Земные цвета, мифология и ландшафт

Рисуя настроения природы, ландшафты, а также животных, дети чувствуют потребность рисовать цветами темнее от первона­чальных: красным, желтым и синим или смешанным: оранже­вым, зеленым и фиолетовым. Смешанные цвета последней груп­пы естественно и спонтанно уже появились на бумаге: коричне­вые и серые. Эти цвета особенно привлекательны для рисования, хотя ряду детей и трудно получить их чистые оттенки. Это так похоже на тени, собирающиеся на листе. Способность наслаждаться этим новым качеством цвета соединяется с проницатель­ностью ребенка. Там, где один ребенок может увидеть лишь «грязные коричневые цвета», другой ребенок открывает много интересных цветовых нюансов. Цветовые упражнения, данные в шестом базовом упражнении для учителей, все еще слишком трудны для этой возрастной группы. Однако частично их исполь­зовать можно. Например, цветовое упражнение с первоначальны­ми цветами, когда возникает смешанный цвет (например, оран­жевый), который впоследствии слегка закрашивается комплемен­тарным (синим) цветом. В живописных заданиях на зоологии по­ощряется рисование земными цветами и оттенками, поэтому жи­вотные и получаются «настоящими», даже если они и не нарисо­ваны натуралистично. Соединение с земным элементом является самым важным в этом возрасте.

В историях северной мифологии о сотворении мира мы нахо­дим живописный мотив, завершающий переход от душевного нас­троения к настроению природы. Точка опоры в разговорах с деть­ми о настроениях природы - различие холодных и теплых цветов, что соединено с четырьмя элементами: земли, воды, воздуха и ог­ня/тепла. Фактически полный путь к рисованию ландшафта опи­рается на это. В историях сотворения мира северной мифологии об этом сказано несколько слов. Нифельхейм - средоточие тумана и темноты, холодных широких пустынь, с дующими ровно ледяны­ми ветрами. Однако Муспельхейм с королевским превосходством разгорается, опаляющий и пламенный, сжигающий все. Между этими двумя областями - глубокая пропасть, Гинунгагап. Дети рисуют холод, цвета холода, с одной стороны, и воинственные, ин­тенсивные согревающие цвета с другой стороны. Мы можем даль­ше разворачивать этот образ во втором упражнении. Детям дается задание нарисовать эти два мира двумя разными синими цветами: холодным прусским и теплым ультрамариновым. В третьем упражнении эти два мира создаются двумя красными цветами. Они рисуют «теплый и пламенный» мир киноварью, а ледяной, холод­ный климат - карминовым, смешанным с другими цветами (сох­раняя при этом преобладающим кармин). С помощью подобных упражнений ребенок развивает тонкие нюансы чувства. Достаточ­но неожиданно дети уже открывают для себя многие ландшафты: более тяжелые, земные, снизу холоднее и сверху теплее. Но повер­ни рисунок вверх ногами, и он станет даже более впечатляющим. Из этого наброска становится возможным установить взаимодейс­твие цветов в ландшафте, ландшафте холодных и теплых цветов. Или, другими словами, в ландшафтах теплых стран и ландшаф­тах холодных регионов.

Много возможностей появляется в самих ландшафтах при изображении воздушного, водного и земного элементов. Детали еще не важны, самый важный аспект - это настроение природы. Такие аспекты, как время, сезон и местность будут рассматривать­ся подробнее в 5 и 6 классах, вплоть до 7 и 8, где будут включе­ны и погодные условия. Всегда должно преобладать единство нас­троений. Цвета независимо от того, насколько резкий контраст в работе мог бы быть, должны формировать одно целое, естествен­ное целое. Деревья и леса в 4 классе можно пока еще не акценти­ровать, что позволит детям с самого начала в большей степени пос­тигать цветовой ландшафт, нежели следовать из слишком четки­ми представления о нем. Многое зависит от выбора учителем слов. Ландшафт может быть хорошо описан в диалоге с детьми, особен­но, когда дети были в подобном месте, так как важны их пережи­вания. После такого разговора наступает момент, когда информа­ция может быть «переведена» на язык качеств цвета. «Там свет­ло, темно, тепло, холодно, приятно или таинственно? Возможно, есть цвет, находящийся в этом земном настроении? Можно ли это найти в фиолетово-синем, или его больше в сине-зеленом?» Подоб­ным образом в краеведении или первой эпохе географии дети отп­равляются исследовать свои окрестности, они путешествуют по цветам своей местности в течение урока живописи. В течение уро­ков живописи наблюдаемое усваивается и потом проявляется, но уже более осознанно. Это является важной помощью в педагоги­ческом смысле, так как развивается мышление.

Карты

В контексте эпохи краеведения в 4 классе рисуются первые карты. Детям интересно рассмотреть ряд примеров, в которых становится видимым историческое развитие карты. Например, первые карты не показывают город сверху, лишь со стороны. Точка, с которой смотрит создатель карты - все еще на земле. Толь­ко позже ландшафт будет нарисован или начерчен с высоты пти­чьего полета. Карта, какой мы знаем ее сегодня, заполненная цве­товыми пятнами, линиями и символами, несколько абстрактна для учеников. Большинство учеников должны были бы пройти длинный путь перед пониманием «настоящей» карты.

Следующее упражнение включает ряд этапов, описывающих то, как можно соединить известный ребенку мир с информацией, которую мы хотим, чтобы ребенок постепенно понял. Это сдела­но посредством использования простого цветового ряда, что позволяет ученику связаться со значением цветов на карте.

Как первый шаг, мы рисуем с детьми три цвета: желтый, зе­леный и синий. Располагаем цвета один за другим. Теперь про­сим детей представить, как бы они себя чувствовали, окажись они на желтой части листа. Какого рода ландшафт они видят? Ученики делают свое собственное описание. Теперь, как и рань­ше, мы идем от желтой части к зеленой. Ученики описывают это путешествие своими словами. Наконец-то они достигают синей части листа. И как она выглядит? Дети будут записывать различные переживания и мысли. Один ученик начнет свое пу­тешествие в пустыне и достигнет моря через оазис. Другой же окажется в маленькой долине между дюн и пройдет к озеру че­рез лес. Самое главное для них - как можно больше использо­вать свое воображение, и они смогут детально описать окрес­тность и возможное путешествие. Так ученик соединяет свой собственный мир с информацией извне. Предварительно выбран­ный цветовой ряд может теперь быть другим рядом- из трех цве­тов, которые мы находим в цветовом круге, например, от фиоле­тового через красный к оранжевому или от зеленого через жел­тый к оранжевому. Затем ученики начнут также описывать гор­ные ландшафты, долины и болота. Могут быть также и описания различий в температуре и высоте, в том, как используются зем­ли. Так ученики начинают ориентироваться и находить другие объекты: такие, как дороги, города. Можно следовать по этому пути в работе одновременно с созданием первых карт, описани­ем конкретных ситуаций и конкретной информации (т.е. того, что касается класса, школы, непосредственного окружения).

Чтобы завершить этот многоцветный проект, ученики могут по­пытаться вовлечь первоначальный цветовой круг в путешествие по их местности или далеким странам.

Когда мы изучаем карту Нидерландов, живопись особенно подходит для выделения характерных ее аспектов. Например, мы начинаем с исторического развития территорий нашей реки, Рей­на, в направлении течения сверху вниз, от описанного выше цве­тового фона или с высоты горизонта. Например, стоя в Гелдерс Порт, где Рейн входит в нашу страну мы смотрим на море и на русло реки, которое расстилается перед нами; или мы смотрим в направлении Альп, на Рейн, текущий к нам. Или мы могли бы быть на берегу, а море - позади нас.

Есть много возможностей выразить свою точку зрения каж­дому ребенку. Затем, при дальнейшей детализации живописная работа используется как основа - кисти стали слишком толсты­ми, за работу принимаются разноцветные карандаши.

Фигуры животных и человека

Упражнения, связанные с первыми уроками зоологии, дол­жны быть выстроены таким образом, чтобы из цветов возникали лишь формы, выражающие что-то типичное, характерное для животного. Сущность вида животного важнее, чем его непосредс­твенный внешний вид. Как птица может летать? Какие элемен­ты в это включены? Какова сущность коровы? Мы должны ис­кать примеры таким способом, чтобы детям стало ясно, как жи­вет животное и в какой среде обитания, его место и задачи в при­роде. В ходе урока живописи дети переживают, как среда обита­ния животного формируется различными элементами: холод, теп­ло, воздух, свет, вода и земля. Вначале мы смотрим на земное настроение и на соответствующие ему цвета. Если мы начнем с осьминога, мы опишем подводный мир. «Кто плавал под водой с открытыми глазами? Что мы можем увидеть?» Возникают раз­ные переживания подводного мира. Игра различных красок меж­ду светом и тьмой вызывает образ. Дети зарисовывают целый лист светло разведенной краской, тонким слоем. Все перетекает друг в друга, все находится в движении, без установленных форм. Посреди этого движется осьминог. Замечательный аспект этого существа — то, что все цвета отражены в больших глазных ябло­ках. Зелено-розовые оттенки устремляются поперек длинных щу­палец. Разноцветные облака плывут поперек живота. Когда мы описываем существо подобным образом, дети чувствует потреб­ность так же нарисовать его. Теперь они могут начать рисовать осьминога, начиная с головы, светлыми оттенками. Различные цвета двигаются во всех направлениях. Вот так возникает осьми­ног, выплывая и раскачиваясь на волнах цвета. Конечно же, ось­миног будет нарисован и таким, который должен отразить пред­полагаемого врага. Темное чернильное облако частично затеняет осьминога. Медуза - другое полупрозрачное водное существо. Она отдает себя движению течения воды, демонстрируя удивительно мягкие цвета. Она плывет подобно цветку по застывшему водно­му пространству. Огненная медуза получит более сильный акцент с помощью красного. Все виды рыб можно нарисовать на мягком многоцветном фоне. После того, как все рыбы нарисованы, фон можно затемнить, чтобы проявился свет, отражающий свойства чешуи. В течение этих упражнений дети глубоко погружаются в водный элемент.

Когда мы рисуем корову, играют роль совершенно другие ка­чества. Наиболее существенные части этого животного - огромные пищеварительные органы. Фактически можно сказать, что на соч­ном лугу лежит огромный жующий желудок. Ее тело - воплоще­ние силы тяжести. Широкомасштабный длительный процесс про­исходит в пищеварительной системе коровы. Чтобы выжить, жи­вотное должно съесть пищу, вес которой в несколько раз превы­шает ее собственный вес. В ее организме сильно развита система теплообмена. Все, кто был внутри хлева зимой, испытали насколь­ко теплая и влажная там атмосфера. Также и люди имеют более высокую температуру в брюшной области (где-то на одну десятую градуса), чем в области головы. Теплота, необходимая для перева­ривания пищи - наиболее важный элемент в жизни коровы. Теп­лота может быть изначально нарисована карминовым красным по всему листу. Само животное рисуется, начиная от изгиба крестца. Штайнер описывает, что человек, в отличие от животного, развивался от головы. «Первое, что развивается у людей - это го­лова. Все остальное становится придатком, приставленным в таком виде, каким оно есть, к голове. Люди в своем космическом разви­тии растут от головы вниз». «Человек начинает свое развитие с го­ловы, затем приставляется грудная клетка, затем грудная клетка, в свою очередь, преобразовывается в органы пищеварения. Лев же начинает развитие с грудной клетки, затем добавляется голова и затем, одновременно с человеком, в течение месяца он получает ор­ганы пищеварения. У животных, представителем которых являет­ся корова, сначала выстраивается система пищеварения и затем из нее вырастает грудная клетка и голова. Таким образом, вы видите, что человек растет от головы вниз, лев - от грудной клетки вверх и вниз и корова, так сказать, по сравнению с человеком, полнос­тью вверх по направлению к сердцу и голове».

Корову лучше всего рисовать в лежачей позе, чтобы обойти проблему четырех ног. Мы рисуем животное как можно большего размера, чтобы добиться чистого и мощного цветового тона. Пос­ле этого мы можем сделать восхитительно сочным зеленое прос­транство вокруг нее. Зеленый тут же становится темнее, благода­ря красному цвету в основе. Многое из этого принадлежит сфере ботаники. Небо и горизонт - не важны. Это притянуло бы детей в область натуралистического представления и придало бы рисунку глубину, которая не идет на пользу цветовому тону. Пространс­твенный эффект возникает из цветовых областей, а не из представ­ления. Конечно же, можно рисовать более светлыми оттенками над коровой и как-то затенять цвета под ней, так как свободно па­рящая корова определенно не то, что нужно. Напоследок дети мо­гут нарисовать поверх теплых цветов коровы синим, чтобы покой и гармония цвета стали очевидны. В конце концов, корова - не бык. Последний этап, рисование глаз коровы, существенен, нес­мотря на ограничения, связанные с особенностями живописи «по мокрому». Изображение глаз преподносит животное как сущес­тво, наделенное душой. Так же, как и мы, оно смотрит в мир.

Рисование поверх коровы (или любого другого животного) си­ним требует дальнейшего объяснения. Если мы рисуем животных только изначально чистыми цветами, они остаются космически­ми, ангелоподобными существами, не связанными с землей. До­бавление, в частности, слоя синего поверх всего животного, отра­жает его связь с землей. Сияющий характер цвета затемняется этим слоем. Штайнер описывает этот процесс во взаимосвязи с разделением цветов на сияющие и образные.13 Больше об этом вы найдете в главе 6. Чистые цвета являются сияющими. Они выра­жают сущность цвета напрямую, подобно тому, как солнечный цвет дарит нам непосредственное тепло и свет. Синий поверх си­яющих цветов (синий поверх синего требует иного художествен­ного решения) придает им характер образа. Новый цвет действу­ет косвенно, подобно цветам образа. Сущность как нечто сокры­тое от глаза работает, словно за цветом. Так мы можем испытать различие между солнечным и лунным светом. Новое качество, которое возникает после этого в рисовании животных, называет­ся, согласно Штайнеру, образным сиянием. Синий представляет «сияние души». Рисование легкого синего слоя вдыхает в живот­ное жизнь. Поверх чистого блестящего цвета синий создает эф­фект тени. Он придает этому цвету «образный характер». Теоре­тическое обоснование этого, которое широко описано в 6-й главе этой книги, кажется сложным, но это может быть незамедлитель­но применино на практике с детьми. Его эффект очевиден и пора­зителен. Дети, конечно, не должны знать причины, стоящей за всем этим. Им достаточно лишь рисование синим по животному, как открытие того, как цвет соединяет это животное с его средой.

Такое же указание мы находим при рисовании птиц, напри­мер, орла. Орлы могут свободно двигаться в воздухе, используя тепло, находящееся внутри их тела и между перьями. Это назы­вается «тепловые потоки». Без единого взмаха крыльев орлы кру­жат в высоте, а чайки парят над дюнами. «Птица, можно ска­зать, «теплое» существо. «Для настоящей птицы теплый воздух - это ее заполнение, другие ее части - багаж, который она тянет за собой в этом мире. Птица ощущает воздух, который она вос­принимает как свою сущность»[12].

Можно сказать, что птица фактически ощущает как свою сущность то, что проникает в виде воздуха и распространяется по всему ее телу. Этот воздух, который распространяется и нагрева­ет - ее сущность». Здесь опять самое важное - рисовать теплым цветом внутри более холодного. Когда возникает цветовой тон, де­ти начинают рисовать саму птицу. Из маленькой головки с изог­нутым клювом орел расправляет свои огромные крылья поперек, по диагонали листа. Для этого подходят желтые, золотые желтые и оранжевые цвета. Затем корректируется окружение. Воздуш­ный элемент усиливается и здесь, и там. Как сделать, чтобы орел продолжал производить впечатление летящего или парящего, а не падал, подобно кирпичу?

Как цвета поддерживают друг друга? Тайна заключается в том, что, когда окружение птицы нарисовано интенсивнее, цвет продвигает ее в восходящем направлении. Этот эффект можно увидеть при сравнении с работами с более интенсивными цвета­ми на теле самой птицы. Детям нужно самим попробовать это. Позже можно пронаблюдать, какая из птиц производит впечатле­ние летящей и каким трудно находиться в воздухе. Какие взле­тают и какие снижаются? Впоследствии у нас есть изобилие воз­можностей для обсуждения. Когда, в заключение, мы тщательно прорисовываем оперение синими мазками, возникают красивые коричневатые оттенки. Эта птица солнца сияет, как будто золо­тая. Так в живописи выражается существо птицы. Так создается прямая связь с предметом, обсуждаемым в эпохе биологии. Это обогащает знания и внутренний взгляд на животный мир при по­мощи художественного использования цвета.

Использование цвета и метод, применяемый для рисования животных, о котором говорилось выше, может также применять­ся ко всем другим видам животных. Вопрос заключается в посто­янстве последовательности логических шагов: изображение зем­ного настроения, в котором выражается суть существа, проявле­ние очертаний самого животного, надлежащее окружение, нане­сенный сверху синий, включающий животное в общее целое. Ни одно из животных не отделено от своей среды. При рисовании белки быстрые движения могут помочь в выборе цветов. Лиса и мышь в этом отношении также похожи на нее. Все будет иначе в случае со львом, слоном и верблюдом. К этим животным обраща­ются в старших классах, тогда и лучше их рисовать. Животные с особенными характеристиками - благодатная тема на уроках живописи. Рога, борода, хвост, шея, грива и копыта после надле­жащего наблюдения - лучшая точка опоры для размышлений на уроках рисования. Учитель всегда может принимать это во вни­мание, выбирая задания для урока живописи или рисования.

Юлиус Хебинг пишет в своем дневнике: «Принятие того, что можно наблюдать снаружи, обогатит нас изнутри. Только тогда, когда ландшафт, цветок или животное будут изображены как об­раз, они приблизятся к духовной действительности. Это возрож­дается изнутри и переходит в измененную форму»[13].

Возвращаясь к историям, рисование фигур, начатое в 3 клас­се, сейчас может развиваться далее. Боги с их различными харак­терами представляют исключительное поле деятельности в мно­гоцветном рисовании. Один и Фрея, Тор со своим молотом, хит­рый Локи. Один из наиболее захватывающих моментов - стрель­ба из лука слепым Ходуром в своего брата Бальдура в то время, когда его поддерживал Локи. Дети без особых проблем найдут цвета для этих фигур.

Пространство, окружающее богов, может быть приспособлено ко многим цветам. Радуга Хеймдала, хранителя Бифростбриджа — моста между царством людей и богов, - любимая тема рисования у детей. Изначально темы северной мифологии лучше рисовать чистыми цветами, достаточно насыщенными там, где того требует настроение. Игдрасиль и Бифростбридж продолжают быть сказоч­ными образами. Следовательно, земные цвета слишком сильно пе­реместят их в реальный ландшафт. В сражении богов стремление к черному является важным моментом для ученика 4 класса.

Наши рекомендации