Проблемой является отношение художественной формы и ху- дожественного «Я».
Вторым компонентом эмпатии, на базе которого проис- ходит идентификация реального «Я» автора и художественной формы, выступает интроекция. Если проекция предполагала «вынесение» художественного «Я» за пределы реальной ситуации автора, его пространственно-временных координат в воображаемую ситуацию, то интроекция означает противоположно направленный процесс. Художественное «Я» «вносится» в реальную ситуацию автора, его реального «Я». Но автор смотрит на эту реальную ситуацию глазами субъекта-мастера.
Например, Я-герой живет на сцене своей жизнью и по логике этой жизни в каждый данный момент имеет тот или иной объект внимания. Например, по ходу пьесы этими объектами могут быть змея, бомба, король и т. п., хотя на самом деле на сцене нет ни змеи, ни бомбы, ни короля, а есть веревка, пепельница и актер-партнер. Ясно, что здесь речь идет о внимании Я-героя в условиях воображаемой ситуации, т. е. в условиях проекции. Но в то же время актер должен воспринимать каждый объект внимания — веревку, пепельницу, партнера и т. п. — таким, каким он реально дан. Актер не должен притворяться слушающим или видящим, а на самом деле видеть и слышать все, что есть и происходит на сцене. Объекты внимания и интересы образа он должен сделать объектами актера-творца (мастера). Воображаемая связь реальных сценических объектов с объектами воображаемой ситуации делает реальные объекты интересными для творца и необходимыми для него. Он начинает относиться к ним не просто как человек, а как мастер, регулирующий по отношению к ним и психологический рисунок роли и внешнюю технику актерского мастерства. В этом втором случае мы имеем дело с вниманием и интересом Я-мастера в условиях реальной сценической среды, т. е. в условиях интроекции.
Для актера-человека веревка на сцене — это веревка, для актера-образа — змея, т. е. воображаемый объект (проекция!), для актера-творца — веревка, обозначающая змею (интроекция!). В акте интроекции актер имеет дело с реальными объектами, имеющими условную природу. По терминологии Станиславского, это «быль, но она отличается от
подлинной «были», это художественная сценическая быль».
Пользуясь семиотической терминологией, следует сказать, что в акте интроекции актер имеет дело с художественными знаками (символами), с художественным языком. Я-мастер регулирует процесс порождения художественного высказывания в условиях реального владения художественным языком — это интроекция. Одновременно автор высказывания создает воображаемую художественную реальность, к которой он «примысливает» себя в качестве или воображаемого наблюдателя, или участника, «героя» — это проекция. Оба процесса взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Сказанное об актере относится и к другим видам художественного творчества. Поэт, создавая стихотворение, воображает себя «лирическим героем» (проекция!), но делает он это успешно лишь при условия, что в качестве мастера «обрабатывает» язык (обычный и поэтический), который ему реально дан (интроекция). И наоборот, последнее он может творчески осуществить лишь при условии активного вживания в воображаемую ситуацию «лирического героя».
Если следовать концепции музыковеда М. Г. Арановского, согласно которой канон закрепляет за каждой частью симфонии определенную тему-персонаж, то можно сказать, что композитор, создавая первую часть симфонии, вживается в роль Человека деятельного, создавая вторую часть — в роль Человека мыслящего, созерцающего, в третьей — в Человека играющего и в финале — в Человека общественного, коллективного. Все виды вживания суть механизмы проекции. Но сделать это оказывается возможным лишь на базе реального построения музыкального высказывания на «языке» симфонии. И хотя отклонения от «канонов» такого языка в современной симфонической музыке (Д. Шостакович, А. Г. Шнитке и др.) могут быть весьма значительными, «архетип» симфонического «языка» остается неизменным (инвариантным). Работа с «языком» на основе вживания в воображаемого Человека — «лирического героя» симфонии — относится к механизму интроекции.
Заметим, что реальная ситуация в процессе интроекции не обязательно должна быть связана с реальностью физического материала образа. Обязательна лишь наличная данность, реальность «языка». Сам же «язык» может быть пред-
ставлен в акте творчества как в своем физическом обнаружении (музыкальном звучании, звучащем языке, красках и т. д.), так и «внутренне», как явление субъективной реальности. В этом последнем случае художник оперирует не самими звуками, словами и красками, а слуховыми, зрительными, кинестетическими представлениями, но отражающими реальность языка. Достаточно привести пример с Бетховеном, сочинявшим в последние годы музыку, будучи глухим,
Проекция и интроекция необходимы для того, чтобы не только эмоция, но и другие психические явления — побуждение, внимание и пр. — «определились» как компоненты новой психической системы — художественного «Я». Например, художественно-творческими являются побуждения творческого «Я». Это обстоятельство долгое время было причиной самых различных спекуляций идеалистического и мистического толка относительно художественного творчества. На протяжении тысячелетий «инопобуждения» художественной личности объяснялись вмешательством богов, муз, «гениев», «демонов», Аполлона, «шестикрылого Серафима», «голоса» и т. п. В XIX веке на смену религиозно-мистическому объяснению приходит главным образом психологическое объяснение. Место бога и муз заняло «бессознательное», противопоставляемое сознательному, реальному «Я». При этом очень часто «бессознательный» голос понимался как «внеличностный», «безличностный». Правильным в таком подходе было только то, что творческое «Я» функционирует и на бессознательном уровне, но именно как «Я», а не как «безличностная» сила. Не только сознательная, но и бессознательная сфера психики есть сфера, принадлежащая и входящая в структуру личности художника.
Эмпатии на своем завершающем этапе выступает как процесс идентификации реального «Я» автора и художественной формы. Но чтобы идентификация состоялась, необходимо еще одно звено. Им является установка на идентификацию, проекцию и интроекцию.
Установка па идентификацию с формой может в силу определенной мотивации, о которой мы скажем чуть позже, совершаться не осознаваясь, на основе внушения, т. е. формироваться помимо воли и сознания. Психологический механизм момента внушения заключается, по-видимому, в воображении субъектом своего образа в новом качестве, которое
ему внушается. В акте художественной эмпатии этим «новым качеством» является художественное «Я». Внушение в акте творчества необходимо для того, чтобы преодолеть известное сопротивление реальной личности, ее сознания «раздвоению» на реальное «Я» и на «второе» воображенное художественное «Я». Легче всего «выключить» сознание в условиях гипноза (частичного сна), но внушение осуществляется и в бодрствующем состоянии. В условиях творчества психика творца работает в двух режимах одновременно: на уровне ясного, отчетливого и активного сознания и на уровне заторможенного сознания, неосознаваемого. С. М. Эйзенштейн (называя уровень неосознаваемого «чувственным мышлением») видел в неразрывном единстве элементов чувственного мышления с идейно-сознательной устремленностью своеобразие искусства.
Согласно Эйзенштейну именно в сфере неосознаваемого происходит идентификация «Я» и образа, субъективного и объективного. Точнее говоря, здесь формируется установка на идентификацию. «Чувственное мышление» описывается Эйзенштейном как такое состояние психики, которому присуще «первичное блаженство» неразделенного и неразъединенного, где нет еще разделения на чувство и мысль, мысль и действие, мысль и образ, где утрачивается «различие субъективного и объективного, где «внушающее» слово заставляет реагировать так, как будто свершился самый факт, обозначенный словом, где обостряется синэстетическая способность человека, благодаря которой «краски станут петь ему и... звуки покажутся имеющими форму». Это состояние родственно экстазу, экстатическому состоянию, позволяющему «вновь припасть к живительности этих первичных источников мысли и чувства».
Протекание определенной части психической деятельности, в частности механизмов эмпатии, на неосознаваемом уровне в актах художественного творчества, связано с особым фазовым состоянием мозга, необходимым для восприимчивости к внушению.
Фазность и связанное с нею «чувственное мышление» Эйзенштейн совершенно правильно объяснял воздействием того аспекта художественной формы, которая обладает внушающим (суггестивным) эффектом. Что же это за аспект?
Главное здесь — принцип повторности (ритмичности),
который «пронизывает область всех искусств, в какие бы времена произведения ни создавались. Повтор включает «автоматизм» в восприятии и поведении творца, вызывая временное торможение коркового слоя мозга. Принцип ритмического повтора не исчерпывает «психотехники» внушающего воздействия формы, есть много и других средств, но они еще проанализированы недостаточно.
Поскольку в акте творчества художник сам создает новую форму, постольку он сам создает и средства, оказывающие на него внушающее воздействие, т. е. внушение дополняется самовнушением. Форма, например, жанровая, которую выбирает автор — выбирает сознательно, — предопределяет общую рамку творческого воображения. Сознательная постановка художественных целей направляет работу самовнушения, также стремящегося к созданию целевых установок.
Несознаваемый характер установки на отождествление субъекта и формы — это всего лишь один из аспектов творчества, его нельзя абсолютизировать, что, например, имеет место в психоаналитических теориях художественного творчества и что не приемлют сегодня даже те западные психологи, которые разделяют многие другие положения психоанализа. Так, уже упоминавшийся нами известный на Западе специалист по проблемам творчества Г. Рагг, полностью отдавая себе отчет в том, что неосознаваемые аспекты существенны для понимания акта художественного творчества, в то же время весьма критически настроен по отношению к тезису психоаналитиков о том, что творческая деятельность осуществляется лишь на пресознательном (промежуточном между сознанием и бессознательном) уровне, и полагает, что обширная область деятельности творческого воображения осуществляется на уровне сознания.
Психолог Р. Г. Натадзе. экспериментально исследовавший «вчувствование» и пришедший к выводу, что в его основе лежит специфическая установка, утверждает, что понятие этой установки во многом совпадает с тем явлением, которое Станиславский называл верой. Ясно, что речь идет об эффекте самовнушения. Д. Н. Узнадзе утверждал, что человек на основе воображения может сам создавать установку.
Как нам представляется, понятие «веры» у Станислав-
ского во многом совпадает не с самим понятием установки но Узнадзе, а с тем актом сознания, который направлен на создание такой установки. Вера у Станиславского — это акт сознания.
Художественная «вера» принципиально отличается в психологическом аспекте (который только и интересует нас в настоящей брошюре) от веры в структуре религиозного сознания. Религиозная вера — это чувство уверенности в реальности существования воображаемого объекта (бога), основанное на иллюзорном знании. Искусство не требует, как известно, признания художественных образов за действительность. Художественная вера поэтому может быть определена как иллюзорное чувство уверенности в реальности воображаемого объекта — художественного образа и воображенного субъекта — художественного «Я». Мы говорим об иллюзорном чувстве, ибо художник достоверно знает, что художественный образ — это не действительность, а художественное «Я» — это не реальное «Я», а воображенное.
Сила веры в реальность воображенного «Я» у некоторых художников бывает очень значительной, однако всегда сохраняется принципиальное различие между художественным «визионерством» творцов искусства и галлюцинациями душевно больных. У последних наблюдается чувство потери реального «Я» и возникает не «естественное», а патологическое раздвоение личности. В художественном же творчестве чувство реального «Я» как единственного всегда не только сохраняется, но является основным, базовым. Лишь на его фоне возникает чувство «второго», воображенного художественного «Я». Если же художник в акте творчества в состоянии вдохновения «забывает себя», это означает, что чувство реального «Я» на какое-то время ушло на «периферию» сознания.
Чтобы завершить характеристику процессов порождения художественного субъекта, следует хотя бы кратко остановиться на мотивах художественной эмпатии и на ее энергетическом обеспечении. Установка автора на идентификацию с образом тем успешнее, чем больше соответствует аффективной установке его личности. Опыт говорит о том, что художники любят продукты своего творчества, но особой, художественной, «творческой любовью». Так, В. А. Серов писал, что он «увлекается», «вдохновляется» той «характери-
стикой, которую можно сделать на холсте, но далеко не всегда самим лицом портретируемого, которое часто бывает «пошлым». Идентификация, «слияние» с «любимым» продуктом творчества дает творцу художественное наслаждение, что и составляет мотивационный «рычаг» художественной веры. Художник верит потому, что любит.
Следует отличать «любовь» (или «эстетическую симпатию») к содержанию художественной личности, формируемой в акте творчества, и «любовь» к ее психологической организации —. к художественному «Я». Нас интересует только второе. Художественный субъект, как мы помним, имеет гармоническую структуру, которую в динамическом аспекте характеризует процесс катарсиса, ведущий к уравновешенному состоянию. Человек всегда испытывает потребность в том, чтобы снять напряжение, потребность в гармоническом состоянии. Эта потребность и удовлетворяется в каждом подлинном и успешном акте художественного творчества, она и служит «функциональным» мотивом эмпатии, ведущим к формированию гармонического художественного «Я». Привлекательность художественного «Я» — «приманка», вовлекающая автора в напряженную и порою очень трудную «работу» по созданию произведения искусства. Содержанием этой работы является познавательный, аксиологический акт открытия художественной истины, художественной правды. Цель искусства, писал Л. Н. Толстой, — высказать правду о душе человека, раскрыть «тайну» смысла жизни этой души в ее эстетическом ракурсе.
Поскольку художественное «Я» — подсистема реального «Я» автора, постольку любовь к нему и наслаждение им одновременно являются самонаслаждением. В этом состоит гедонистический аспект эмпатии. Он получил превратное, идеалистическое истолкование в теории эстетического гедонизма, одной из разновидностей которой была «теория вчувствования». Мы применительно к нашей теме попытаемся раскрыть действительную сферу наслаждения актом художественной эмпатии и внутренней сущности этого наслаждения.
Самонаслаждение своим гармоническим состоянием —-это всего лишь функциональный аспект счастья, испытываемого художником от содержания художественно-творческого акта, связанного как с познанием и утверждением эстетиче-
ских ценностей жизни, так и с самоопределением своей художественной индивидуальности.
Поскольку доминанта самоопределения всегда лежит в
будущем, механизм эмпатии, психологически обеспечиваю-
щий акт самоопределения, необходимостью включает в се-
бя (наряду с «любовью») еще и «надежду» — сложное чув-
ство, возникающее при действии любого сильного желания
и при предвосхищении успеха.
Таким образом, мы видим, что «вера, надежда, любовь»,
объективно присущие психологическому механизму религи-
озного сознания, функционируют и в структуре художест-
венного сознания. Само собой разумеется, что ценностно-
смысловое содержание этой «троицы» в художественном со-
знании совсем иное, чем в религиозном сознании. Сближе-
ние или даже отождествление художественного сознания с
религиозным на основании сходства психологических струк-
тур этих форм сознания в научном отношении несостоятель-
но, а в идеологическом — реакционно.
Рассмотрим теперь энергетический аспект процесса рождения художественного «Я». Отождествление мотивации деятельности с ее энергетическим обеспечением является ошибочным. Именно такую ошибку и допускают фрейдисты в своей концепции психической энергии влечений. Но не менее ошибочно игнорирование энергетического аспекта психической деятельности, в том числе в сфере художественного творчества.
Исследование проблемы энергетического аспекта худо- жественного творчества а целом и эмпатии в частности — насущная теоретическая, практическая и идеологическая задача. Теоретически насущной эта проблема является потому, что без ее решения картина психологии художественного творчества, ее личностного аспекта остается незаконченной. Без энергетического аспекта психическая деятельность так же невозможна, как и без информационного. Поэтому информационный анализ эмпатии должен быть обязательно дополнен энергетическим.
Практическая значимость проблемы энергетического аспекта эмпатии в художественном творчестве самым непосредственным образом связана с вопросом о «работоспособности» (ведь энергия — это именно способность совершать работу), «надежности», «энергичности» творца. Не случайно многие
исследователи, экспериментально изучающие качества творческой личности, называют среди прочих «энергичность», т. е. способность легко мобилизовать свою энергию и т. п.
В нашей литературе существует точка зрения, согласно которой активация энергетических возможностей осуществляется на бессознательном уровне в состоянии гипноза или близких ему состояний. Не отрицая, что на бессознательном уровне происходит активация энергетических ресурсов, мы предполагаем, что главный источник ее находится в сфере художественного сознания (поскольку речь у нас идет о художественном творчестве).
Б. Г. Ананьев выдвинул гипотезу о том, что преобразование информации — а творчество, как мы видели, обязательно включает преобразование информации, психического опыта как на уровне образов, так и на уровне «Я» — предполагает не только потребление, но и производство (генерирование) энергии. В сфере зрелого, творческого интеллекта имеет место парадоксальное для современного человека явление, которое, полагает ученый, станет обычным, повседневным для будущего человека, — это воспроизводство мозговых ресурсов и резервов в процессе нервно-психической деятельности человека как личности, субъекта труда, познания и общественного поведения. (Подробнее с этой гипотезой читатель может ознакомиться в кн.: Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.)
Развивая данную гипотезу, психологи приходят к выводу, что энергия информационных преобразований в сфере зрелого интеллекта обладает самым высоким качеством, т. е. высоким коэффициентом полезного действия. Такие феномены, как аффект, усилия воли, напряжение мысли, отражают то обстоятельство, что высшие уровни информационных процессов регулируют свое собственное энергетические обеспечение, способны управлять определенными аспектами метаболизма (т. е. обмена) и в соответствующих пределах управлять процессами производства, распределения и потребления энергии для реализации целенаправленных действий. Все это дает основание говорить о постоянном расширении диапазона возможностей саморегуляции, самосовершенствования творчества (Д. И. Дубровский).
Из сказанного вытекает, что эффективность художественной эмпатии с энергетической точки зрения зависит от
способности художника генерировать в акте творчества «резервную» энергию, экономно распределять и потреблять всю имеющуюся энергию для реализации целенаправленных художественно-творческих действий. По-видимому, и в этом убеждает опыт, художественному таланту, а тем более гениальному художнику такая способность присуща в высшей степени.
Притоком резервной энергии, по нашему мнению, и объясняется та легкость и свобода выполнения творческих задач, в частности «полного» слияния с образом, и одновременно ясность критического сознания художнического «Я», которые отличают состояние творческого вдохновения. В описании Станиславского это означает полное как бы забвение себя в образе (роли) и абсолютная, непоколебимая вера в «вое перевоплощенное «Я» («Я есмь»). Художнику «ничего не стоит» «раздвоиться»: одновременно жить в образе героя и исправлять то, что неправильно. И все это совершается им «легко» и «приятно».
Что же является «толчком» для притока резервной энергии? Художественная эмпатия на содержательном уровне обслуживает в конечном счете главную потребность художественного творчества — открыть те эстетические ценности, которые нужны для создания собственной концепции смысла жизни. Художественное открытие всегда сопровождается дефицитом информации, что создает психологическую напряженность. Она зависит от личностного смысла цели деятельности, оценки ситуации, в которой человек находится.
Следовательно, источником психологической напряжен-ности в акте художественного творчества являются ценностные напряжения, возникающие в эстетическом, художественном сознании в процессе взаимодействия «Я» и «другого», реального «Я» и художественного. Так, например, источником энергии симфонического творчества Глазунова, согласно Б. В. Асафьеву, являются непрерывные «напряжения музыкального сознания» композитора. В «Пиковой даме» Чайковского исследователь видит отражение «напряженного душевного лика» композитора и т. д.
Ценностно-эстетические и художественные напряжения, где «сняты» все остальные виды ценностных напряжений — нравственных, политических, религиозных и др., — непосред-
ственным образом создают эмоциональные напряжения, ко-
торые, как это обстоятельно описано в психологической литературе, обладают способностью мобилизации «резервуаров энергии» и управления расходованием своих энергетических ресурсов. Уникальная «психотехника» такого управления в области художественного творчества создана гениальным Станиславским применительно к творчеству актера, но она имеет и более общее практическое значение и применение.
ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ФОРМА
Творческое «Я» в процессе «вживания» автора в форму не только порождается, но одновременно и выражается. Автор вживается в языковую форму, а выражает себя в новой, созданной в акте творчества речевой форме. Выражение творческого «Я» (художественного и художнического) в этой форме придает ей особое качество: она становится художественно-выразительной.
В принципе подлинный художник должен и может вживаться во все уровни формы. По-видимому, в творчестве великих мастеров так и происходит. Именно этим объясняется художественная выразительность, одушевленность каждого элемента формы в их произведениях. Так, характеризуя своеобразие музыки П. И. Чайковского, Б. В. Асафьев отмечал ее особую задушевность. Достигалась она путем «одушевления» всех компонентов музыкальной формы. Выдающийся музыковед подчеркивал, что речь идет в данном случае не только о «психологии», связанной с сюжетом, программностью, т. е. с содержанием музыки, но и о собственно «психологии музыки», т. е. об «одушевлении», например, отдельного тона, в результате чего этот звук становится причастным к выражению музыкального смысла. У Чайковского, писал Б. В. Асафьев, была настоятельная потребность выразить свой «душевный лик» в «очеловеченном звуке». То, что Б. В. Асафьев называет «душевным ликом», мы обозначаем термином «художественная личность», а в психологическом аспекте — творческим «Я» (или Я-творцом).
В реальной художественной практике автор, следуя принципам определенного художественного метода, направления, школы и т. д., а также в силу своеобразия своей личности и художественного таланта вживается в разные уров-
ни формы с различной степенью интенсивности и эффективности. Отсюда неравномерность художественной выразительности произведений искусства, характеризующая своеобразие художественного стиля. Под стилем мы понимаем устойчивую целостность или общность образной структуры (формы). Существует много разных стилеобразующих факторов. Среди психологических центральное место принадлежит выражению творческого «Я» автора, что связано с акцентом, который он делает на «одушевлении» определенных уровней художественной формы (предметной, эстетической и т. д.).
Указанные акценты, во-первых, присущи стилям того или иного направления, школы в искусстве. Например, у художников «Мира искусства» (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, А. Н. Бенуа и др.) идея «одушевления» человеческим искусством зримых вещей и пространств определяла их стиль. «Мирискусники» любили одушевлять города, комнаты и вещи, одухотворяя свет, воздух и цветовую гармонию. Но акцент они делали на эстетической форме — и содержания и материала. Неся с собой в жизнь лозунг искусства, живописно одушевленного, одухотворяя все, с чем их искусство соприкасалось, «мирискусники» снижали понятие живописного только до «декоративного ощущения» действительности и человека. Это привело к глубокому кризису и быстрому размельчанию яркого направления, к которому примыкали многие крупнейшие таланты.
Во-вторых, художественная выразительность, обусловленная акцентами на «одушевлении» тех или иных уровнен формы (и отдельных компонентов), отличается своеобразием индивидуального художественного стиля. Так, В. А. Серов стремился к тому, чтобы уже в линии «сосредоточивался образ», чтобы она «сама несла в себе одушевленность...». В этом и заключается своеобразие стиля художника. В. А. Серов искал в «одушевлении линий и форм сущность выражения». При этом, как отмечает и подчеркивает Б. В. Асафьев, под формами и линиями понимаются глубоко содержательные категории, а не «формальные», т. е. бессодержательные.
Само «одушевление» интерпретируется Б. В. Асафьевым не как натуралистическое «себячувствование» (в духе идеа-листических и натуралистических теорий «самовыражения»),
а как выражение в искусстве личного «общечеловечески-психического» и лирико-поэтического. Несомненно, что Б. В. Асафьев говорит здесь о выражении в искусстве творческого «Я».
Пользуясь терминологией С. М. Эйзенштейна, можно ска- зать, что наиболее выразительный компонент формы, на котором сделан акцент «одушевления», представляет собой «стилистически ключевую фигуру», «стилевой ключ-указатель». Возникновение такого стилевого ключа-указателя в акте творчества непроизвольное, но глубоко обоснованное ощущением содержания и свидетельствует о том, что на основе вживания в создаваемый образ формируется, порождается и выражается творческое «Я», индивидуальное и неповторимое. Мастерство художника, по С. М. Эйзенштейну, заключается в том, чтобы заблаговременно уловить ключевую фигуру и сознательно иметь ее в виду при оформлении последующих этапов.
Особенности художественного стиля с точки зрения психологии обусловлены не только вживанием в тот или иной уровень формы, но и тем, какой психологический компонент субъекта оказывается наиболее активным в акте эмпатии: аффективный (воля, эмоции, чувства) или интеллектуальный (мышление, воображение и др.). Соответственно можно говорить о волевом, энергичном, эмоциональном, интеллектуальном стилях и т. п. Не бывает ни чисто эмоциональных, ни чисто интеллектуальных стилей, но акценты могут быть сделаны на выражении разных компонентов. Неповторимый их синтез обусловливает «основной тон» (М. Б. Храпченко), интонационную структуру, отличающую стиль данного произведения. В искусстве XX века многие критики отмечают усиление интеллектуального начала в художественном стиле.
Необходимо отличать выражение мастера, придающего художественную выразительность форме, от выразительности самого изображенного «героя». Так, облик великой Ермоловой был выразителен и в жизни, но это была не художественная, а жизненная выразительность, отражающая значительность реальной личности. Фотография может в известной степени передать эту выразительность. Но это будет не художественная выразительность изображения, а выразительность изображенного «героя». Точно так же и ремесленник от искусства сможет точно и мастерски передать выра-
зительность на портрете, но художественностью портрет обладатъ не будет, если автор не «жил в образе» актрисы.
Таким образом, мастерское изображение жизненно-выразительного облика еще не означает художественной выразительности самого изображения. Для того, чтобы, отмечает известный советский режиссер, актер и теоретик театра А. Д. Попов, «умом и сердцем» познать глубочайшую пропасть, лежащую между «изображением образа и жизнью в образе», ему понадобилось прожить в искусстве более двадцати лет.
Особым случаем выразительности изображенного «героя» ярляется изображение уже созданного художественно-выра-вительного изображения, копирование его, имитация. Так, А. К. Саврасов сделал много копий со своей картины «Грачи прилетели»; многие художники переносят творчески найденное «выражение» модели с изображений на подготовительных эскизах, этюдах в свои картины; актеры искусства «представления», согласно Станиславскому, найдя на репетиции нужный образ, творчески изобразив его, затем на спектакле уже заново не создают его, не перевоплощаются, а воссоздают, имитируют. При такой имитации художественная выразительность образа сохраняется, но все же «светит» отраженным светом. Это изображенная, «обозначенная»
выразительность, по сравнению с художественной вырази- тельностью она лишена, как замечает Станиславский, «свежести и непосредственности».
В некоторых видах художественного творчества своеобразие художественной выразительности определяется акцентом на образе самого творца. Именно в него и в его форму преимущественно вживается здесь автор, «одушевляя» и «оживляя» их. Именно здесь поэтому и сосредоточена доминанта и специфика художественной выразительности.
Анализируя выше особенности исполнительского «Я» актера, мы говорили, что в театре Мейерхольда акцент делался на образе самого исполнителя, актера-трибуна, в театре Брехта — на образе артиста-бойца. «Одушевление» именно этих образов и придавало специфическую выразительность сценической форме спектаклей Мейерхольда и Брехта.
В меньшей степени акцент на образе исполнителя делается и в других исполнительских искусствах. Например, И. Андроников пишет о В. Н. Яхонтове, что его исполнение
было всегда настолько активным, влиятельным и личностным, что образ, созданный художником, неизбежно проступает в памяти всякий раз, когда речь идет о романе Достоевского «Идиот», о лермонтовской «Казначейше», о поэмах Маяковского, о гоголевской «Шинели». Не здесь ли надо искать разгадку выразительности исполнительской формы в творчестве В. Н. Яхонтова?
Выразительность художественной формы, обязанная вживанием в образ творца, свойственна не только исполнительским искусствам, но и «оригинальным», например художественной литературе.
Выражение Я-мастера через «образ автора» наиболее отчетливо проявляется в произведениях автобиографического, лирического плана, где личность автора становится темой и предметом его творчества.
Трудности в выявлении Я-творца через «образ автора» часто обусловлены тем, что образ «Я» прячется за «маски». Анализируя эволюцию «маски» в европейской прозе, исследователи называют фигуру подставного автора-«переводчика», «издателя», условного литературного «Я» (чаще «мы»), окрашенных внеличными тонами. Так, в прозе XX века появляется стилизованная фигура автора как собирателя документации о героях. В модернистской прозе часто иронически подчеркивается интеллектуальная несоизмеримость автора с изображенным миром (т. е. выражается отношение к образам-персонажам!). В советской литературе, отмеченной знаком решительной демократизации авторского образа, можно указать на стилистическую маску М. Зощенко, маску И. Ильфа и Е. Петрова, Ю. Олеши и др.
Выражение Я-творца через «образ автора» обусловлено также процессами отождествления автора с социальной ролью художника, которая постоянно эволюционирует в ходе исторического развития.
Следует заметить, что в нашей научной литературе уже неоднократно указывалось на путаницу, трудности и противоречия, возникающие при использовании термина «образ автора» (об этом писали В. В. Виноградов, М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев и др.).
Проистекают они, на наш взгляд, главным образом потому, что этим термином обозначаются разные явления. По нашему мнению, необходимо различать, во-первых, Я-твор-
ца, психологического субъекта творчества, хотя и связанного необходимо с образом, запечатленным в произведении, но находящегося «вне» самого произведения; во-вторых, образ Я-творца, который отображается в произведении, как и другие образы (персонажи и пр.), хотя и своеобразным способом, причем этот образ является не субъектом, а объектом творчества, его результатом; в-третьих, выражение Я-творца в произведении, в частности через образ Я-творца.
Вот эти три хотя и взаимосвязанных явления часто обозначаются одним термином «образ автора», что и создает путаницу.
По нашему мнению, термин «образ автора» целесообразно оставить лишь для обозначения образа творца, изображенного в произведении. Самого же творца, его психологическую организацию (Я-творца) и выражение их в произведении надо назвать по-другому, причем также разными терминами.
Я-творец выражается в художественной форме непосредственно. Это означает, что по отношению к нему форма выступает как выразительное проявление. Теория искусства как выразительного проявления известна в истории эстетики давно. Но общим недостатком ее является, с нашей точки зрения, то, что остается в тени, «раздвоение» в акте творчества личности автора на реальное «Я» и «Я-творец». Художественно выразительной форму в искусстве делает проявление в ней именно Я-творца. Выражение Я-творца следует отличать от того, что Б. В. Асафьев называл «натуралистическим себячувствованием». Если первое — психологическая основа художественной выразительности, то второе является препятствием на пути такой выразительности. Приведем один пример. Однажды в «Жизни за царя» Ф. И. Шаляпин почувствовал, что по его лицу потекли слезы. В первую минуту он подумал, что это плачет Сусанин, но вдруг заметил, что вместо приятного тембра голоса начинает выходить какой-то «жалобный клекот». Великий певец и актер понял, что плачет он, растроганный Шаляпин, слишком интенсивно почувствовавший горе Сусанина, плачет слезами «лишними, ненужными». Ф. И. Шаляпин сдержал себя, охладил: «Нет, брат, — сказал контролер, — не сентиментальничай. Бог с ним, с Сусаниным. Ты уж лучше пой и играй правильно...» «Натура-
листическое себячувствование» — это непосредственное выражение реального «Я» автора, оно вредит художественности. В высокохудожественном произведении реальное «Я» автора выражается косвенно, через «Я» мастера.
Означает ли сказанное, что реальное «Я» остается невыраженным в произведении? Ни в коем случае. Отрыв Я-творца от реального характеризует идеалист<