Донна: Нам необходимо научиться выносить неведение и депрессию?

Мария-Луиза: Это означает спокойно стоять в темноте и ожидать чего-то автономного - ожидать бессознательной psyche, а не обманывать свои чувства.

Донна: Именно так работает ложная религия? Она считает Бога только добрым, будучи не в состоянии объять его темную сторону?

Мария-Луиза: Да, но на самом деле эта склонность свойственна всем людям. Пациенты приходят к психотерапевту, чтобы избавиться от депрессии как можно быстрее. Но Юнг брал их за шею и погружал в депрессию, по сути говоря им: «Вы должны пройти через депрессию, а не убежать от нее». То, что отвергается или избегается индивидом, естественно проявляется и у всей нации. Гитлер обещал быстрое, легкое внешнее решение, найдя козла отпущения в евреях. Он сказал: «Евреи - зло, избавьтесь от них, и все будет хорошо». К сожалению, немцы стали жертвами столь извращенного мышления. Такая психология предугадывалась уже в Ницше.

ДЕПРЕССИЯ, КОНФЛИКТ И СОЗНАНИЕ

Донна: Наблюдаете ли вы ту же самую склонность в сознании женщины? В попытке избежать депрессии и не иметь дела с темной стороной чувств, желая быть «освобожденными», они все вместе пытаются отрицать чувства, точно так же как и мужчины?

Мария-Луиза: Да. Я думаю, такая проблема свойственна и мужчинам, и женщинам. Это вопрос эмоциональной честности или нечестности. В семье существует опасность неискренности. В массовых движениях - нечестность, она же - в идеологиях. Все, что нам нужно - это честность!

Донна: Что есть честность?

Мария-Луиза: Это проблема чувства - нужно уметь правильно прислушиваться к чувству и не следовать по пути дурного вкуса. На семинаре по Заратустре Юнг обращает внимание на то, как в отдельных фразах Ницше неожиданно демонстрирует дурной вкус, и в этом проявляются начало его шизофрении.

ПП: Какова мораль во всем этом?

Мария-Луиза: Следовать внутренней правде, даже если все вокруг избегают тебя и называют сумасшедшим.

Донна: Таково было и послание Джозефа Кемпбелла: Следуй своему сердцу, стремись к счастью, будь искренен по отношению к тому, что изнутри взывает к тебе.

Мария-Луиза: Иной раз в жизни я обманывала себя. Затем, осмысляя случившиеся события, я, однако, всегда могла бы припомнить тревожное чувство, которое посещало меня с самого начала. Порой бывает трудно прислушиваться к тем беспокойным чувствам. Если на первый взгляд нам кажется, что все в порядке, то мы не хотим замечать внутренних конфликтов, если можем их избежать.

ПП: Честное приятие наших конфликтов - начало личностного роста.

Мария-Луиза: Да. Люди не желают иметь дело с депрессией и таким образом избегают конфликта. Когда все хорошо, то они хотят, чтобы было хорошо на 100% и чтобы так было всегда. Не замечая тревожных признаков расстройства, они тем самым впадают в своего рода иллюзию. И это естественно. Но мы должны бороться с такой склонностью и стараться всматриваться внутрь себя более пристально.

Донна: Могут ли сны предоставить нам заблаговременную информацию о конфликте?

Мария-Луиза: Да. Поэтому после анализа люди часто не обращают внимания на свои сны. Они отстраняются от конфликта, проявившего себя во сне, и говорят: «О, это не важно - все из-за того, что я поздно лег спать».

Донна: Вы хотите сказать, что после завершения анализа некоторые люди начинают находить своим снам рациональное объяснение?

Мария-Луиза: Да, потому что в содержании сна присутствуют вещи, которые им не нравятся. На самом деле они не хотят про них знать.

Донна: Становясь старше, приобретает ли человек мудрость в обращении со снами?

Мария-Луиза: С приходом старости благоразумный человек осознает, что скоро неизбежно покинет этот мир, поэтому он понимает, что пришло время решить для себя, что является вечным, а что - преходящим. Сейчас я все чаще осознаю, что многие вещи уже не имеют для меня значения, потому что через несколько лет меня уже здесь не будет. Процесс старения помогает определить действительно важное.

Донна: Вы хотите сказать, что, становясь старше, мы способны отделить значимое для Самости и то, что важно для Эго?

Мария-Луиза: Да! Мы можем сделать правильную сортировку.

ПП: Что представляет собой такая сортировка в вашем случае? Что для вас важно в отношении собственного развития?

Мария-Луиза: Ну, это трудно сказать. Я могу только отметить, что всегда оказывалась права, следуя своему чувству вместо чьих-либо мнений или советов.

Наши рекомендации