Тренаж элемента «сценическая наивность»

Реализуется в следующих упражнениях 17)

Наблюдательность

Наблюдения - путь к раскрытию образа, они помогают нахождению в себе черт, схожих с чертами персонажа, в «шкуру» которого надо «влезть».

Каждый студент выбирает «зверя», близкого к собственной природе, что дает нам основание судить о гранях его дарования, а удачное выполнение желания быть зверем, птицей, животными, — и о степени его одаренности.

Фантазия

Это качество - важная грань «сценической наивности». Речь идет об умении фантазировать на основе наблюдений и разгадки характера через поступки, совершаемые «зверем», сфантазировать его логику «мышления» и поведения, на основе этого построить внутренний монолог, живя его логикой поступков.

В умении фантазировать конкретно, направляя фантазию по пути к намеченной цели, поверить в эту фантазию всем своим существом — смысл «сценической наивности».

Правда, вера, логика и последовательность

Вызвать правду чувств можно через логику физических действий «зверья». Приведу пример.

Пример. Студентка-львица. Она в «клетке:» (так сфантазированавыгороженная часть комнаты). Шагает от стены к стене, подымается на «задние лапы», опирается о «решетку» и, оттолкнувшись, снова шагает вдоль нее, рычит на зрителей. Студентка нафантазировала внутренние монологи. Все мизансцены, проделанные «львицей», име­ли внутреннее обоснование. И «рычание» — отчаянное, ненавидящее зрителей, звучавшее как протест и боль, слышалось в ее голосе.

Можно долго пребывать в этой «шкуре», пока не иссякает фанта­зия, а с ней и вера в «зверя». Когда же внутренний монолог истощается, уходят правда и вера, наступает «очеловечивание» зверя.

Уметь поверить в свою фантазию и логически-последовательно действовать в «шкуре зверя» в предлагаемых обстоятельствах, приспособив свое тело, как форму выражения существа образа (скажем, стать на четвереньки), — необходимые условия для воспитания наивности.

Более Подробно см. в приложении (с.171).

«Сценическая наивность» заключает в себе беспощадный тренаж веры во все, что делает будущий актер на сценической площадке в самом простейшем упражнении. Цель — натренировать легкую возбудимость до такой степени, чтобы можно было легко входить в предлагаемые обстоятельства, «моментально» поверить в логику и последовательность поступков своего персонажа и действовать в его «шкуре». Этому помогает натренированная эмоциональная память.

Эмоциональная память

Эмоциональная память — память, основанная на чувствовании; она позволяет, если нужно, повторить все знакомые, ранее пережитые чувства. «Подобно тому, как в зрительной памяти перед вашим внутренним взором воскресает давно забытая вещь, пейзаж или образ человека, так точно в эмоциональной памяти оживают пережитые раньше чувствования. Казалось, они совсем забыты, но вдруг какой-то намек, мысль, знакомый образ — и снова вас охватывают переживания, иногда такие же сильные, как в первый раз, иногда несколько слабее, иногда сильнее, такие же или в несколько измененном виде»

Прежде всего студенту надо научиться оживлять эмоциональную память. Это делается с помощью многих внутренних, а также внешних средств и возбудителей.

Очень важно, чтобы будущие актеры овладели умением смотреть, видеть, воспринимать окружающее их на подмостках и непосредственно отдаваться настроению, которое создает сценическая жизнь. Приобретая такое умение, они становятся внутренне подвижными.

В освоении этого элемента большое место отводится работе над мизансценой, создаваемой по настроению, по переживанию и для определенной цели. Бывает и наоборот, когда принятая мизансцена подсказывает цель. С этой точки зрения полезно оправдать чужую мизансцену, понять переживание и действие другого персонажа, постараться прожить в этом понятом состоянии, т. е. вызвать в себе аналогичные чувства. Создать самому мизансцену или оправдать чужую — две стороны актерской практики, для которой очень важна крепкая связь «души и тела».

Постоянный тренаж эмоциональной памяти всех пяти чувств человека, построение мизансцен и оправдание их — непременные составляющие работы над «сценической наивностью».

Даже первоначальные шаги по пути создания образа живого существа предполагают чуткость восприятия души «зверя» через тело. Его поведение, характер, особенности походки, умение слышать, видеть, осязать, обонять, съедать пищу - внешние манки, которые получает студент при наблюдении за «зверьем». Отсюда возникает чувство, впечатление и переживания (например, жаль щенка, котенка — они маленькие, их обижают). В душе человека рождается обида, переживаемая «зверьем». Рождаются «мысли зверя», которые как бы разгады­ваются в издаваемых им звуках, положении тела; в его глазах читается или жалоба, или радость, или злость, или страх в зависимости от конкретных обстоятельств.



 

На основании суммы впечатлений появляется желание влезть в шкуру «зверя» и прожить его жизнью. Если «зверь» воспринят студентом и понят, он преображается и проживает какое-то время в этой «шкуре», соответственно и верно совер­шая поступки, выполняя желания.

Внутренний монолог

«Без внутреннего монолога, говорил К. С. Станиславский, — нельзя сыграть ни одну роль» 19).

Наши рекомендации