Индивидуальной неповторимости.
Вместе с тем, если за индивидуальными чертами и судьбами,
за личной жизнью героев произведения нет общего, то образы те-
ряют свою общечеловеческую значимость, так как превращаются
лишь в констатацию факта или передачу чьего-то личного пере-
живания. Значимым в искусстве становится лишь то, что в конк-
ретном, личном, индивидуальном заключает важное для многих,
что волнует каждого воспринимающего данное произведение. Так,
например, давно уже нет А.П. Керн, которой Пушкин посвятил
стихотворение «Я помню чудное мгновенье», а люди читают и
перечитывают его, потому что, говоря о своей любви, поэт пове-
дал и о нашей.
А кто не знает стихотворение К.М. Симонова, которое он на-
писал в начале войны, обращаясь к любимой женщине, умоляя и
заклиная её ждать:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Это стихотворение читали, выучивали наизусть, переписыва-
ли и посылали своим любимым в годы войны. Оно волнует нас и
сегодня, хотя со времени его написания прошло уже много лет. И
всё это потому, что, говоря о личных переживаниях, поэту уда-
лось выразить чувства многих людей, веривших в победу и в то,
тго они вернутся, а близкие ждут их и не изменят им.
И в первом и во втором примере мы наблюдаем обобщение,
характерное для художественного образа, что сделало оба стихот-
ворения известными и любимым многими.
Чтобы создать художественное произведение, необходимо вы-
разить в отображаемом в нём жизненном явлении то существен-
ное, что характерно для многих подобных явлений. В основу ху-
дожественного образа может быть положен конкретный факт, че-
ловеческий характер, если через этот факт или характер конкрет-
ного человека художник показывает что-то очень важное, суще-
ственное, характерное для многих. Однако это будет созданный
автором образ на основе конкретного жизненного факта или чело-
Веческой судьбы, а не просто копия с оригинала. «Задача искусст-
За Не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать, -
восклицает художник в рассказе Бальзака «Неведомый шедевр». __
...Нам должно схватывать душу, смысл, характерный облик вещей и
существ» (47, 154). Как видим, передача чувственного облика явле-
ний в искусстве ценна не сама по себе, а лишь в той мере, в которой
в единичном чувственно представленном факте усматривается не-
которая общая мысль - идея произведения. Следовательно, худо-
жественный образ - это такой чувственный образ, в котором че-
рез внешнее как бы «просвечивает» внутреннее существо изобра-
жаемого и который тем самым оказывается средством передачи
какой-то идеи. Мышление такими чувственными образами, несу-
щими в себе всеобщее содержание, и определяется как искусство.
Необходимо помнить, что наряду с отражением жизни в её
индивидуальной конкретности, неповторимой характерности, ху-
дожественным произведениям свойственно утверждение идеи,
раскрытие своего, авторского отношения к изображаемому, обра-
щение к уму, эмоциям и фантазии широкого круга людей.
Если взять, к примеру, картину П. Брейгеля «Слепые», то мы
увидим, что на ней изображены люди, которые медленно бредут
гуськом, держась за плечо друг друга. Передний из них, споткнув-
шись, падает и тянет за собой следующего. Кажется еще миг, и вся
группа будет увлечена за ними. Сначала представляется, что на
картине изображена конкретная единичная бытовая сцена. Одна-
ко такое толкование картины - это «самый элементарный уровень
прочтения» её содержания. И если мы попытаемся проникнуть в
её смысл глубже, то это позволит нам «истолковать брейгелевских
слепых как некий обобщенный символ - образ заблудшего чело-
вечества, не знающего и не видящего, куда оно идет», - размыш-
ляет А.Л. Андреев (5,107). И такая трактовка человеческой жизни
не случайна, так как она порождена беспокойной обстановкой XVI
века с его бесконечными жестокими войнами, религиозными рас-
прями и преследованиями, широким народным движением. Это
пример того, как единичное эмпирически достоверное событие,
изображённое в художественном произведении, стало средством
передачи некоторой общей идеи.
В искусстве известны и другие способы обобщения. Так, ана-
лизируя и отбирая факты, явления, персонажей, авторы обраша-
(отся к типизации. Типизация дает возможность автору показать
ааиболее характерные тенденции жизни и тем самым выразить
)пределенную концепцию жизненной действительности. Вот как
определяет процесс создания литературного образа Н.Г. Черны-
шевский: «Поэт наблюдает множество живых индивидуальных
личностей; ни одна из них не может служить полным типом; но он
замечает, что в каждом из них есть общего, типического; отбрасы-
вая в сторону всё частное, соединяет в одно художественное це-
лое разбросанные в различных людях черты и таким образом со-
здаёт характер, который может быть назван квинтэссенциею дей-
ствительных характеров» (80, 161). Однако эта «квинтэссенция
станет художественным образом только при условии наделения
персонажей индивидуальными чертами». Следовательно, образ
становится действительно художественным только тогда, ког-
да общее будет выражено в индивидуальном, а индивидуальное
станет средством выражения общего, то есть, когда возникает
типическое. И если это единство нарушается, эта связь разрыва-
ется или одна из сторон преобладает над другой, то художествен-
ный образ разрушается. В связи с этим в процессе создания худо-
жественного образа автор собирает и извлекает из разрозненных,
разобщённых жизненных фактов, событий, черт разных людей то,
что помогает ему передать общее для них всех, создавая правду
жизни. При этом правда жизни в художественном произведении
предстаёт «очищенной от всякого рода шелухи, от ничего не зна-
чащих пустяков, от всего малозначительного» (80, 154). Таким
образом, согласно С.И. Ожегову, «образ (в литературе, искусстве)
обобщенное, художественное отражение действительности, обле-
ченное в форму конкретного, индивидуального явления». Итак,
мы видим, что художник, запечатлевая в своих произведениях ха-
рактерные приметы, индивидуальные особенности жизненных
явлений, передаёт нам через них общечеловеческий смысл, в кон-
кретных деталях раскрывает общее. Обобщение - необходимое
Условие для создания подлинно художественного образа. Обоб-
рать - значит проникать в суть действительности. Вместе с тем,
с°здание художественного образа - это сложный творческий про-
вес. И не следует думать, что процесс его создания происходит
VH
Wi'
последовательно: сначала автор обобщает, потом индивидуализи-
рует или, наоборот, вначале индивидуализирует, а потом вносит что-
то обобщённое. Обобщение и индивидуализация в процессе созда-
ния художественного образа происходят одновременно, вместе с
тем, как писал А. Толстой, «это строго различные процессы».
Начинающий сценарист должен знать, что только при усло-
вии глубокого изучения и анализа явлений действительности, пол-
ной искренности автора и новизны его впечатлений от факти-
ческого материала может родиться оригинальный замысел, а
впоследствии может быть разработан сценарий театрализован-
ного представления или праздника, который будет отвечать всем
«ценностным критериям» произведений искусства.
«...В любой научной области - как в области природы, так и в
области истории - надо исходить из данных нам фактов... нельзя
конструировать связи и вносить их в факты, а надо извлекать их из
фактов и, найдя, доказывать их, насколько это возможно, опыт-
ным путём».