Ставлений и праздников является формирование сценарной
культуры, которая вбирает в себя «комплекс специальных тео-
ретических знаний и практических навыков интеграционного ха-
рактера, необходимых для профессионального регулирования
воспитательных процессов в культурно-досуговой деятельнос-
ти» (38, 60).
«В искусстве можно знать, не умея, но нельзя уметь, не зная, -
на протяжении всей моей жизни я имел возможность десятки раз
проверить этот нехитрый афоризм», - писал А.Д. Дикий, всегда с
пренебрежением относившийся к тем, кто «все знает и ничего не
умеет». Будущим режиссёрам театрализованных представлений и
праздников следует запомнить, что «необходимыми условиями для
появления умения служат знания и понимание». Умения, в свою
очередь, являются результатом осмысления и адаптации получен-
ной информации и вырабатываются в процессе закрепления тео-
ретических знаний и практических навыков в ходе самостоятель-
ной творческой деятельности.
Выделяют следующие показатели сценарных способностей,
развитие которых способствует стимулированию сценарного твор-
чества и формированию сценарных навыков и умений:
- формирование творческой наблюдательности, необходимой
сценаристу для накопления и отбора жизненного материала, на
основе которого строится драматургическая структура будущего
сценария;
- развитие драматургической логики на основе общей теории
драмы, необходимой в сценарной работе для выстраивания сю-
жетного построения и событийной последовательности;
- стимулирование и развитие творческого воображения и об-
разного решения театрализованного представления.
При этом все эти направления, стимулирующие сценарное
творчество, должны быть скоординированы, согласованы и вза-
имно соотнесены.
Таким образом, профессиональная палитра деятельности ре~
жиссёров театрализованных представлений и праздников выД"
вигает перед будущими специалистами требования высокого
уровня не только профессионального мастерства, но и общего
развития.
В свою очередь, профессиональное мастерство, как известно,
является результатом целостного процесса общего и профессио-
нального развития и базируется на функционально общекультур-
ной подготовке, высоком интеллектуальном уровне, широком кру-
гозоре, нравственном и эстетическом потенциале личности.
Список использованной литературы
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. Учебник для сту-
дентов филол. специальностей пед. ин-тов. Изд. 6-е, испр. и доп. - М,-
Просвещение, 1975. - 352 с.
2. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М.: Просвеще-
ние, 1979.
3. Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие для студентов
вузов культуры и искусств. - СПб.: СПбГАК, 1995. - 64 с.
4. Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие. - М., 1998.
5. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. (Над чем работа-
ют, о чём спорят философы). - М.: Политиздат, 1980. - 255 с.
6. Аскеров А., Леонов М. Беседы об агитбригаде, - М.: Сов. Россия,
1985.
7. Баскин М.И. Музыка как выразительное средство театрализации /
/ Театрализация как творческий метод культурно-просветительной ра-
боты. Сб. научных трудов ЛГИК. - Л., 1983.
8. Большая советская энциклопедия, т. 12. - М., 1973. - 593 с.
9. БоревЮ.Б. Эстетика. — 4-еизд., доп. — М.: Политиздат, 1988.—496
с.: ил.
10. Велехова Н. Охлопков и театр улиц. - М., 1970.
11. Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений. -
Л.: ЛГИК, 1977.
12. Волькенштейн В.И. Драматургия. Изд. 5-е. - М., 1969.
13. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? - М.: Политиздат, 1989. -
240с.
14. Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работа. - М., 1983.
15. Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работы. - М.: Сов.
Россия, 1983.
16. Генкин Д.М. Массовые праздники. Учебное пособие для студен-
тов ин-тов культуры. -М.: Просвещение, 1975, 140 с.: с ил.
17. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные празд-
ники и представления. (Учебно-методическое пособие). -М.: ВНМЦНТ
и КПР, 1985.
18. Генкин Д., Конович А. Возможности использования художествен-
ных выразительных средств в методике театрализации // Театрализация
как творческий метод культурно -просветительной работы. Сб. научны"
трудов ЛГИК.-Л., 1983.
19. Генкин Д., Конович А. Массовые театрализованные представле-
ния. Учебно-методическое пособие ВНМЦНТ и КПР. - М., ЛГИК, 1985.
20. Генкин Д., Конович А. Сценарное мастерство культпросветра-
ботника. - М.: Сов. Россия, 1984.
21. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. -
Л.: ЛГИК, 1972.
21а. Герасимов С. Воспитание кинорежиссёра. -М.: Искусство, 1978.
22. Горчаков Н.М. Режиссёрские уроки Вахтангова. — М., 1957.
23. Горчаков Н.М. Режиссёрские уроки К.С. Станиславского. - М.:
Искусство, 1952.
24. Горький М. О литературе. — М., 1953.
25. Дмитриев Л.А. Тайны искусства. Законы телевизионной драма-
тургии как законы творчества. Учебное пособие. -М.: ИПКРТиР, 1994.
26. Ершов П.М. Искусство толкования. В двух частях. Часть вторая.
Режиссура как художественная критика. -Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997.
27. Ершов П.М. Искусство толкования. В двух частях. Часть первая.
Режиссура как практическая психология. — Дубна: Изд. центр «Феникс»,
1997 - 352 с.
28. Ершов П.М. Сочинения: В 3-х т. / Отв. ред. В.М. Букатов. - М.:
ТТО «Горбунок», 1991. - Т. 1: Технология актёрского искусства. - М.,
1992.-288 с.
29. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности.
Учебное пособие. - М.: МГУК, 1998.
30. Завадский Ю.А. Рождение спектакля. - М.: Всероссийское теат-
ральное общество, 1975.
31. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. -М., 1978.
32. Квятковский А. Поэтический словарь. - М., 1966.
33. Костелянец Б. Драма и действие. — Л., 1976.
34. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. ака-
демика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. - М.: МГУК,
1998.
35. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. — М.,
1957.
36. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Метод, пособие для ре-
дакторов и методистов НМЦ. - М.: ВНМЦНТ и КПР им. Крупской, 1989.
37. Луначарский А.В. О театре и драматургии. — М., 1958.
38. Марков И.О. Сценарная культура режиссёров театрализованных
представлений и праздников. Учебное пособие для преподавателей, ас-
пирантов и студентов вузов культуры и искусств. -Краснодар: Изд. КГУ-
КИ, 2004. - 408 с.
39. Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-
педагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988.
40. Массарский С.М. Сценарий рождается в клубе. Пособие для ра-
ботников клубных учреждений, КСК, ПК и О. - М.: Мин. культ. СССР
ВНМЦНТ и КПР, 1988.
41. Массовые театрализованные представления и праздники: Сбор-
ник.-М., 1963.
42. Митта А. Кино: между адом и раем. - М.: Изд -во ЭКСМО-Пресс,
Подкова, 2002. - 480 с.
43. Новикова Л.И. Дизайн в структуре эстетики. - Эстетика и произ-
водство. - М., 1969.
43а. Новикова Л.И. Эстетическое в структуре научной деятельнос-
ти. - В кн.: Художественное и научное творчество / Под ред. Б.С. Мейла-
ха.-Л., 1972.-С. 68-69.
436. Никифоров В.Н. О развитии художественных способностей
личности. - В кн.: Эстетическое воспитание и социальный прогресс. -
М., 1971.
44. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1960.
45. Осовцов С.М. Драматургия и театр в системе искусств: Учебное
пособие. - СПб.: СПбГУКИ, 2000. - 148 с.
46. Островский А.Н. О театре. — М., 1947.
47. Паперный 3.0 художественном образе.-М.: Госполитиздат, 1961.
47а. Паустовский К. Собр. соч., т. 2. - М., 1958.
48. Петров Б.Н. Спортивно- художественное представление на ста-
дионе. Методические указания и рекомендации. — Л.: ЛГИК им. Н.К.
Крупской, 1988.
49. Поламишев A.M. Мастерство режиссёра: от анализа - к вопло-
щению: Учебное пособие для высш. и средних спец. театрал, учеб, заве-
дений. - М.: Искусство, 1992. - с.: ил.
50. Поляков М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. Меж-
дународное агентство «А.Д. и Театр». - М., 2000. - 384 с.
51. Пригожина Л.Г. Проблемы поэтической драмы и советский те-
атр рубежа 1920-1930-х годов. Учебное пособие. - СПб.: ЛГИТМиК, 1991.
52. Рубб А.А. Пока занавес закрыт. - М.: Сов. Россия, 1987.
53. Рубб А.А. Эстрадная режиссура: теория и практика. Изд. 2-ое
доп. и испр. Ч. 5. - М.: МКРФ РИПРИКиТ, 1996.
54. Сапегин Б.Е. Введение в режиссуру: Учебное пособие. - С-ГТб.:
С-ПбГАК, 1997.
55. Саруханов В.А. Агитбригада. Проблемы. Рекомендации. Сцена-
рии. - М.: Профиздат, 1989. - 288 с.
56. Сидельников B.C. Образное решение агитпредставлений. — М.:
Просвещение, 1981.
57. Силин А.Д. Массовые театрализованные представления и празд-
ники: проблемы режиссуры, проблемы организации. - В кн. Очерки о
клубной работе / Сост. А.К. Воробьёв, В.Н. Гагин. -М.: Советская Рос-
сия, 1987. - 160 с. (Библиотечка «В помощь клубному работнику»; № 6).
58. Силин А.Д. Театр выходит на площадь: Специфика работы ре-
жиссёра при постановке массовых театрализованных представлений под
открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площад-
ках. - М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991. - 178 с.
59. Станиславский К.С. Собр. соч. в 8-ми тт. Т. 3. - М., 1957.
60. Станиславский К.С. Собр. соч. в 8-ми тт. Т. 4. - М., 1957.
61. Сценарное мастерство: кино-и теледраматургия как искусство,
ремесло и бизнес (реферат книги Р. Уолтера). - М.: ИПКРТ и Р. - М.,
1993. - 104-с.
62. Театр под открытым небом. Сборник. - М.: ВТО, 1969.
63. Театр под открытым небом: Сборник. - М., 1989.
64. Театр.-1977.-№11.
65. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. - Л., 1980. - Т. 1, 2.
66. Товстоногов Г.А. Круг мыслей. - Л.: Изд. «Искусство», Ленинг-
радское отделение, 1972.
67. Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. в 90 тт.. Т. 30. - М., 1951. - С. 18-
19.
68. Чаплин Ч. Моя биография. - М., 1966. - С. 249.
69. Чехов А.П. Соч. Т. 11. - М., 1948.
70. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. - М.:
Сов. Россия, 1988.
71. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представ-
лений: История и теория. Учебное пособие для студентов институтов
культуры. -М.: Просвещение, 1981.
72. Шароев И. Режиссура массового действа. - М., 1980.
73. Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представле-
ний. - М.: Сов. Россия, 1980. - 152 с. - (Б-чка « В помощь сельскому
клубному работнику», №7).
74. Шекспир В. ПСС. Гамлет. Т. 6. - М.: Искусство, 1960.
75. Шилов Н.П. Сценарное мастерство: Учебное пособие. - Челя-
бинск: ЧГАКИ, 2000. - 56 с.
75а. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учебное пособие для сту-
дентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование, труд». — М.:
Просвещение, 1979. - 303 с.
76. Эйзенштейн С.М. Избр. произв. Т. 3. - М., 1966.
77. Эйзенштейн С.М. Избр. статьи. - М., 1956.
78. Эйхенбаум Б.М. О литературе. - М., 1987.
79. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И.
Новиков, Е.А. Шкловский. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Педагогика-
Пресс, 1998. - 424 с.: ил.
80. Эренгросс Б.А. Удивительная наука эстетика!.. Научно-художе-
ственная литература. Изд. 2-е / Оформл. Евг. Когана. - М.: Детская лите-
ратура, 1977. - 223 с. с фотоил.
81. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. - М.: Поли-
тиздат, 1989.-447с.
82. Ястребова Н.А. Материалистические основы системы Станис-
лавского. Дис.... канд. философ, наук. - М., 1953, л.180.