Путешествуем по царству цвета, делаем открытия
Дети сделали шаг из детского сада в первый класс. Теперь мы находимся на пути 12-летнего учебного плана. Это касается также и живописи. Цвета уже были открыты и исследованы в дошкольный период, и названия цветов известны. Теперь каждое из упражнений впишется в больший контекст. Шаг за шагом, проходя из одной области в другую, дети открывают царство цвета со всеми его законами и возможностями. Учитель каждый год сильнее натягивает тетиву лука, и переживания учеников, подобно мечте, более или менее сознательно устремляются туда, куда он нацелит их своими стрелами.
Штайнер говорит об определенной отправной точке в первом уроке первого школьного дня. Проводя с учениками упражнение, он непосредственно указал на взаимодействие двух различных цветов, находящихся рядом. Выполняя это упражнение, он говорил детям: «Теперь я хочу сообщить вам кое-что, что вы не поймете еще до конца сейчас, но все же поймете однажды. А именно: то, что мы только что сделали (желтый рядом с синим) более красиво, чем то, что мы сделали ниже, где мы нарисовали зеленый рядом с желтым». Давайте тщательнее рассмотрим это высказывание. Когда мы ищем слова, способные заменить слово «прекрасный» (для нас часто перегруженное), многое становится более отчетливым. Желтый, первый цвет, который возникает при затемнении света, и синий, первый просвет во тьме, являются противоположностями. В определенном отношении они — крайности друг для друга. Соединяясь, они создают зеленый. Этот цвет, следовательно, связан с ними двумя и содержит оба цвета в себе. Гете называет желтый/зеленый и синий/зеленый монотонными цветовыми сочетаниями, а желтый/синий — характерными. И таким образом Штайнер согласился с Гете, когда тот использовал слова «более красиво». Если мы ищем другие пути описания обеих комбинаций (а дети часто придумывают самые удачные), мы можем включить слова «более захватывающий», «более рискованный» или «более очаровательный». Наиболее важная вещь в вышеупомянутом состоит в очевидности того, что желтый и синий несут в себе больше возможностей для развития, чем другие монотонные комбинации. Зеленый/желтый и зеленый/синий - больше как брат и сестра друг другу. Они с легкостью перетекают друг в друга. Эти цветовые тона менее захватывающие, менее чистые и эти цвета менее сияют, находясь рядом. В конце концов, каждый смешанный цвет в определенной степени затемнен так, что он всегда имеет меньше цветовой силы. При усилении желтого и синего, возникает даже красный (или словами Гете, пурпурный). Таким образом, свет и тьма, активность и пассивность, сияние и сосредоточенность на себе - основы этого первого замечания Штайнера. Эта первая попытка инициировать процесс в детях не ставит перед собой задачу достигнуть фиксированного представления о том, что красиво и о том, чего нет в этом мире. Второй момент, который стоит подчеркнуть - это непрерывное использование двух цветов в живописи на основании их полярности. В рисовании форм мы находим эти полярности в прямой и дуге, в музыке - изучая интервалы. Работа с двумя различными качествами вызывает заинтересованность в детях. Упражнение в живописи с одним цветом, только красным или синим, не имеет такого эффекта. Два (или больше) цветов обеспечивают здоровую напряженность души, вызывают чувство, которое волнует и стимулирует детей. Первый восторженный мазок кисти ведет к следующему. Шести-семилетний ребенок, в этом смысле, может сменить силы подражания и доверия на силы своего собственного воображения и душевного движения. Ребенок учится двигаться от одного цветового настроения к другому. До семи лет ребенок воспринимает мир в большей степени инстинктивно, как во сне. Начиная с 1 класса, мы пытаемся сделать ребенка более подготовленным к распознаванию качественных различий между цветами. Дети проявляют эту способность, например, слушая сказки. Они симпатизируют принцу, маленькой девочке в темном лесу или скорбящему королю, сожалеющему о потере его заколдованной дочери. Каждое настроение связано с цветом. И учитель должен совершенствовать свой цветовой словарь. Таким образом, каждое цветовое упражнение становится новой ступенькой в развитии душевной жизни растущего ребенка. Он учится принимать свои собственные решения независимо: что рисовать, где и как.
В уроке живописи мы не связываем цвета с окружающими нас предметами, как, например «желтое солнце» или «желтый как солнце», «синее небо» или «зеленая трава». Это, конечно, явные истины, но в первых трех классах они еще не являются вдохновением для уроков живописи (в отличие от терапевтического рисования с детьми). В младших классах мы соединяем цвета с настроением и качеством, с наречиями, прилагательными и глаголами, но не с существительными. Веселый и счастливый, грустный и пугающий, восторженный и страстный, унылый и неприятный, величественный и достойный, тщетный и королевский. Именно поэтому мы пробуем найти основные настроения в образах сказок. Когда вы читаете сказку, вы всегда видите перед собой образы в определенном цветовом настроении. Как будто вы надели очки, которые изменяют цвет. Эта связь между образом и цветовым настроением в повествовании важна для учителя, это - источник вдохновения. Для детей, однако, не всегда обязательно знать, какая именно сказка лежит в основе урока живописи или из чего происходит это упражнение. Не осознавая этого, они узнают цветовое настроение упражнения живописи в своей душе. Несказанное слово источает силу. Цвета, краски и вода, бумага и кисть - этого достаточно, чтобы начинать.
Для предотвращения выталкивания фигуральным графическим символом переживаний цветового настроения, важно рисовать с самого начала на больших пространствах. Вот почему мы используем широкие кисти.
Предоставьте детям как можно больше свободы в том, как располагать цвета на бумаге. Ведь мы заботимся о настроении, а в детской душе нет понятий право или лево, верх или низ. Поскольку ребенок в этом возрасте видит себя в центре мира, он рисует интуитивно в середине и вокруг нее. Однако учителю полезно также знать и другие возможности. Часто они появляются на работах детей спонтанно, когда подчеркивается движение цвета. Движение может быть сверху вниз или справа налево, слева направо или по диагонали, поперек бумаги. Если спонтанное деление на области повторено и одинаково у всего класса, могут поощряться и другие направления. Хорошо было бы делать подобные упражнения с движением цвета и на родительских встречах. Там едва ли произойдет спонтанное рисование от центра к периферии. Взрослые обычно начинают с одного края. Что остается важным - это то, что учитель знает о том, что именно дети имеют в своем распоряжении благодаря их собственным переживаниям. Свобода должна быть создана там, где это возможно.
Целостность цветового круга заключена постоянно в пределах трех первичных цветов. Предлагая эти три цвета в уроке: желтый, красный и синий, мы обеспечиваем себя всеми возможностями. Учителю важно знать возможные комбинации цветовых оттенков. И каждая новая последовательность цветов предлагает в живописи новое упражнение, несмотря на то, что в результате получаются сходные цветовые композиции. Когда красный следует за желтым, то добавляется теплый элемент: храбрость, нерв, сила. Если же красный первый, а желтый следует за ним, он зажигает цвет, разъясняет, приветствует, делает все более солнечным. Это применимо ко всем возможным сочетаниям. Один цвет, так или иначе, всегда подчеркивает другой, делает его привлекательнее. Синий оттеняет желтый к зеленому. Желтый зажигает синий опять же по направлению к зеленому. Все же, в основе этого лежат два абсолютно разных переживания.
Сочетания двух или трех основных цветов таковы: желтый/красный, красный/синий, желтый/синий, синий/красный, красный/желтый, синий/желтый или желтый/красный/синий, желтый/синий/красный, красный/желтый/синий, синий/желтый/красный, красный/синий/желтый, синий/красный/желтый. Если мы рисуем, чередуя большие и маленькие пространства, возможности расширяются. Множество возможностей возникает, когда мы вовлекаем смешанные цвета: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Изобилие цветовых комбинаций необходимо в течение первых нескольких лет: ведь оттенки цветов и цветовые движения соответствуют движениям души и душевным настроениям.
Штайнер указывал, как важно позволять цветам меняться местами. Если сначала желтый находится в середине, а красный - вокруг, то в следующий раз красный может быть в центре, с желтым вокруг него. Эти так называемые «Austausch Uebungen» (упражнения переворачивания) очень полезны; они требуют наличия душевной гибкости у ребенка. Штайнер выражает это таким образом: «В художественном образовании это выглядит так: самые разнообразные вещи могут быть сделаны самыми разнообразным способами. Невозможно сказать, что это - совершенно правильно, или совершенно неправильно ... Мы позволяем детям выразить цвета таким способом, что они лишь рисуют, пользуясь элементарным цветовым воображением. Можно сказать им, например: «В середине вашего листа есть желтое пятно. Теперь, на другом листе рисуем синее. Теперь, закончите это таким способом, чтобы все другие цвета менялись вместе с ними». Это вызывает основательный интерес к поиску необходимого цвета, когда дети должны изменить цвет и совершенно сосредоточиться на нем.
Однако есть и другой аспект в живописи 1-го класса — рисование ограниченных и размытых областей. Отдельные цвета могут быть нарисованы рядом друг с другом, и тогда граница между ними ясно различима. Граница возникает там, где два цветовых пространства встречаются. Другая возможность - это позволить одному цвету переходить в другой. Это создает постепенный переход, иногда едва заметный, одного цвета в другой. «Вы рисуете цвета так, что вы не знаете, где один цвет заканчивается, а другой начинается». Ограниченная область имеет сильный формирующий характер. Возникновение этих форм является результатом действия формирующей силы самого цвета. Красный «формирует» себя иначе, нежели желтый. Каждый цвет имеет свою собственную форму — выражение. Дети открывают это в игре. «Чувствуется, что желтый затолкали в тесный угол ..., разве не хочет он засиять?»
Цвета двигаются и сменяют друг друга, имея и другую возможность. «Цвета сменяют друг друга как будто по волшебству, всмотритесь внимательно, что захочет сейчас появиться!» Чтобы описать эти процессы, учителю нужно иметь ряд подходящих глаголов таких, как превращаться, увлекать, пересиливать, поддаваться, гармонизировать, поглощать. Это - необходимая подготовка для общения учителя с учениками. Они, в свою очередь, используют эти же слова, чтобы выразить то, что происходит на бумаге. Начало и конец урока живописи должны отличаться от основной части - для предотвращения однообразности.
Все это подводит нас к введению упражнения в классе. В течение урока живописи самое важное - сама живопись. Это вроде бы очевидно, но на мгновение сосредоточим на этом внимание. Восторженное 15-минутное введение, которое заканчивается 5-минутрым рисованием, не имеет смысла. Мы говорим о моменте, когда ребенок соединяется с цветом, распознает и погружается в него. Это случается в то мгновение, когда кисть опускается в краску. Чтобы достичь этого, необходимо создать соответствующую атмосферу. Ребенок выражает себя, соотносит с цветовым настроением. Это интенсивное переживание, и для многих детей приблизительно после 10 минут весьма истощающее. При работе с цветом этот путь — еженедельная подпитка души ребенка. Периодичность в два или больше раз в неделю, естественно, возможна. Эти красочные капли поддерживают развитие ребенка даже несмотря на то, что дети рисуют, фактически, лишь в течение короткого времени в соотношении со временем, необходимым для подготовки, установки и уборки после занятия живописью.
Задача, в этом смысле, может предлагаться весьма по-деловому. Часто она исходит непосредственно из предыдущего урока. Главное - сделайте постановку задачи четкой. Каждый учитель разрабатывает свой собственный стиль для этой цели. Сам учитель к этому моменту должен уже ясно определиться с настроением, цветами, размером бумаги и композицией. Он, конечно же, не должен вовлекать во все это учеников. Каждая ситуация, школа, класс, возраст, время года, день и т.д. также определяют задачу урока. Не нужно много слов. Перед началом работы детское внимание направлено к тому, что вовне, к тому, как учитель живописует. При этом учитель избегает «говорения в мире цвета». Мы стремимся к совершенному противоположному. Цвета, поддержанные произнесенным словом, соединяются с настроением детской души. Это правда, что в этом возрасте дети хотят следовать за учителем, подражать ему, но они нуждаются и в самостоятельном исследовании нового мира настроения и цвета. Формулировка задачи ограничивает ученика, но в то же время дает ему что-то, за что можно удержаться. Кроме того, дети с самого начала понимают задание шире его логического построения. В старших классах могут иногда быть необходимы эскиз цветным мелом, какие-то фрагменты, линии или слова.
Технические аспекты мастерства живописи могут быть показаны снова и снова, возможно, в сопровождении песенки или стихотворения. Каждый учитель может довериться своему воображению. Часто нужно подсказать, что кисть должна свободно лежать в руке. Дети могут поглаживать щетиной кисти тыльную сторону своей руки, чтобы ощутить различие между мягкостью и жесткостью. Прижимая кисть к бумаге сильно и прямо, можно все повредить, ведь бумага, пропитанная водой, легко рвется.
Мазки кисти не должны быть также и поспешны. Не допускайте больших мазков один за другим. «Мы не подметаем пол и не красим дверь». Особенно в течение первых нескольких лет распространено следующее: при чересчур большой влажности в живописи краски бегут по бумаге сами по себе, а ребенок созерцает (как пассивный наблюдатель), что делают цвета друг с другом. Другая крайность - рисование по слишком сухой бумаге, когда цвета «застревают» таким образом, что о движении не может быть и речи.
Штайнер кратко говорит об этом в следующих словах: «Нужно развивать в детях внутреннее ощущение строения цвета так, чтобы они приобрели чувство мира цвета в переживании сказок. Когда включится в работу их воображение, тогда возникнут и формы. Дайте формам вырасти из цвета. И тогда вы сможете разговаривать с детьми в цветном мире»[8].
Подводя итоги, мы можем сказать, что существуют, по крайней мере, три возможных пути достижения поставленных в живописи задач: когда цвета говорят вместе и появляется история о цветах; когда образ, соединенный со сказкой, можно перевести в цветовое настроение и когда цветовой тон нарисован как упражнение без включения в него повествовательного элемента.
Если мы с осторожностью и пониманием развесим готовые работы, то будем развивать и зрение детей. Одна из возможностей - это повесить картины с более мягкими цветовыми тонами наверху и картины с более насыщенными цветами снизу. Объедините картины со слабо выраженными цветовыми формами, например, слева, и контрастные им картины сильно выраженных цветовых форм справа. О том, как рассматривать работы, см. главу 4.1.