Комплементарные цвета.Цветовое настроение и движение цвета

Ученик 2 класса чувствует себя как дома в мире цвета и дос­таточно ознакомлен с первичными навыками живописи. Все еще остается важным в это время исправлять осанку при занятии жи­вописью и воспитывать заботливое отношение к инструментам. Рисовать стоя можно уже на первом году обучения, так как при этом у ученика существует возможность дистанцироваться от сво­ей работы и получить большую свободу в движении. Это, однако, может создавать беспокойство в классе. В этом случае нужно всег­да понимать, что важнее: тишина и покой, когда дети работают сидя или движение (неотделимое от суеты) при работе стоя. У де­тей есть их собственные предпочтения в этом отношении. Наибо­лее важно здесь то, что у каждого ребенка своя свободная расслаб­ленная рабочая поза, и это всегда лучше, чем зажатость.

Мы продолжаем работать с темой душевных настроений. Во 2 классе в связи с новым содержанием преподавания подробней и пристальней описываются настроения, в том числе и самими уче­никами. Содержание преподаваемого материала включает в себя удивительные полярности. С одной стороны - это басни, а с дру­гой - легенды о святых. В баснях коротко и мощно описываются особенные характеры. Часто встречаются два противоположных «типа»: волк и овца, медведь и лиса, лиса и ворона и т.д. И тог­да различия больше всего проявлены. Каждое животное думает, говорит и действует, исходя из своего собственного характера. Так, например, встречаются хитрый и простодушный, глупый и умный, трудолюбивый и ленивый. В теории цвета мы назвали эти контрасты «комплементарными». Гете называет эти сильно кон­трастирующие комбинации «гармоничными». Это такие сочета­ния, как красный с зеленым, синий с оранжевым и фиолетовый с желтым. В каждой комбинации представлены три первоначаль­ных цвета. Синий — противоположен желтому/красному и т.д. Мы часто находим эти противоположности в легендах о святых. Человек, столкнувшись во всевозможных особенных ситуациях со своими не самыми лучшими или даже животными характеристиками, пытается их преодолеть с помощью пути, определенного внутренне. Там, где начинает грызть человека голод, он решает поститься. Франциск Ассизский называет свое собственное тело «братом-ослом». Он пытается отстранить себя от своего физичес­кого существа для того, чтобы соединиться с ним. Поддерживае­мый и вдохновленный высшими идеалами и верой, он вкладыва­ет в это всю свою волю. Образы басен и легенд предлагаются де­тям. Урок живописи вплетается в этот контекст таким образом, что мы поощряем сознательное использование «чистого» цвета, примыкающего к смешанным цветам для достижения гармонии и равновесия. «Насколько масштабно и мощно нужно рисовать спокойным зеленым, когда он встречает сильный пламенный красный, без того, чтобы один не властвовал над другим?» Снова и снова становится очевидным то, что важно сдерживать интен­сивность активных цветов, чтобы дать шанс другому цвету быть равными ему по силе.

В работе со смешанными цветами у нас всегда есть два пути. Например, добавить к синему красный, чтобы получить фиолето­вый, или наоборот: к красному добавить синий. Нет необходимос­ти того, чтобы один цвет всегда был в центре, а другой вокруг не­го. Все сочетания возможны и дети могут выбрать каждый свое. Границы, возникающие между цветами, могут быть различны: неопределенные или резко очерченные.

Если у ребенка, скажем, день рождения в тот день, когда урок живописи, можно сделать следующее упражнение. Лучистый желтый радостно располагается в центре. Сегодня — праздник по случаю его дня рождения. Красный и синий приходят к нему в гости и вместе дарят ему фиолетовый. Теперь желтый излучает счастье с большей силой, так как фиолетовый темнее и дает воз­можность желтому удивительно светится. Так комплементарные цвета влияют друг на друга. Красный становится краснее рядом с зелеными, оранжевый - более пламенным рядом с синим.

Теперь посмотрим на легенды. Они дают детям много точек соприкосновения с взаимодействием цветов. Дети слушают рас­сказ о том, как Франциск так легко приручил свирепого волка, который в течение долгого времени наводил страх на город Губ-био, и, приручив, привел его в город как кроткого ягненка. Что-бы вместо цветового взаимодействия не появилось рисунков не­посредственно этой встречи, рекомендуется делать эти упражне­ния через несколько месяцев после того, как история была рас­сказана. Учитель с учениками воссоздают историю шаг за шагом, чтобы снова ясно представить основной мотив истории. Если учи­тель сделает введение, подобное следующему: «Сейчас мы собира­емся рисовать то, что, я уверен, вы помните, потому что я недав­но вам эту историю рассказывал», дети будут слишком быстро предоставлены самим себе или будут уделять слишком много вни­мания внешнему. А это не рекомендуется.

В истории Франциска Ассизского самый важный мотив - это первая встреча с животным. Учитель может пробовать найти подобные характерные встречи во многих существующих исто­риях. Они чрезвычайно подходят как задания для уроков живо­писи. Эти истории - тема для бесед с детьми. «Что Франциск по­чувствовал, когда он внезапно встретил волка? А волк? Сразу ли он покорился?» Сделайте так, чтобы как можно большее из то­го, что предлагают дети, было рассмотрено на уроке. Если мы хо­тим нарисовать эту встречу, какие цвета нам нужно выбрать? «Какие цвета вы бы выбрали для Франциска, а какие — для се­бя? Почему? Хорошо, тот цвет ты возьмешь позже, попробуй свой цвет. А теперь волк. Кто думал о цвете для волка?» Так бла­годаря деятельности класса цвета возникают, словно по волшебс­тву. Каждый ребенок делает выбор и удивительней всего, что большинство выбирает одну и ту же комбинацию. Свобода выбо­ра в этом случае, как говорится, это «горячий лед». Законченные картины, развешенные в классе, способствуют возникновению новых дискуссий на следующий день. Если дети привыкли рисо­вать исходя из цветового пространства и настроения, на бумаге не появятся ни натуралистичные волки, ни фигуры Франциска. Разные формы возникают из цветового пространства и цветового качества. На передний план выходит движение цвета. Цвет, выбранный для Франциска, движется навстречу другому цвету, «цвету волка». Какова же его реакция? Уступит ли он дорогу или настойчиво двинется вперед? Ответ дадут рисунки. Они - по­добны окнам детской души, в которой и произошла эта удиви­тельная встреча.

В течение 2 класса, дабы расширить возможности, мы можем заменить 3 первоначальных цвета, предлагая уже 2 желтых, 2 си­них и 2 красных. В продаже есть лимонный желтый и золотой желтый, ярко-красная киноварь и карминовый красный, синий ультрамариновый и синий прусский. Добавление этих цветов не­обходимо, чтобы увеличить спектр нюансов смешанных цветов. Свежий зеленый возникает из смешивания лимонного желтого с синим прусским. Ультрамариновый синий (содержащий много красного) дает прекрасный фиолетовый вместе с карминовым красным. Красная киноварь с золотым желтым дает теплый и праздничный оранжевый. Так дети в процессе открывают богатс­тво цветовых оттенков. У детей должно быть чувство, что мир цвета - это бесконечно большой мир, не ограничивающийся пе­дантичными указаниями учителя.

Мы знаем небольшой пример, данный Рудольфом Штайнером, в котором охвачены многие аспекты упражнений для живо­писи 2 класса. «Вы может говорить с детьми сквозь призму цве­та. На шее кокетливого сиреневого находится несколько развяз­ный красный (или рядом с шеей или даже «на коже»). И все это располагается на фоне скромного синего».

Где же сиреневый в цветовом круге, если это «кокетливый» сиреневый? «Кокетливый» сиреневый — большой или маленький, и где же красный? И насколько большой в действительности «несколько развязный» красный? Вопросы нацелены на располо­жение одних цветов относительно других в цветовом круге. Это вопросы о возможных сочетаниях, размере и расположении цве­тов. Многие аспекты поднимаются в разговорах с детьми, и каж­дый урок живописи каждый раз проходит иначе. Штайнер ука­зывает, что эти упражнения могут выполняться многократно, вплоть до 50-ти раз. Это дает учителю поддержку, а детям - мно­го пространства для продвижения в их работе. И пространство возникает из взаимодействия цветов, а не путем «выберите что-нибудь сами для себя, дети». Такая постановка задачи может стать причиной того, что эта деятельность потеряет свое важное педагогическое значение.

Итак, во 2 классе продолжает развиваться чувство цвета. Закрепляются цветовые характеристики. Через контрасты в сказанном, в образах и в самой живописи упражняются и зрение, и сердце. Маленькому ребенку дают возможность пережить каж­дый шаг как новое открытие, а учитель создает пространство для воплощения вновь приобретенных умений. Подводя итоги по по­воду того, как выстраивать упражнения с цветом в 1-3 классах, можно сказать следующее:

1 класс - начинается с представления о цвете и соответству­ющих упражнений;

2 класс - жест и движение;

3 класс - формы и фигуры.

Наши рекомендации