, картину, написанную им для дворянина дома Контарини, на которой прекраснейшее изображение Христа, восседающего за столом с Клеопой и Лукой, хозяин решил выставлять публично и подарил ее Синьории. Картина оставалась в покоях дожа долгое время, нынче ее можно лицезреть в Золотой Гостиной, перед залом Совета десяти.

В 1541 году Тициан пишет образ для главного алтаря монастыря Санто Спирито в Венеции. Бог на ней изображен в виде пламени, Святой Дух в виде голубя. Через некоторое время картина была испорчена и Тициан, не без препирательства с братией, переписал ее.

В 1541 году появляется портрет посла Карла пятого в Венеции — дона Диего Мендоса во весь рост, после чего, такой вид портрета начинает входить в обычай. В том же году Вазари работает над росписью потолка для Джованни Корнаро и рядом других произведений для общины делло Кампо в Венеции. Сансовино, руководящий постройкой церкви Сан Спирито, поручает Вазари разработать эскизы для потолка. Это три большие картины и закончить их необходимо было в масле. Однако с отъездом Вазари работу над этими вещами поручили Тициану, и он превосходно с ними справился. На картинах изображение Авраама, приносящего сына в жертву, Давид, повергающий Голиафа и Авель, погибающий от руки брата Каина. (Картина Тициана- Венера)

Покинув Рим, Тициан, щедро одаренный вельможами, оказывается во Флоренции, где оказывается пораженным и восхищенным местными достопримечательностями. По возвращении в Венецию, Тициан заканчивает «Обращение» маркиза дель Васто к солдатам. Исполняет «Благовещение» — на маленькой доске эта работа предназначается для церкви Марии Нуова в Венеции. С помощью своего ученика пишет «Тайную вечерю» для трапезной Сан Джова ни Паоло. Эти вещи не особо ценимы самим мастером и не отличаются особым блеском.

Тициан был особо ценим Карлом Пятым — непобедимым императором. Увидев первый свой портрет кисти Тициана, он не желал больше быть изображенным ни одним другим художником. Он повелел произвести Тициана в Рыцари Его Величества и получал пенсию от неаполитанского казначейства в двести золотых, а за каждый портрет — подарок в тысячу золотых.

Благодаря приказу Карла Пятого был написан алтарный образ Троицы. На троне восседает Бог-отец, рядом — Богоматерь с младенцем-христом на руках, венчают Бога отца — пылающие херувимы, над ними голубь. По одну сторону трона — Карл пятый, облаченный в саван, по другую — императрица, оба в молитвенной позе, сложив руки, вокруг них — множество святых. После он пишет картины на античные мотивы, которые предназначались для Королевы Марии. Прометей, терзаемый орлом, прикованный к Кавказу, Сизифа, катящего свой камень в аду, Тития, которого пожирает коршун. Герои были изображены в натуральный рост. Отличное произведение — Венера с Адонисом: она изображена в момент, когда лишилась чувств, а юный Адонис в мгновение, когда хочет от нее оторваться.

Отлично выписаны на этой картине собаки. Такого же размера доска изображает сцену освобождения Андромеды, прикованной к скале, Персеем, тяжело представить себе вещь более прекрасную, в том же ряду картина изображающая Диану, которая превращает в оленя Актеона, Диана изображена стоящая в ручье и окружена нимфами. А так же картина, изображающая Европу на спине быка. Эти картины находятся у римского папы и высоко ценятся за их естественность и колорит. Техника, в которой выполнены эти работы в корне отличается от стиля, в котором написаны его работы юношеские. Ранние работы выписаны так старательно и подробно, что рассматривая вблизи можно увидеть все мелкие детали, последние он пишет широкими мазками, вблизи их рассмотреть сложно, только издали. Такая манера живописи послужила причиной того, что у подражающих ему художников выходили нескладные вещи. Многим казалось, что картины Тициана не требовали особого труда, на самом деле, приглядевшись, можно увидеть, что картины переписывались неоднократно, и что в произведения вложена немалая толика труда. Его стиль работы поразителен, разумен, просто красив, в его картинах скрыты следы огромного труда. (Картина Тициана – Вакханалия)

В самом конце своего творческого пути Тициан написал небольшую картину с изображением волхвов, поклоняющихся младенцу Христу, который сидит на коленях у Богоматери.

Мало кто был равен Тициану по дарам, которыми щедро наградил его Господь. Он был исключительно здоров и удачлив, от судьбы видел только счастье и благополучие. Каждый правитель, каждый ученый, любой знатный человек, будучи в Венеции, обязательно посещал его дом. Он был искусным собеседником, обаятельным и, как сейчас бы сказали, харизматичным человеком. Конечно, в Венеции у него были соперники, однако он с легкостью побеждал их силой своего таланта и необыкновенным умением завоевывать расположенность знатных особ. Он всегда зарабатывал много, ему охотно и щедро платили за его вещи. В последние годы мог работать только для собственного удовольствия, и еще для того, чтоб не лишиться той блестящей репутации, которую он заработал в лучшие годы. В 1566 году Вазари, прибыв в Венецию, посетил Тициана, как своего лучшего друга. С большим удовольствием для себя, он обнаружил Тициана за работой, не выпускающего из рук кисти. И, как в прежние времена, остроумного, способного поддержать блестящую беседу.

Веронезе и Тинторетто.

19 ноября 1528 года в семье Габриеле и Катерина Веронезе появился на свет пятый сын, которого назвали Паоло. Семья будущего великого художника обитала в городе Вероне, входившей на тот момент в Венецианскую республику. Художественные направления, развивавшиеся в Вероне в начале шестнадцатого века, не зависели от столицы и развивались обособленно. Часть мастеров города оставались верны традициям художественной культуры окончания пятнадцатого века, продолжая развивать идеи Мантеньи, Джорджоне и Беллини. Наиболее значимыми представителями этого направления, обращенного в прошлое, были такие творцы, как Антонио Бадиле и Джованни Франческо Каротто. Другая часть городских художников — Баттиста Анджело Дель Моро, Доменико Брузазорчи и другие — связала свой творческий путь с маньеризмом, следуя последователям Рафаэля и Микеланджело. (Аллегория Мудрости и Силы)

В такой разнополюсной среде и формировался стиль молодого художника, что конечно наложило свой отпечаток на стилистике произведений и особенности композиции. Уже ранние произведения несут на себе отпечаток влияния более современного языка живописи — маньеризма. Путь ученика, расходится со стезей недавнего учителя.

Множество сохранившихся работ художника за период творчества до 1550 года, исполнены в типично маньеристической манере. К примеру, можно назвать, хранящееся у одного из частных коллекционеров Нью-Йорка «Обручение Святой Екатерины», экспонат веронского музея Кастельвеккьо — написанный в 1548 году алтарный образ «Пала Бевилъаква-Ладзизе», картина «Крещение», созданная для украшения одной из веронских капелл в 1548-1549 годах. И, конечно, «Положение во гроб», ныне находящаяся в частной французской коллекции, а ранее украшавшее церковь Корпус Домини в Виченце. К слову, последняя картина обобщила весь довенецианский художественный опыт Веронезе.

Упомянутые произведения отличаются чертами, характерными для маньеризма: отчетливая красочная гамма, играющая противопоставлением светлых тонов, оживляемая бликами света, графическая живописная манера. В этих вещах прослеживается влияние на Веронезе произведений известных маньеристов, а так же фресок Джулио Романо.

Работая в течение трех лет над украшением Залов Совета Десяти, уже в 1553 году, в Зале Приемов, Паоло работает над основными полотнами. Центральное полотно изображает Юпитера, изгоняющего пороки (эта картина в 1797 году была вывезена французами, и попала в Лувр). На боковых панно изображены аллегории Юности и Старости, аллегорическая фигура Свободы и Юнона, которая щедрыми дарами осыпает Венецию. (Отдых в саду)

Каждая из картин являет собой выдающееся произведение. Яркие, насыщенные, вибрирующие краски делают изображение ярким и мерцающим, особые приемы манерьенской живописи делают фигуры легкими, воздушными и, как бы парящими. Иллюзию глубины (которая начисто отсутствует у соседних с произведениями Веронезе, а соседствуют картины двух, не менее известных художников своего времени) и необычайную легкость художник создает умелым использованием световых бликов на поверхности картины. В этих произведениях художником вырабатываются те принципы и новые приемы живописи, которые используют для большей художественной выразительности, игру света и тени. Они придают некую легкость восприятия картинам художника, по традиции того времени помещенным в тяжелые позолоченные рамы. Эти принципы и приемы впоследствии послужат основой всех его творений. Художник и впредь сохранит склонность к точности в рисунке, присущей маньеристам, и это выделит его из плеяды венецианских художников того времени. В частности работы Тициана, построены на совершенно ином тональном принципе, а мягкую дымку на картинах Тициан создает сложным наложением слоев различных цветов.

В конце шестидесятых годов Веронезе стал достаточно популярной личностью в Венеции. Количество заказов резко увеличилось, особенно много поступало от служителей церкви. Примерно в 1558 году для церкви Санта Мария делла умильта алле Дзаттере Паоло выполняет на трех больших панно сцены Благовещения, Поклонения пастухов и Вознесения Богоматери, которые в наше время были помещены в капеллу дель Розарио церкви Санти Джованни э Паоло.

Лучшее время творчества художника приходится на шестидесятые, начало семидесятых годов шестнадцатого столетия. К этому периоду относится создание монументальных холстов с изображением пиршеств. Эти полотна ценны не только тем, что передают реальную архитектуру и ландшафты Венеции, на них четко выписаны изображения патрициев Венеции в окружении гостей и прислуживающих им пажей за веселым пиршеством. Все персонажи полотна предстают перед зрителем живыми, брызжущими энергией и весельем. В целом, полотна передают собирательный образ Венецианской жизни. (Брак в Канне )

Одной из первых, к примеру, такой картиной стал «Брак в Кане». На этом полотне огромное количество действующих лиц, в том числе и Христос, и апостолы, множество портретов реальных жителей, не меньшее количество воображаемых персонажей. Художник изобразил даже себя и своих коллег по художественному цеху — Тициана, Тинторетто в образах музыкантов. Однако, несмотря на прекрасную живопись произведения, в нем прослеживается симметричная и статичная композиция.

С начала творческого пути Паоло не последнюю роль отводил портретной живописи. Венецианское искусство стало своего рода катализатором для развития Веронезе-портретиста, сделав острым восприятие психологии изображаемой модели и развив способности мастера перенести свои наблюдения на холст. Начало шестидесятых годов шестнадцатого века — период расцвета этого направления деятельности Веронезе. Его работы за этот период считаются одной из вершин портретного творчества.

Начало семидесятых годов ознаменовалось возвращением Веронезе к изображениям Пиров. В эти годы появляется целая серия холстов, открывает изображение Пира в Доме Симона фарисея. Это произведение писалось для монастыря Сан Себастиано, нынче оно хранится в Милане, в пинакотеке Брера. Тот же сюжет был написан и для монастыря Санта Мария деи Серви, предназначался холст для трапезной. Впоследствии, картина была преподнесена Людовику XIV, королю Франции и нынче находится в Версале. Далее следует Пир в доме Григория Великого, которую заказал монастырь Монте Берико близ Виченцы — написанная в 1572 году и Тайная вечеря для монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, последнее полотно было заказано настоятелем монастыря взамен одноименного полотна Тициана, погибшего в пожаре в 1571 году.

Известна дата передачи последнего полотна монахам — 20 апреля 1573 года, однако вскоре (18 июля того же года) его вызвали в трибунал инквизиции на допрос. Обвинение предстало в лице инквизитора Аурелио Скеллино, который был священнослужителем в Бреши. В вину ему ставили слишком вольную трактовку священного писания. В частности в изображении шута с попугаем — в этом изображении представитель святой инквизиции усмотрел аллегорию похоти. В одеждах, к примеру, солдаты одеты и вооружены как немцы. В поведении персонажей — на картине вопреки евангельскому тексту, ягненка на части разрезает Петр, а не Христос.

В произведении были усмотрены идеи Реформации, уже вовсю витавшие в Северной Европе и распространяющиеся в Италии и Венеции. Паоло отчаянно защищался, стараясь донести право художников на некоторые вольности, однако инквизиция, а именно обвинитель — Скеллино — не признала правоту художника, и ему было дано три месяца на то, чтобы исправить все несоответствия за свой счет. Картина должна была отражать всю важность сюжета, изображенного на ней. Однако исправления, которые внес Веронезе, согласно результатам исследования, которое проводилось в период реставрации картины в 1980-1982 годах, были крайне условны. Веронезе пошел на хитрость, превратив Тайную вечерю в Пир в доме Левия, разместив на карнизе над пилястрами надпись «FECIT D.COVL MAGNU.LEVI-LUCAE CAP.V» (И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение. Лк. 5).

Итак, полотно получило название Пир в доме Левия и стало самым грандиозным из всего, что написал Веронезе. На холсте, шириной примерно тринадцать метров, господствует изображение архитектуры — на переднем плане — трехпролетная лоджия — в которой собственно и проходит действие, на ней в глубине, выписан целый ряд прекрасных строений. (Пастушка)

Естественно, религиозная тема была не единственной в творчестве Паоло. Большой пласт его творчества отдан живописи светской, эротические мотивы так же присутствовали в его творчестве, и, надо сказать были нередкими. Этот художественный жанр был особо популярен у коллекционеров, однако после смерти Тициана подобные картины практически исчезли. У Веронезе к таким картинам относятся картины серии Аллегорий любви, четыре картины, ныне находящиеся в Лондонской национальной галерее. Эти произведения были написаны примерно в 1575 году. В восемнадцатом веке, когда картины входили в коллекцию Герцога Орлеанского, было принято считать, что на них изображены аллегории Неверности, Разочарования, Уважения и Счастливого Союза, однако точное содержание этих полотен не известно до сих пор. Они создавались с целью декорировать свод какой-то залы, и предположительно создавались по поводу бракосочетания какой-то известной пары.

Важным событием в творчестве Веронезе стала работа над обновлением декоративного убранства Дворца Дожей в восьмидесятых годах. Следовало восстановить залы, поврежденные во время пожара, который имел место ночью 11 мая 1574 года, что и предпринималось под руководством Антонио де Понте, с привлечением для консультирования Рускони и Палладио. Паоло поручили украшение плафона в Зале дель Колледжо во втором бельэтаже. Эта работа заняла у Веронезе, по свидетельствам документов, примерно три года.

Этот цикл полотен можно по праву назвать истинными шедеврами, созданными автором. Здесь он нашел возможность воплотить, давно пестуемую им, идею прославления справедливого правления Венецианской республики. Изображены аллегорические образы Веры, которая являлась основой этого правления, Добродетелей, которые направляют действия правителей Венеции. В подтверждение содержания своей программы, он располагает надписи: «Robur imperii» (Сила империи), венчает изображения Марса и Нептуна, «Nunquam derelicta» (Без пренебрежения) и «Reipublicae fundamentum» (Основа республики) соответственно расположены над Верой и Религией, «Custodes libertatis» (Хранитель Свободы) снизу сопровождает изображение властительницы-Венеции в сопровождении Мира и Справедливости. На меньших холстах, которые обрамляют центральные композиции, Паоло разместил аллегории Христианских добродетелей, а между ними двенадцать панно, отображающие греческую и римскую историю.

В последние десять лет жизни Веронезе посвятил работе над циклами для церковных зданий, которые носили декоративный характер. Первый монументальный цикл выполнялся для церкви Сан Николо деи Фрари, что в Венеции. Это здание, построенное еще в четырнадцатом веке, было подвергнуто перестройке и реставрации. Известна дата его освещения — это 17 октября 1582 года. Эту дату исследователи берут за основу для датирования картин, которые создавались для этого храма, и при таинстве освящения уже должны были быть в интерьере церкви. В целом, для этой церкви Веронезе было написано одиннадцать произведений. (Юпитер изгоняющий пороки)

Важнейшей частью произведений Веронезе в последние десять лет его жизни становится пейзаж. Художник не ставит перед собой задачу изображать события реалистично. К примеру, точно следуя букве евангельского текста, Крещение Христа должно было бы изображаться не на опушке густого леса, насыщенного красками, и создающего определенное настроение у смотрящего на картину, а на пустынном берегу Иордана. Пейзажи в его картинах играют свою, специально отведенную им для этого роль. Они призваны усиливать драматическое звучание сюжетов, и поэтому в большинстве своем пейзажи мрачные, напряженные с мерцающим, неземным светом. Подобная трактовка пейзажа не новинка для художников того времени. Этот художественный прием использовал и Якопо Боссано, в мастерской которого учился сын Веронезо — Карлетто, и Якопо Тинторетто, который в своих холстах для Скуолы ди Сан Рокко так же использует пейзаж для создания драматического аккорда в своих произведениях.

Восьмидесятые годы отмечены в творчестве Веронезе, как период, в который он создает множество картин, в основу которых легли «Жития» святых. Это направление деятельности было благосклонно принято и всячески поддерживалось церковными вельможами. XXV сессия Собора в Тренто отметила пользу изображения подобных историй для воспитательной и проповеднической работы.

Великого художника не стало 18 апреля 1588 года, он скончался от воспаления легких, болезнь продолжалась непродолжительное время, оборвав творческий путь великого художника. Световые эффекты его последних произведений обнаруживают сохранившуюся связь со стилистикой Боссано. Эти эффекты в поздних работах мастера, передают поэтику, свойственную только ему. Краски остаются прозрачными, а свет, отраженный поверхностью картины — мерцающим.

Тинторенто.

Якопо Робусти (1518 — 1594) — итальянский художник, который получил прозвище Тинторетто. Тинторетто родился в Венеции и провел в ней всю свою жизнь. Необходимо сказать, что прозвище художника происходит непосредственно от профессии его папы — Джованни Баттиста Робусти, который был красильщиком шелковых тканей.

Ранняя манера Тинторетто во многом отличается от традиции Лагуны; истоки творчества талантливого художника лежат далеко за пределами Венеции. Следует отметить, что после непродолжительного обучения у Тициана, которое было прервано по причине возникшего противостояния между мастером и его талантливым учеником, Тинторетто вскоре испытывает влияние новых тосканских, римских и эмилийских открытий. Отметим, что первые образы данного художника восходят всё-таки к маньеристической стилистике, а также к формулам Пармиджанино, а по повествовательности достаточно похожи с приемами Андреа Скьявоне. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. (Адам и Ева)

Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). Данные культурные заимствования были сведены художником к различным стилистическим элементам: немного удлиненные фигуры, достаточно динамичные формы, явная страсть к изгибам линий, а также подчеркнутая пластичность — все эти черты итальянский художник передает в индивидуальной манере, а также оживляет их оригинальными эффектами света и новым пониманием пространства.

Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. Именно эти произведения смогли выступить поворотным этапом в творчестве итальянского художника, став моментом начала работы с разнообразными религиозными братствами, спустя время ставшими его постоянными клиентами.

Тинторетто уникальным образом сумел приспособить собственные выразительные художественные средства к достаточно специфическим народным религиозным верованиям, а также сделать их сутью собственного поэтического мира. В композиции «Святой Рох исцеляющий чумных» цвет сведен к уникальным светотеневым эффектам, которые создают атмосферу чуда. Данный эффект является первым достижением художника в сфере света. (Вулкан, Марс и Венера)

В 1550-1552 года влияние современной венецианской культуры проявляется в стиле достаточно схожим с тицианским стилем, а также в новом ощущении пейзажа. В картинах, которые были написаны в 1553-1555 года, колорит по собственному характеру восходит к искусству Веронезе. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях).

Зрелый период. Примерно в 1560-е годы Тинторетто достигает полноценной творческой зрелости и начинает довольно смелые и всегда неожиданные художественные поиски. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Отметим, что две из трёх картин имеют композицию, где на фоне архитектурных кулис происходит театрализованное действие. В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. (Происхождение млечного пути)

Одержав в 1564 году победу в тендере на роспись в Скуола ди Сан-Рокко, художник уже в следующем году начинает писать цикл композиций. Тинторетто пишет их за несколько подходов и завершает только в 1587 году. Именно эти композиции являются высшим и самым законченным образцом его искусства. Отметим, что динамическая мощь его яркой живописи выражена здесь не столько в движении, чаще всего в очень головокружительном, а сколько в своеобразной стихийности и нестандартной стремительности мазка.

Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Данный жанр был органичен для художника-визионера, который мог охватить основные черты грубой реальности. Он рисует образы стариков благородных и очень трогательных волнующих до самой глубины души. (Суссана и старцы )

В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены — на плафоне; а также «Сцены из жизни Христа» — на церковных стенах). Данная работа стала пиком поэтического искусства Тинторетто и одним из высочайших достижений маньеризма. Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Драматизм, а также мистическая эмоциональность в толковании уникальных библейских сюжетов определяется очень высоким моральным духом. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом.

С 1580 года из-за огромного скопления заказов у Тинторетто появилась острая потребность в целой команде помощников. Именно под руководством великого мастера они получили возможность работать в Большом Зале в Скуола ди Сан-Рокко. Однако, многие другие произведения, описываемого периода, в которых роль помощников была очень важной, по качеству значительно уступают лучшим работам талантливого художника. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. Эти работы ярко свидетельствуют о достаточно экспрессивной виртуозности пылкого и очень романтичного мастера. В особенности это проявляется в сравнении с восьмью сценами «Праздников семьи Гонзага», которые были заказаны Гульельмо Гонзага примерно в 1579 году и закончены весной 1580 года. В них выражается грубая групповая работа, даже несмотря на ощутимое участие сына художника Доменико. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей. (Ариадна, Венера и Бахус)

Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто.

ВОПРОС

Наши рекомендации