Детский сад, младшая и средняя школа
ВВЕДЕНИЕ
Программа преподавания подобна волнам на море. Обоснования, основополагающие мысли и работа с человеческой природой проникает глубоко вплоть до физического и подобна ветру, вызывающему волнение моря. И отражение этих потоков имеет место в программе. Вот почему ее описание - рискованное предприятие, всегда включающее определенную меру ограничения из-за того, что в действительности движение узнаваемо, но его невозможно зафиксировать. Учебный план быстро изменяется, превращаясь, в конце концов, во что-то подобное следующему: «Вот то, что Вы должны делать». И, совершенно определенно, этого мы пытаемся избежать любой ценой. Цель дальнейшего описания - обеспечить вас как можно большим количеством маяков, которые поведут в правильном направлении при должном понимании природы человека и фаз развития ребенка. Вот почему для педагога, работающего с детьми в области живописи, недостаточно просто извлекать различные темы из учебного плана и трансформировать их в задания для живописи. Учителю необходимо понимать принцип преподавания, основанный на возрастных особенностях. Его внутренний взгляд на цвета, возникающий из его собственного опыта, является важным для каждого урока так же, как и его собственное восприятие живописи как искусства.
Для педагога, работающего с детьми до 7-ми лет, период их развития определяет, что живопись рассматривается как игра и деятельность из подражания, без сосредоточения на содержании. Это возникает из истории, рассказанной воспитателем детского сада.
Через всю младшую школу проходит естественное развитие от переживания каждого цвета до поиска образа, посредством которого цвет может выразить себя. После того, как в 9 классе черно-белым рисованием прерывается работа с цветами, на более глубоком уровне оба потока созидательного процесса выходят на новую ступень: цвет может себя выразить через образ, цвет и образ соединяются для самовыражения.
Основа для педагогической работы в этом направлении лежит не только в четком и обоснованном учебном плане, но также в мастерстве самого учителя. Для этих целей, так сказать, руку помощи подают учителю базовые упражнения для учителей, в которых можно приобрести важный для занятий искусством опыт, творчески перерабатывая примеры и указания, прилагаемые к учебному плану. Это позволяет учителю пройти все, что связано с предметом до того, как он сделает это с детьми в классе. Но так как учебный план строго не фиксирован, он раскрывает индивидуальность учителя в работе с классом.
На начальном уровне (классы 1-8 включительно), естественно, не каждый учитель - художник. От учителя и не требуется обладать талантом живописца так же, как и не требуется быть гениальным скульптором или музыкантом. И все же, на начальном уровне обучения уроки живописи предпочтительно должны вестись классным учителем, и чем больше энергии он вкладывает в свое собственное развитие, тем больший педагогический эффект это имеет. В средних классах приходит учитель-предметник. Тогда в педагогическом процессе могут возникнуть относительные сложности, так как учитель-предметник будет больше времени отдавать своему собственному развитию как художник. В разработке этих базовых упражнений принималась во внимание возможность видоизменить упражнения в зависимости от индивидуальных способностей каждого. Упражнения для учителя, преподающего в средней школе, особенным образом связаны с технической стороной, а также с соответствием тем заданий возрастным фазам развития подростков.
В конце концов, необходимо подчеркнуть, что урок живописи - не вырванное из педагогического процесса время, содержанием и ритмом он связан с другими предметами и остается частью ежедневной и еженедельной программы. И педагогическая ценность этой связи возникает только тогда, когда отношения учитель-ученик выстроены из доверия таким образом, что внутри этого спокойствия можно создать пространство для переживания тончайших нюансов жизни цвета и жизни искусства вообще.
Мы постарались избежать обилия ссылок на указания Штай-нера и известные источники. Библиография дает обширный список основной литературы для того, чтобы читатель смог получить отчетливые ответы на все возникшие вопросы.[6]
ЖИВОПИСЬ В ДЕТСКОМ САДУ
Игра и подражание
В вальдорфском детском саду важнейшую роль играет элемент ритма дня, недели и года. «Свободная игра» в группе имеет свое четкое место утром каждого дня так же, как и сказка, пение и совместная трапеза. Все другие занятия, как правило, проводятся после «свободной игры». Каждый день имеет свой собственный характер. Например, в понедельник будет рисование, во вторник - лепка и т.д. Всегда в один и тот же день каждую неделю. Все повторяется в определенном ритме. И это дает детям то, на что можно опереться. Они знают, где они находятся, имея хорошо простроенные, ежедневно и еженедельно чередующиеся концентрацию и расслабление.
Таким же образом входит и живопись в еженедельный ритм. Дети дошкольного возраста имеют естественную потребность выразить себя, заполнить себя цветом. Они наслаждаются, делая цвета светлее или темнее. Дети удивлены, когда цвета выпрыгивают на бумагу. Предметы, окружающие их, имеют фиксированный цвет, однако на бумаге цвета движутся свободно, появляясь и исчезая. Таким образом, живопись - интенсивное переживание и ключ к инстинктивному пониманию того, как цвета возникают и изменяются.
Подражание взрослому у ребенка дошкольного возраста лежит в основе педагогического принципа в преподавании живописи в детском саду. Ребенок следует за рисующей «тетей». Дети естественным образом подражают рисункам «тети» потому, что испытывают к ней симпатию. После утренних приготовлений, она сразу же начинает рисовать в то время, пока дети заходят в группу. Даже тогда, когда они снимают свою одежду, они видят, что их воспитатель занят работой. Здороваясь, она продолжает рисовать как можно дольше. В конце концов, дети останавливаются и начинают рассматривать ее работу. Они видят движение так, как оно происходит: раздача красок, баночек с водой, кисточек и бумаги, внимание, которое учитель уделяет цвету, и как на бумаге возникают новые цвета или вдруг просто так исчезают. Все это имеет волшебное свойство, так похоже на сказку...
Это стимулирует потребность ребенка рисовать. «Я бы хотел порисовать!» - «И я!». Воспитатель прерывает свою работу, и вместе они все подготавливают. Так из подражания воспитателю начинается работа. Очень важно оставить детям выбор: присоединиться ли к рисованию, или стоять и смотреть. Ведь вся деятельность, связанная с цветами, требует «силы», которая по-настоящему высвобождается только после 7-ми лет6. Душе маленького ребенка иногда не хватает пространства, чтобы принять цвета, которые из-за их различных свойств могут вызвать напряжение, отвергаемое ребенком. Для некоторых детей достаточно просто наблюдения за игрой цвета.
В детском саду мы не говорим об «уроках» живописи. Существует много других видов деятельности, в которых дошкольник подражает работе и игре воспитателя, его жестам и пению. Дети также могут помогать в подготовке: смешивание и размешивание красок, наполнение стаканчиков водой, расстановка стульчиков и столов и т.д. Особенно более взрослые дети вскоре научаются тому, как все должно быть подготовлено для живописи. Воспитатель всегда подает пример.
Возможно также пригласить художника, дабы создавать настроение живописи у детей точно так же, как мастер по ремонту велосипедов, кузнец, или пекарь может работать в группе во время эпохи мастеров. Дети будут подражать всем действиям, приготовлениям и приемам работы живописца с большим интересом. Они будут наблюдать преданность своему делу и энтузиазм художника. «Да, я хочу быть художником точно так же как он, когда я вырасту», - говорит воспитателю один из детей.
Если ряд детей не проявляет интереса к живописи (и часто не следует за примером в других занятиях), воспитателю стоит подумать о небольшой истории, пытаясь таким образом побудить этих детей присоединиться к другим. Содержание истории может быть непосредственно связано со всем, что вовле кается в живопись. Конечно, наиболее важным фактом является то, что дети в этом возрасте уже имеют способность занять себя рисованием.[7]
То, что дети рисуют в детском саду, должно оставаться открытым. Три чистых цвета: желтый, красный и синий - в их распоряжении. (См. также первое и второе базовые упражнения для учителей.) Наставления не даются. Цветовая игра на бумаге и в стаканчиках с водой — это каждый раз маленькое приключение. Часто дети комментируют свои рисунки, необычайно волнуясь. После занятий они часто заталкивают своих родителей в группы, стремясь показать им, что вышло на рисунках. Они даже не полностью высохли, но все же производят очень живое впечатление. Никогда не спрашивайте, что там нарисовано, если ребенок сам Вам не объясняет. Делание, переживание - наиболее важный аспект для ребенка дошкольного возраста.