Лекции Рудольфа Штайнера о цвете. Сияющие цвета
На первый взгляд кажется, что в исследованиях цвета и Гете, и Штайнер только лишь удовлетворяют потребности художников. Но в последней главе своей «Теории цвета» Гете установил связь между цветами и духовными сущностями. Он уверяет в их присутствии и на том оставляет это.
Штайнер идет дальше и описывает, как человек внутренне связан с цветом, как через внутреннее наблюдение и поглощение цвета он встречает духовную сущность, работает с ней, и что в таком деянии «произойдут важные открытия в будущем». Штайнер обращает внимани на внутренние переживания в процессе наблюдения красного, оранжевого, желтого, зеленого и синего. Касательно красного, он дает описание «формы, созданной из цвета». При переходе от алого в кармин красный создает звездообразную форму. Первый - алый - красный мы переживаем как действие «Божьего гнева», а кармин «учит молиться». «Это - милость!». Так Штайнер описывает внутренние переживания, связанные со внешним наблюдением. «Для художника, - так он говорит, — такие переживания дают основу, на которой в будущем он сможет творчески работать «из цвета».
Использование перспективы цвета, например, использование синего, чтобы вызвать «уход» и красного/желтого - как «приближения к нам», Гете описал, исходя из собственного переживания. Штайнер указывает в связи с этим на то, как человечество, начиная с Ренессанса, оставило позади использование цветовой перспективы, и как в наше время мы способны возвратиться ней. Он также подчеркивает педагогическую ценность проживания в цветовой перспективе и через это способность соответствовать («geschmeidig werden») душе ребенка[30].
Вместе с Гете, Штайнер снова отмечает, что, в случае с желтым и синим, сияющий элемент желтого перемещается относительно окружающего, создающего пространство синего (см. цветная иллюстрация 2 и 3). Красный стоит между этими двумя как активный цвет, покоящийся в себе. Штайнер назвал их «Glanzfarben» (сияющие цвета) из-за их активного характера. Вот как он соотносит их с человеком:
желтый является сиянием духа, духовного «Я»-элемента;
синий — сияние души;
красный — сияние жизни.
Гете соединяет три основных цвета, создавая из них цветовой круг из шести частей. Можно представить себе синий и желтый, соединяющиеся в зеленом, а на другой стороне - усиленные до пурпурного цвета. Цвета - независимые сущности (см. цветные иллюстрации 6 и 7), но через них также заметно постоянное движение, один переходит в другой.
В живописи мы постоянно имеем дело с «бытием» (ограниченным) и «становлением» (неограниченным) через действие цвета. Цвета встречаются и, либо усиливаются, либо исчезают. Появляется другой цвет. Создается новое настроение. Можно сказать, что там, где появляется граница, там становится более очевидным воздействие астрального. Это область, в которой одно отличается от другого. Беспрепятственное движение цветов является более эфирной стороной процесса. Вот как бессознательное текущее движение противопоставляется сознательно сотворенному ограниченному аспекту в каждом переживании цвета.
Цвета образа
Описание цветов образа в лекциях Штайнера является полностью новым аспектом. Термин «цвет образа» означает отраженный или оттеночный цвет. Мы говорим сейчас о белом, черном, зеленом и цвете цветка персика. Эти цвета отличаются от сияющих цветов: красного, синего и желтого. В случае с зеленым и цветом цветка персика они образуют соединение между двумя отдельными частями спектра: красно-желтым и синим.
«Области цвета образа» особенно значимы в изображении минералов, растений, животных и людей. Цвет образа — образное качество цвета - больше всего наблюдается убедительно в растительной зелени. Происхождение сущности растения из периода развития земной луны - Лунной фазы - выражается в зеленом. Лунный свет - всего лишь образ, отражение солнечного света, зеленый изображает жизнь, но является безжизненным, мертвым образом живого.
Когда Штайнер описывает цвет образа как образы существенных составляющих бытия человека (например, жизнь, смерть, душа, дух), их единство более проясняется. Он обращается к зеленому, как к «мертвому образу живого» (например, цвет растений), цвет цветка персика - «живой образ душевного» (например, кожа здорового человека), белый - «душевный образ духовного» (например, белая ткань, показатель чистоты души), черный - «духовный образ мертвого» (например, черная одежда, чтобы выразить безразличие, неприступность). От черного через зеленый и розовый к белому движение цвета проходит сквозь области природы. От безжизненного (минерал) к живому (растение), к душе (животное) и к духу (человек). Каждый цвет образа описан как отражение чего-то. Только так можно понять цвета образа, когда цвет (оттенок) освещен и «отлит в форму» образа. Касательно черного, например, «безжизненность» является источником, а дух — тем, на то отбрасывается тень. «Объект», в этом смысле, слишком физическое понятие. Нужно, как и было, видеть отражение «мертвого» в духовном. Получается черный. Можно этого достичь различным путем:
цвет мертвого в духовном - черный;
цвет жизни в мертвом - зеленый;
цвет душевного в живом - цвет цветка персика;
цвет духовного в душевном - белый.
Однако цвета образа, как четко показано Штайнером, представляют отражение и дополняют интеллектуальное объяснение сущности цветов.