О НЕКОТОРЫХ ПРАВИЛАХ ЭТИКЕТА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX —НАЧАЛА XX ВЕКА
Пластическое решение роли в большой степени зависит от исторически верного поведения актера, от знания особенностей той или иной социальной категории общества. Литературы по этому вопросу существует мало. Поэтому, мне кажется, приведенная ниже работа известного преподавателя танца, ученика Е. Б. Вахтангова Минаса Герасимовича Геворкяна, собравшего интересный материал о манерах и этикете второй половины XIX — начале XX века, во многом поможет актерам и режиссерам в поисках исторически правильного, пластически выразительного образа.
«Студенты-режиссеры, а также и актеры при работе над пьесами из жизни прошлых эпох нередко встречают затруднения в вопросах внешнего поведения и этикета, принятых в изображаемой среде, скажем, в пьесах А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, А. М. Горького и др.
В разные эпохи и у разных народов существовали свои правила внешнего поведения, обусловленные политическим и социальным строем, бытом, национальными особенностями, укоренившимися обычаями, религией, природой, климатом и т. д.
Также разные народы в своем быту не с одинаковой строгостью придерживались правил внешнего поведения, принятых в данное время, в данной среде. Скажем, Петербург XIX века был значительно педантичнее и чопорнее, чем менее строгая и более демократичная Москва. Правящие классы во Франции в вопросах внешнего поведения были значительно свободнее, чем в Англии, а в Испании и Италии — свободнее, чем во Франции.
Воплощая на сцене жизнь прошлой эпохи, актер и режиссер обязаны хорошо знать ее быт и нравы, ибо правила поведения глубоко связаны с ними. Правила внешнего поведения вскрывают внутренний мир образа. Незнание их часто ведет исполнителя к созданию поверхностного и неточного образа.
Мне удалось собрать небольшой материал о правилах внешнего поведения, принятых в среде среднего и высшего дворянства, интеллигенции, чиновничества и буржуазии XIX века в России. При отборе я руководствовался возможным применением его на сцене. Некоторые правила, давно изжившие себя, принимаемые нами с юмором, но явно свидетельствующие о быте и нравах прошлого, могут помочь актеру при характеристике образа. Собранный мною разрозненный материал я распределил в несколько разделов. Почти всюду сохранена литературная редакция того или другого источника.
О поклонах и приветствиях
«По поклону узнается человек образованный и благовоспитанный».
Поклоны и приветствия у разных народов неодинаковы: одни снимают головной убор, подают руку или две, другие наклоняют голову, расшаркиваются, приседают на двух или одной ноге, падают ниц, опускают низко голову и корпус, сопровождая движением одной или двух рук, просто приветствуют движением руки, касаются носами (Малайя) и т. д.
Старинный русский поклон состоял из малого или большого наклона корпуса к земле, движения одной или двух рук, которые также опускались к земле. На Западе форма поклона была совсем иная — реверанс. С XVIII века и дальше старинный русский поклон бытует лишь в народе, а привилегированный класс начинает подражать Западу.
В интересующее нас время в России, в Западной Европе женщина из среды интеллигенции, среднего и высшего дворянства, буржуазии и чиновничества приветствовала наклоном головы и подачей руки. Молодая девушка и девочка отставляли ногу в сторону (чаще всего вправо) и, приставив другую ногу сзади на носок, делали небольшое приседание. Руки при этом обычно складывались ладонь к ладони. Мужчина при поклоне отставлял правую ногу в сторону, левую приставлял к правой и одновременно наклонял голову. Руки — по швам. Военный это делал довольно резко, руки четко располагались по швам. Штатский делал поклон значительно мягче[20].
Во время приветствия мужчина должен снять головной убор. Если приветствие сопровождается рукопожатием, головной убор в этот момент держат в левой руке и надевают только по окончании рукопожатия. При выходе из помещения мужчина шляпу надевает последней (в дверях).
Входя в дом, мужчина обязательно снимает шляпу.
При рукопожатии женщина первая протягивает руку, вообще же мужчина кланяется первый. В Англии женщина первая кланяется, давая знать, что мужчине разрешается ей поклониться.
Рукопожатие — знак хорошего знакомства. Пожилой и высокопоставленный мужчина может первый протягивать руку женщине в знак дружеских и родственных отношений.
Пожатие руки легкое — «крепкое может обидеть даму».
Точно так же неприлично было держать руку дольше, чем того требует вежливость.
«Трясти руку положительно несовместимо с правилами хорошего тона».
Крепкое рукопожатие встречается, но оно обозначает безмолвное, понятное друг другу соглашение.
При любом приветствии необходимо взглянуть на того, кого приветствуют. Женщине неприлично посылать приветствие рукой мало-
знакомым личностям. Вечером и в сумерки, встречаясь на улице, мужчина и женщина не раскланивались.
В частном доме, если по лестнице спускалась дама, мужчина, идущий навстречу, должен был остановиться, дать ей дорогу и слегка приподнять свою шляпу. На лестнице публичных зданий незнакомым дамам не кланялись. Мужчина, идущий рядом с дамой, которая кланяется встречному, обязан был тоже поклониться ему, даже если не знаком.
Офицер, идущий под руку с дамой, при встрече со своим начальником выпускает ее руку и отдает честь, дама же проходит мимо и кланяется, если начальник ей знаком.
В саду, в парке дама, сидящая на скамейке, кланяясь даме же, не встает, а только немного приподнимается. На приветствие мужчины отвечает наклоном головы. Дама при рукопожатии перчатки не снимает, мужчина должен снять. Мужчина мог целовать руку только замужним женщинам. Руку незамужней женщины целовать не полагалось. При первом знакомстве обычно не целуют руку. Входя в дом, где есть уже несколько человек, сначала надо подойти к хозяйке. Так же и проститься. С остальными можно обойтись общим поклоном.
О поведении в обществе
Не полагалось вступать в разговор с незнакомым человеком, не будучи представленным.
Хозяйка или хозяин обязан представить гостя, если он с кем-нибудь из присутствующих не знаком.
При представлении указывается фамилия, а иногда имя и отчество представляемого. Обычно младший представляется старшему, мужчина — женщине.
Имени, отчества и фамилии старшего, если это очень почтенный или известный человек, можно и не говорить.
В общественных местах незнакомых представляет человек, знакомый обеим сторонам.
Молодая девушка не смела высказать своего желания, чтобы ей был представлен тот или иной кавалер.
Дамы и молодые девушки должны были наблюдать за тем, чтобы, сидя, туловище их имело прямое, свободное положение. Они не могут позволить себе откидываться или облокачиваться на спинку стула — такая поза дозволяется только личностям преклонных лет, которым нужна известная опора.
«Дама, сидя прямо, должна избегать резких движений и развязности в манерах. Когда по необходимости приходится ничего не делать, не следует двигать руками, одергивать рукавчики или платье, как это делают иногда из застенчивости или от скуки».
Не годится в обществе вести себя излишне шумно, громко смеяться.
Хозяйка одинаково вежлива и внимательна со всеми гостями.
«Всякая женщина должна быть терпеливою, предупредительною, вежливой и деликатной — от образованной хозяйки хороший тон неизбежно требует этих качеств».
Если одновременно в гостиной находится несколько посетителей,
то хозяйка даже самого дорогого гостя провожает только до дверей. Было бы большой невнимательностью относительно остальных гостей — оставить их хотя бы на минуту одних. Хозяин и дочь провожают гостей до передней; последняя мужчин никогда не провожает.
Хозяйка, принимая гостей в гостиной, сама садится на диван, а гостю предлагает кресло. На диван рядом с собой может пригласить сесть почетную гостью.
Девушке идти гулять или в сад и появляться в общественном месте одной нельзя было. Ее должен был сопровождать кто-нибудь из старших.
Долго стоять у окна и высовываться — неприлично. «Изредка подходить к окну может каждая, но устроить себе место для работы подле окна так, чтобы все проходящие могли ее видеть,— неприлично. Если же, подошедши на минуточку к окну и взглянув на улицу, мы видим, что кто-либо из наших знакомых посылает нам поклон, то, ответив на него легким наклоном головы и улыбкой, следует немедленно же отойти в глубь комнаты».
На улицах не следует останавливаться у витрин магазинов. Женщине не полагалось появляться одной в ложе. Ее должны были сопровождать или пожилая дама, или муж, отец.
С посторонним мужчиной появляться не полагалось. В ложе дама могла оставаться в головном уборе. В театре и на концертах нельзя было громко рукоплескать, а также чересчур шумно выражать восторги, тем более недовольство.
Когда в комнату входит дама, мужчины встают и садятся только тогда, когда дама сядет или предложит им сесть.
Так же, когда дама встает, сидящие мужчины встают — словом, всюду и постоянно мужчины оказывают всяческое внимание женщине.
Мужчина, сидя рядом с дамой, не должен перекидывать ногу на ногу. Дама никогда не сидит нога на ногу. Также не следует поджимать ноги под стул.
В разговоре с дамой мужчина не дотрагивается никогда до ее руки, плеча, тем более талии.
«Хорошие манеры очень просты и естественны».
«Чем меньше обращать на себя внимания, тем лучше».
«Обыденные правила вежливости»
1. «В дурном расположении духа лучше оставаться дома и не принимать никого. Хандра и скука не такие диковины, чтобы выводить их напоказ».
2. «Никогда не спрашивайте у дам и стариков, который им год».
3. «Не говорите на иностранном языке в присутствии людей, которые не понимают этого языка».
4. «Никому не говорите таких вещей и таким тоном, за которые вам потом придется извиняться».
«Аксиомы»
1. «Кто заботится доставить удовольствие только самому себе, тот никогда и нигде его не находит».
2. «Образованный человек не допускает себе ни малейшей невежливости».
3. «Всякая невежливость унижает нас самих, тогда как снисходительность и почтительность возвышает нас в глазах общества».
4. «Кто не хочет быть приятным для других, тот не ожидай от других ничего, кроме неприятностей».
Одежда
Искусство одеваться играло в жизни немаловажную роль. Считалось хорошим тоном придерживаться моды, но никогда не одевались слишком по моде.
Выбор цвета платья и костюма, шляпы, перчаток, обуви, чулок и украшений отнимал много времени, и за этим следили.
Пестрота в цвете одежды считалась безвкусной.
Женщина в открытом вечернем платье могла появляться на званые вечера и балы, а также на парадные спектакли и концерты. Здесь дама могла носить бриллианты, которые полагалось надевать только вечером.
Бриллиантовое ожерелье можно надеть только на бал и то при вырезанном платье.
Молодые девушки никогда не должны надевать драгоценностей, приличных туалету замужней дамы. Девушки не носят бриллиантов. Подходящим украшением для девушек могут быть несколько ниток жемчуга, коралла, медальон или крест на черной бархотке и золотые часы на тоненькой цепочке. Разные украшения филигранной работы, горного хрусталя и слоновой кости девушкам дозволяется носить, если эти вещи хорошей художественной работы.
Девушки старше двадцати лет могут носить и более дорогие украшения, конечно, не бриллианты, а гранаты, аметисты, камеи и эмалевые вещи. Девушкам не годится носить кольца, исключая маленького, простенького, хотя бы с маленьким бриллиантиком или жемчужинкой на четвертом пальце левой руки.
Дамы постарше одевались в более темные тона. Молодые девушки, женщины — в более светлые. Женщины по тогдашней моде носили длинные юбки, часто со шлейфами, и жесткий корсет. При ходьбе в длинной юбке шаг несколько сокращается. Толкать юбку коленями не следует. Если юбка почти стелется по полу, надо чуть-чуть носком как бы откидывать подол при ходьбе. При быстрой ходьбе (что не очень полагалось) и при подъемах по лестнице юбка слегка приподнималась одной или двумя руками; при спуске с лестницы немного придерживается шлейф. Усаживаясь в длинной юбке, можно ее непринужденно расправить, чтобы она лежала красивыми складками.
Дамы, посещавшие театр, в партер предпочтительнее надевали черное платье. На балу, во время визита, в театре и на концертах, а также на улице перчатки не снимались.
Перчатки надевались до выхода на улицу. Танцевать и женщине и мужчине надо было обязательно в перчатках.
Мужчина на балу — во фраке, в белых лайковых перчатках. Если бал кончался ужином, перчатки снимались только после усаживания за столы, клались или в карман или на колени; вставая из-за стола, их опять надевали. Если кто-либо садился за фортепиано, то перчатки снимались перед самым исполнением. После выступления перчатки тотчас же надевались.
Если на балу лопнула перчатка и не было запасных, следовало оставаться все-таки в перчатках.
В конце XIX и начале XX века мужчина при рукопожатии снимал перчатку с правой руки, а также во время визита.
Фрак, так же как открытое платье для женщин, для мужчин — только вечерний туалет. Днем фрак ни в коем случае не надевался.
Происхождение фрака — от военной формы XVIII века. Для удобства кавалеристы при верховой езде заворачивали передние углы мундиров, пришпиливали их сзади, что, ввиду цветной подкладки, придавало красивый вид. В середине XVIII века статские чиновники, стремясь в изяществе костюма подражать военным, стали носить камзолы и сюртуки с обрезанными передними фалдами.
Мало-помалу, отличаясь от других костюмов отсутствием украшений, фрак стал общепринятым в обществе. Больше всего он распространился в Англии, в Северной Америке и в колониях. Во Франции впервые в 1776 году Вениамин Франклин поразил придворное общество простотой своего черного фрака. В Германии Гёте сделал фрак популярным своим вертеровским костюмом (синий с медными пуговицами).
Последние два десятилетия перед французской революцией фрак сделался модным платьем высшего общества. С демократизацией общества фрак проник во все слои общества. С 1850 года общепринятый — черный фрак. Из других форм мужского костюма надо отметить сюртук, который носили более солидные по возрасту люди, черную пару, то есть штатский костюм из черного сукна с шелковыми лацканами (не обязательно) и с черным галстуком при крахмальной сорочке, а также визитку — полуфрак в сочетании с черными брюками в полоску. Визитка надевалась днем — при завтраках, визитах,— а также и вечером. Обувь при фраке — лаковые лодочки. В петлице фрака мог быть светлый или лучше белый цветок.
Душиться мужчине не следует.
«Не душитесь — молодой человек не букет».
«Куафюра составляет венец наряда».
«Мелкая завивка — дурной тон».
«Женщине сильно душиться не полагается».
Обычно в белье вкладывалась соответственно надушенная подушечка. Она придавала тонкий аромат, и этого было достаточно.
«Веер. Его назначение — навевать прохладу; прикрываться им, чтобы удобнее говорить и смеяться с кавалером,— положительно неприлично». Веер раскрывался только для обмахивания, а не для того, чтобы показывать его нарядность.
Приглашая даму танцевать, кланяются. Если дама отказывает, все равно надо поклониться, а потом отойти. Потанцевав, следует даму проводить на ее место.
Пригласив даму на тот или иной танец, ни в коем случае нельзя было изменять свое желание, и в свое время надлежало быть как кавалеру, так и даме на месте.
Если гость уходил с бала, не попрощавшись с хозяевами и не поблагодарив за приглашение, следовало в течение трех дней навестить их.
Визиты, как способ кратковременного общения со знакомыми, происходили в первой половине дня — от 12 до 2 часов. Такое посещение продолжалось очень недолго: первый визит — не более 15 минут. В некоторых домах были установлены определенные дни, когда можно было навестить хозяев с визитом. Если же не было установленного дня и хозяев почему-либо не оказывалось дома или они не могли в данный день принять, визитер оставлял свою визитную карточку. Этим он исполнял долг вежливости. Если во время визита приходил еще кто-либо, не следовало сразу по приходе нового гостя уходить; надо было немного побыть и потом уйти; также не следовало и задерживаться, чтобы не помешать последнему гостю побыть наедине с хозяевами.
Во время визита не пили и не ели. Дамы во время визита оставались в головном уборе. Визит чаще всего делался без приглашения или же на словах; при первом знакомстве предлагалось навестить. На званые обеды, на вечера и на балы рассылались специальные приглашения или приглашение передавалось на словах. Если вы не могли быть по приглашению, должны были сообщить об этом хозяевам. Могли быть приглашения и на завтрак и на чай.
Время для завтрака было от 12 до 2 часов, для обеда — от 5 до 7 часов, для чая — от 8 до 10 часов и для бала — от 9 часов вечера до утра. Являться следовало в точно указанное время, ибо пунктуальность — отличительная черта благовоспитанного человека.
На дипломатических приглашениях иногда специально обозначается форма одежды. На званые обеды дамы одеваются нарядно. Но хозяйка должна быть одета менее нарядно, чем гости. Когда гости собрались и стол готов, хозяйка приглашает гостей к столу и сама идет с самым почетным гостем, возглавляя шествие, за ней идет хозяин с наиболее почтенной дамой и т. д.
Поведение за столом
Хозяева занимают центр стола; по правую руку хозяина садится почетная гостья, по правую руку хозяйки — почетный гость.
Остальные садятся, как им было предварительно указано хозяйкой. Кавалер, ведущий даму, если не сидит с ней, подводит к месту. Усевшись, гости раскрывают салфетку и кладут ее на колени, но не закладывают за ворот. Одна рука (кисть) во время еды находится на столе. Локти на стол ни в коем случае не кладутся. Также не полагается обе руки держать на коленях. Облокачиваться на спинку стула не полагается. Если суп разливает сама хозяйка, надо подождать, пока она всем разольет, потом начинать есть. Если же его разносят, то можно сразу есть.
Масло, икру и другие закуски кладут на тарелку и потом уже едят. Хлеб берут руками, а не вилкой. Хлеб откусывают небольшими кусочками.
У англичан хлеб откусывать не полагается.
Рыбу с ножа никогда не едят, только вилкой.
Всякую мягкую пищу — рубленое мясо, овощи, яичницу (без ветчины) — следует есть вилкой. Мясо едят вилкой, отрезая и съедая по ломтику. При этом вилка — в левой руке, нож — в правой.
Дичь надо есть сначала ножом и вилкой, и только когда ими нельзя уже ничего сделать, кость берется в руки, но это смотря где: не всегда будет удобно.
Фрукты лучше есть ножом и вилкой — арбуз, дыню, персики, яблоки, груши. Виноград — руками, апельсины тоже.
Хвалить еду, тем более порицать ее не надо. Похвалите одно кушанье — хозяйка может подумать, что другие вам не понравились. Также не следует спрашивать рецепт приготовления того или другого кушанья.
Обслуживающий стол персонал должен действовать весьма ловко, предупредительно, вежливо и бесшумно.
За столом нельзя пудриться, мазать губы.
Носовой платок после употребления не складывается.
Салфетка при окончании обеда также не складывается, а кладется открытой на свое место.
Когда встаете из-за стола, стул остается у стола. Если надо передвинуть стул, его берут за верхний край спинки, а не за сиденье.
Знак к вставанию из-за стола подает хозяйка. Неприлично, когда кто-либо из гостей делает намек, что ему хочется встать. Если много гостей, хозяйка, перейдя в гостиную, займет там такое положение, чтобы гостям было удобно поблагодарить ее за обед.
Курить в гостиной не надо, для этого мужчины переходят в кабинет.
За чаем сахар, если нет специальных щипчиков, берется рукой, но не своей ложкой.
Меню завтрака такое же, как и обеда, только без супа, вместо него — бульон в чашках с пирожками.
Закусок много, и расставляются они на особом столе.
Хозяйка за столом — главное лицо, свои права она может передоверить хозяину. Мужчина пьет то же вино, что и дама. Чокаясь, иногда встают. Мужчина чокается ниже женщины, можно на расстоянии; не обязательно, чтобы рюмки встречались.
Заключение
Умение применять те или другие правила поведения, принятые в той или другой среде, сообразно обстоятельствам и считалось хорошим тоном.
В наше время многие из описанных правил изжили себя в зависимости от изменений самой общественной жизни.
О правилах поведения более отдаленных эпох сведений у нас значительно меньше. В каждом отдельном случае необходимо внимательное изучение как литературы, так и иконографического материала».
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Клятва Ромео над телом Меркуцио: «Умолкни, доброта! Огненноокий гнев, я твой отныне!»
Финал этюда «Возмездие» в исполнении студентов Чувашской студии ГИТИСа имени А.В.Луначарского
А. Немеровскии и М. Астангов на репетиции сцены поединка из «Гамлета» В. Шекспира. Театр имени Евг. Вахтангова. 1957 г.
Н. Малишевский и В. Дугин в спектакле «Электра» Софокла.
Театр имени Евг. Вахтангова. 1946 г.
Кадр из фильма
«Не самый удачный день»
Финал этюда «Дуэль» в исполнении студентов Театрального училища имени М.С.Щепкина
Занятия по сценическому Фехтованию в ГИТИСе
Финал этюда «Поединок» в исполнении студентов Театрального училища имени
М. С. Щепкина
Репетиция сцены поединка Гамлета и Лаэрта. С.Надеждин (Лаэрт), А.Немеровский, Ю.Демич (Гамлет). Куйбышевский драматический театр имени А.М.Горького
Вечер, посвященный 100-летию со дня рождения Э.Ростана. Дом актера. 1968 г.
Сирано — В.Короп
Сцена дуэли из «Сирано де Бержерака» Э.Ростана. Сирано — В.Короп. Дом актера. 1968 г.
Сцена дуэли из «Сирано де Бержерака» Э. Ростана. Сирано — В. Короп. Дом актера. 1968 г.
Сцена боя из «Спартака» Р.Джованьоли в исполнении студентов Школы-студии МХАТ имени В.И.Немировича-Данченко. 1970 г.
Падения. Этюд
Падения. Этюд
«Прыжок на грудь». Этюд
«Набросить плащ». Этюд
Организация действия и движения во времени и пространстве. Этюд.
Сценическое фехтование. Этюд
«Пристройка» — студент приспосабливается к выполнению упражнения.
От внешнего к внутреннему. Влияние положения тела актера на его внутреннее самочувствие. Различные формы общения
Накрыть плащом. Этюд
[1] Симонов Р. С Вахтанговым. М., «Искусство», 1959, с. 79, 119.
[2] Захава Б. Мастерство актера и режиссера. Изд. 2-е. М., «Искусство», 1969, с 138.
[3] Симонов Р. С Вахтанговым, с. 148.
[4] Ильинский И. Сам о себе. М., ВТО, 1961, с. 159, 161.
[5] Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т., т. 3. М., «Искусство», 1955, с. 33—35.
[6] Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т., т. 3, с. 164—166.
[7] Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 2. М., «Искусство», 1968, с. 446— 447.
[8] Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918—1922 гг. Записаны К. Е. Антаровой. М.—Л., ВТО, 1939, с. 136.
[9] Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 2, с. 461.
[10] Данные элементы жонглирования приводятся по кн.: Иванов И., Шишмарева Е. Воспитание движения актера. М., «Худож. лит.», 1937, с. 306—311.
[11] Под этим следует понимать предельную скорость движения студента. Естественно, что она будет разной, в зависимости от свойств и тренировки каждого студента в отдельности.
[12] Под этим следует понимать среднюю привычную скорость.
[13] Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей. М., изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1947, с. 279.
[14] Введение излагается в форме лекции.
[15] Может выполняться без батмана и с батманом.
[16] Аникст А. «Гамлет, принц Датский».— В кн.: Шекспир У. Поли. собр. соч. в 8-ми т., т. 6. М., «Искусство», 1960, с. 582.
[17] Здесь и далее текст пьесы цит. по: Вильям Шекспир в переводе Бориса Пастернака. М.— Л., «Искусство», 1949.
[18] Здесь и далее текст пьесы цит. по: Пушкин А. С. Поли. собр. соч. Т. 7. М., изд-во АН СССР, 1937.
[19] Текст киносценария с некоторыми изменениями цит. по: Сценарии американского кино. М., «Искусство», 1960.
[20] В наше время поклон состоит у женщин и мужчин из небольшого наклона корпуса, который может сопровождаться рукопожатием. Ноги у мужчин могут быть составлены вместе, или одна может быть слегка отставлена.