Идея художественная - главная мысль произведения искус-

ства, его социальный, философский, нравственный смысл. Она

передается всей целостностью произведения искусства, единством

всех его элементов и уровней. В связи с этим идею художествен-

ную невозможно исчерпывающе, адекватно перевести на язык на-

учных понятий, критических суждений. Её нельзя воссоздать без

«смыслового остатка» в других видах искусства. Идея художе-

ственная - это, в отличие от идеи научной, не отвлеченная мысль,

а живое и конкретное осуществление смысла произведения искус-

ства в художественном образе. Как говорил Гегель, «...искусство

доводит до сознания истину в виде чувственного образа...» (81,100).

В художественном произведении тема и идея тесно взаимо-

связаны. Идея передаётся через отражаемые в произведении явле-

ния действительности. Посредствам образного раскрытия темы

автор приводит нас к идее, основной мысли произведения. Идея -

это отношение автора к поднимаемым в произведении жизненным

проблемам. «Драматический писатель, - утверждает А.Н. Остро-

вский, — менее всего сочинитель; он не сочиняет, что было, это

делает жизнь, история, легенда; его главное дело — показать, на

основании каких психологических данных совершилось какое-

нибудь событие и почему именно так, а не иначе» (46, 235).

J

Известный драматург, теоретик Даниил Натанович Аль акцен-

тирует наше внимание на ещё одной характерной особенности

драматургического произведения: «Для драматургии, как свойство,

обязательна современность. Можно сказать — что не современно,

то на сцене и не художественно» (3, 11).

В связи с этим, утверждает Д.Н. Аль, «...для пьесы обязателен

конфликт, основанный на современной проблематике». Кроме того,

продолжает Д.Н. Аль: «...произведения драматургии должны об-

ладать общественной значимостью» (3, 12).

Раскрывая отличительные особенности драматургии Д.Н. Аль

обращает наше внимание на то, что драматургическое произведе-

ние, изображая определённые исторические события современно-

сти, создаёт образ конкретного социального конфликта. И про-

исходит это посредством выстраивания взаимоотношений между

действиями героев. «В драматургическом произведении, - гово-

рит он, - конфликт выстраивается от начала до конца, как творе-

ние самих героев. Они его начинают, ведут и заканчивают. Исход

изображаемого конфликта целиком зависит от поведения, от об-

раза мыслей и поступков героя. Социальный конфликт любого

масштаба, скажем, та же гражданская война, раскрывается в дра-

матургическом произведении отражением в «капле воды» - в дан-

ном столкновении героев, за началом, ходом и исходом которого

следит зритель» (3, 10). Эту мысль интересно, на наш взгляд, раз-

вивает известный кинорежиссёр А. Митта: «Драматическая ситу-

ация заявляет проблему, возникшую между людьми. ...Всё долж-

но быть доведено до конкретного столкновения живых людей» (42,

64). Так, например, для шекспировского Ромео проблема не соци-

альная конфронтация двух кланов, а его любовь к Джульетте. Как

стать её мужем? Для Гамлета - как наказать убийцу отца? Раневс-

кую из чеховского «Вишнёвого сада» волнует не уход дворянства

с социальной сцены России, а конкретные жизненные заботы. Как

спастись от нищеты? Как устроить нормальную жизнь детей? Как

помириться с негодяем-любовником? Все эти простые, жизненно

-ные вопросы заявляются в драме сразу, с появлением персона-

;й драмы. Каждый из них предстаёт перед нами со своей про-

лемой. А это значит, появляется со своей драматической ситуа-

цией. Далее происходит борьба в действиях на наших глазах. А

это и есть то самое главное, что волнует зрителя. Это и есть драма.

«Драматическое напряжение в драме возникает между обыден-

ностью и необычайностью, между естественностью и исключи-

тельностью, между заурядностью и экстраординарностью. ...Пре-

дельность, крайность являются ведущей формотворческой осно-

вой драматургии» (50, 73).

В отличие от прозы и поэзии, драматургическое произведение,

утверждает Д.Н. Аль, «воздействует на воспринимающее сознание

по принципам воздействия самой жизни, окружающей среды. Оно

воздействует на ощущения, на рефлексы, на чувства зрителя. Про-

изведение драматургическое убеждает зрителя сопереживанием»

(3,14). На протяжении всего произведения драматургическое дей-

ствие должно не только вызывать интерес воспринимающих его,

но и подчинить своей власти не только их разум, но и чувства. «Дра-

ма - это искусство вызывать и развивать в зрителе эмоции» (42,

95). В связи с этим в драматургическом произведении автор «ста-

вит персонажей в ситуации, когда они должны прямыми действия-

ми защитить близких, себя и свои идеалы. Они должны спасаться

от голода и смерти, решать проблемы любви и секса... драма пока-

зывает персонажей в крайних ситуациях, которые вытаскивают из

глубины души всё, на что способен человек», - пишет в своей кни-

ге «Кино: между адом и раем» Александр Митта (42,59).

Таким образом, содержание драматургического произведе-

Наши рекомендации