Идея художественная - главная мысль произведения искус-
ства, его социальный, философский, нравственный смысл. Она
передается всей целостностью произведения искусства, единством
всех его элементов и уровней. В связи с этим идею художествен-
ную невозможно исчерпывающе, адекватно перевести на язык на-
учных понятий, критических суждений. Её нельзя воссоздать без
«смыслового остатка» в других видах искусства. Идея художе-
ственная - это, в отличие от идеи научной, не отвлеченная мысль,
а живое и конкретное осуществление смысла произведения искус-
ства в художественном образе. Как говорил Гегель, «...искусство
доводит до сознания истину в виде чувственного образа...» (81,100).
В художественном произведении тема и идея тесно взаимо-
связаны. Идея передаётся через отражаемые в произведении явле-
ния действительности. Посредствам образного раскрытия темы
автор приводит нас к идее, основной мысли произведения. Идея -
это отношение автора к поднимаемым в произведении жизненным
проблемам. «Драматический писатель, - утверждает А.Н. Остро-
вский, — менее всего сочинитель; он не сочиняет, что было, это
делает жизнь, история, легенда; его главное дело — показать, на
основании каких психологических данных совершилось какое-
нибудь событие и почему именно так, а не иначе» (46, 235).
J
Известный драматург, теоретик Даниил Натанович Аль акцен-
тирует наше внимание на ещё одной характерной особенности
драматургического произведения: «Для драматургии, как свойство,
обязательна современность. Можно сказать — что не современно,
то на сцене и не художественно» (3, 11).
В связи с этим, утверждает Д.Н. Аль, «...для пьесы обязателен
конфликт, основанный на современной проблематике». Кроме того,
продолжает Д.Н. Аль: «...произведения драматургии должны об-
ладать общественной значимостью» (3, 12).
Раскрывая отличительные особенности драматургии Д.Н. Аль
обращает наше внимание на то, что драматургическое произведе-
ние, изображая определённые исторические события современно-
сти, создаёт образ конкретного социального конфликта. И про-
исходит это посредством выстраивания взаимоотношений между
действиями героев. «В драматургическом произведении, - гово-
рит он, - конфликт выстраивается от начала до конца, как творе-
ние самих героев. Они его начинают, ведут и заканчивают. Исход
изображаемого конфликта целиком зависит от поведения, от об-
раза мыслей и поступков героя. Социальный конфликт любого
масштаба, скажем, та же гражданская война, раскрывается в дра-
матургическом произведении отражением в «капле воды» - в дан-
ном столкновении героев, за началом, ходом и исходом которого
следит зритель» (3, 10). Эту мысль интересно, на наш взгляд, раз-
вивает известный кинорежиссёр А. Митта: «Драматическая ситу-
ация заявляет проблему, возникшую между людьми. ...Всё долж-
но быть доведено до конкретного столкновения живых людей» (42,
64). Так, например, для шекспировского Ромео проблема не соци-
альная конфронтация двух кланов, а его любовь к Джульетте. Как
стать её мужем? Для Гамлета - как наказать убийцу отца? Раневс-
кую из чеховского «Вишнёвого сада» волнует не уход дворянства
с социальной сцены России, а конкретные жизненные заботы. Как
спастись от нищеты? Как устроить нормальную жизнь детей? Как
помириться с негодяем-любовником? Все эти простые, жизненно
-ные вопросы заявляются в драме сразу, с появлением персона-
;й драмы. Каждый из них предстаёт перед нами со своей про-
лемой. А это значит, появляется со своей драматической ситуа-
цией. Далее происходит борьба в действиях на наших глазах. А
это и есть то самое главное, что волнует зрителя. Это и есть драма.
«Драматическое напряжение в драме возникает между обыден-
ностью и необычайностью, между естественностью и исключи-
тельностью, между заурядностью и экстраординарностью. ...Пре-
дельность, крайность являются ведущей формотворческой осно-
вой драматургии» (50, 73).
В отличие от прозы и поэзии, драматургическое произведение,
утверждает Д.Н. Аль, «воздействует на воспринимающее сознание
по принципам воздействия самой жизни, окружающей среды. Оно
воздействует на ощущения, на рефлексы, на чувства зрителя. Про-
изведение драматургическое убеждает зрителя сопереживанием»
(3,14). На протяжении всего произведения драматургическое дей-
ствие должно не только вызывать интерес воспринимающих его,
но и подчинить своей власти не только их разум, но и чувства. «Дра-
ма - это искусство вызывать и развивать в зрителе эмоции» (42,
95). В связи с этим в драматургическом произведении автор «ста-
вит персонажей в ситуации, когда они должны прямыми действия-
ми защитить близких, себя и свои идеалы. Они должны спасаться
от голода и смерти, решать проблемы любви и секса... драма пока-
зывает персонажей в крайних ситуациях, которые вытаскивают из
глубины души всё, на что способен человек», - пишет в своей кни-
ге «Кино: между адом и раем» Александр Митта (42,59).
Таким образом, содержание драматургического произведе-