Основные тенденции английской драматургии первой половины XX века.
"Хорошо сделанная пьеса" (Соммерсет Моэм, Джон-Бойнтон Пристли), "салонная пьеса" (Ноэль Кауард, Теренс Рэттиган), поэтическая драма (Томас Стерне Элиот, Кристофер Фрай).
22.2. Драматургия и театральная эстетика "рассерженных".
Драматургия Джона Осборна, Арнольда Уэскера, Шейлы Дилени и др.
Драматургия Д. Осборна.
Пьесы Джона Осборна (1929-1994) «Оглянись во гневе», «Комедиант», «Лютер». Проблематика и поэтика.
Драматургия А.Уэскера.
Пьеса Арнольда Уэскера (р.1932) «И ко всему картошка». Проблематика и поэтика.
22.5. Вторая волна "рассерженных".
Драматургия Джона Ардена, Бернарда Копе, Роберта Болта.
Драматургия Гарольда Пинтера, Нормана Симпсона, Тома Стоппарда и английская модель театра абсурда.
Пьесы Гарольда Пинтера (р. 1930) «Сторож», «Коллекция», «Пейзаж» и др. Проблематика и поэтика. Сатирические комедии Нормана Симпсона (р. 1919). Пьеса Тома Стоппарда (р. 1937) «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Проблематика и поэтика.
Драматургия Питера Шеффера.
Пьеса Питера Шеффера (р. 1926) «Амадей». Проблематика и поэтика.
Творчество Питера Устинова.
Знаменитые роли Питера Устинова (1921-2004), режиссерские работы в драматическом и оперном театре.
Королевский Шекспировский театр.
Ярчайшие постановки, творчество актеров, режиссеров. Фестивальная деятельность.
Творчество Лоренса Оливье.
Ярчайшие роли Лоренса Оливье (1907-1989) в шекспировском репертуаре и в пьесах «рассерженных».
Творчество Питера Брука.
Режиссерская деятельность Питера Брука (род. 1925). Шекспировские спектакли: «Ромео и Джульетта» (1947), «Гамлет» (1955), «Король Лир» (1962). Экспериментальный период 1960-ых гг., система актерских тренингов. Спектакль «Сон в летнюю ночь» (1970 г.). «Первичное искусство» (термин Ж. Баню) и спектакли 1970-ых гг. «Махабхарата» (1985 г.) Книги Брука о театре: «Пустое пространство» (1968), «Блуждающая точка» (1987).
Творчество Джона Гилгуда.
Шекспировские роли в исполнении Джона Гилгуда (1904-2000). Деятельность Гилгуда как режиссера: спектакль «Ромео и Джульетта» (1935).
Творчество Пола Скофилда.
Работа Пола Скофилда (1922-2008) с Питером Бруком. Спектакли «Ромео и Джульетта» (1947), «Гамлет» (1955) и др.
Творчество Алека Гиннеса.
Ярчайшие роли Алека Гиннеса (1914-2000). Спектакль «Гамлет» (938).
Творчество Майкла Редгрейва.
Ярчайшие роли Майкла Редгрейва (1908-1985). Автобиография Редгрейва «Маска или лицо?» (1958).
Творчество Ванессы Редгрейв.
Ярчайшие роли Ванессы Редгрейв (р. 1937).
Творчество Тони Ричардсона.
Театральные постановки Тони Ричардсона (1928-1991).
Творчество Питера Холла.
Ярчайшие постановки Питера Холла (р. 1930): «Гамлет» (1965), «Макбет» (1967).
22.18. Театры "фриндж".
История термина. Основные этапы развития.
Система передвижных театров и творчество Джоан Литтлвуд.
Передвижная профессиональная труппа под руководством Джоан Литтлвуд (р. 1914) «Уоркшоп». Постановки Шекспира и пьес «рассерженных».
Раздел 23. Ирландский театр.
Ирландское Возрождение» и театр.
Специфика развития ирландского театрального искусства, возрождение национальной культуры.
Создание Эбби-тиэтр.
Творчество Изабеллы Августы Грегори. Возникновение первой актерской студии. Формирование репертуара.
Драматургия Уильяма Батлера Йейтса.
Театральная деятельность Уильяма Батлера Йейтса (1865-1939), ирландский театральный символизм, работа Йейтса с Э.Г. Крэгом. Пьесы Йейтса «На берегу Бейли», «У ястребиного источника», «Смерть Кухулина». Проблематика и поэтика. Использование японской театральной культуры.
Драматургия Джона Миллингтона Синга.
Пьеса Джона Миллингтона Синга (1871-1909) «Удалой молодец – гордость Запада».
Драматургия Шона О'Кейси.
Дублинский цикл Шона О’Кейси (1880-1964). «Алые розы для меня»: проблематика и поэтика.
Раздел 24. Немецкий театр.
Общая характеристика экспрессионизма в немецком театре.
Общая характеристика направления. Этапы развития. Общая характеристика экспрессионизма в драматургии и сценической практике.
Драматургия Георга Кайзера.
Ранние пьесы Георга Кайзера (1878-1945). Трилогия Кайзера: «Коралл», «Газ», «Газ II». Проблематика и поэтика.
Драматургия Вальтера Газенклевера.
Пьеса Вальтера Газенклевера (1890-1940) «Сын» (1914) как брааец первой эспрессионистской драмы. Проблематика и поэтика пьесы «Антигона» (1917).
Драматургия Эрнста Толлера.
Экспрессионизм в творчестве Эрнста Толлера (1893-1939). Пьесы «Гоп-ля, мы живем!», «Человек-Масса». Проблематика и поэтика.