Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
(составлена па основе материалов пособия Р.В. Оечаровой «Справочная книга школьного психолога»)
Цель:выявление коммуникативных склонностей учащихся. Ход проведения.Учащимся предлагается следующая инструкция; «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «—». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончись начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по
сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
о низкий уровень — 0,1—0,45;
о ниже среднего — 0,46—0,55;
о средний уровень — 0,56—0,65;
«выше среднего — 0,66—0,75;
о высокий уровень — 0,76—1.
Методика диагностики уровня творческой активности учащихся
(подготовлена М.И. Рожковым, Ю. С. Тюнниковым, Б. С. Алишевым, Л.А. Воловичем)
Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности.
Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество.
Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.
Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41—44; по критерию «критичность» — на вопросы 45—48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» — на вопросы 49— 52; по критерию «направленность на творчество» — на вопросы 53—56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка — 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.
Можно выделить три уровня творческой активности школьника и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до I;
средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2.
Опросник. «Чувство новизны»
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняетсясимвол ответа в карточках):
1. Если бы я строил дом для себя, то: | |
а) построил бы его по типовому проекту | |
б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино | |
в) построил бы такой, которого нет ни у кого | |
1. Если мне нужно развлекать гостей, то я: | |
а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми | |
б) сочиняю сам сюрприз для гостей | |
в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино | |
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю: | |
а) оригинальную | |
б) трудную | |
в) простую | |
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название: | |
а) красивое | |
б) точное | |
в) необычное | |
5. Когда я пишу сочинение, то: | |
а) подбираю слова как можно проще | |
б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли | |
в^ стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова | |
6. Мне хочется, чтобы на уроках. | |
а) все работали | I |
б) было весело | |
в) было много нового | |
7. Для меня в общении самое важное: | |
и) хорошее отношение товарищей | |
б) возможность узнать новое («родство душ») | |
в) взаимопомощь | |
8. Если бы я был поваром, то: | |
а) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны | |
б) создавал бы новые блюда | |
в) старался бы мастерски готовить все известные блюда | |
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы: | |
а) «Седьмое чувство» | |
б) «Поле чудес» | |
в) «Очевидное—невероятное» | |
10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы: | |
а) наиболее удобный маршрут | |
б) неизведанный маршрут | |
в) маршрут, который хвалили мои друзья |
2. Опросник «Критичность»
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символамиВаши ответы:
а) полностью согласен — 0;
б) не согласен — 2;
в) не готов дать оценку данному высказыванию — 1.
11. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д. И. Писарев).
12. Лицо — зеркало души (М. Горький).
13. Единственная настоящая ценность — это труд человеческий (А. Франс).
14. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
15. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл). 16 Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
17. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
18. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
19. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).
20. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).
3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»
21—23 (для старшеклассников)
В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.
21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ
Арест | а) вор |
б) обвиняемый | |
в) судья | |
г) адвокат | |
22. ОЗЕРО - ВАННА | |
Водопад | а) лужа |
6) труба | |
в) вода | |
г) душ |
23. ВУЛКАН-ЛАВА
1) источник — родник
2) глаз — слеза
3) огонь — костер
4) шторм — наводнение
21—23 (для среднего возраста)
Представлена исходная пара слов, которые находятсявгопределенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2).
21. ШКОЛА-ОБУЧЕНИЕ
Водопад | а) доктор |
б) ученик | |
в) учреждение | |
г) лечение | |
д) больной |
22. ПЕСНЯ - ГЛУХОЙ | |
Картина | а) хромой |
б) слепой | |
в) художник | |
г) рисунок | |
д) больной | |
23. РЫБА - СЕТЬ | |
Муха | а) решето |
б) комар | |
в) комната | |
г) жужжать | |
д) паутина |
24—27. Найдите выход из предложенных ниже ситуаций:
(свой ответ запишите на обороте карточки).
24. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
25. В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше — Ваши действия?
26. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?
Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:
отсутствие ответа — 0;
тривиальный ответ — 1;
оригинальный ответ — 2.
28—30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.
28. Консервная банка.
29. Металлическая линейка.
30. Велосипедное колесо.