Игра «морские командные учения»
(составлена на основе разработки игры «Потерпевшие кораблекрушение», изложенной в книге Кьелла Рудестама «Групповая психотерапия»)
Цель: выявить сформированность эмоционально-психологических отношений учащихся в коллективе класса, определить лидеров классного сообщества.
Оборудование и инвентарь:
столы экипажей и пункта управления учениями располагаются по кругу (за каждым столом будет сидеть от 3 до 5 человек), стулья расставляются вдоль стены;
на классной доске изображается табло с перечислением предметов, которые будут ранжированы в ходе игры;
30 листов бумаги для заметок и 10—15 стандартных листов чистой бумаги;
таблички для обозначения номеров или названий экипажей кораблей.
Ход проведения игры.
1. Учащимся класса предлагается разделиться на экипажи кораблей в составе от 3 до 5 человек в каждом и расположиться за расставленными в аудитории столами. Классный руководитель и его помощники (2—3 школьника из числа старшеклассников) занимают стол, который является пунктом управления учениками.
2. Члены экипажей в течение 2—3 минут придумывают названия своих кораблей и сообщают о своем решении участникам игры. На стандартном листе они записывают фамилии и имена членов своей команды.
3. Классный руководитель зачитывает следующую инструкцию: «В нашем классе проводятся морские командные учения. С этой целью сформированы экипажи кораблей. Корабли не имеют постоянной связи друг с другом и с пунктом управления учениями. Только руководитель учений может установить связь с любым кораблем и наладить ее между кораблями. Эки-
пажам необходимо выполнить сложное задание Генерального штаба. Представьте, что в результате пожара ваш корабль тонет летом в Тихом океане. Из-за поломки навигационных приборов вы не знаете, где находитесь, но примерно на расстоянии тысячи миль от ближайшей земли и на таком же расстоянии от водных путей других кораблей. Имущество оставшихся в живых составляет несколько коробок спичек и пять 10-рублевых купюр. Все спасшиеся члены экипажа могут воспользоваться прочным надувным плотом и взять с тонущего корабля 10 предметов. Запишите эти предметы в центре листка для заметок, располагая их друг под другом:
зеркало для бритья;
20-литровая канистра с водой;
одна коробка сухих пайков;
карта Тихого океана;
10-литровая канистра с нефтегазовой смесью;
транзисторный радиоприемник;
одна бутылка рома крепостью 80 градусов;
две коробки шоколада;
рыболовная снасть;
плавательная подушка.
Вам необходимо решить, какой из перечисленных предметов следует взять с тонущего корабля в первую, вторую..., десятую очередь».
4. Руководитель учений предлагает: «В течение пяти минут каждый из членов команды должен самостоятельно поставить цифровой ранг от 1 до 10 перед перечисленными предметами в зависимости от их важности в данной ситуации».
5. Пункт управления учениями приказывает: «В течение пяти минут каждый экипаж должен принять совместное решение о ранжировании предметов» (ранги предметов ставятся командиром экипажа на стандартном листе бумаги).
6. Поступает указание руководителя учений: «После выработки совместного решения каждому члену экипажа предлагается в течение двух минут принять свое окончательное решение по ранжированию предметов и поставить цифры рангов после наименования предметов».
7. Пункт управления учениями приказывает: «Между экипажами кораблей (называются номера или названия этих кораблей) будет установлена связь на две минуты. У экипажей есть возможность использовать эти минуты, чтобы избежать
ошибок и сомнений в своем групповом решении. Дается одна минута для подготовки выхода на связь... Связь между кораблями установлена, можно приступить к работе».
8. Руководитель учений приказывает: «В течение трех минут каждому экипажу принять свое окончательное решение по ранжированию предметов и доложить о нем руководителю учений».
9. Капитаны кораблей поочередно заносят решение своих экипажей на табло и обосновывают коллективную точку зрения своей команды.
10. Руководитель учений заносит на табло правильное ранжирование предметов, а его помощники высчитывают сумму отклонений решений экипажей от правильных рангов предметов:
Предметы | Правильный ранг | Решения экипажей | |||
1-й корабль | Отклонения | 2-й корабль | Отклонения | ||
Зеркало | |||||
Канистра с водой | |||||
Сухой паек | |||||
Карта Тихого океана | |||||
Канистра со смесью | |||||
Транзистор | |||||
Бутылка рома | |||||
Шоколад | |||||
Рыболовная снасть | |||||
Плавательная подушка |