Рием, которая предполагает литературную обработку всех

Нуждающихся в этом элементов сценария, необходимо соблю-

Сти, точность мысли каждой структурной единицы, богат-

Ство их сценического языка, его метафоричность, его образ-

ность. Все элементы сценария должны нести на себе печать худо-

жественности. Каждое слово, каждая фраза в сценарии должны

быть чёткими и целенаправленными. Каждая строка диалога дол-

жна способствовать развитию сюжета и раскрытию характера изоб-

ражаемых жизненных явлений, персонажей, реальных героев те-

атрализованного действа. При этом сценарист должен уметь вы-

ходить за рамки реалистического бытового изображения, стремить-

ся к условности, выстраивающейся на законе компенсации, когда

в воображении зрителя возникает то, что ему не досказано.

В художественном произведении каждая фраза, слово, кроме

прямого смысла, нередко влечет за собой целый ряд представле-

ний, которые возникают при их восприятии.

«Каждая маленькая, первая ассоциация -это есть момент рож-

дения мысли, - говорил И.П. Павлов. - ...Эти ассоциации растут и

увеличиваются. Тогда говорят, что мышление становится все глуб-

же, шире и т.д.» Так постепенно, в ходе развития действия, у зри-

телей растут ассоциации и расширяются до понимания темы и идеи

представления. Поэтому в процессе работы над сценарием пред-

стоит думать над каждым словом, каждой фразой. Найти образ-

ный язык, характерный для каждого персонажа. «...Любое слово,

любое речевое средство оказывается художественно значимым

лишь тогда, когда оно перестает быть просто информацией, когда

внешние по отношению к нему жизненные явления становятся его

внутренним содержанием, когда слово о жизни преображается в

жизнь, запечатленную в художественном произведении как сло-

весно-художественном целом» (79).

В отличие от литературного произведения, театрализован-

ное представление - синтетическая форма, объединяющая не-

сколько видов искусства (живопись декоративного оформления,

литература, музыка, театр, танец, пластика, кино, цирк, эстра-

да и др.), а также различные виды спорта, и всё это органично

переплетается в единой художественной ткани с документаль-

ным, местным материалом и деятельностью самих участников

массового действа.

Однако это не сумма образов, а живой целостный организм,

где каждая отдельная деталь, картина, номер живут не сами по

себе, а как частица единого целого.

Вместе с тем, необходимо помнить, что сценарии массовых

театрализованных представлений и праздников не предназначены

для чтения, а создаются для сценического воплощения. В связи с

чем, возможно, «в так называемом «литературном сценарии», как

это ни парадоксально, практически не будет литературы, кроме

развернутых режиссерских описаний системы звуковых, световых,

проекционных, пластических и тому подобных образов» (58, 14).

В таком случае сценаристу предстоит осуществить лишь грамот-

ную запись ремарок и других необходимых режиссёрских указа-

ний. При этом необходимо знать, что ремарка не перечень подроб-

ностей, и она не просто называет действие, а даёт его сценическое

решение. Она должна быть ассоциативна. Она должна давать пол-

ное представление о том, что предполагает автор. Необходимо

помнить, что сценарий - это, прежде всего, руководство к дей-

ствию в процессе его режиссёрского воплощения, в котором при-

нимает участие большой творческий коллектив. В связи с этим

ремарка должна будоражить их творческую природу и направлять

в нужное русло в соответствии с авторской мыслью и видением. В

ремарке описывается время, место, атмосфера, характер происхо-

дящего, обязательные детали оформления, предполагаемое направ-

ление речей выступающих и действий, связанных с «реальными

героями» театрализованного действа, характер и содержание ви-

деоряда, «теневого театра», пластического решения и других пред-

полагаемых сценаристом действий, которые важны для раскры-

тия содержания театрализованного действа и для развития автор-

ской мысли.

Таким образом, сценарий - это подробная литературная раз-

Работка содержания, где конкретно указывается, что говорят

И как поступают действующие лица, какие художественные

Произведения исполняются, в какой обстановке происходит

Действие.

«Написать сценарий массового театрализованного представ-

ления, - счтает А.Д. Силин, - значит создать особый образный

мир, мир поэтической условности мир символов и аллегорий, ги-

перболизации и гротеска, метафор и ассоциаций» (58, 14). Поэто-

му для создания театрализованного действа нужен особый способ

видения, нужен глаз художника. В творческом процессе работы

над сценарием взгляд автора, задачи, которые он ставит перед со-

бой, определяют и отбор материала, и способ его подачи. Образ-

197

ноя структура сценария рождается в процессе поиска образ-

ного выявления действенной линии, которая определяется ав-

торской концепцией предполагаемого театрализованного дей-

ства, а также конфликтами, борьбой идей, столкновением

противоборствующих сил внутри каждой единицы сценичес-

кой информации. В результате творческого соединения разных

по содержанию и форме материалов сценарист должен создать

новое произведение, цель которого - подвести аудиторию само-

стоятельно к определенной мысли.

Так, в творческом процессе работы над сценарием режиссёр

театрализованных представлений и праздников создает окрашен-

ный его индивидуальностью, его индивидуальным видением, сти-

лем его мышления художественный мир, который раскрывает его

с новой, ранее неведомой стороны. И основой, отталкиваясь от

которой он создаёт своё театрализованное действо, свой новый

образ, может стать любой документ, жизненный факт, явление дей-

ствительности. Вместе с тем, необходимо помнить, что только

образное решение превращает документальный, местный матери-

ал в произведение искусства.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите этапы работы над сценарием.

2. Из каких творческих операций слагается 1-ый этап работы над

сценарием?

Из каких слагаемых состоит сценарно-режиссёрский замысел?

Чем руководствуется сценарист в процессе отбора сценарного

материала?

Перечислите принципы отбора документального и художествен-

ного материала?

Какие творческие операции предполагает 3-ий этап работы над

сценарием?

Что представляет собой художественный образ?

Перечислите характерные черты художественного образа.

Поясните многомасштабность значения художественного образа.

10. Какие средства иносказательной выразительности вы знаете?

11. Какую роль в сценарии театрализованного действа играет ком-

позиция?

12. Какие задачи стоят перед сценаристом на этапе разработки сю-

жета?

13. Какие функции в сценарии театрализованного действа выпол-

няет сценарно-режиссёрский ход?

14. Перечислите основные приёмы монтажа сценарного материа-

ла.

15. Что представляет собой литературная обработка сценария?

16. Что позволяет добиться образности литературного сценария?

Литература:

1. Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работы. - М.: Сов.

Россия, 1983.-С. 3-17.

2. Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство КПР. - М.: Сов.

Россия, 1984.

3. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-пе-

дагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988.

4. Марков И.О. Сценарная культура режиссёров театрализованных

представлений и праздников. Учебное пособие для преподавателей, ас-

пирантов и студентов вузов культуры и искусств. -Краснодар: Изд. КГУ-

КИ, 2004. - 408 с.

5. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. - М.:

Сов. Россия, 1988.

6. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представ-

лений. -М.: Сов. Россия, 1988.

7. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представ-

лений. Учебник. - М.: Просвещение, 1981.

Дополнительная литература:

1. Дмитриев Л.А. Тайны искусства. Законы телевизионной драма-

тургии как закон творчества. - Учеб. пособие. - М.: ИПКРТ и Р, 1984.

2. Сценарное мастерство: кино и теледраматургия как искусство,

ремесло и бизнес (реферат книги Р. Уолтера). - М.: ИПКРТ и Р, 1993.

3. Митта А. Кино: между адом и раем. - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс,

Подкова, 2002. - 480 с.

Заключение

Анализ теории и практики сценарно-режиссёрской деятельно-

сти по организации и проведению праздничных событий показы-

вает, что найти путь к сердцу и разуму современников режиссё-

рам театрализованных представлений и праздников непросто. Те-

атрализованное действо как художественно-педагогическое явле-

ние требует к себе серьёзного отношения.

Чтобы заинтересовать зрителя поднимаемой проблемой, выз-

вать у него сопереживание происходящему, заставить думать, ана-

лизировать, делать выводы, активизировать его на участие в те-

атрализованном действе, сделав его на это время своим единомыш-

ленником, режиссёру необходимо приложить немало усилий уже

на первой ступени своей творческой деятельности - творческом

процессе создания сценария. Сценарий является основой режис-

сёрской деятельности- первым воплощением сценарно-режиссёр-

ского замысла будущего театрализованного действа.

Наши рекомендации