Упражнение: Проговорите свою историю
Расскажите ваши истории кому-то при личной встрече и запишите ваш разговор. Поступая таким образом, вы сможете увидеть, наскучивают ли они другому человеку и в какой момент. Вероятно, в процессе рассказа вам в голову придут новые идеи, плюс вы поймете, какие аспекты вы хотите подчеркнуть.
День Написания Ситкома 5: от Шутливой Структуры к Структуре Истории
Движущая сила ситкомов – их герои, что означает, что история должна разворачиваться вследствие конфликтов героев друг с другом. События не происходят потому, что того хочет писатель, или потому, что они смешные. На самом деле, потребности одного героя должны вступить в противоречие с потребностями другого героя, и это создает ситуацию. В каждой истории есть урок, который герой должен вынести, или проблема, которую он должен решить.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР с Джоном Труби, автором мастер-классов и семинаров по сценарному искусству
«Важно придумать уникальное желание [цель], которое приводит героя к неприятностям. Эти неприятности затем усиливаются. Юмор происходит из ситуации, которую герой вызвал сам. Как только вы определите проблему героя, доведите ее до крайности. Конечно же, все это сделать нелегко. Но если у вас насыщенный сюжет, у вас есть хороший шанс создать сценарий, который откроет перед вами двери».
Упражнение: Обзор вашей истории
Послушайте запись, на которой вы рассказывали свою историю другу. Обратите внимание на взлеты и падения в истории и задайте себе следующие вопросы:
- Есть ли момент, где история становится скучной?
- Реалистична ли история? Отреагировали бы эти герои таким же образом, как они реагируют у вас?
- Являются ли герои движущей силой истории? Другими словами, создают ли историю личности и желания героев, или же это какие-либо внешние обстоятельства?
- Является ли история слишком большой/длинной или слишком фантастичной? Не создавайте для главного героя переломных (или меняющих ход шоу) событий. Например, не нужно чтобы кто-то вставлял себе в грудь импланты. Лучше, пусть этот человек просто подумает о возможности сделать операцию по увеличению груди. Пусть герой исследует идею и то, как она повлияет на его отношения и жизнь.
- Насколько весомой является цель, которую преследует герой?
- Каковы препятствия, которые мешают герою достичь своей цели?
Цель/Препятствия
Конфликт – это источник юмора, и он создается препятствиями, которые могут быть физическими или эмоциональными. Юмор рождается из возникающего разрыва между тем, чего герой желает (цель), и тем, что стоит на пути к достижению цели (препятствия). И чем более весомыми являются цели и сложнее препятствия, тем громче смех.
Упражнение: Определение цели героя
Какова главная цель героя в Сюжете А?
Каковы препятствия, стоящие на пути героя в попытке достичь этой цели?
Какие 5 дополнительных препятствий возникают в процессе того, как ваш герой пытается достичь своей цели?
1. ________________________________________
2. ________________________________________
3. ________________________________________
4. ________________________________________
5. ________________________________________
Разбейте вашу историю на 6 битов, которые я упоминала ранее:
- Завязка
- Осложнения и усугубления
- Все идет не так, как того ожидали герои
- План
- Важная физическая или эмоциональная комедийная сцена, в которой план не срабатывает
- Разрешение
Не волнуйтесь о деталях, просто напишите 6 основных битов вашей истории.
ДЕНЬ НАПИСАНИЯ СИТКОМА 6: АРКА ИСТОРИИ (СЮЖЕТНАЯ АРКА)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР с Чаком Адамсом, вице-президентом издательства Simon& Schuster
«Сюжетная арка – это ключ к практически любому успешному сочинительству, основанному на сюжете. Я так часто встречаю по-настоящему хорошо написанные романы, в которых нет арки как таковой, скорее какая-то отрыжка, и так продолжается до самой развязки (разрешения). Без арки, зритель/читатель теряет интерес к произведению. Возможность ощутить связь с происходящим, сюжетная арка и сквозная линия – вот ключ к успешному повествованию любого типа».
Подобно шуткам в жанре стэнд-ап, ситкомы представляют собой тщательно структурированные произведения. Одна из причин заключается в том, что большинство из них (за исключением свободного от рекламы канала HBO и нескольких других кабельных каналов) прерывается рекламными блоками. Как правило, каждый акт ситкома – перед выходом на рекламную паузу – заканчивается драматическим моментом (крючком/cliffhanger), когда кажется, будто герой не сможет достичь своей цели. Теоретически, зритель не переключит на другой канал, потому что захочет увидеть, как герой преодолеет препятствия и победит в казалось бы проигрышной ситуации. Конфликт – это то, что создает динамику и подводит к препятствиям и драматическому моменту. Усугубление и последующее разрешение этого конфликта создает сюжетную арку.
Сюжетная арка рисует масштаб напряжения или конфликта в истории. Герои начинают путешествие в покое, и очень скоро происходит что-то, что нарушает этот покой. Тогда у героя появляется цель. Арка поднимается выше и выше, по мере того как в попытке достичь своей цели герой встречает на своем пути препятствия. Кривая возвращается в нижнюю точку, по мере того как конфликт разрешается.
Разрабатывая 6 битов своей истории, убедитесь, что ваша арка работает – что все элементы в вашей истории нарастают и подводят к моменту разрешения.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОРс Эмили Ливайн, сценаристом и продюсером.
«Каждый бит должен работать на построение арки, продвигая конфликт вперед и затем к его разрешению. Если у вас есть инородный бит, который является смешным, но не работает на историю – вырежьте его. Самая большая проблема начинающих авторов заключается в том, что они думают: «Что было бы смешным?», а не «Что составило бы хорошую историю?»
Упражнение: Сюжетная Арка
Разбейте свою историю на препятствия и начертите подробную сюжетную арку.
- Какова форма вашей арки?
- Не слишком ли скоро она достигает своего пика (высшей точки)?
- Существует ли точка, в которой нет конфликта?
- Существует ли точка, в которой конфликт не направляется в сторону разрешения?
- Всегда ли конфликт усугубляется?
Сюжет Б
В некоторых ситкомах есть только сюжет А, но в большинстве ситкомов также присутствует и сюжет Б, а в некоторых еще и сюжеты В и даже Г, как например, в «Сексе в большом городе», где все четыре героини имеют свою собственную историю. Сюжет А – это основная история ситкома, и практически всегда он включает вашу звезду.
«Как вы справляетесь с групповыми шоу типа «Друзья», в которых задействовано больше одной звезды?»
В этих шоу сюжет А чередуется между героями каждую неделю.
По мнению продюсера и сценариста Эмили Ливайн, второстепенные сюжеты могут выполнять несколько различных функций, в зависимости от ситкома.
- Сюжет Б заполняет серию – в этих ситуация второстепенные истории не связаны с сюжетом А или друг с другом. Это наименее сложная форма повествования.
- Сюжет Б взаимодействует с сюжетом А – в таких историях то, что происходит в одном сюжете, влияет на другой. Они соединяются в определенный момент, или развязка одного может зависеть от развязки другого. Взаимосвязь между сюжетами А и Б является и смешной, и неожиданной. В сериале «Сайнфелд» присутствовали сюжеты А, Б, В и Г, которые обычно соединялись друг с другом, потому что замысел «Сайнфелда» включал в себя совпадения в жизни. Пример этого – серия «Жареный цыпленок». Провоцирующим действием стало открытие ресторана «Kenny Rogers Chicken Roaster» напротив дома, в котором живет Джерри. В одном сюжете Крамер протестует, пытаясь закрыть этот ресторан, в то время как в другом сюжете приятеля Джерри по колледжу увольняют, и он находит в этом ресторане работу.
- Второстепенные сюжеты, связанны одной темой – в некоторых групповых ситкомах все второстепенные сюжеты завязаны на одной теме. Например, «В сексе в большом городе» серия посвящена одной теме, и каждая из историй четырех главных героинь освещает какой-то аспект этой темы. Звезде, Саре Джессике Паркер, всегда посвящен сюжет А, в то время как трем другим героиням отдаются сюжеты Б, В и Г. Например, в одной серии темой стали «условия, препятствующие развитию нормальных отношений». В каждой второстепенной истории героиня пыталась ответить на вопрос: «Когда ты остаешься с мужчиной и идешь на компромисс, а когда ты его бросаешь?»