Риалов сценарист создаёт новое произведение, цель которого -
подвести зрителя самостоятельно к определенной мысли.
Важно уметь увидеть предмет или явление с неожиданной сто-
роны, заметить, открыть в нём то, чего не видят другие, и исполь-
зовать это в процессе выстраивания действия, заставить его рабо-
тать на развитие авторской мысли.
Таким образом, мы непроизвольно соединяем или сопостав-
ляем материал, отдельные фрагменты, структурные единицы сце-
нария, а при этом должны раскрыть их подлинный смысл. Так,
например, соединение документального местного материала с ху-
дожественным материалом должно происходить не механически,
а вскрывать образную суть явления действительности. Поэтому»
для того чтобы подобранный материал не страдал излишней пест-
ротой, был строен, важно отработать «мостики» от одного эпизо-
да к другому. Так, удачный стык создает ощущение целостности
двух совершенно разных элементов — песни и кинокадров, музЫ-
ки и драматургического фрагмента, сливает воедино художествен-
ный фрагмент или произведение с документальным выступлени-
ем или жизненным фактом. Удары колокола, документальный или
художественный видеоряд, звучащий патефон или громкоговори-
тель, музыкальный фрагмент или поэтические строчки, звуки горна
или шум приближающихся шагов, пластическое действие или пря-
мое обращение в зал - всё это и многое другое может выступить в
качестве связующего элемента любой структурной единицы сце-
нария, если оно будет соответствовать замыслу и органично воль-
ётся в канву сценария, способствуя развитию «действия», разви-
тию авторской концепции. Таким образом, монтаж способству-
ет гармоническому сочетанию всех элементов сценария, кото-
рые не должны восприниматься как отдельные части, искус-
ственно связанные в нечто целое.
Идея,словно стержень, должна пронизывать все структурные
элементы сценария. Режиссёр театрализованного представления
внушает зрителям основную идею ненавязчиво, но в то же время
настойчиво. При этом каждому эпизоду, блоку необходимо найти
оригинальное художественное решение. Не воспринимается людь-
ми идея, навязываемая автором и преподнесённая назидательно:
нравоучительное произведение вряд ли кому понравится.
Вместе с тем, зачастую забывается известная мысль Ф. Энгель-
са о том, что, «чем больше скрыты взгляды автора, тем лучше для
произведения искусства». Тогда, по выражению Ю. Юзовского, в
спектакле «идея торчит, как кость в горле». Поэтому в содержа-
тельном спектакле преобладание одной темы над другими дости-
гается не затушевыванием подчиненных и не ослаблением контр-
сквозного действия, а, наоборот, - обнажением борьбы, но с такой
расстановкой борющихся сил, при которой каждый предмет борь-
бы служит выявлению главного по субординации и по контрасту.
Тогда каждая тема, вплоть до главной, раскрывается в жизненных
противоречиях, и тем глубже, чем острее эти противоречия.
И не нужно стараться подать идею в готовом виде, как это часто
происходит. Если тема обычно задаётся в самом начале театрализо-
ванного представления, то к идее, как общему главному выводу не-
обходимо подвести аудиторию всем ходом развивающегося действа.
В связи с этим творческая задача сценариста-режиссера состо-
ит в том, чтобы пробудить активное восприятие действия, заста-
вить каждого как бы включиться в события и самому осмыслить
идею. В таком творческом процессе зритель становится соучаст-
ником действия и сам приходит к осознанию идеи, которой под-
чиняется развитие действия. А для этого необходимо уметь со-
здать «ситуацию художественной самодеятельности» — то есть
условия, при которых собравшаяся аудитория имеет возможность
думать, сопоставлять, размышлять над происходящим, делать свои
собственные выводы, став незаметно для себя участником проис-
ходящего действа.
Таким образом, в процессе монтажа сценарного материала
необходимо стремиться не только к установлению некой логи-
ческой связи между единицами сценической информации, эпизо-
дами и блоками, но и к эмоциональному воздействию на аудито-
рию, глубокой ассоциативной силе, ритмическому разнообразию
происходящего. Необходимо художественное выражение идеи.
Идея — в самом произведении, в тех мыслях и чувствах, которые
оно в нас рождает. Огромная действенность искусства объясняет-
ся именно его эмоциональностью, его способностью захватить весь
зрительный зал единым порывом, вызвать его на диалог, заставить
петь, аплодировать или, наоборот, заставить его замолчать, или
встать, объединив общим чувством. «Идея, лишённая сценичнос-
ти, мало чего стоит. Гораздо важнее уметь воздействовать на зри-
теля...», - говорил Чарльз Чаплин.
В связи с этим, на этапе реализации замысла, поиска путей его
решения, сценаристом используется весь неисчерпаемый арсенал
выразительных средств драматургии (факт, художественный вы-
мысел, композиция, поэтическое слово, ритм и т.д.) в целях созда-
ния нового, оригинального, подлинно художественного современ-
ного произведения. Вместе с тем, нужно не забывать, что совре-
менность сценария определяется, прежде всего, гражданственно-
стью его звучания, гражданской позицией автора, высокой идей-
ностью замысла. И главное, «чтобы то, что восхищало нас в худо-
жественном произведении, было достойно восхищения, а то, что
вызвало наш гнев и презрение, было достойно этих чувств». Вме-
I сте с тем, идея должна быть не только правильной, но и эмоцио-
I нально-образной. А если идея будет рассудочной, логической и
I будет постигаться только разумом, оставляя нас равнодушными,
I не захватит наших чувств, такое произведение окажется малоху-
I дожественным и эстетической радости не принесёт. Значит и идея
I останется невыраженной. В связи с этим, работая над сценарием
необходимо придерживаться принципов, которым следовал изве-
стный сценарист, кинорежиссёр Довженко: «Произведение, кото-
рое я, сценарист, пишу, должно обладать действенностью, во-вто-
рых, действенностью, и в третью очередь действенностью и зре-
лищностью. Причём зрелище должно быть увлекательным, захва-
тывающим».
«Театр меня гипнотизирует особой только ему доступной фор-
мой общения. При непосредственном контакте только 30% инфор-
мации человек воспринимает с помощью слов. Остальное - дви-
жения, жесты, взгляды, интонация, вырастающие в театре до сим-
вола» (64, 85), - пишет известный врач-психолог В. Леви.
Поэтому, чтобы в процессе работы над сценарием театрализо-
ванного действа, «слово - полководец человеческой мысли» не
превратилось в пустые «слова, слова, слова...», ему нужно «найти
театральный, зрелищный эквивалент». Опираясь на специфику
театрализованных представлений, которая заключается в их раз-
ножанровости, синтезе искусств, в разнообразии используемого
материала и сценических выразительных средств, необходимо, по
словам А,Д. Силина, «создать пластический (музыкальный, све-
товой) образ, равноценный образу литературному, а иногда даже
более сильный, более действенный».
Таким образом, на завершающей стадии работы над сцена-