Том творчества является монтаж материала, его компози-
ционное решение. Внастоящее время, в связи с повышением ин-
теллектуального и культурного уровня людей, такое построение
сценарной драматургии можно наблюдать чаще, так как восприя-
тие монтажного соединения материала требует образованного зри-
геля, который бы сумел проследить авторскую мысль, который
Умеет мыслить, анализировать и делать самостоятельные выводы.
^ если обратиться к театрализованному представлению, кото-
)е с°стоялось 13 августа 2004 года на стадионе в Афинах в день
ТкРытия 28 Олимпиады, то мы увидим, что в развивающемся
'аздничном действе нет прямого конфликта. Конфликт развива-
1 через разнообразные приёмы монтажа сценарного материа-
ла. Здесь автор опирается на просвещённость аудитории, на зна-
ния ею истории, культуры не только Греции, но и всего человече-
ства, на знания ею мифов, легенд, историй, общепринятых симво-
лов, знаков и т.п., а вместе с этим — на понимание того смысла,
который вбирает в себя каждый символ, каждая деталь, каждый
сценарно-режиссёрский штрих, акцент. Автор убеждён в том, что
аудитория понимает, какие трудности, преграды стояли на пути
тех достижений, тех открытий в развитии культуры, цивилизации,
человеческого разума, о которых он заявляет в задуманном им те-
атрализованном действе. Он надеется, что зрители, воспринимая
тот или иной знак, символ как результат деяний разума или рук
человека, в своём воображении должны представить, увидеть, до-
мыслить те трудности, те противоречия, которые были преодоле-
ны личностью, страной, человечеством, чтобы сделать шаг навстре-
чу своей мечте, своему открытию, достижению, увидят ту борьбу,
в результате которой человечества шагнуло ещё на один шаг впе-
рёд. В связи с этим конфликт здесь развивается стремительно, в
результате смены одного символа другим. Он практически начи-
нает развиваться с появления Кентавра с копьём, величественно
шествующего по берегу озера, которое возникло в центре стадио-
на. А кентавры, как известно, являются олицетворением грубых
варваров, противников греческой цивилизации и развития, побеж-
дённых впоследствии знаменитыми греческими героями. Хотя из
мифов нам известно, что один кентавр, мудрый Хирон, сумел по-
бедить свои животные инстинкты и почти сравнялся по своим ка-
чествам с людьми и стал музыкантом, гимнастом, хорошим стрел-
ком, прорицателем и искусным врачом. Он воспитал многих зна-
менитых героев, таких как Ахиллес, Язон, Кастор и др. Далее, в
ходе развития действия театрализованного представления, мы ви-
дим мраморную голову в руках актрисы, которая читает стихи о
связи греков с историей человечества. Вдруг высоко в центре ста-
диона появилась медленно спускающаяся мраморная фигура, ко-
торая раскалывается на наших глазах на несколько частей, эле-
ментов, при этом, рассказывая нам посредством символов о пер-
вых шагах в развитии человечества, начиная с IV века до нашей
эры. Затем осколки (части) этой единой скульптуры превращают'
ся в многогранные видеомониторы, которые способствуют разви-
тию авторской мысли: мы разные, но все мы очень красивые, нас
много, но все мы - одна семья, и мы многого можем достичь! За-
тем, опустившись ниже над водой, эти осколки становятся подоб-
ны планетам солнечной системы. В это время из-под воды подни-
мается символ земли — куб, по нему шагает человек, который во
что бы то ни стало пытается удержаться на нём, несмотря на то,
что куб вертится. Затем осколки скульптуры опускаются ещё ниже,
и сейчас, они подобно островам, окружают землю-куб. Далее по-
является бог любви Эрос. На берегу молодая пара влюблённых.
Затем проходит целая процессия оживших фресок, скульптур -
таким образом показан путь становления греческой культуры,
спорта. Показано развитие культуры Греции с древности, от пер-
вой Олимпиады и до современности. Здесь, параллельно движу-
щейся процессии, на берегу озера появляются брат и сестра: Апол-
лон — покровитель муз и Афина — покровительница Греции и 28
олимпийских игр. Бог Эрос вручает цветок Афине. Он присутству-
ет на протяжении всего действа, так как везде и во всём помогает
людям, наделяя их любовью. А любовь, в свою очередь, помогает
в преодолении всех преград и трудностей, стоящих на их пути.
Затем, как результат любви на берегу озера появляется беремен-
ная женщина, поддерживающая руками светящийся живот - сим-
вол зарождения, символ начала жизни. Мы видим Млечный путь
над озером. В руках у зрителей - зажжённые фонарики-звёзды.
Женщина-мать направляется в озеро, все участники процессии
следуют за ней. Вдруг среди звёзд над женщиной- матерью возни-
кает спираль ДНК - символ достижения человеческого разума,
свидетельствующий о возможности прочитать человека, передать
ему лучшие качества. Сколько сил, энергии, времени было потра-
чено учёными разных стран на преодоление трудностей, возни-
кавших в процессе изучения генетики.
И снова бьют барабаны. Осколки скульптуры-острова подни-
маются вверх, направляясь к центру озера, которое на глазах у зри-
геля мелеет и высыхает, а в центре стадиона появляется Оливко-
>е Дерево - символ греческой демократии - ещё одно завоевание
Реков. Начинается парад делегаций - участниц Олимпиады 2004
9!
года, после которого был зажжён огонь 28 Олимпийских игр и
провозглашено открытие Олимпийских спортивных состязаний в
столице Греции - Афинах.
Так, посредством знаков, символов, деталей, за которыми боль-
шой труд, огромные усилия и суровая борьба не только греческо-
го народа, но и народов всего мира, происходило развитие конф-
ликта театрализованного представления, разворачившегося перед
аудиторией на стадионе в Афинах. На глазах зрителей, за отведён-
ное время, прошла смена достижений греческого народа, всего
человечества, его разума, его деяний.
Многоплановость, многоголосие тем и мотивов сценариев те-
атрализованных представлений создают некую партитуру, подоб-
ную музыкальной. Как видим, характер драматургии театрализо-
ванных представлений ближе к музыкальной драматургии, неже-
ли к театральной, а ещё напоминает «пластическую драматургию»
монументальной фрески, на что обращает наше внимание И. Ша-
роев. Чаще всего в основу конфликта таких массовых действ ло-
жится крупная политическая или социальная проблема, высокая
по своему звучанию идея. Например, идея утверждения общече-
ловеческих ценностей, здорового образа жизни, торжества мира и
дружбы, солидарности и братства, единства и согласия и т.п.
Таким образом, для сценарной драматургии театрализован-