Перспектива и сечения в 7 и 8 классах
У учеников 7 и 8 классов возникает потребность узнать больше о изображении, например, зданий, ландшафтов, коридоров и прочих объектов. Работа, которую выполняли в эпохальных тетрадях или на занятиях живописью, их больше не удовлетворяет. «Вообще-то, это выглядит не так», или «все это под углом, оно кажется неправильным». Всегда есть ученик в классе, который знает, как нужно нарисовать определенные линии и области, чтобы они выглядели «реальными». Кто-то научил его/ее нескольким приемам, которые он используют среди своих восхищенных одноклассников.
Как конструктивный элемент рисования перспективы сочетается с рядом умений, которыми ученики овладели? С первыми аспектами впереди/позади мы встречались в 4 классе в рисовании форм, в сознательном управлении низом и верхом на ровном пространстве в многочисленных кельтских и ирландских плетениях и узорах. В 5 классе рисуются геометрические формы без циркуля и линейки. В этом же классе и в следующем на уроках живописи развивается цветовая перспектива: глубина в ландшафте появляется в следствии взаимодействия различных цветовых областей. В эпоху геометрии в 6 и 7 классах имеет место построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки. В эпоху физики проводятся эксперименты с цветом, со светом и тьмой. Наблюдается и изображается углем опыт, в котором падающий свет образует тени различных объектов. Все это дополняется учением о климате, ориентацией в пространстве. Занятие по рисованию перспективы, в таком случае, имеет хорошую поддерживающую основу.
Однажды ученики 7 класса вместе с учителем выходят из школьных дверей и прогуливаются недалеко в окрестностях школы. На другой стороне улицы, где есть дома и деревья, учитель просит остановиться. «Все посмотрите в конец улицы. Что вы видите? Посмотрите на деревья, на машины, припаркованные вдоль тротуара». Ответы даются автоматически. Чем больше расстояние, тем меньшими выглядят предметы. «Пока что мы это запомним, даже если это слишком просто для нас». Теперь учитель выбирает место с широким видом на окружающий ландшафт. Вопросы и ответы осведомляют учеников в том, что на расстоянии все уменьшается. Такая прогулка продолжается несколькими днями позже. Однажды солнечным днем ученики выходят с плотным куском картона в руке, бумагой для рисования и карандашом. Они находят участки, которые обговаривались, и пытаются сделать хороший эскиз. Позднее, в классе они выбирают один из рисунков и развивают его далее с помощью красок; все согласуется с их собственными наблюдениями. Став немного больше сведущим в работе с эскизом, можно попытаться нарисовать внутреннее пространство, например, длинный школьный коридор и даже, возможно, классную комнату. Но такая работа может оказаться трудной, так как там ты так близко находишься к предметам. Школьный двор и сад, ров и рядом с ним мост — все подходит для этого задания.
Теперь даются и отрабатываются конструктивные указания. Объект, уменьшающийся в размере, сходящиеся пространственные линии, непосредственно взятые из среды, являются хорошей основой для намного более абстрактной технической разработки задания с помощью линейки. Заметно, что многие дети еще не пришли к понятию существования точек схода. Это связано с фазой их развития. Они все еще недостаточно опытны и поэтому неспособны охватить понятия сознанием. Это говорит о степени высвобождения астрального тела. Истории о морских открытиях в 7 классе связываются с этим. Темы основного обучения, в частности истории, можно также использовать в живописи, например, пенящиеся волны, позади тонущего корабля Колумба. Это пример того, как «точка схода» становится используемой идеей, хотя все еще есть ученики, которые не видят этого и те, кому нужно много времени, чтобы выполнить задание.
Не раньше 8 класса, когда заканчивается второе семилетие, мы отдаемся полностью рисованию перспективы. Мы рисуем куб за другим кубом такого же размера да на той же высоте. Работа ученика, который нарисовал второй куб меньше, становится первым шагом в рисовании ряда кубов с постоянно уменьшающимся размером — трудная задача. Рисование куба с одной гранью впереди и уменьшающимся рядом кубом за ним разъясняет, что мы имеем с двумя «точками схода», которые появляются иногда на листе, но чаще - на столе рядом с листом. Сейчас класс действительно начнет двигаться, так как они обнаруживают уже другую особенность. Невидимую линию между двумя точками схода, которая заставляет нас смотреть поверх объекта или на него, когда мы рисуем выше или ниже этой линии. Во время рисования кубы нагромождаются. Затем возникает третья точка, и создаются выразительные конструкции - наряду с неизбежными разнообразными искажениями.
Теперь мы можем нарисовать куб как пространство, открытое с одной стороны. Двери, окна и, еще лучше, лестница помещены внутри; а затем появляется крыша. Здесь требуется способность проникновения в суть техники: деление пополам дома рисованием диагональной стены. Из точки пересечения проводится прямая линия: так и появится желаемая наклонная крыша. Теперь создаются конструкции, в которых проявляется деятельность игры воображения и/или техническая точность, в прямых и даже кривых линиях (римские кривые).
В 8 классе эпоху рисования можно начать с обсуждения и истолковывания плана работы с перспективой, приписываемого Дюреру. Гравюра по дереву из «Обучения измерению с компасом и линейкой» показывает нам способ, которым можно переместить объекты из трехмерного в двумерное пространство. Вот как описывает этот метод сам Дюрер:
«Если ты находишься в зале, то вбей в стену большую, специально для этого сделанную иглу с широким ушком и считай, что в этой точке находится глаз. Протяни через ушко крепкую нитку и подвесь свинцовый груз, затем поставь стол или доску на любом угодном тебе расстоянии от ушка иглы. Укрепи на столе отвесно напротив ушка иглы с угодной тебе стороны высокую или низкую поперечную раму с дверцей, которую можно открывать и закрывать. Эта дверца будет твоей доской, на которой ты будешь писать. Затем приколоти две нитки, длина которых равна ширине и высоте стоячей рамы, одну сверху посередине рамы, а другую - на одной из боковых сторон, тоже посередине, и оставь их висеть. Затем сделай длинный железный штифт с игольным ушком на верхнем конце, продень в него длинную нитку, продернутую через ушко иглы в стене, и пропусти штифт с длинной ниткой через раму. И дай его в руки кому-нибудь другому, сам же займись другими нитями, которые висят на раме. Теперь пользуйся этим следующим образом: положи лютню или что еще тебе понравится на таком расстоянии от рамы, как ты захочешь, так, чтобы она оставалась неподвижной все время, пока тебе нужна. И пусть твой помощник протягивает иглу с ниткой к нужным точкам лютни. И когда он останавливается на нужной точке и натягивает длинную нитку, тогда натяни две нитки на раме, и скрести их с длинной ниткой, и приклей их в обоих местах воском к раме, и скажи своему помощнику, чтобы он отпустил длинную нитку. Затем закрой дверцу и отметь на ней ту точку, которая образовалась пересечением ниток. Затем снова открой дверцу и сделай то же самое с другими точками, пока не нанесешь контур лютни пунктиром на доску. Тогда соедини все нанесенные на доске точки линиями, и ты увидишь, что из этого получится. Так же ты можешь срисовывать и другие вещи. Этот способ я здесь изобразил»[19].
Гравюра по дереву, о которой упоминалось выше, была напечатана в 1525 году. Согласно Дюреру, практический метод для художников так же подходит и ювелирам, скульпторам, каменщикам и столярам. Далее Дюрер пишет, что никто не принуждает использовать его метод, но он остается убежденным, что те, кто овладеет им, при дальнейших исследованиях откроют для себя намного больше, чем было продемонстрировано в этой схеме.
Этот метод рисования перспективы можно в дальнейшем применить в использовании маленького окна в школе, которое перевязано горизонтальными и вертикальными нитями. Для многих детей это удивительно новый метод, однако близкий к более ранним упражнениям. В дополнение можно пронаблюдать рисунки и картины различных художников. «Как им удалось передать глубину?» Если рассматривать Джотто, например, мы находим много человеческих фигур, расположенных одна за другой. У Фра Анжелико пространство вокруг Марии в Благовещении определенным образом структурировано. Наконец, Эшер обманывает всех нас своими удивительными «искажениями». Какой бы восьмиклассник не хотел бы знать о вечно текущем водопаде или об объекте, который невозможно сделать на практике, но таком правдоподобном на бумаге? Дома дети могут заняться изготовлением «секретных коробок». Путем рисования, живописания, вырезания и наклеивания ученики пытаются придать как можно больше глубины своей маленькой коробке из-под обуви. Свет, формы и прорези, а также цвет играют в этом важную роль. Создаются автодороги, исчезающие в туннелях машины, правильно уменьшающимися в размере, или прекрасные интерьеры, где мебель бесхитростно внушает нам глубину комнаты, а также поэтические пейзажи с горами, долинами, озерами и морями. Некоторые ученики используют даже маленькие зеркала, шерсть и воск, чтобы ввести в заблуждение зрителя.
Наконец, у нас есть задание «смещение куба». С помощью двух точек схода рисуется большой куб (по возможности побольше), причем верх должен быть видимым и одна грань должна выступать вперед. На одной из вершин (возьмем дальний верхний правый угол) форма куба выбирается. Эта выбранная форма, однако, снова появляется вверху слева (вблизи). Получается так, как будто кто-то натолкнулся на куб и продвинул форму сквозь него. В принципе, это упражнение можно выполнять со всех углов. Впоследствии ученик обнаруживает, что также возможно вогнуть середину плоскости, которая снова выпячивается на другой стороне. К заключительному этапу, придав каждому направлению плоскости определенный оттенок серого или свой цвет, изменение куба можно сделать более очевидным и красочным. Все эти упражнения дают ученику намного больше возможностей в создании рисунков в эпохальных тетрадях.
Параллельно с усовершенствованием рисования перспективы с 7 класса и далее рисуются «сечения». Эти упражнения связаны с черно-белым рисованием в 6 классе. Во второй лекции учебного плана Штайнер описывает[20], что технический аспект сейчас нужно объединить с красотой. Как пример он предлагает в 7 классе следующее: «Вот цилиндр, разрезанный пополам деревянной балкой. Балке нужно пройти сквозь цилиндр. Вы должны показать, какой вид сечения (разреза) создается в цилиндре в том месте, где балка входит и выходит. Это нужно передать детям. Им необходимо узнать, что происходит, когда тела или плоскости расчленяют друг друга, так, чтобы они знали о том, как печная труба проходит сквозь потолок, или под каким углом образуется эллипс». В компетенции учителя - подумать о разнообразии возможных заданий для 7-8-классников, используя эти примеры: круглые столбы, разрезающие квадратные балки или круглые столбы расчленяющие друг друга под разными углами. Ручки и носики на горшках и кувшинах, трубы и слуховые окна в домах, балконы и веранды зданий. Когда ученики 7 и 8 классов попробуют сделать это, они встретятся со все более разнообразными возможностями. Если 13-, 14- и 15-летние создают связь между техникой и красотой, это может иметь огромное воздействие на их развитие.
Дик Брюн
Аттие Лихтхарт
ЖИВОПИСЬ В ОБРАЗОВАНИИ
Опыт вальдорфской школы
Перевод с английского
Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во «НАИРИ», 2006. — 200 с.
3. Старшая школа .................................................................................................... 120
3.1. Введение................................................................................................................ 120
3.2. Живопись в 9 классе ........................................................................................... 123
3.3. Живопись в 10 классе .......................................................................................... 133
3.4. Живопись в 11 классе .......................................................................................... 139
3.5. Живопись в 12 классе .......................................................................................... 145
СТАРШАЯ ШКОЛА
ВВЕДЕНИЕ
В возрасте около 14-ти лет (конец 8 класса) юноши и девушки охвачены физическими и эмоциональными изменениями, имеющими отношение к тому, что Штайнер называет «земной зрелостью». Это развитие впервые предвещается в 6 и 7 классах, также и в направлениях художественной работы. Заканчивается период творческой фантазии (с 7 до 14 лет). Изобилие образов исчезает. Собственное суждение развивается порывисто и скачкообразно. Новые чувства, удивляя, уничтожают былую уверенность. Высвобождается астральное тело (тело ощущений). У девочек изменения выражаются иначе, чем у мальчиков. Различие в способе познания значительно. Крайнее чувство одиночества и ненадежности вдруг сменяется опрометчивостью и необузданной широтой. Здесь от учителя требуется абсолютно новое отношение. Классный учитель, которому доверяют и которого уважают, более не является очевидным лидером. Учителю в старшей школе теперь нужно быть, в первую очередь, человеком и специалистом. В лучшем случае, он станет другом. Те же слова подходит и для учителя рисования и живописи. Его знания, наряду с чувством юмора, создадут необходимую атмосферу, в которой каждый ученик может позитивно сотрудничать с учителем.
В учебном плане, где идет речь о физиологии возраста, Штайнер рекомендует в юношеском возрасте (в частности, в 9 классе) убрать работу с цветом с тем, чтобы могло полностью выступить вперед черно-белое. Существует как множество примеров из истории искусств, так и разнообразных техник выполнения черно-белого рисования. Старшеклассник сильно переживает полярность между светом и тьмой. Между ним и миром вещей исчезает вдохновение-воодушевление детства. Сквозь окружающий мир теперь на него смотрит смерть. В противовес мертвому холоду вовне, он переживает неизведанную, неконтролируемую внутреннюю жизнь.
Используя черно-белое искусство, мы пытаемся понять действие света. Оказывается, свет оживляет вещи в мире, дает им «цвет», даже если мы работаем с черно-белым. В свете и цвете, даруя уверенность, открываются законы космоса. Наконец, свет делает видимой красоту; мы способны ее переживать, следовательно, она существует. Как доказательство существования высшего мира, искусство является одном из немногих вещей, которой подросток продолжает доверять.
Темы для заданий остаются простыми, но большое внимание уделяется усовершенствованию и завершенности работы. Прежде всего, внимание акцентируется на оттенках света в наблюдаемом пространстве. Во-вторых, основным моментом должно стать вызванное вновь переживание и наблюдение мира цвета и особенностей каждой применяемой в работе техники.
У учителя будут разные способы работы с каждым классом, так как каждая группа имеет свой характер. Ни техническое совершенствование, ни исполнение тематической программы не являются в данном случае целью при подборе задания, скорее, учителя интересуют стадия развития, на которой находится группа и возникающие из этого индивидуальные интересы учеников. Искусство - это способ выражения невидимого, невыразимого словами. Для тех, кто практикует это, особенно ценно сравнивать свои собственные работы с работами других или проводить сравнение между одновременно выполненными заданиями, похожими темами и «метаморфическими» работами. В эскизах для учителей Штайнер дает такие примеры: восход и закат, дерево в солнечную погоду и деревья во время бури. Так одна тема превращается в другую: лето переходит в осень в следующей работе.
Обсуждение до и после выполнения работы является тонким вопросом также и на старшей ступени. На искусство само по себе (также и на известные произведения искусства) нужно смотреть критически. Должно быть найдено равновесие. Предшествующее введение и задание по выполнению части работы чрезвычайно важны при оценивании, рассмотрении и выставке работы. Работу, выполненную учениками, никогда не следует оценивать или вывешивать без дальнейшего объяснения. Склонность так поступить в старшей школе велика. Учитель может наблюдать, что ученики подписывают, датируют или нумеруют работу, и что при этом ими упоминаются задание или тема работы.
Практическая сторона всей художественной деятельности является первой составляющей урока . Здесь она скромно отделяет себя от «высокого искусства», но фактическая тема та же: создание образа из связи между внутренним и внешним. В этом процессе ученики переживают нечто подобное пребыванию в положении импрессионистов или экспрессионистов. В процессе работы ученики также ощущают разницу между вдохновением и заданием или момент между воображением и необходимостью, материальный образ, игру, человеческую свободу. Затем, в 12 классе, уже имея этот опыт, они смогут легко осознавать творческий процесс во время обсуждений «Писем об эстетическом воспитании человечества» Шиллера.
Во всех классах особое внимание уделяется форме и цвету. Учитель показывает возможности для выражения большего, чем то, что фотографически, академически и технически правильно. С другой стороны, он продолжает уравновешивать воображение с видимой действительностью или действительностью задания. В 11 и 12 классах, изучив все виды черчения от древности до нашего времени, можно снова возвратиться к свободному рисованию печи, завода, животного и человека, например, в самодельно переплетенном альбоме.
Штайнер не дает никаких указаний относительно рисования животных на старшей ступени, в отличие от рисования растений (См. главу «Живопись в 11 классе».) В набросках животных стремление к соответствию их природе является лучшим средством «поймать» характер.
Таким образом, старшеклассники совершенствуют свою технику и умения, выполняя хорошо обсужденные задания. Не все техники могут быть применены в школе. Опыт показывает, что технические умения, создаваемые в течение многих лет (например, использование акварели), дают возможность ученическим фантазиям, которые постепенно исчезают после пубертата, приобрести форму, цвет и контекст.
Свобода в самостоятельном выборе темы задания обычно не приводит к удовлетворительному результату (даже у 12-классника). Правильно структурированные, подобранные индивидуально задания, привлекают ученика и помогают сформировать связь с другими темами в тематическом плане. «Создание из ничего» требует значительного приложения воли. Такое задание, как сделать, например, книгу с иллюстрациями для ребенка, только-только начавшего ходить, несмотря на свою ограниченность в размерах и содержании, направляет воображение старшеклассника и придает ему энтузиазма к действию. В этом случае ученик переживает дилемму художника, стоящего между заданием и вдохновением, вопросом и ответом, свободу между различными вариантами выбора. Особая задача учителя искусства на старшей ступени — предоставить ученикам переживания, которые помогают им усилить веру в себя.
Указаний, данных Штайнером для работы на старшей ступени, ровно столько, сколько вопросов, заданных в то время, когда он мог отвечать на них. Даже сейчас мы можем найти ответ только тогда, когда мы знаем, как задать вопрос - основываясь на собственной практике, испытывая симпатию к ученикам. Правильно используя некоторые указания, данные Штайнером и понимая, каким образом это связано с психологией старшеклассника, сегодняшний учитель найдет современные и индивидуальные варианты заданий в пределах учебного плана. Исходя из этого, многие дидактические указания здесь не упоминаются и время от времени появляются только лишь ссылки на советы Штайнера.
Учебный план для старшей школы, описанный здесь, также включает подготовительные основные упражнения, такие как подготовка к уроку (как содержательно, так и уделяя внимание техническим аспектам).
ЖИВОПИСЬ В 9 КЛАССЕ
В 9 классе изобразительные искусства преподает учитель-предметник. Его профессионализм, дисциплинированность, внутренняя сила и юмор помогают 14-15-летним ученикам пробиваться вперед, благодаря применяемым в процессе методам работы.