Черно-белое рисование в 6, 7, 8 классах
Учение о свете в 6 классе как часть эпохи физики должно помочь создать образные рисунки, в основе которых лежит наблюдение света и тени. Начать можно с нескольких упражнений по исследованию техники и материала. Предпочтительнее взять уголь, так как он дает много оттенков, от светло-серого до очень темного. На первые несколько уроков уголь можно изготовить самим. Уголь изготавливается выпариванием путем нагревания из древесины влажности и летучих химических веществ. Искусство пережигания угля состоит в том, чтобы точно воспроизвести правильную температуру, при которой горит сено и ивовые прутья, чтобы превратить толстые и тонике кусочки дерева в уголь, а не в пепел. Правильное приготовление угля требует опыта. Пережигание угля - само по себе искусство.
Прежде всего, в кругу диаметром 6-8 метров помещается в землю столб. Вокруг него располагают деревянные стволы, толстым (нижним) концом вверх. Далее круг наполняется бревнами (изнутри к наружной стороне), теперь угольщик выбирает более короткую древесину. Это придает угольной куче форму арочного купола. Потом осторожно выстроенную конструкцию из дров нужно правильно укрыть землей и травой. Чтобы предотвратить разрушение угольной кучи и, таким образом, не дать углю сгореть, угольщик сначала осторожно покрывает кучу маленькими щепками и поверх этого он кладет дерн и древесную золу. Чтобы было достаточно воздуха для горения и легче выделялся дым, кусочком дерева делают дыры в слое земли, диаметром с человеческую руку каждая.
Огонь зажигается наверху, где из кучи торчит столб. Ивовые прутья - вокруг него. Угольщик постоянно должен делать новые отверстия, чтобы поддержать огонь. При этом другие дыры ему приходится закрывать. Так как превращение древесины в уголь идет параллельно с процессом усыхания, угольщик с помощью лестницы влезает на кучу и утаптывает ее ногами так, чтобы уголь отделялся и обваливался. Через неделю древесина превращается в уголь. Затем все дыры закрываются, и огонь уходит. Все, что остается сделать, это раскопать кучу и рассортировать готовый уголь.
Превращение белого листа в серый с помощью воздействия угольного бруска — это первое задание. Ученики могут сделать это свободно. Уголь нужно держать так, чтобы работать плоской стороной, с тем, чтобы создавались ровные поверхности.
Время от времени поворачивайте его вокруг оси. Оба этих совета помогают работе с окрашиванием листа бумаги плоскостями. В этом отношении работа с углем напрямую вытекает из живописи в начальной школе. Ученикам довольно трудно начинать с этого. Некоторые склонны к тому, что зарисовывают лист большими штрихами. Полосатые пространства создают слишком тесные рамки для дальнейшего развития изображения. Осторожное «движение», позволяя плоскостям «расти», создает больше открытых возможностей. В конечном счете, пространство останавливается. Оно находит покой. Умения, которые нужно развивать, главным образом находятся в исследовании качеств серо-черного поля.
На сотворенном серебристо-сером листе нужно сделать несколько утемненных мест: темнота в тумане, без каких-либо определенных границ. Это создается путем тонких переходов, постепенно и незаметно. Шаги 1 и 2 являются основными упражнениями для следующих заданий.
Если мы продолжим этот процесс и дальше, то ученики смогут создавать границы между светом и тьмой. Возникают как изогнутые границы, так и прямые, и ломаные во всевозможных вариациях. Как пространства с открытыми затемненными краями, так и белые или серые, оставленные открытыми, области. Возможности возрастают ввиду разнообразия результатов, которые сейчас становятся видимыми в классе. Граница - это разделение между более светлой и более темной областью (или наоборот). Таким образом, мы говорим с учениками о «границе» как о противоположном к перекрыванию одного другим различных тонов серого.
В пределах «граничащих» пространств свет и тьма могут взаимодействовать и дальше. Это является причиной сотворения всех видов свободно парящих предметов (форм). Такие темы, как горы, равнины, вода и климат, деревья и т.п. можно разрабатывать из собственного воображения. Это позволяет ученикам развивать концентрацию, равновесие, мышление и технические умения. Некоторые смогут найти только лишь 2 или 3 оттенка серого между черным и белым. Другие же могут обнаружить целых 5 или 6. Это очень тесно связано с их способностью наблюдать и затем усваивать наблюдения.
Затемнение листа также можно производить следующим образом, когда в центре создается одна или более оставленных открытыми «светлых» областей. Кто-то легко склонен определять границу формы, двигаясь по ней, вокруг нее. Если следовать этому методу, светлое пространство создается не путем «оставления открытого пространства», а путем полосообразных движений вдоль «оставленного открытого пространства», которое имеет характер линии. В интересах учеников следует требовать в этой работе придерживаться определенного порядка. При обсуждении с учениками работы в классе упомянутое ранее быстро становится видимым.
Когда ученики чувствуют себя уверенно в начальных шагах, а это обычно приходит в конце 6 или начале 7 класса, мы можем предложить им новые возможности. Приобретенные умения рисовать углем можно развивать и в дальнейшем через наблюдение.
Что такое «как можно более точное наблюдение объектов»? Оно достигается через ответ на вопрос «Что ты видишь?». Мы берем, скажем, большой белый шар и помещаем его на белый лист бумаги с освещением на заднем плане. Дневной свет падает на конструкцию «Белый шар» сбоку. Теперь обсуждается общее преставление о наблюдаемом. Второй вопрос ведет не к описанию того, что лежит в представлении, а того, что действительно видно нам во взаимодействии света и тени. «Где свет? Где тень?» и «Где переходы? Между этими двумя крайностями отчетливые границы?» Мы осведомляемся о различных качествах света и тени. Это заостряет наблюдательность, делает ее более подвижной, более яркой, и обучает учеников вносить ясность и четко формулировать свои наблюдения, направлять внимание на нюансы. Ученики описывают светящуюся кривую, противопоставленную темному фону. Переходы справа налево, ведущие к самому темному участку тени, четко различимы на фоне светлого окружения. Таким образом, мы по-новому исследуем форму. Мы хотим поддержать тщательность наблюдения, не расспрашивая о содержании, а точно описывая наблюдаемое. Мы пытаемся как можно больше обходить общие представления. Ученики обнаруживают, что тень, как и свет, имеет качество формообразования.
Связь между объектом и окружающим его миром исследуется и видится по-новому. Чувства 13-14-летних притянуты к новой точке зрения, вниз, к земле.
Мы смотрим на конус, размещенный на светлом фоне. Тени создает источник света, помещенный под наклоном справа или слева. Ученики описывают то, что видят. На следующий день сначала вспоминается вчерашнее наблюдение, а потом рисуется это задание. Теперь ученики используют очень светлый серый как фон (шаг 1). Сейчас тень приходит с краев, оставляя свободное пространство для конуса. Каждый ученик рисует тени на объекте (плоскостью), согласно собственным наблюдениям. Каждый наблюдает объект со своей точки. На втором уроке ученики проверяют свою работу, поместив рисунок снова перед классом. Упомянутое выше можно повторять со всеми видами других объектов: цилиндр, пирамида, шар, сфера и куб. «Можем ли мы теперь нарисовать тень, которую отбрасывает предмет?»
После того, как тень появилась на объекте, следующим шагом мы создаем отбрасываемую объектом тень. Здесь можно наблюдать и открыть довольно многое. Тень длинная или короткая? Отбрасывается вперед или назад? Круглая или заостренная? Каковы соотношения между тенью объекта и пространством вокруг нее? Что темнее? А вот перед нами тень сферы и куба! Каким образом тень размещена позади объекта? Поднимается много вопросов, на которые можно ответить путем тщательного (собственного!) наблюдения, путем хождения вокруг объекта и наблюдения его с разных углов, отовсюду.
Что касается конца 7 - начала 8 класса, мы можем дать задание немного посложнее. Это задание также предоставляет много возможностей для варьирования во время урока. В конце концов, все эти упражнения можно проделать пошагово. Теперь тень объекта падает на боковую/заднюю стену, или на ступенчатую форму. Ученики могут также рисовать большее количество объектов с тенями, падающими на другие предметы: например, тень конуса на кубе. Коробку прямоугольной формы можно нарисовать открытой с различных сторон. Внутренняя сторона становится видимой и ее также нужно включить в действие светотени. Перед тем, как ученики закончат свою работу, имеет смысл рассмотреть ее с расстояния и обсудить ее. Так каждый ученик может оценить собственные успехи и решить, что еще нужно сделать; это - игра в причину и следствие, в наблюдательность, испытание и проверку впоследствии.
Каждая вспышка света имеет свою причину. Наблюдение связано с мышлением через деятельность, являясь основой для развития рассудительности. Во время выполнения всех этих упражнений ученики предлагают множество своих идей. Они стараются расширять дальше собственные границы, создавая все более и более трудные задачи для себя.
Таким образом, процесс творческой живописи из воображения подвергается анализу. Если черный слишком устанавливает форму, то ученики должны обдумать выполненную ими последовательность действий. Если, напротив, все остается слишком мрачным и неопределенным, работа требует привнесения структуры и формы. Пространственное содержание рисунков значительно: создается перспектива. Ученики вглядываются в пространство вокруг объектов. Рисуя, они ищут равновесие, гармонию между светом и тенью. Ученик 8 класса ощущает в приближающейся темноте одиночество, но также переживает проблески света в процессе развития сознания» где начинает учиться искусству задавать вопросы. Давая ученикам свободу в художественном, нужно протягивать им руку помощи, чтобы провести через такой неустойчивый период полового созревания.