Технологии, используемые на производственной практике
Программы «Adobe Photoshop», «Corel Draw» и др.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Учебно-методическое руководство музейной практикой осуществляется кафедрой
дизайна. Для руководства музейной практикой назначается руководитель.
Руководитель практики осуществляет организационное и учебно-методическое
руководство практикой и контроль за ее ходом. Куратор из музея обеспечивает студента необходимой информацией, связанной с историей музея, его работой и экспозицией, а также дает информацию о текущих выставках, проектах и мероприятиях.
Итоговая защита проектов по музейной практике осуществляется публично, на
защиту приглашаются работники музеев.
Обучающиеся при прохождении практики обязаны:
· регулярно посещать занятия в музее;
· работать над эскизированием и зарисовками как непосредственно в музее, так и в
учебных аудиториях, по усмотрению руководителя;
· полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики;
· обеспечить сбор информации и данных, необходимых для создания проекта;
· вовремя предоставлять эскизы работы;
· представить в срок на защиту готовый проект.
Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)
Первый этап музейной практики проходит в конце второго семестра первого курса (2 недели).
Заканчивается музейная практика открытой защитой проектов по созданию рекламных плакатов для музея. По итогам защиты выставляется итоговый зачет по музейной практике.
Материалы практики после ее защиты сдаются на кафедру и хранятся в течение нормативного срока хранения.
Содержание ознакомительной (музейной) практики
№ | Темы для заданий |
Тема 1. | Музееведение как научная дисциплина Объект, предмет и метод музееведения. Теория возникновения музеев. Концепция публичного музея и его социальные функции. Классификация и типология музеев и выставочных залов. |
Тема 2. | Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях Организация и планирование научно-исследовательской деятельности. Разработка научной концепции музея и картинной галереи. Исследования в области профильных наук, комплектования фондов, изучения коллекций, хранения экспонатов, музейной коммуникации, музейной педагогики и социологии. |
Тема 3 | Комплектование музейного собрания Методические разработки по вопросам комплектования. Источники и организационные формы комплектования. Отбор предметов музейного значения. |
Тема 4. | История становления и развития музеев мира Знаменитые музеи мира-структура, собрания и экспозиция. Музеи Европы и России в XX в. Музеи, картинные галереи, выставочные залы Санкт-Петербурга и Москвы. |
Тема 5. | Методика изучения музейных предметов Атрибуция экспонатов. Классификация и систематизация музейных предметов. Анализ стилистических особенностей, определение вида и жанра, установление размеров, формы, материала и техники экспонатов. |
Тема 6 | Научная подготовка музейной экспозиции Основные понятия. Методы построения музейных экспозиций: систематический, тематический, комплексный, сравнительный, ретроспективный, монографический. Виды экспозиционных материалов. |
Тема 7. | Особенности экспозиций разных групп музеев и других учреждений культуры Специфика организации предметно - пространственной среды. Примеры архитектурно-художественных решений |
Тема 8. | Основные принципы художественного проектирования экспозиций Особенности искусства дизайн-проекта экспозиции. Экспозиционный ансамбль. Оборудование в пространственной среде экспозиции. |
Тема 9. | Хранение и учет экспонатов Система хранения музейных фондов. Режим хранения фондов. Учетная документация и ее функции. Научная каталогизация музейных фондов |
Тема10. | Культурно-образовательная деятельность музеев Основные формы культурно - образовательной деятельности. Популяризация музеев. Экскурсионная работа. |
Формы контроля. Качество знаний и навыков, полученных во время практики, поверяется итоговым индивидуальным отчетом студента, представленным на зачет.
Состав отчета по практике
• оригиналы, копии, фрагменты или фотографии задания, выполненного практикантом;
• отзыв руководителя практики от предприятия о работе практиканта;
• отзыв руководителя практики от учебного заведения;
• дневник практики и письменный отчет о практики.
12. Образовательные технологии, используемые на учебной (музейной) практике
В процессе организации практики руководителями от выпускающей кафедры и руководителем от предприятия (организации) должны применяться современные образовательные и научно-производственные технологии.
— системный подход, при котором организация, где проходит (учебно-ознакомительная) практика, должна рассматриваться как совокупность взаимосвязанных компонентов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь;
— комплексный подход, при котором должны учитываться
технические, экономические, организационные, финансовые, социальные, политические, культурные аспекты деятельности организации в целом, рекламной деятельности и деятельности по связям с общественностью, в частности;
— традиционные формы аудиторного обучения: лекция
— технология проблемного обучения (организация учебного
диалога преподавателя и студентов; выполнение практических заданий и
т.д.);
— технология развития субъектных функций студента
(нацелена на развитие студента как активной творческой личности,
способной к самоорганизации и самореализации в учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности).
13. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. По итогам аттестации выставляется дифференцированная оценка (зачет).
По окончанию прохождения практики студент представляет руководителю практики письменный отчет Приложение /(дневник учебной практики), творческую работу, диск с электронной версией выполненных работ.
Предоставленная творческая работа должна быть выполнена с учетом поставленных задач:
— размещение изображения в формате листа (компоновка рисунка);
— определение основных пропорций объекта;
— правильное определение группы красок, составляющих главные тоновые отношения этюда;
— правильная передача общих больших и тоновых отношений, пропорциональных натуре;
— правильное подчинение всех частей изображения целому; усиление или ослабление деталей по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности.
Оценку «отлично» студент получает, если:
— представили отчёт по практике в полном объёме и в полном соответствии с предъявляемыми к нему требованиями;
— выполнили программу практики в полном объёме;
— продемонстрировали полученные практические навыки;
— закрепили на практике полученные теоретические знания в рамках участка прохождения практики;
— представили визуализацию или эскизы, выполненные в технике ручной графики;
— выполнили всю чертежную документацию в полном объеме;
— ориентируются в деятельности объекта прохождения практики.
Оценку «хорошо» студент получает, если:
— представили отчёт по практике в полном объёме и в полном соответствии с предъявляемыми к нему требованиями;
— выполнили программу практики в полном объёме;
— продемонстрировали полученные практические навыки;
— закрепили на практике полученные теоретические знания в рамках участка прохождения практики;
— представили визуализацию или эскизы, выполненные в технике ручной графики;
— не в полном объеме выполнили всю чертежную документацию;
— слабо ориентируются в деятельности объекта прохождения практики.
Оценку «удовлетворительно» студент получает, если:
— представили отчёт по практике не в полном объёме;
— выполнили программу практики с некоторыми нарушениями и отклонениями нормы;
— продемонстрировали полученные практические навыки;
— слабо закрепили теоретические знания в рамках участка прохождения практики;
— представили визуализацию или эскизы, выполненные в технике ручной графики, но в слабом исполнении;
— не в полном объеме выполнили всю чертежную документацию и с явно выраженными ошибками;
— слабо ориентируются в деятельности объекта прохождения практики.
Оценку «неудовлетворительно» студент получает если:
— не представили отчёт по практике в полном объёме и в полном соответствии с предъявляемыми к нему требованиями;
— не выполнили программу практики в полном объёме;
— не закрепили на практике полученные теоретические знания в рамках участка прохождения практики.
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
Художественные материалы и принадлежности для работе на пленэре: этюдники, краски, кисти, пастель, рисовальные материалы, раскладной стул, измерительные приспособления и другое.
Обязанности студента (практиканта) при прохождении учебной практики На учебную практику допускается студент, полностью выполнивший учебный план. Перед выходом на учебную практику студент обязан явиться на общее собрание по практике, получить календарно-тематический план учебной практики, а при необходимости и индивидуальное задание и ознакомиться с ним.
Во время прохождения практики студент обязан:
• ознакомиться с программой учебной практики, календарно-тематическим планом и заданием;
• получить от руководителя задание;
• полностью выполнять программу учебной практики и задание;
• являться на проводимые под руководством преподавателя-руководителя практики предусмотренные расписанием аудиторные практические занятия и консультации, сообщать руководителю о ходе работы и обо всех отклонениях и трудностях прохождения учебной практики;
• систематически и своевременно накапливать материалы для отчета об учебной практике;
•проводить поиск необходимой информации, осуществлять расчеты, анализ и обработку материалов для выполнения задания по учебной практике;
• подготовить отчет об учебной практике и презентацию для его публичной защиты;
• подчиняться действующим в институте правилам внутреннего трудового распорядка и техники безопасности;
• по окончании учебной практики сдать письменный отчет о прохождении учебной практики лаборанту кафедры на регистрацию и проверку своевременно, в установленные сроки, защитить после устранения замечаний руководителя, если таковые имеются.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе, или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется повторно на практику.
Обязанности руководителя учебной (музейной) практики Общий контроль над подготовкой и проведением учебной практики осуществляется заведующим кафедры «Дизайна». Непосредственное руководство учебной практикой возлагается на преподавателей, назначаемых кафедрой. Руководитель учебной (музейной) практики:
• обеспечивает выполнение всех организационных мероприятий перед началом прохождения учебной практики;
• обеспечивает высокое качество прохождения учебной практики студентами и строгое соответствие ее учебному плану, программе и календарно-тематическому плану;
• разрабатывает и выдает студентам задания для прохождения учебной практики;
• несет ответственность за соблюдение студентами правил техники безопасности;
• обеспечивает научно-методическое руководство учебной практикой в строгом соответствии с учебным планом, ее программой, календарнотематическим планом, а также в соответствии с заданиями студентам; •осуществляет проведение предусмотренных расписанием аудиторных практических занятий и регулярных консультаций студентов по вопросам, возникающим в ходе прохождения учебной практики;
• осуществляет контроль над работой студентов в ходе учебной практики и ее содержанием;
• оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими заданий по учебной практике, сборе и обработке необходимых материалов;
•рассматривает отчеты студентов об учебной практике, дает отзыв об их работе;
• проводит публичную презентацию-защиту отчетов об учебной практике в учебных группах;
•подводит итоги прохождения учебной практики.
Основная литература:
1. Поморов, С. Б. Живопись для дизайнеров и архитекторов. Курс для бакалавров [Электронный ресурс] : учеб, пособие / Поморов С.Б., Прохоров С.А., Шадурин А.В. - Москва : Лань : Планета музыки, 2015. - ISBN 978-5- 8114-1766-7.
2. Ратиева, О. В. Обучение техникам живопи-си. Теория и методика преподавания в ху-дожественной школе [Электронный ресурс] : учеб, пособие / Ратиева О.В., Денисенко В.И. - Москва : Лань : Планета музыки, 2014. - ISBN 978-5-8114-1695-0.
3. Шаров, В. С.Академическое обучение изо-бразительному искусству [Текст] : учеб, по-собие. - М. : Эксмо, 2014. - 645 с. : ил. - ISBN 978-5-699- 43162-5 : 1021-21. МГИК
Дополнительная литература:
1. Лушников Б.В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб, пособие/ Б.В. Лушников, В.В. Перцов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 240.: ил.
2. Чиварди Д. Рисунок. Художественный порт-рет. / Д. ЧивардиАрхитектура-С, 2008
3. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского ис-кусства: учебное пособие / Л.П. Ермолаева. -М.: Архитектура-С, 2009. -152 с.: ил.
4. Мясников И.П. Рисунок: учебное пособие / И.П. Мясников. - М.: Ассоциации строи-тельных вузов. - 2007. - 208 с.
5. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского ис-кусства: учебное пособие / Л.П. Ермолаева. -М.: Архитектура-С, 2009. -152 с.: ил.
6. Визер В.В. Живописная грамота: система цвета в изобразительном искусстве. / В.В. Визер- СПб.: Питер, 2006.
7. Синяева Т.Б. Художники Рязанского края XIX - начала XXI веков: биобиблиографиче-ский словарь /Т. Синяева, В. Дрождина.- Ря-зань, 2010.- 250 с.: фото. (1 экз.).
Интернет-ресурсы:
1. www.knigafund.ru
2. ЭБРФМГИК
3. ЭБМГИК
4. ЭБ КУЛЬТУРА ЗАО «МЦФЭР»
5. ЭБС Лань
15. Материально-техническое обеспечение учебной (пленэрной) практики
Кафедра дизайна имеет необходимый аудиторный фонд для проведения занятий по данной учебной дисциплине. Отдельные аудитории оснащены мультимедийным проектором, с помощью которого демонстрируются компьютерные презентации, подготовленные в программе «MS Power Point».
Фонд библиотеки РФ МГИК укомплектован необходимыми изданиями учебно-методической, справочной, научной литературы, изданной за последние годы.
В читальном зале библиотеке имеется компьютер, с помощью которого студенты могут пользоваться различными электронными полнотекстовыми базами данных.
Для успешного прохождения учебной (музейной) практики необходимо следующее материально-техническое обеспечение: компьютеры, профессиональные программы; Coral Draw, Adobe Fotoshop, Autodesk 3ds max, Arhicad.
В процессе преподавания учебной дисциплины используются различные формы материально-технического обеспечения:
1. Система библиографических изданий различного типа и вида в традиционной (печатной) и электронной форме.
2. Персональные компьютеры с доступом к сети Интернет.
3. Программное обеспечение: пакеты программ Microsoft Office (MS Word, MS Excel, MS Power Point и др.).
4. Электронно-библиотечная система «КнигаФонд» - база данных учебных изданий по образованию (http://www.knigafund.ru).
5. Электронно-библиотечная система «Лань» - http://e.lanbook.com.
6. Электронно-библиотечная система ЮРАИТ - http://www.urait.ru.
7. Электронно-библиотечная система БиблиоРоссика - http://www. bibliorossica.com.
8. Для успешного прохождения учебной практики необходимо следующее материально-техническое обеспечение: формат листа А-2, А-3. А- 4, художественная гуашь, ластик, карандаши разной мягкости, пастель, соус, уголь, темпера, гелевая ручка, перо, черная тушь.
А также необходимо для прохождения практики: этюдник, планшет, мольберт.
16.Особенности организации образовательного процесса для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в связи с:
порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (Приказ Минобразования России № 1367 от 19.12.2013 г.);
- методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. заместителем Министра образования и науки РФ А.А. Климовым от 08.04.2014 г. № АК-44/05вн.).
Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций ПрООП ВО по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профилю подготовки «дизайн среды» для студентов факультета «Искусств».
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО и с учетом рекомендаций ПрООП ВО по направлению и профилю подготовки 54.03.01 Дизайн.
Автор: М.А. Денисова, к.п.н., доцент, член Союза дизайнеров России
Рецензент: М.В. Батурина, директор галереи дизайна «Мускат»
Программа одобрена на заседании кафедры дизайна: протокол
№ 10 от 22 июня 2015 года
ДНЕВНИК УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Дата | Содержание работы | Объем работы | Формы работы | Замечания и предложения практиканта |
Рязанский заочный институт (филиал)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет культуры и искусств»
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ
Студента_________________________________________________
ф.и.о.
Факультета______________ курс_______________ группа_______
Наименование предприятия___________________________________
Руководитель от учреждения___________________________________
ф.и.о., должность
Руководитель от института__________________________________
ф.и.о., должность
ХАРАКТЕРИСТИКА
На ( ф . и . о . )______________________________________________________________
студента (ки)_______ курса группы №_________ Рязанского заочного института (филиала)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств».
Студент(ка)________________________________________________________________
выполнил (а) практику (учебную, музейную, производственную, преддипломную) в объеме недель
в период с «____ »_____________ 20 г. по «_____ »________________ 20___ г.
Содержанием практики (учебной, музейной, производственной, преддипломной) являлось:
1. _____________________________________________________________________________________________
2. _______________________________________________
3. ___________________________________________________________
4. __________________________________________________________________________
5. __________________________________________________________________________
За время прохождения практики (учебной, музейной, производственной, преддипломной) студентом (кой) были освоены следующие практические навыки и умения в области дизайна:
Оценка за практику (учебную, музейную, производственную, преддипломную)_____________________
Полное наименование организации, выдавшей характеристику:__________________________________
Подпись руководителя организации (базы практики)______________________________
М.П. «____ »________________ 20 г.
Рязанский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Московского государственного университета культуры и искусств»
Факультет
искусств
Кафедра дизайна
ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ
ПРАКТИКИ
(учебной, музейной, производственной,
преддипломной)
студента (ки)___________ курса____________ группы
Руководитель практики_____________________________