Упражнение: Создаем Позицию.
Добавьте каждое из четырех слов-позиций к вашей теме - «наркотики» - в форме вопроса. К примеру, если бы ваша тема была «пирсинг», ваш список выглядел бы следующим образом:
1. Знаете, что странного в пирсинге?
2. Знаете, что жуткого в пирсинге?
3. Знаете, что сложного в пирсинге?
4. Знаете, что глупого в пирсинге?
Теперь напишите здесь ваши четыре вопроса, используя вместо «пирсинга» слово «наркотики».
Потренируйтесь произносить эти вопросы вслух, делая акцент на позиции. Не старайтесь сейчас быть смешными. Просто – не значит плохо.
Структура Комического: Предпосылка.
Позиция + Тема + ПРЕДПОСЫЛКА + Отыгрыш + Mix + Отыгрыш (Act-out)
Теперь добавьте к вашей комбинации «Позиция+Тема» предпосылку, чтобы получилось то, что называется Завязка.
Завязка = Позиция + Тема + Предпосылка
Предпосылку также называют мнением, ударом (hit), выпадом (slant), точкой зрения, закруткой (spin). Предпосылка должна ясно и четко отвечать на вопрос позиции + темы. Зачастую она скорее имеет глубокий смысл, чем смешна.
Вот завязка к шутке Робина Уильямса; тема – «иметь детей», позиция – «трудно».
[Знаете, что сложного в том, чтобы иметь детей?] «Когда у тебя есть ребенок, ты должен следить за тем, как ты себе ведешь».
Завязка Уильяма – «Когда у тебя есть ребенок, ты должен следить за тем, как ты себя ведешь» – четко и конкретно отвечает на вопрос: «Что сложного в том, чтобы иметь детей?» Она не смешная, но она правдива и имеет глубокий смысл. Комик хочет, чтобы зрители установили связь с предпосылкой, чтобы они почувствовали: «О да! Я знаю, о чем ты говоришь!» И только после того, как Уильям заявил свою предпосылку, он произносит смешную часть шутки:
«Ты не можешь прийти домой пьяным и сказать: Эй, меняемся местами. Теперь папочку стошнит на тебя».
Что составляет хорошую предпосылку?
· Хорошая предпосылка имеет глубокий смысл.
[What's stupid about freebasing?] «Freebasing, it's not free. It'll cost you your house – it should be called homebasing». - ROBIN WILLIAMS[1]
· Хорошая предпосылка – это оригинальное наблюдение.
[Странно, что…] «Мы дошли до того, что разрешенные к продаже лекарства на самом деле сильнее всего того (наркотиков), что вы можете купить на улице»[2].
Это оригинальное саркастичное замечание комика Denis Leary на тему «лекарства». Это простой, логичный ответ на вопрос: «Что странного в наркотиках?» Это также не смешно. Только после заявления предпосылки Лири переходит к смешной части, уточняя, что он имеет в виду:
«На упаковке NyQuil написано «Может вызывать вялость». А должно было быть написано «Не стройте никаких планов».
· Хорошая предпосылка точно определяет, что именно сложного, странного, глупого или страшного в выбранной теме.
[Что странного в магазинах здоровой еды?] «Странно то, насколько больными выглядят все покупатели магазинов здоровой пищи». - DEBBIE KASPER
Контрольная на тему «Предпосылки»
Придумайте предпосылки по теме «отношения»: Вы знаете, что такого странного (сложного, глупого, страшного) в отношениях?
ПРОПУЩЕНА СТРАНИЦА
…Многие комики сходятся во мнении, что завязка более важна, чем смешная часть, потому что это именно то место, где аудитория решает, нравитесь вы ей или нет. Даже при написании ситкомов многие смешные сценарии отвергаются, потому что они (видимо, реплики – пер.) звучат шутливо и забавно, но не достоверно по отношению к персонажам. Пишете вы или выступаете, если ваша завязка кажется шутливой и забавной, она может вызвать у аудитории неприятие.
Вот другой пример неверной предпосылки от Tom Dreeson.
Неверно:
«Я стоял на заднем дворе, и тут приземлились инопланетяне и забрали меня для опытов».
Неверно! Эта предпосылка пытается быть смешной, а в итоге звучит глупо и шутливо. Тут также нет позиции, и это скорее не предпосылка, а история, потому что здесь задействованы глаголы прошедшего времени – «я стоял». И зритель думает: «Как мне вытерпеть пять минут выступления этого идиота?»
Но есть способ заявить эту предпосылку так, чтобы она сработала.
Верно:
«Мой дядя такой странный… Он думает, что к нему на задний двор приземлились инопланетяне и ставили на нем опыты».
Таким образом, ваша завязка становится вполне заслуживающей доверия (правдоподобной), и это ваш дядюшка кажется странным – не вы. Или можно поступить таким образом:
«Вы читали эту глупую статью в National Enquirer, где тот парень думал, что у него на заднем дворе приземлились инопланетяне и начали ставить на нем опыты?»
Мысля в контексте того, что странно, глупо, страшно или сложно, вместо того чтобы размышлять о том, что смешно, вы высвободите свой творческий процесс.
Неверная предпосылка – это что-то о вас, а не проницательное наблюдение о других.
«Разве не странно, что моя девушка не хочет секса?» Да какое мне дело. Я даже не знаком с твоей девушкой.
Использование слов «я», «меня», «мое» в предпосылке выглядит слишком эгоцентрично и не заинтересует аудиторию. Начинайте с чего-то общего и затем переходите к чему-то конкретному о себе.
«[Общее] В нынешние времена вы должны быть женаты или иметь постоянную девушку, потому что у вас больше не может быть случайного секса. [Конкретное] Конечно, я и так никогда не верил в случайный секс. Я всегда старался как мог. Ни одна женщина не говорила мне: «Эй, ты относишься к этому небрежно». Это потому что я обычно ношу тренировочные штаны. И подвожу глаза жженой пробкой». - GARRY SHANDLING
Как-только аудитория заинтересована, вы можете привносить конкретные личные элементы. Но не превращайте это в историю о самом себе. Сочинение комедии – это глубокое исследование того, что значит быть человеком – а не того, что значит быть вами.
«[Предпосылка общего характера] Вы больше не можете отшлепать своих детей, потому что появилась горячая телефонная линия 1-800-CHILD-ABUSIN (жестокое обращение с ребенком). [Личное] Мои родители были такими строгими… Моя мать обычно говорила: «Давай, иди звони, если хочешь. Телефон вон там. Но я выйду из тюрьмы раньше, чем ты – из больницы». GEORGE WALLACE
Неверная предпосылка описывает нечто произошедшее (историю), а не то, что дает понимание того, что произошло.
Наиболее распространенная ошибка, которую совершают большинство начинающих комиков – они путают историю и предпосылку. Истории в жанре стендап не работают, потому что их слишком долго рассказывать.
Неверно:
«Знаете, что странно в отношениях? Я встречался с одной девушкой, и она меня бросила. Я остался совсем один. Я не знаю, как готовить, как оплачивать счета. Я в отчаянии. Я хочу познакомиться с кем-то новым, и каждый вечер я выхожу из дома, пытаясь найти кого-нибудь, и ничего не происходит. Я не нравлюсь девушкам…»
«Официант… Счет, пожалуйста». Истории слишком длинны и скучны. Когда завязка формулируется в виде вопроса: «Знаете, что странного в отношениях?» – следующее предложение должно отвечать на него. Фраза «Я встречался с девушкой, и она меня бросила» не сообщает аудитории, что собственно странного в пирсинге (смысл будет понятен ниже из таблицы с предпосылками).
Верно:
«Знаете, что странного в отношениях? Вы никогда не знакомитесь с кем-то, когда вы на самом деле хотите этого».
Видите, как эта фраза сразу переходит к главному и позволяет избежать необходимости выслушивать нудный рассказ о том, что «на самом деле произошло»?
Поняли? Предпосылка - это не описание того, что произошло. Это переход-к-делу, переход-к-самой-сути, оригинальное наблюдение. К примеру, какую предпосылку можно вытянуть из этой ошибочной завязки?
«Интернет слишком медленный. Нельзя ничего скачать без того, чтобы потратить на это уйму времени».
Это просто изложение того, что произошло, без позиции и без предпосылки.
Первым делом надо дать теме («Интернет») позицию: «странно». Затем опустить историю и заменить ее предпосылкой, оригинальным наблюдением о чем-то конкретном, например:
«Знаете, что странного с этим Интернетом? Он изменил то, что женщин привлекает в парнях. Теперь женщины оценивают мужчин по тому, у кого самое быстрое соединение с Интернетом».
На данный момент, вам не нужно знать, как вам сделать предпосылку смешной. Свежие наблюдения легко сделать смешными.
«Раньше женщины хотели парня нежного и неторопливого, а теперь они хотят мужчину с быстрым жестким диском. «Ооо, у тебя выделенка?» Мне нравится мужчина с сильным процессором, и который знает, как им пользоваться».
Понимание разницы между историей о том, что произошло, и предпосылкой – ключ к успешному написанию комедии. И именно это также осложняет ситуацию. Любой может пересказать, что произошло, но потребуется воображение и проницательность, чтобы придумать хорошую предпосылку.
«Но, Джуди, куча моих историй на самом деле смешные. На вечеринках от моих историй люди корчатся от смеха».
Вот одна из тех вещей, касающихся сочинения смешного, которую моим ученикам и другим начинающим комикам очень трудно понять: то, что сработает на вечеринке, за обеденным столом или в баре, не всегда будет работать на сцене. Многие думают, что это важно – рассказать аудитории о том, что «на самом деле случилось». Неверно. Стендап основан на предпосылках, а не на историях. Студенты, одержимые желанием рассказать свои истории, обычно не получают никакого отклика (реакции) и заканчивают словами «Ну, я думаю, вам просто нужно было оказаться там» в качестве punch-line (punch line – завершающая, ударная часть шутки – пер.). Не смешно.
Даже когда вы пишете сценарии или эссе, применяются те же правила. Написанное произведение может быть основано на том, что произошло в реальности, но профессиональные писатели (сценаристы) редко ограничивают себя простым пересказом истории. Необходимо использовать структуру, воображение и мастерство, чтобы превратить историю в произведение, которое сработает.
«Но мои истории на самом деле смешные».
Ок, продолжайте упрямиться. Рассказывайте свои на самом деле смешные истории. Потом, когда вы облажаетесь на своем первом стендап выступлении, вернитесь к этому уроку, чтобы узнать, как писать предпосылки, чтобы в итоге услышать смех аудитории.