На разных уровнях учебно-воспитательного процесса
Уровни: | Задачи: |
Базовый | Формирование гармоничной креативной личности |
Углублённый или предпрофессиональный | Профессиональная ориентация |
Профессиональный | Подготовка к самостоятельному творчеству и/или деятельности в сфере артпедагогики |
Проанализируйте:
- какого уровня художественное образование вы получили
……………………………………………………………………………
- на каком уровне художественно-образовательного процесса вы хотели бы работать
……………………………………………………………………………
Тема 2. Методологические основы теории и практики современного эстетического воспитания
ПЛАН
1. Ценности культуры как предмет педагогического анализа
2. Эстетические категории как объект восприятия и изучения в системе художественного образования
3. Функции искусства в социуме как объект теоретического и практического освоения воспитанниками
4. Своеобразие процессов художественно-образного и научного освоения мира
Система эстетического воспитания призвана обеспечивать инкультурацию личности, т.е. постижение воспитанниками ценностей культуры. Не стоит путать это явление с социализацией. В процессе социализации человек осваивает нормы поведения, характер деятельности в современном ему обществе. В процессе инкультурации осознает иерархию ценностей в том же обществе.
Рассмотрим аксиологические аспекты понятия культура.
КУЛЬТУРА
Система материальных и духовных ценностей человечества |
Деятельность человека по созданию культурных ценностей |
Освоение ценностей культуры |
ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ | ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ | НАУЧНЫЕ ЦЕННОСТИ |
Нравственные | Произведения искусства | Открытия |
Религиозные | Образы искусства | Изобретения |
Правовые (юридические) | Эстетически осмысленные явления природы | Система научных взглядов |
Приведите примеры взаимосвязи и взаимопроникновения духовных ценностей, относящихся к разным группам, в процессе эстетического воспитания:
Эстетические представления человечества эволюционировали вместе с ним. Каждая новая эпоха открывала новые объекты для любования и художественно-образного осмысления.
Приведите примеры исторических изменений в эстетическом осмыслении какого-либо объекта (красота природы, красота женщины и т.д.). Подумайте, какие задачи ставит знание об эволюции эстетических ценностей перед артпедагогом
2. Эстетические категории как объект восприятия и изучения в системе художественного образования
Эстетическое сознание проявляет себя в оценке, которую мы даем явлениям окружающего мира (природа, социум и, конечно же, – искусство).
Характер эстетической оценки передают категории
прекрасногоибезобразного,
возвышенногоинизменного,
трагическогоикомического,
а также
Ужасного
Артпедагог использует различные понятия для обозначения указанных категорий в зависимости от возраста и эстетического развития воспитанников. Важной педагогической проблемой является формирование адекватной эстетической оценки непривычных для воспитанников объектов.
Следует учитывать исторические, национальные, региональные, социокультурные детерминанты восприятия эстетических категорий.
Для формирования полноценной, социально ответственной личности важно обращать внимание воспитанников на взаимосвязь этических и эстетических ценностей.
Приведите примеры
взаимосвязи этических и эстетических категорий и ценностей в искусстве и предложите прием исполь-зования этой взаимосвязи в системе художественного образования.