Земные цвета, мифология и ландшафт
Рисуя настроения природы, ландшафты, а также животных, дети чувствуют потребность рисовать цветами темнее от первоначальных: красным, желтым и синим или смешанным: оранжевым, зеленым и фиолетовым. Смешанные цвета последней группы естественно и спонтанно уже появились на бумаге: коричневые и серые. Эти цвета особенно привлекательны для рисования, хотя ряду детей и трудно получить их чистые оттенки. Это так похоже на тени, собирающиеся на листе. Способность наслаждаться этим новым качеством цвета соединяется с проницательностью ребенка. Там, где один ребенок может увидеть лишь «грязные коричневые цвета», другой ребенок открывает много интересных цветовых нюансов. Цветовые упражнения, данные в шестом базовом упражнении для учителей, все еще слишком трудны для этой возрастной группы. Однако частично их использовать можно. Например, цветовое упражнение с первоначальными цветами, когда возникает смешанный цвет (например, оранжевый), который впоследствии слегка закрашивается комплементарным (синим) цветом. В живописных заданиях на зоологии поощряется рисование земными цветами и оттенками, поэтому животные и получаются «настоящими», даже если они и не нарисованы натуралистично. Соединение с земным элементом является самым важным в этом возрасте.
В историях северной мифологии о сотворении мира мы находим живописный мотив, завершающий переход от душевного настроения к настроению природы. Точка опоры в разговорах с детьми о настроениях природы - различие холодных и теплых цветов, что соединено с четырьмя элементами: земли, воды, воздуха и огня/тепла. Фактически полный путь к рисованию ландшафта опирается на это. В историях сотворения мира северной мифологии об этом сказано несколько слов. Нифельхейм - средоточие тумана и темноты, холодных широких пустынь, с дующими ровно ледяными ветрами. Однако Муспельхейм с королевским превосходством разгорается, опаляющий и пламенный, сжигающий все. Между этими двумя областями - глубокая пропасть, Гинунгагап. Дети рисуют холод, цвета холода, с одной стороны, и воинственные, интенсивные согревающие цвета с другой стороны. Мы можем дальше разворачивать этот образ во втором упражнении. Детям дается задание нарисовать эти два мира двумя разными синими цветами: холодным прусским и теплым ультрамариновым. В третьем упражнении эти два мира создаются двумя красными цветами. Они рисуют «теплый и пламенный» мир киноварью, а ледяной, холодный климат - карминовым, смешанным с другими цветами (сохраняя при этом преобладающим кармин). С помощью подобных упражнений ребенок развивает тонкие нюансы чувства. Достаточно неожиданно дети уже открывают для себя многие ландшафты: более тяжелые, земные, снизу холоднее и сверху теплее. Но поверни рисунок вверх ногами, и он станет даже более впечатляющим. Из этого наброска становится возможным установить взаимодействие цветов в ландшафте, ландшафте холодных и теплых цветов. Или, другими словами, в ландшафтах теплых стран и ландшафтах холодных регионов.
Много возможностей появляется в самих ландшафтах при изображении воздушного, водного и земного элементов. Детали еще не важны, самый важный аспект - это настроение природы. Такие аспекты, как время, сезон и местность будут рассматриваться подробнее в 5 и 6 классах, вплоть до 7 и 8, где будут включены и погодные условия. Всегда должно преобладать единство настроений. Цвета независимо от того, насколько резкий контраст в работе мог бы быть, должны формировать одно целое, естественное целое. Деревья и леса в 4 классе можно пока еще не акцентировать, что позволит детям с самого начала в большей степени постигать цветовой ландшафт, нежели следовать из слишком четкими представления о нем. Многое зависит от выбора учителем слов. Ландшафт может быть хорошо описан в диалоге с детьми, особенно, когда дети были в подобном месте, так как важны их переживания. После такого разговора наступает момент, когда информация может быть «переведена» на язык качеств цвета. «Там светло, темно, тепло, холодно, приятно или таинственно? Возможно, есть цвет, находящийся в этом земном настроении? Можно ли это найти в фиолетово-синем, или его больше в сине-зеленом?» Подобным образом в краеведении или первой эпохе географии дети отправляются исследовать свои окрестности, они путешествуют по цветам своей местности в течение урока живописи. В течение уроков живописи наблюдаемое усваивается и потом проявляется, но уже более осознанно. Это является важной помощью в педагогическом смысле, так как развивается мышление.
Карты
В контексте эпохи краеведения в 4 классе рисуются первые карты. Детям интересно рассмотреть ряд примеров, в которых становится видимым историческое развитие карты. Например, первые карты не показывают город сверху, лишь со стороны. Точка, с которой смотрит создатель карты - все еще на земле. Только позже ландшафт будет нарисован или начерчен с высоты птичьего полета. Карта, какой мы знаем ее сегодня, заполненная цветовыми пятнами, линиями и символами, несколько абстрактна для учеников. Большинство учеников должны были бы пройти длинный путь перед пониманием «настоящей» карты.
Следующее упражнение включает ряд этапов, описывающих то, как можно соединить известный ребенку мир с информацией, которую мы хотим, чтобы ребенок постепенно понял. Это сделано посредством использования простого цветового ряда, что позволяет ученику связаться со значением цветов на карте.
Как первый шаг, мы рисуем с детьми три цвета: желтый, зеленый и синий. Располагаем цвета один за другим. Теперь просим детей представить, как бы они себя чувствовали, окажись они на желтой части листа. Какого рода ландшафт они видят? Ученики делают свое собственное описание. Теперь, как и раньше, мы идем от желтой части к зеленой. Ученики описывают это путешествие своими словами. Наконец-то они достигают синей части листа. И как она выглядит? Дети будут записывать различные переживания и мысли. Один ученик начнет свое путешествие в пустыне и достигнет моря через оазис. Другой же окажется в маленькой долине между дюн и пройдет к озеру через лес. Самое главное для них - как можно больше использовать свое воображение, и они смогут детально описать окрестность и возможное путешествие. Так ученик соединяет свой собственный мир с информацией извне. Предварительно выбранный цветовой ряд может теперь быть другим рядом- из трех цветов, которые мы находим в цветовом круге, например, от фиолетового через красный к оранжевому или от зеленого через желтый к оранжевому. Затем ученики начнут также описывать горные ландшафты, долины и болота. Могут быть также и описания различий в температуре и высоте, в том, как используются земли. Так ученики начинают ориентироваться и находить другие объекты: такие, как дороги, города. Можно следовать по этому пути в работе одновременно с созданием первых карт, описанием конкретных ситуаций и конкретной информации (т.е. того, что касается класса, школы, непосредственного окружения).
Чтобы завершить этот многоцветный проект, ученики могут попытаться вовлечь первоначальный цветовой круг в путешествие по их местности или далеким странам.
Когда мы изучаем карту Нидерландов, живопись особенно подходит для выделения характерных ее аспектов. Например, мы начинаем с исторического развития территорий нашей реки, Рейна, в направлении течения сверху вниз, от описанного выше цветового фона или с высоты горизонта. Например, стоя в Гелдерс Порт, где Рейн входит в нашу страну мы смотрим на море и на русло реки, которое расстилается перед нами; или мы смотрим в направлении Альп, на Рейн, текущий к нам. Или мы могли бы быть на берегу, а море - позади нас.
Есть много возможностей выразить свою точку зрения каждому ребенку. Затем, при дальнейшей детализации живописная работа используется как основа - кисти стали слишком толстыми, за работу принимаются разноцветные карандаши.
Фигуры животных и человека
Упражнения, связанные с первыми уроками зоологии, должны быть выстроены таким образом, чтобы из цветов возникали лишь формы, выражающие что-то типичное, характерное для животного. Сущность вида животного важнее, чем его непосредственный внешний вид. Как птица может летать? Какие элементы в это включены? Какова сущность коровы? Мы должны искать примеры таким способом, чтобы детям стало ясно, как живет животное и в какой среде обитания, его место и задачи в природе. В ходе урока живописи дети переживают, как среда обитания животного формируется различными элементами: холод, тепло, воздух, свет, вода и земля. Вначале мы смотрим на земное настроение и на соответствующие ему цвета. Если мы начнем с осьминога, мы опишем подводный мир. «Кто плавал под водой с открытыми глазами? Что мы можем увидеть?» Возникают разные переживания подводного мира. Игра различных красок между светом и тьмой вызывает образ. Дети зарисовывают целый лист светло разведенной краской, тонким слоем. Все перетекает друг в друга, все находится в движении, без установленных форм. Посреди этого движется осьминог. Замечательный аспект этого существа — то, что все цвета отражены в больших глазных яблоках. Зелено-розовые оттенки устремляются поперек длинных щупалец. Разноцветные облака плывут поперек живота. Когда мы описываем существо подобным образом, дети чувствует потребность так же нарисовать его. Теперь они могут начать рисовать осьминога, начиная с головы, светлыми оттенками. Различные цвета двигаются во всех направлениях. Вот так возникает осьминог, выплывая и раскачиваясь на волнах цвета. Конечно же, осьминог будет нарисован и таким, который должен отразить предполагаемого врага. Темное чернильное облако частично затеняет осьминога. Медуза - другое полупрозрачное водное существо. Она отдает себя движению течения воды, демонстрируя удивительно мягкие цвета. Она плывет подобно цветку по застывшему водному пространству. Огненная медуза получит более сильный акцент с помощью красного. Все виды рыб можно нарисовать на мягком многоцветном фоне. После того, как все рыбы нарисованы, фон можно затемнить, чтобы проявился свет, отражающий свойства чешуи. В течение этих упражнений дети глубоко погружаются в водный элемент.
Когда мы рисуем корову, играют роль совершенно другие качества. Наиболее существенные части этого животного - огромные пищеварительные органы. Фактически можно сказать, что на сочном лугу лежит огромный жующий желудок. Ее тело - воплощение силы тяжести. Широкомасштабный длительный процесс происходит в пищеварительной системе коровы. Чтобы выжить, животное должно съесть пищу, вес которой в несколько раз превышает ее собственный вес. В ее организме сильно развита система теплообмена. Все, кто был внутри хлева зимой, испытали насколько теплая и влажная там атмосфера. Также и люди имеют более высокую температуру в брюшной области (где-то на одну десятую градуса), чем в области головы. Теплота, необходимая для переваривания пищи - наиболее важный элемент в жизни коровы. Теплота может быть изначально нарисована карминовым красным по всему листу. Само животное рисуется, начиная от изгиба крестца. Штайнер описывает, что человек, в отличие от животного, развивался от головы. «Первое, что развивается у людей - это голова. Все остальное становится придатком, приставленным в таком виде, каким оно есть, к голове. Люди в своем космическом развитии растут от головы вниз». «Человек начинает свое развитие с головы, затем приставляется грудная клетка, затем грудная клетка, в свою очередь, преобразовывается в органы пищеварения. Лев же начинает развитие с грудной клетки, затем добавляется голова и затем, одновременно с человеком, в течение месяца он получает органы пищеварения. У животных, представителем которых является корова, сначала выстраивается система пищеварения и затем из нее вырастает грудная клетка и голова. Таким образом, вы видите, что человек растет от головы вниз, лев - от грудной клетки вверх и вниз и корова, так сказать, по сравнению с человеком, полностью вверх по направлению к сердцу и голове».
Корову лучше всего рисовать в лежачей позе, чтобы обойти проблему четырех ног. Мы рисуем животное как можно большего размера, чтобы добиться чистого и мощного цветового тона. После этого мы можем сделать восхитительно сочным зеленое пространство вокруг нее. Зеленый тут же становится темнее, благодаря красному цвету в основе. Многое из этого принадлежит сфере ботаники. Небо и горизонт - не важны. Это притянуло бы детей в область натуралистического представления и придало бы рисунку глубину, которая не идет на пользу цветовому тону. Пространственный эффект возникает из цветовых областей, а не из представления. Конечно же, можно рисовать более светлыми оттенками над коровой и как-то затенять цвета под ней, так как свободно парящая корова определенно не то, что нужно. Напоследок дети могут нарисовать поверх теплых цветов коровы синим, чтобы покой и гармония цвета стали очевидны. В конце концов, корова - не бык. Последний этап, рисование глаз коровы, существенен, несмотря на ограничения, связанные с особенностями живописи «по мокрому». Изображение глаз преподносит животное как существо, наделенное душой. Так же, как и мы, оно смотрит в мир.
Рисование поверх коровы (или любого другого животного) синим требует дальнейшего объяснения. Если мы рисуем животных только изначально чистыми цветами, они остаются космическими, ангелоподобными существами, не связанными с землей. Добавление, в частности, слоя синего поверх всего животного, отражает его связь с землей. Сияющий характер цвета затемняется этим слоем. Штайнер описывает этот процесс во взаимосвязи с разделением цветов на сияющие и образные.13 Больше об этом вы найдете в главе 6. Чистые цвета являются сияющими. Они выражают сущность цвета напрямую, подобно тому, как солнечный цвет дарит нам непосредственное тепло и свет. Синий поверх сияющих цветов (синий поверх синего требует иного художественного решения) придает им характер образа. Новый цвет действует косвенно, подобно цветам образа. Сущность как нечто сокрытое от глаза работает, словно за цветом. Так мы можем испытать различие между солнечным и лунным светом. Новое качество, которое возникает после этого в рисовании животных, называется, согласно Штайнеру, образным сиянием. Синий представляет «сияние души». Рисование легкого синего слоя вдыхает в животное жизнь. Поверх чистого блестящего цвета синий создает эффект тени. Он придает этому цвету «образный характер». Теоретическое обоснование этого, которое широко описано в 6-й главе этой книги, кажется сложным, но это может быть незамедлительно применино на практике с детьми. Его эффект очевиден и поразителен. Дети, конечно, не должны знать причины, стоящей за всем этим. Им достаточно лишь рисование синим по животному, как открытие того, как цвет соединяет это животное с его средой.
Такое же указание мы находим при рисовании птиц, например, орла. Орлы могут свободно двигаться в воздухе, используя тепло, находящееся внутри их тела и между перьями. Это называется «тепловые потоки». Без единого взмаха крыльев орлы кружат в высоте, а чайки парят над дюнами. «Птица, можно сказать, «теплое» существо. «Для настоящей птицы теплый воздух - это ее заполнение, другие ее части - багаж, который она тянет за собой в этом мире. Птица ощущает воздух, который она воспринимает как свою сущность»[12].
Можно сказать, что птица фактически ощущает как свою сущность то, что проникает в виде воздуха и распространяется по всему ее телу. Этот воздух, который распространяется и нагревает - ее сущность». Здесь опять самое важное - рисовать теплым цветом внутри более холодного. Когда возникает цветовой тон, дети начинают рисовать саму птицу. Из маленькой головки с изогнутым клювом орел расправляет свои огромные крылья поперек, по диагонали листа. Для этого подходят желтые, золотые желтые и оранжевые цвета. Затем корректируется окружение. Воздушный элемент усиливается и здесь, и там. Как сделать, чтобы орел продолжал производить впечатление летящего или парящего, а не падал, подобно кирпичу?
Как цвета поддерживают друг друга? Тайна заключается в том, что, когда окружение птицы нарисовано интенсивнее, цвет продвигает ее в восходящем направлении. Этот эффект можно увидеть при сравнении с работами с более интенсивными цветами на теле самой птицы. Детям нужно самим попробовать это. Позже можно пронаблюдать, какая из птиц производит впечатление летящей и каким трудно находиться в воздухе. Какие взлетают и какие снижаются? Впоследствии у нас есть изобилие возможностей для обсуждения. Когда, в заключение, мы тщательно прорисовываем оперение синими мазками, возникают красивые коричневатые оттенки. Эта птица солнца сияет, как будто золотая. Так в живописи выражается существо птицы. Так создается прямая связь с предметом, обсуждаемым в эпохе биологии. Это обогащает знания и внутренний взгляд на животный мир при помощи художественного использования цвета.
Использование цвета и метод, применяемый для рисования животных, о котором говорилось выше, может также применяться ко всем другим видам животных. Вопрос заключается в постоянстве последовательности логических шагов: изображение земного настроения, в котором выражается суть существа, проявление очертаний самого животного, надлежащее окружение, нанесенный сверху синий, включающий животное в общее целое. Ни одно из животных не отделено от своей среды. При рисовании белки быстрые движения могут помочь в выборе цветов. Лиса и мышь в этом отношении также похожи на нее. Все будет иначе в случае со львом, слоном и верблюдом. К этим животным обращаются в старших классах, тогда и лучше их рисовать. Животные с особенными характеристиками - благодатная тема на уроках живописи. Рога, борода, хвост, шея, грива и копыта после надлежащего наблюдения - лучшая точка опоры для размышлений на уроках рисования. Учитель всегда может принимать это во внимание, выбирая задания для урока живописи или рисования.
Юлиус Хебинг пишет в своем дневнике: «Принятие того, что можно наблюдать снаружи, обогатит нас изнутри. Только тогда, когда ландшафт, цветок или животное будут изображены как образ, они приблизятся к духовной действительности. Это возрождается изнутри и переходит в измененную форму»[13].
Возвращаясь к историям, рисование фигур, начатое в 3 классе, сейчас может развиваться далее. Боги с их различными характерами представляют исключительное поле деятельности в многоцветном рисовании. Один и Фрея, Тор со своим молотом, хитрый Локи. Один из наиболее захватывающих моментов - стрельба из лука слепым Ходуром в своего брата Бальдура в то время, когда его поддерживал Локи. Дети без особых проблем найдут цвета для этих фигур.
Пространство, окружающее богов, может быть приспособлено ко многим цветам. Радуга Хеймдала, хранителя Бифростбриджа — моста между царством людей и богов, - любимая тема рисования у детей. Изначально темы северной мифологии лучше рисовать чистыми цветами, достаточно насыщенными там, где того требует настроение. Игдрасиль и Бифростбридж продолжают быть сказочными образами. Следовательно, земные цвета слишком сильно переместят их в реальный ландшафт. В сражении богов стремление к черному является важным моментом для ученика 4 класса.