Теория цвета Гете как основа для учителя и ученика
Термин «теория цвета» означает определенное ограниченное пространство идей. Широко известна теория цвета Ньютона (во многих вариациях), теория цвета Гете является своего рода ответом на ньютоновскую. В то время, как Ньютон разделяет свет, создавая цвета, Гете демонстрирует, что цвета выступают вперед через взаимодействие света и тьмы. Точка зрения Ньютона возымела значительный успех (например, в науке и технологиях), но, при более пристальном рассмотрении замечаешь, что подход Гете, в особенности его эмпирические методы, занимают важное место в педагогическом искусстве.
Пошаговое вхождение в теорию цвета, как это построено у Гете, является основой для его заключительных мыслей о морально-чувственном действии цвета. В своих лекциях о цвете Штайнер связывается с этим.
В главе «Физиологические цвета» Гете дает сведения о послеобразах и цветных тенях. Эти феномены наиболее связаны с глазом. В последующих главах цвета не связываются непосредственно с нами. Здесь мы имеем дело с атмосферическими цветами (голубое небо, красный вечер и т.д.) и призматическими цветами. При рассмотрении химических цветов (кислоты и основания) Гете выделяет систематическое рассеивание в красный и синий спектры, а в следующей главе он соединяет цвета вместе в цветовой круг из шести частей (см. цветную иллюстрацию «Цветовой круг 1»).
Изначальный феномен разделения на полярности и их стремление к объединению в третьем, более высоком элементе, описаны Гете так, что существует возможность для применения этой теории в других дисциплинах, таких, как философия, физика, живопись и другие.
После характеристики цветов в отдельности, он называет следующие сочетания цветов: гармоничные - противоположны друг другу в цветовом круге, характерные цветовые сочетания - состоят из цветов, которые объединяются в треугольник в цветовом круге, состоящем из шести цветов, например, желтый/синий/красный или пурпурный/оранжевый/зеленый. Нехарактерными называются сочетания, стоящие рядом друг с другом в цветовом круге, подобно желтому с зеленым. Рекомендации Штайнера для первого урока живописи «желтый и синий рядом с желтым и зеленым» и соответствующие указания основываются на этих группах. Наконец, после художественных указаний, Гете дает несколько примеров, которые объясняют символическое значение цветов. Пурпурный, например, величественный. Он указывает на изначальный феномен цвета и присущий ему духовный аспект.
Каждый ученик вальдорфской школы приблизительно к 12 классу подводится вплотную к осознанию феномена света и тьмы. Он представлен на уроке физики. Вот обзор того, что ученики изучают в эту эпоху:
Феномены, которые появляются, когда мы смотрим на белое в черном или на черное в белом. Черное пятно на белом пространстве кажется меньше, чем такое же пятно белого на черном. Свет идет к нам, а тьма отступает.
Физические цвета. Сотворение красного утром и вечером и небесно-голубого замутнением света и высветлением тьмы.
Послеобразы, которые Гете отнес к «цветовым образам». Когда мы наблюдаем цвет, то, благодаря работе сетчатки, вокруг этого цвета или, при переводе глаза на свободное пространство, мы видим сияние контрастирующего цвета.
Призматические цвета. Мы воспринимаем их, если смотрим сквозь граненое стекло или другую среду, преломляющую свет (например, водяная призма) на границу светотени.
Цветовые тени. Гете раскрывает их вместе с феноменом пос-леобразов. Эксперименты, которые делают видимыми цветовые тени, продолжают изумлять наблюдателя.
Ряд упомянутых выше экспериментов можно найти в книге Юлиуса Хебинга «Человек, мир и цвет» в главе «Физиологические цвета».
В 6 классе эти эксперименты через наблюдение должны вызвать удивление. В 12 классе, когда на уроках физики снова появляется теория цвета как часть теории света, чуда уже недостаточно. Посредством наблюдения учитель знакомит учеников с правилами, так что они уходят из школы с представлениями о законах и мудрости, которые хранятся в цвете и свете. Таким образом, с 6 класса и далее можно возвращаться к этому переживанию, живописуя и рисуя черно-белым. В 12 классе интересно установить связь между живописью и физикой и уяснить важные моменты для художника в современной живописи.