Тема 1. Основные тенденции развития литературы 1-ой половины ХХ века

Сюрреализм, экзистенциализм. Особенности стиля. Художественные приемы. Категории времени и пространства. Концепция человека. Реализм ХХ в. Новые художественные возможности. Изменение языка и композиции. Характеристика основных художественных приемов.

Тема войны в литературе и кинематографе 1-ой половины ХХ века. Литература «потерянного поколения». Э. Хемингуэй. «И восходит солнце». Семантика названия. Смысловая наполняемость эпиграфа. Философия Екклесиаста. Система персонажей. Фиеста как принцип жизненного существования.

Ф. С. Фицджеральд. «Великий Гэтсби». Особенности сюжетно-композиционного построения. «Ночь нежна». Иллюзии и реальность.

Дж. Джойс. «Улисс». Литературный мир об «Улиссе». Специфика «потока сознания», особенности стиля и сюжетно-композиционной организации, полифония, гомеровские параллели. Символика, ведущие лейтмотивы. Архитектоника. Приемы монтажной композиции.

М.Пруст. «В поисках утраченного времени». Тонкость психологического анализа. Роль культурно-исторических реминисценций. Влияние импрессионизма. Категория времени.

Французский экзистенциализм. Философия и эстетика. Хайдеггер М., Ясперс К. Сартр Ж..-П. «Тошнота» «Мухи». Камю А. «Миф о Сизифе». «Посторонний», «Чума». Проблема выбора.

Наиболее известные экранизации. Фильмография. Режиссерская интерпретация литературных сюжетов

Тема 2.Европейская литература 1-ой половины ХХ века в истории мировой литературы и кинематографа.

Литература Германии. Г.Манн, Л.Фейхтвангер. История сквозь призму современности.

Т.Манн «Лота в Веймаре», «Волшебная гора». Интеллектуальный роман. Категория времени. Композиционные особенности. Новеллистка. Влияние натурализма и импрессионизма. Проблематика. Специфика художественных образов.

Литература Швейцарии.

Г.Гессе «Игра в бисер». Особенности сюжетно-композиционной организации романа. Проблематика, символика. М. Фриш. Философско-эстетические взгляды. Ф. Дюрренматт. Игра как модель мира.

Английская литература. Д.Голсуорси «Сага о Форсайтах». Структура цикла, эволюция образов. О.Хаксли. Развитие жанра интеллектуального романа. Реминисценции. Концепция Бога, Человека и Мира. Философия отрицания. Г.Лоуренс, С.Моэм. Роль бессознательного и интуитивного в характеристике персонажей. В.Вульф. Психологический портрет и особенности его создания. Диалектика мировосприятия, роль ассоциаций. Влияние импрессионизма. Функции цвета и звука.

Французская литература.Р.Роллан. Р.Мартен дю Гар. Отражение эпохи. Ф.Мориак. А.Жид . Особенности композиции. «Тесные врата». Эпические поиски.

Наиболее известные экранизации. Фильмография. Режиссерский анализ литературных произведений.

Тема 3. Американская литература 1-ой половины ХХ века и американский кинематограф.

Ф.С.Фицджеральд «Великий Гэтсби». Основные лейтмотивы. Г.Миллер. концепция мира и человека.

У.Фолкнер «Шум и ярость». Техника «потока сознания», полифония, проблема времени в романе, символика, способы индивидуализации персонажей, содержательный смысл композиции.

Досс Пассос. Американская история в трилогии «США». Техника контрапункта, «панорамное письмо», прием кинематографического монтажа.

Наиболее известные экранизации. Фильмография. Режиссерский анализ литературных произведений.

Тема 4. Европейская литература 2-ой половины ХХ века. Режиссерская интерпретация литературных сюжетов.

Основные пути развития.

Немецкая литература. Г.Белль «Бильярд в половине десятого». Тема «непреодоленного прошлого». Х,Э. Носсак. Философская парабола. К.Вольф. Деконструкция мифов. Г. Грасс. Пародия и гротеск. П.Зюскинд. Проблематика, поэтика.

Английская литература. Дж.Оруэлл, И.Во. Центральные мотивы творчества. Г.Грин. «Десятый», «Сила и слава», «Монсеньор Кихот». Заголовки как способ актуализации идеи романа. Ч.П. Сноу. Тема власти и борьбы за власть. У. Голдинг «Повелитель мух», «Шпиль», «Свободное падение», А. Мердок. Экзистенциальные мотивы, символика, жанровое своеобразие, аллегоричность фабулы.

Режиссерская интерпретация литературных сюжетов.

Тема 5. Американская литература 2-ой половины ХХ века. Режиссерский анализ литературных произведений.

Д.Стейнбек «Зима тревоги нашей», «На восток от Эдема». Тематика, библейские аллюзии. Д.Сэлинджер «Над пропастью во ржи». Психологический портрет героя. Д. Апдайк «Кентавр». Особенности использования мифологического плана. Структура пространства, принцип контраста. Т.Уайлдер. Трансформация античных сюжетов, библейские аллюзии, символика. С.Беллоу «Герцог». Герой-аутсайдер.

Литература стран Латинской Америки. Специфика латиноамериканского типа художественного сознания. Л.Борхес. Интертекстуальность. М. Астуриас. Х.К. Онетти. Экзистенциальные мотивы. М.О. Сильва. Интерпретация истории. А.Карпентер. А. Поссе «Райские псы». Интерпретация истории и авторская парадигма. Ж.Амаду. Фольклор и отражение национальной специфики.

Наиболее известные экранизации. Фильмография. Режиссерский анализ литературных произведений.

Тема 6. Литература Востока.

Специфика. Проблематика. Японская поэзия. Р. Акутагава. Особенности поэтики. Я.Кавабата. Отражение национальной специфики. «Старая столица», «Стон горы». Поэтизация природы. . Ю. Мисима. «Золотой храм». Диалектика Добра и Зла. Эстетика, символика. К.Оэ.

Режиссерская интерпретация литературных сюжетов.

Тема 7. Отечественная литература ХХ века.

Экранизации произведений отечественных классиков в мировом кинематографе. А.П. Чехов, М.Шолохов, М. Горький, М. А. Булгаков, И.Ильф и Е.Петров, В. М. Шукшин. Режиссерский анализ литературных произведений.

Наши рекомендации