Методика «составление расписания»

(подготовлена профессором Л.В Байбородовой)

Цель: изучить отношение школьников к отдельным пред­метам и учителям.

Ход проведения. Школьникам предлагается составить рас­писание самого благоприятного для них дня либо расписа­ние занятий на всю неделю.

Обработка и интерпретация результатов. При обработ­ке составленного учащимися расписания на неделю выделя­ют следующие рубрики: 1) число выборов уроков, совпа­дающее с фактическим расписанием; 2) число выборов уро­ков больше, чем в фактическом расписании; 3) число выборов уроков меньше, чем в фактическом расписании;

4) отсутствие выборов уроков по данному предмету,

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА»

(описание подготовлено на основе разработок профессора В.Н. Максимовой)

Цель: определить уровень развития интеллектуальных умений и обученности учащихся.

Ход подготовки и проведения. Диагностическая конт­рольная работа может быть проведена по любому учебному предмету. Практика показывает, что наиболее целесообраз­но проводить контрольные работы по трем учебным пред­метам из таких образовательных областей, как:

• языки и литература;

• математика;

• общественные или естественные науки.

Задания для контрольных работ составляются твор­ческими группами учителей совместно с методистами и научными консультантами. Как правило, они обсужда­ются на заседаниях кафедр или методических объедине-

ний учителей. Диагностическая контрольная работа со­стоит из шести заданий, направленных.

• на узнавание;

• на запоминание;

• на понимание;

• на обобщение внутри темы;

• на межтемное обобщение;

• на межпредметное обобщение.

В качестве примера можно привести задания диагности­ческих контрольных работ по литературе и алгебре для уча­щихся 10 класса.

Тема «Творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступ­ление и наказание»»

Задания

1. Дается отрывокиз романа. Требуется определить,кому принадлежат приведенные слова.

2. Дать определение жанра романа.

3. Какую причину, побудившую Раскольникова к пре­ступлению, Вы считаете главной? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Как Вы считаете, почему Раскольникова, Лужина и Свидригайлова можно назвать «двойниками»?

5. Какие традиции в изображении Петербурга в класси­ческой литературе продолжает Достоевский?

6. Назовите художников-иллюстраторов произведений Достоевского.

Тема «Логарифмическая функция»

1. Задается несколько формул функций. Требуется выпи­сать только формулы логарифмических функций.

2. Дать определение логарифмической функции.

3. Построить график логарифмической функции по за­данной формуле функции.

4. Исследовать заданную функцию.

5. Решить логарифмическое неравенство.

6. Решить задачу с физическим содержанием. Методика проведения диагностической работы не отли­чается от обычной контрольной работы по предмету.

Обработка и интерпретация полученных результатов. Вы­полнение заданий оценивается баллами. Наибольшее количе­ство баллов за правильно выполненное задание следующее:

первое задание — 1 балл;

второе задание — 2 балла;

третье задание — 3 балла;

четвертое задание — 4 балла;

пятое задание — 5 баллов;

шестое задание — 6 баллов. Максимальная оценка за контрольную работу — 21 балл. Для перевода баллов в «школьную» систему отметок можно использовать следующую шкалу:

20—21 балл — «5»;

18—19 баллов — «4»;

16—17 баллов — «З»;

15 и меньше — «2».

Коэффициент обученное™ учащихся того или иного клас­са определяется как частное от деления суммы баллов, полу­ченных всеми учениками за выполнение всех заданий, на мак­симально возможное количество баллов, которое могут полу­чить ученики данного класса при правильном выполнении всех заданий. О развитии у учащихся умений узнавать, запо­минать, понимать и обобщать можно узнать, если произвести аналогичные математические операции с данными, получен­ными при выполнении школьниками того или иного задания. Для выявления индивидуальных характеристик обученности и развития интеллектуальных качеств необходимо определить частное отделения количества баллов, полученных отдельным учеником за выполнение всех или одного задания, на 21 балл или на наибольшее количество баллов, которое можно полу­чить при успешном выполнении одного из заданий.

Наши рекомендации