Возрождение: характеристика эпохи и художественной культуры.
Вопросы к экзамену в аспектах, подлежащих обязательному раскрытию при ответе
Возрождение: характеристика эпохи и художественной культуры.
1) Хронологические рамки и периоды эпохи Возрождения.
2) Происхождение термина «Возрождение» и его смысл.
3) Отношение Возрождения к Средневековью.
4) Два источника эпохи – Античность и Средневековье.
5) Отличительные черты эпохи: светский характер культуры и антропоцентризм. (Раскрыть их сущность). Философия гуманизма эпохи Возрождения.
6) Два великих открытия Возрождения: открытие мира и открытие человека.
7) Две основные тенденции развития общественного сознания эпохи Возрождения, нашедшие отражение в литературе и живописи: сила мысли и интерес к человеческому телу.
8) Главный принцип искусства Возрождения, его создания (отношение к художнику) и восприятия
9) Расширение социального состава заказчика.
10) Как повлияло изменение взгляда на женщину в итальянском Возрождении на искусство?
Проторенессанс.
1) Хронологические рамки периода.
2) Характеристика и сущность Проторенессанса: взаимодействие со средневековыми традициями и новаторство.
3) Венеция – родина Возрождения.
4) Чимабуэ: основные тенденции творчества.
5) Скульптура Проторенессанса: творчество Николо Пизано.
Раннее Возрождение
1) Хронологические рамки периода.
2) Реалистическое искусство Гиберти.
3) В чем выражается вклад в развитие скульптуры, сделанный Донателло.
4) Архитектура Раннего Возрождения
· Творения Брунеллески: воплощение торжества разума;
· Палаццо эпохи Возрождения: архитектурные особенности.
5) Реализм Мазаччо.
6) Пьеро дела Франческа: особенности портрета.
7) Андре Мантенья и особенности его искусства.
8) Сандро Боттичелли: основные черты и отличительные особенности творчества.
Высокое Возрождение: общая характеристика.
1) Хронологические рамки периода.
2) Антропоцентризм (раскрыть их сущность) и философия гуманизма эпохи Возрождения.
3) Две основные тенденции развития общественного сознания эпохи Возрождения, нашедшие отражение в литературе и живописи: сила мысли и интерес к человеческому телу.
4) Как повлияло изменение взгляда на женщину в итальянском Возрождении на искусство?
5) Особое отношение к художнику, утвердившееся в период Высокого Возрождения.
6) Новое понимание искусства в итальянском Высоком Возрождении.
Великий Леонардо (1452-1519).
1) Леонардо да Винчи: «Homo universalе» (ученый, художник, изобретатель, теоретик искусства, писатель). Биографические данные.
2) Верроккьо – учитель Леонардо.
3) Мадонны Леонардо: Мадонна Бенуа, мадонна Лита. Техника «сфумато».
4) Фреска «Тайная вечеря»: новаторство и гениальность воплощения замысла.
5) «Конная статуя Франческо Сфорца»: проба в скульптуре.
6) Мона Лиза: загадка и реальность.
7) Эффекты «Портрета дамы с горностаем».
8) Франческо Мельци и его роль в сохранении наследия Леонардо да Винчи.
Божественный Рафаэль Санти (1483-1520).
1) Почему Санти? Особенности биографии Рафаэля. Автопортрет.
2) Разносторонность таланта Рафаэля.
3) Рафаэлевская Мадонна: дар женской красоты и чистоты. Общие черты Мадонн Рафаэля.
4) Изображения Мадонн Рафаэля:
· «Мадонна Конестабиле»: редкостность образа.
· «Обручение Марии».
· «Прекрасная садовница».
· «Мадонна в зелени» и другие.
· «Сикстинская мадонна» - шедевр Рафаэля
5) Гениальность росписей ватиканских станс (заказ папы Юлия II)
· Чему посвящены росписи «Диспута», «Парнас», «Афинская школа», «Мудрость, Умеренность и Сила»?
· Роспись «Афинская школа»: идея и воплощение, образы.
6) Портреты Рафаэля:
· «Портрет папы Юлия II»,
· «Портрет Кастильоне»,
· «Донна Велата» - эталон тихой и чистой женской красоты. Роль натурщицы Маргериты Лути в жизни Рафаэля.
7) Значение творчества Рафаэля для искусства. Что написано на гробнице художника и где он похоронен?
Маньеризм как переходный стиль (от Позднего Средневековья к Новому времени)
1) Чем характеризуется стиль «маньеризм». Время появления стиля.
2) Стилевые особенности маньеризма.
3) Влияние маньеризма на последующее развитие искусства в Новое время.
Северное Возрождение: эпоха и ее творцы.
1) Хронологические и географические рамки Позднего Возрождения.
2) Условность применения термина «Возрождение» к искусству стран Северного Возрождения.
3) Исторические события в Европе периода Позднего Возрождения.
4) Отличительные особенности Северного Возрождения от Итальянского.
Вопросы к экзамену в аспектах, подлежащих обязательному раскрытию при ответе
Возрождение: характеристика эпохи и художественной культуры.
1) Хронологические рамки и периоды эпохи Возрождения.
2) Происхождение термина «Возрождение» и его смысл.
3) Отношение Возрождения к Средневековью.
4) Два источника эпохи – Античность и Средневековье.
5) Отличительные черты эпохи: светский характер культуры и антропоцентризм. (Раскрыть их сущность). Философия гуманизма эпохи Возрождения.
6) Два великих открытия Возрождения: открытие мира и открытие человека.
7) Две основные тенденции развития общественного сознания эпохи Возрождения, нашедшие отражение в литературе и живописи: сила мысли и интерес к человеческому телу.
8) Главный принцип искусства Возрождения, его создания (отношение к художнику) и восприятия
9) Расширение социального состава заказчика.
10) Как повлияло изменение взгляда на женщину в итальянском Возрождении на искусство?
Проторенессанс.
1) Хронологические рамки периода.
2) Характеристика и сущность Проторенессанса: взаимодействие со средневековыми традициями и новаторство.
3) Венеция – родина Возрождения.
4) Чимабуэ: основные тенденции творчества.
5) Скульптура Проторенессанса: творчество Николо Пизано.
Раннее Возрождение
1) Хронологические рамки периода.
2) Реалистическое искусство Гиберти.
3) В чем выражается вклад в развитие скульптуры, сделанный Донателло.
4) Архитектура Раннего Возрождения
· Творения Брунеллески: воплощение торжества разума;
· Палаццо эпохи Возрождения: архитектурные особенности.
5) Реализм Мазаччо.
6) Пьеро дела Франческа: особенности портрета.
7) Андре Мантенья и особенности его искусства.
8) Сандро Боттичелли: основные черты и отличительные особенности творчества.