Рием, которая предполагает литературную обработку всех
Нуждающихся в этом элементов сценария, необходимо соблю-
Сти, точность мысли каждой структурной единицы, богат-
Ство их сценического языка, его метафоричность, его образ-
ность. Все элементы сценария должны нести на себе печать худо-
жественности. Каждое слово, каждая фраза в сценарии должны
быть чёткими и целенаправленными. Каждая строка диалога дол-
жна способствовать развитию сюжета и раскрытию характера изоб-
ражаемых жизненных явлений, персонажей, реальных героев те-
атрализованного действа. При этом сценарист должен уметь вы-
ходить за рамки реалистического бытового изображения, стремить-
ся к условности, выстраивающейся на законе компенсации, когда
в воображении зрителя возникает то, что ему не досказано.
В художественном произведении каждая фраза, слово, кроме
прямого смысла, нередко влечет за собой целый ряд представле-
ний, которые возникают при их восприятии.
«Каждая маленькая, первая ассоциация -это есть момент рож-
дения мысли, - говорил И.П. Павлов. - ...Эти ассоциации растут и
увеличиваются. Тогда говорят, что мышление становится все глуб-
же, шире и т.д.» Так постепенно, в ходе развития действия, у зри-
телей растут ассоциации и расширяются до понимания темы и идеи
представления. Поэтому в процессе работы над сценарием пред-
стоит думать над каждым словом, каждой фразой. Найти образ-
ный язык, характерный для каждого персонажа. «...Любое слово,
любое речевое средство оказывается художественно значимым
лишь тогда, когда оно перестает быть просто информацией, когда
внешние по отношению к нему жизненные явления становятся его
внутренним содержанием, когда слово о жизни преображается в
жизнь, запечатленную в художественном произведении как сло-
весно-художественном целом» (79).
В отличие от литературного произведения, театрализован-
ное представление - синтетическая форма, объединяющая не-
сколько видов искусства (живопись декоративного оформления,
литература, музыка, театр, танец, пластика, кино, цирк, эстра-
да и др.), а также различные виды спорта, и всё это органично
переплетается в единой художественной ткани с документаль-
ным, местным материалом и деятельностью самих участников
массового действа.
Однако это не сумма образов, а живой целостный организм,
где каждая отдельная деталь, картина, номер живут не сами по
себе, а как частица единого целого.
Вместе с тем, необходимо помнить, что сценарии массовых
театрализованных представлений и праздников не предназначены
для чтения, а создаются для сценического воплощения. В связи с
чем, возможно, «в так называемом «литературном сценарии», как
это ни парадоксально, практически не будет литературы, кроме
развернутых режиссерских описаний системы звуковых, световых,
проекционных, пластических и тому подобных образов» (58, 14).
В таком случае сценаристу предстоит осуществить лишь грамот-
ную запись ремарок и других необходимых режиссёрских указа-
ний. При этом необходимо знать, что ремарка не перечень подроб-
ностей, и она не просто называет действие, а даёт его сценическое
решение. Она должна быть ассоциативна. Она должна давать пол-
ное представление о том, что предполагает автор. Необходимо
помнить, что сценарий - это, прежде всего, руководство к дей-
ствию в процессе его режиссёрского воплощения, в котором при-
нимает участие большой творческий коллектив. В связи с этим
ремарка должна будоражить их творческую природу и направлять
в нужное русло в соответствии с авторской мыслью и видением. В
ремарке описывается время, место, атмосфера, характер происхо-
дящего, обязательные детали оформления, предполагаемое направ-
ление речей выступающих и действий, связанных с «реальными
героями» театрализованного действа, характер и содержание ви-
деоряда, «теневого театра», пластического решения и других пред-
полагаемых сценаристом действий, которые важны для раскры-
тия содержания театрализованного действа и для развития автор-
ской мысли.
Таким образом, сценарий - это подробная литературная раз-
Работка содержания, где конкретно указывается, что говорят
И как поступают действующие лица, какие художественные
Произведения исполняются, в какой обстановке происходит
Действие.
«Написать сценарий массового театрализованного представ-
ления, - счтает А.Д. Силин, - значит создать особый образный
мир, мир поэтической условности мир символов и аллегорий, ги-
перболизации и гротеска, метафор и ассоциаций» (58, 14). Поэто-
му для создания театрализованного действа нужен особый способ
видения, нужен глаз художника. В творческом процессе работы
над сценарием взгляд автора, задачи, которые он ставит перед со-
бой, определяют и отбор материала, и способ его подачи. Образ-
197
ноя структура сценария рождается в процессе поиска образ-
ного выявления действенной линии, которая определяется ав-
торской концепцией предполагаемого театрализованного дей-
ства, а также конфликтами, борьбой идей, столкновением
противоборствующих сил внутри каждой единицы сценичес-
кой информации. В результате творческого соединения разных
по содержанию и форме материалов сценарист должен создать
новое произведение, цель которого - подвести аудиторию само-
стоятельно к определенной мысли.
Так, в творческом процессе работы над сценарием режиссёр
театрализованных представлений и праздников создает окрашен-
ный его индивидуальностью, его индивидуальным видением, сти-
лем его мышления художественный мир, который раскрывает его
с новой, ранее неведомой стороны. И основой, отталкиваясь от
которой он создаёт своё театрализованное действо, свой новый
образ, может стать любой документ, жизненный факт, явление дей-
ствительности. Вместе с тем, необходимо помнить, что только
образное решение превращает документальный, местный матери-
ал в произведение искусства.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите этапы работы над сценарием.
2. Из каких творческих операций слагается 1-ый этап работы над
сценарием?
Из каких слагаемых состоит сценарно-режиссёрский замысел?
Чем руководствуется сценарист в процессе отбора сценарного
материала?
Перечислите принципы отбора документального и художествен-
ного материала?
Какие творческие операции предполагает 3-ий этап работы над
сценарием?
Что представляет собой художественный образ?
Перечислите характерные черты художественного образа.
Поясните многомасштабность значения художественного образа.
10. Какие средства иносказательной выразительности вы знаете?
11. Какую роль в сценарии театрализованного действа играет ком-
позиция?
12. Какие задачи стоят перед сценаристом на этапе разработки сю-
жета?
13. Какие функции в сценарии театрализованного действа выпол-
няет сценарно-режиссёрский ход?
14. Перечислите основные приёмы монтажа сценарного материа-
ла.
15. Что представляет собой литературная обработка сценария?
16. Что позволяет добиться образности литературного сценария?
Литература:
1. Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работы. - М.: Сов.
Россия, 1983.-С. 3-17.
2. Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство КПР. - М.: Сов.
Россия, 1984.
3. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-пе-
дагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988.
4. Марков И.О. Сценарная культура режиссёров театрализованных
представлений и праздников. Учебное пособие для преподавателей, ас-
пирантов и студентов вузов культуры и искусств. -Краснодар: Изд. КГУ-
КИ, 2004. - 408 с.
5. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. - М.:
Сов. Россия, 1988.
6. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представ-
лений. -М.: Сов. Россия, 1988.
7. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представ-
лений. Учебник. - М.: Просвещение, 1981.
Дополнительная литература:
1. Дмитриев Л.А. Тайны искусства. Законы телевизионной драма-
тургии как закон творчества. - Учеб. пособие. - М.: ИПКРТ и Р, 1984.
2. Сценарное мастерство: кино и теледраматургия как искусство,
ремесло и бизнес (реферат книги Р. Уолтера). - М.: ИПКРТ и Р, 1993.
3. Митта А. Кино: между адом и раем. - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс,
Подкова, 2002. - 480 с.
Заключение
Анализ теории и практики сценарно-режиссёрской деятельно-
сти по организации и проведению праздничных событий показы-
вает, что найти путь к сердцу и разуму современников режиссё-
рам театрализованных представлений и праздников непросто. Те-
атрализованное действо как художественно-педагогическое явле-
ние требует к себе серьёзного отношения.
Чтобы заинтересовать зрителя поднимаемой проблемой, выз-
вать у него сопереживание происходящему, заставить думать, ана-
лизировать, делать выводы, активизировать его на участие в те-
атрализованном действе, сделав его на это время своим единомыш-
ленником, режиссёру необходимо приложить немало усилий уже
на первой ступени своей творческой деятельности - творческом
процессе создания сценария. Сценарий является основой режис-
сёрской деятельности- первым воплощением сценарно-режиссёр-
ского замысла будущего театрализованного действа.