Игра «морские командные учения»

(составлена на основе разработки игры «Потерпевшие кораблекрушение», изложенной в книге Кьелла Рудестама «Групповая психотерапия»)

Цель: выявить сформированность эмоционально-психо­логических отношений учащихся в коллективе класса, оп­ределить лидеров классного сообщества.

Оборудование и инвентарь:

столы экипажей и пункта управления учениями распола­гаются по кругу (за каждым столом будет сидеть от 3 до 5 человек), стулья расставляются вдоль стены;

на классной доске изображается табло с перечислением предметов, которые будут ранжированы в ходе игры;

30 листов бумаги для заметок и 10—15 стандартных лис­тов чистой бумаги;

таблички для обозначения номеров или названий экипа­жей кораблей.

Ход проведения игры.

1. Учащимся класса предлагается разделиться на экипажи кораблей в составе от 3 до 5 человек в каждом и располо­житься за расставленными в аудитории столами. Классный руководитель и его помощники (2—3 школьника из числа старшеклассников) занимают стол, который является пун­ктом управления учениками.

2. Члены экипажей в течение 2—3 минут придумывают названия своих кораблей и сообщают о своем решении уча­стникам игры. На стандартном листе они записывают фами­лии и имена членов своей команды.

3. Классный руководитель зачитывает следующую инструк­цию: «В нашем классе проводятся морские командные учения. С этой целью сформированы экипажи кораблей. Корабли не имеют постоянной связи друг с другом и с пунктом управления учениями. Только руководитель учений может установить связь с любым кораблем и наладить ее между кораблями. Эки-

пажам необходимо выполнить сложное задание Генерального штаба. Представьте, что в результате пожара ваш корабль тонет летом в Тихом океане. Из-за поломки навигационных прибо­ров вы не знаете, где находитесь, но примерно на расстоянии тысячи миль от ближайшей земли и на таком же расстоянии от водных путей других кораблей. Имущество оставшихся в живых составляет несколько коробок спичек и пять 10-рубле­вых купюр. Все спасшиеся члены экипажа могут воспользо­ваться прочным надувным плотом и взять с тонущего корабля 10 предметов. Запишите эти предметы в центре листка для заметок, располагая их друг под другом:

зеркало для бритья;

20-литровая канистра с водой;

одна коробка сухих пайков;

карта Тихого океана;

10-литровая канистра с нефтегазовой смесью;

транзисторный радиоприемник;

одна бутылка рома крепостью 80 градусов;

две коробки шоколада;

рыболовная снасть;

плавательная подушка.

Вам необходимо решить, какой из перечисленных пред­метов следует взять с тонущего корабля в первую, вто­рую..., десятую очередь».

4. Руководитель учений предлагает: «В течение пяти минут каждый из членов команды должен самостоятельно поставить цифровой ранг от 1 до 10 перед перечисленными предметами в зависимости от их важности в данной ситуации».

5. Пункт управления учениями приказывает: «В течение пяти минут каждый экипаж должен принять совместное решение о ранжировании предметов» (ранги предметов ста­вятся командиром экипажа на стандартном листе бумаги).

6. Поступает указание руководителя учений: «После выработки совместного решения каждому члену экипажа пред­лагается в течение двух минут принять свое окончательное решение по ранжированию предметов и поставить цифры рангов после наименования предметов».

7. Пункт управления учениями приказывает: «Между эки­пажами кораблей (называются номера или названия этих ко­раблей) будет установлена связь на две минуты. У экипажей есть возможность использовать эти минуты, чтобы избежать

ошибок и сомнений в своем групповом решении. Дается одна минута для подготовки выхода на связь... Связь между ко­раблями установлена, можно приступить к работе».

8. Руководитель учений приказывает: «В течение трех минут каждому экипажу принять свое окончательное решение по ран­жированию предметов и доложить о нем руководителю учений».

9. Капитаны кораблей поочередно заносят решение сво­их экипажей на табло и обосновывают коллективную точку зрения своей команды.

10. Руководитель учений заносит на табло правильное ран­жирование предметов, а его помощники высчитывают сум­му отклонений решений экипажей от правильных рангов предметов:

Предметы   Правиль­ный ранг   Решения экипажей  
1-й корабль   Откло­нения   2-й корабль   Откло­нения  
Зеркало                    
Канистра с водой                    
Сухой паек                    
Карта Тихого океана                    
Канистра со смесью                    
Транзистор                    
Бутылка рома                    
Шоколад                    
Рыболовная снасть                    
Плавательная подушка                    


Наши рекомендации