Методика «составление расписания»
(подготовлена профессором Л.В Байбородовой)
Цель: изучить отношение школьников к отдельным предметам и учителям.
Ход проведения. Школьникам предлагается составить расписание самого благоприятного для них дня либо расписание занятий на всю неделю.
Обработка и интерпретация результатов. При обработке составленного учащимися расписания на неделю выделяют следующие рубрики: 1) число выборов уроков, совпадающее с фактическим расписанием; 2) число выборов уроков больше, чем в фактическом расписании; 3) число выборов уроков меньше, чем в фактическом расписании;
4) отсутствие выборов уроков по данному предмету,
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА»
(описание подготовлено на основе разработок профессора В.Н. Максимовой)
Цель: определить уровень развития интеллектуальных умений и обученности учащихся.
Ход подготовки и проведения. Диагностическая контрольная работа может быть проведена по любому учебному предмету. Практика показывает, что наиболее целесообразно проводить контрольные работы по трем учебным предметам из таких образовательных областей, как:
• языки и литература;
• математика;
• общественные или естественные науки.
Задания для контрольных работ составляются творческими группами учителей совместно с методистами и научными консультантами. Как правило, они обсуждаются на заседаниях кафедр или методических объедине-
ний учителей. Диагностическая контрольная работа состоит из шести заданий, направленных.
• на узнавание;
• на запоминание;
• на понимание;
• на обобщение внутри темы;
• на межтемное обобщение;
• на межпредметное обобщение.
В качестве примера можно привести задания диагностических контрольных работ по литературе и алгебре для учащихся 10 класса.
Тема «Творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание»»
Задания
1. Дается отрывокиз романа. Требуется определить,кому принадлежат приведенные слова.
2. Дать определение жанра романа.
3. Какую причину, побудившую Раскольникова к преступлению, Вы считаете главной? Обоснуйте свою точку зрения.
4. Как Вы считаете, почему Раскольникова, Лужина и Свидригайлова можно назвать «двойниками»?
5. Какие традиции в изображении Петербурга в классической литературе продолжает Достоевский?
6. Назовите художников-иллюстраторов произведений Достоевского.
Тема «Логарифмическая функция»
1. Задается несколько формул функций. Требуется выписать только формулы логарифмических функций.
2. Дать определение логарифмической функции.
3. Построить график логарифмической функции по заданной формуле функции.
4. Исследовать заданную функцию.
5. Решить логарифмическое неравенство.
6. Решить задачу с физическим содержанием. Методика проведения диагностической работы не отличается от обычной контрольной работы по предмету.
Обработка и интерпретация полученных результатов. Выполнение заданий оценивается баллами. Наибольшее количество баллов за правильно выполненное задание следующее:
первое задание — 1 балл;
второе задание — 2 балла;
третье задание — 3 балла;
четвертое задание — 4 балла;
пятое задание — 5 баллов;
шестое задание — 6 баллов. Максимальная оценка за контрольную работу — 21 балл. Для перевода баллов в «школьную» систему отметок можно использовать следующую шкалу:
20—21 балл — «5»;
18—19 баллов — «4»;
16—17 баллов — «З»;
15 и меньше — «2».
Коэффициент обученное™ учащихся того или иного класса определяется как частное от деления суммы баллов, полученных всеми учениками за выполнение всех заданий, на максимально возможное количество баллов, которое могут получить ученики данного класса при правильном выполнении всех заданий. О развитии у учащихся умений узнавать, запоминать, понимать и обобщать можно узнать, если произвести аналогичные математические операции с данными, полученными при выполнении школьниками того или иного задания. Для выявления индивидуальных характеристик обученности и развития интеллектуальных качеств необходимо определить частное отделения количества баллов, полученных отдельным учеником за выполнение всех или одного задания, на 21 балл или на наибольшее количество баллов, которое можно получить при успешном выполнении одного из заданий.