Лаки средневековой восточнохристианской живописи
Лаки средневековой восточнохристианской живописи
Перечень рецептов лаковых покрытий, по-видимому, следует начать с двух древнейших трактатов – ИРАКЛИЯ[1] и ТЕОФИЛА[2]. Судя по всему, рецептуры ИРАКЛИЯ (VIII-IX век) и ТЕОФИЛА (X-XI век) пришли к ним из Византии, поэтому с этих древнейших рецептов и следует начать византийский раздел.
Манускрипт Ираклия об искусствах и красках римлян.
Кн. III, гл. 29.
О масле пригодном для смешения с красками[3]
Известь и масло отмерь весом, смешай всё вместе и вари всё, снимая пену. Прибавь туда некоторое количество масла и соответственно ему свинцовых белил и поставь состав на один месяц на солнце. При этом часто помешивай. Знай, что чем дольше масло стоит на солнце, тем оно лучше. Затем процеди и смешай с краской[4].
Манускрипт Теофила (Рогира) "Записка о разных искусствах".
Кн. I, гл. 21.
О лаке
Налей льняное масло в новый маленький горшок и прибавь в него как можно более тонко измельчённую аравийскую камедь, называемую форнис[5], имевшую цвет самого светлого ладана, а в изломе - светлый блеск.
Когда ты это поставишь на уголья (без воды), вари не доводя до кипения, до тех пор, пока содержание горшка не уменьшится (не укипит) на одну треть. Береги свой состав от пламени. ...
Любая картина, покрытая этим лаком, становится блестящей, прекрасной и очень прочной ...
Гл. 21а.
О том же другим способом
Составь вместе 3 или 4 камня, которые могут выдержать огонь и не потрескаются (для этого пригоден кирпич), поставь на них горшок из глины и наполни его упомянутой смолой форнис, которая носит название римской глассы (иначе называют её арабской), и на отверстие этого горшка надень дном кверху второй горшок меньшего размера, имеющий в дне небольшое отверстие. Обмажь оба горла горшков тестом так; чтобы воздух совершенно не проходил между горшками. Затем тщательно разведи под ними огонь и жди, пока не расплавится твоя смола. Сделай тонкую, с ручкой железку, которой ты мог бы (через это отверстие) мешать смолу, следя, когда она станет совершенно жидкой. Имей поблизости также третий горшок, поставленный на угли, в котором находится тёплое льняное масло.
Когда масса станет совершенно жидкой и, вынутая из горшка железкой, будет тянуться, как нитка, тотчас влей в неё тёплое льняное масло и, помешивая железкой, вари таким же образом, чтоб не кипело. Для пробы нужной тебе густоты лака опусти железку в состав и смажь немного им дерево или камень. Массу делай так, чтобы она состояла из двух частей масла и одной части смолы. После того, как ты прилежно проваришь состав по своему усмотрению составь его с огня, сними крышку и дай остыть ему[6].
"Ерминия" ДИОНИСИЯ ФУРНОАГРАФИОТА относится к началу XVIII века, однако в основном она повторяет ерминии палеологовского времени (т. е. времени Мануила Панселина).
28.
Как варить льняное масло
Возьми это масло, налей его в широкое блюдо и выставь против солнца, летом, в самое жаркое время, дней на сорок, но смотри, - как бы оно не сгустилось. Ибо льняное масло варится скоро, а иное медленно. Когда оно сделается как жидкий мёд, тогда бывает хорошо. ... Посему старайся покрывать его в каждый вечер, или вносить в горницу, потому что ночная прохлада портит его. Когда же заметишь, что оно сгущается; тогда процеди его сквозь тонкое полотно, дабы очистить от волос и насекомых, кои попали в него. - Так варится льняное масло солнечным жаром.
29.
Как приготовить пегулу Возьми еловой смолы, сколько хочешь, фунтов, положи её в такой котёл, который вмещал бы её вдвое более, нежели сколько кладёшь, поставь его на огонь, и наблюдай, чтобы смола не сбежала; ибо она сильно вздувается. Когда же увидишь, что она поднимается, тогда сними котёл с огня, и имея наготове трубочку из тростника, подуй сквозь неё на смолу, чтобы прекратить кипение её, или налей холодной воды в другой сосуд, и погрузи в него дно котла: тогда кипение прекратится. Потом поставь опять котёл на огонь, и повторяй это несколько раз, пока смола перестанет вздуваться. Так готовится пегула. Сняв её с огня и имея наготове сосуд с водою, влей её туда, потом тщательно вынь и береги.
30.
О приготовлении лака из льняного масла
Возьми 100 драм льняного масла, сваренного жаром солнца, да 75 драм пегулы, положи их в горшок и поставь его на огонь, чтобы они хорошо распустились и соединились. Потом процеди этот состав и лакируй им при солнечном свете. Но смотри, накладывай этот лак в первый раз, как можно точнее, дабы он не пузырился. А если он слишком сгустится, и ты не можешь разравнивать его; то подбавь к нему немного нефти, дабы он разравнялся. Если же нет ея, то примешай неварёного льняного масла: и это хорошо.
31.
Другой лак из белой мастихи
Возьми 100 драм белой мастихи и перетри её на мраморе, или в иготи, так чтобы она сделалась мелка, как пыль. Положи её в горшок, и налей туда немного нефти, либо льняного масла, дабы мастика не сгорела и не почернела, пока распускается. Поставь этот горшок на горящие угли и накрой его плитою, но приподнимай её почаще, и прутиком мешай мастиху, пока вся распустится. Когда же увидишь, что она распустилась и начинает пениться: тотчас же сними её с огня и влей в неё полтора фунта льняного масла, сваренного солнечным жаром, наперёд подогрев его; потом процеди сквозь тонкое полотно и береги в сосуде. А когда увидишь, что она сселась, подлей к ней нефти, чтобы разжидить её и лакировать ею тонко, и чтобы она не пузырилась. Этот лак хорош.
32.
О лаке из нефти
Возьми 12 драм сандарака и 30 драм пегулы. Первый перетри на мраморе и просей сквозь сито, дабы он был весьма мелок, и вторую так же перетри. Потом положи их в два отдельные горшка, и сперва распусти на горячих углях, а потом соедини, и, подбавляя нефти, мешай прутиком, но подбавляй её мало по малу, дабы сандарак не сгустился; когда же сгустится, слей с него всю нефть, и оставь только то, что сгустилось, мешай над огнём, пока сандарак весь распустится, и опять подбавь нефти, подогрей хорошенько и процеди сквозь тонкое полотно. Если же состав этот густ; то, когда будешь лакировать им, подлей в него немножко нефти. Он просыхает и в тени, от утра до вечера, а иногда и скорее, и даёт блеск стекловидный.
33.
О лаке жёлтом
Возьми 20 драм сандарака и 10 драм сарисамбри, т. е. алоя, сотри их в мелкий порошок, просей и положи в горшок, дабы они распустились, примешай 50 драм льняного масла, сваренного солнечным жаром, и когда будешь лакировать, подлей туда нефти, дабы разжидить лак (так это нужно), и лакируй серебро. Оно будет жёлто.
34.
О лаке из водки, просыхающем в тени
Возьми самой крепкой водки, перегнанной четыре или пять раз, отлей от ней 25 драм в глиняный кувшин, и заткнув его тестом, поставь на потухающие угли, чтобы она вскипела, и кипятя её, подбавь 10 драм мелко истолчённого сандарака; когда же он вскипятится вместе с водкою и распустится в ней, тогда примешай 5 драм пегулы, и опять покипяти водку не долго, дабы из всех этих веществ образовался один состав. Потом процеди его сквозь тонкое полотно; и у тебя будет хороший лак. Когда же станешь лакировать им; то наперед выставь икону против солнца, дабы она хорошо нагрелась, а если оно не светит, то перед огнём. Нагрей так же и лак, и покрой им икону один раз, спустя же немного - в другой раз, а больше не нужно[7].
Русские лаки и олифы
Европейские лаки
Примечания
[1] Сообщения. / ВЦНИЛКР. - 1961. - N 4.
[2] Сообщения. / ВЦНИЛКР. - 1963. - N 7.
[3] Этот способ отбелки и употребления масла описывает ЧЕННИНО ЧЕННИНИ (Гл. ХСII) (См.: ЧЕННИНИ ЧЕННИНО. Указ. соч. - С. 72), ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Гл. 513) (См.: Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора Флорентийского. - М., 1934. - С. 226), МАРЦИАН и другие. Древнерусские и греческие живописцы также были знакомы с этим способом улучшения живописных свойств масла и часто к нему прибегали (Типик НЕКТАРИЯ. - П. 78).
[4] Указ. соч. - С. 46.
[5] По-видимому имеется в виду сандарак (поскольку сандарак, как и гуммиарабик, ввозили в Европу через Аравию, то он мог называться "аравийской камедью"). Позднее в Европе будут применять "немецкий сандарак", т. е. смолу можжевельника. Д. И. КИПЛИК считает: "... смола многих старых рецептов представляет сандарак европейского происхождения, так как во всех почти химических трактатах XVI столетия упоминается о сандараке" (См.: КИПЛИК Д. И. Техника живописи. Т. IV. - Л. - М., 1929. - С. 53).
[6] Указ. соч. - С. 85.
[7] ДИОНИСИИ ФУРНОАГРАФИОТ. Указ. соч. - С. 18-21.
[8] РОВИНСКИЙ Д. А. Обозрение иконописания ... - С. 82.
[9] Указ. соч. - С. 96.
[10] Указ. соч. - С. 101.
[11] КИПЛИК Д. И. Указ. соч. Т. IV. - С. 56.
[12] Указ. соч. - С. 57.
[13] Указ. соч. - С. 57-58.
[14] Указ. соч. - С. 59.
[15] ЧЕННИНИ ЧЕННИНО. Указ. соч. - С. 105. Еще более древний трактат (XI - начала XII в.), так называемый манускрипт АНОНИМА БЕРНЕСИСА, описывает процесс приготовления связующего из желтка и белка. И хотя белок описан в качестве связующего для пигментов, именно таким белком покрывалась и живопись (См.: Манускрипт неизвестного автора ... - С. 62-63).
[16] афшар САДИГ-БЕК. Ганун ос-совар. ("Канон изображений", трактат о живописи XVII в.). - Баку, 1963.
[17] Уменьшение пропорции масла приводит к ослаблению эластичности лака и быстрому его растрескиванию (См.: КАЗИЕВ А. Ю. Указ. соч. - С. 81).
[18] Указ. соч. - С. 81.
[19] ЧЕННИНИ ЧЕННИНО. Указ. соч. - С. 104.
Приводится по: Реставрация икон: Методические рекомендации. Под ред. и с ил. М. В. Наумовой.-М.,изд-во ВXHPЦ. им. академика И. Э. Грабаря, 1993—VII,226 с, ил.; табл.ISBN 5-7196-0757-9
Лаки средневековой восточнохристианской живописи
Перечень рецептов лаковых покрытий, по-видимому, следует начать с двух древнейших трактатов – ИРАКЛИЯ[1] и ТЕОФИЛА[2]. Судя по всему, рецептуры ИРАКЛИЯ (VIII-IX век) и ТЕОФИЛА (X-XI век) пришли к ним из Византии, поэтому с этих древнейших рецептов и следует начать византийский раздел.