Организация игрового пространства

В этой жизни люди испытывают потребность не в богатстве, комфорте и почтении,

а только в захватывающих играх.

Т.Шаш

Игра – это искусственно сконструированная модель, которая имитирует те или другие стороны реальной деятельности. Имитироваться могут предметы, действия с ними, функции, представители живой и неживой природы, человеческие качества, отношения и тому подобное.

«Центром тяжести» или ядром («солнцем») игрового пространства является игромастер. Именно он моделирует будущее игровое общение, подбирает целесообразные игры или блоки игр, комплектует содержание игр нужным материалом, прогнозирует конкретные результаты, вводит в резонанс своей игры игровое пространство и, держа руку на пульсе возникших в поле игры эмоциональных вибраций, корректирует возбужденную им энергию всех участников игрового процесса, направляя её на облагораживание души. Так игра выступает инструментом достижения педагогической цели.

ИГРОТЕХНИК ИЛИ МАСТЕР ИГРЫ?

Мастера и словари

В словаре английского языка мы прочитаем, что мастер – это хозяин, учитель, магистр, признанный художник, квалифицированный специалист; тот, кто владеет, изучает, руководит.

В ряде отечественных словарей «мастер» толкуется как человек, достигший особого уровня мастерства, как руководитель отрасли, как почётное звание. Обратим внимание на то, что результаты труда мастера признаются имеющими общественное значение, общественную ценность. Они выступают образцом, мерой, стимулом для наследования. Именно такие высокоуровневые результаты обеспечивают инновационные и интеграционные процессы в обществе, именно с ними связывают процессы творческой самореализации личности.

В противовес термину «игромастер» среди педагогов бытует другой: «игротехник». Это, на наш взгляд, значительно сужает значение профессии истинного вдохновителя, оптимизатора, руководителя развитием человеческого сообщества. Греческое texnoпереводится как «ремесло, умелость, мастерство». Его понимают как совокупность знаний, способов труда, приёмов и методов влияния, применяемых в каком-то деле.

Сопоставление этих двух терминов помогает уточнить, что второй из них делает акцент на индивидуальной умелости, личном приобретении, которое может быть более-менее эффективно введено в дело («я владею, я умею, я могу провести игру»). Первый же, очевидно, демонстрирует стремление проецировать собственные приобретения на других людей, чтобы обогатить их, указывает на гуманистическую направленность таких влияний. Мастер – не только технически совершенный виртуоз, но и тот, кто может другого научить мастерству, кто ведёт «до вершин». Оптимизируя жизненные и преобразовательные силы человека к активному самораскрытию, мастер игры ведёт человека до творческого самовыражения в любой сфере людского бытия.

Термин «игротехник» мы рассматриваем как определённую промежуточную ступень в системе воспитания настоящего игромастера. Достигнув некоторой умелости на индивидуальном уровне, можно начинать учиться передавать свои знания людям, делать их лучше, показывать им истинные ценности в себе и в окружающем мире с целью реализовать всё это в собственном творчестве. Всё это и есть уровень игромастерства.

Мастера, радуги и орбиты

Принято считать, что организация игры – это знание и донесение до игроков правил и алгоритмов действий в игре. В таком разрезе деятельность организатора игры действительно выглядит как игротехника: изучил алгоритм действий, сообщил его аудитории, добился фактического выполнения и всё, считайте меня мастером. Между тем, это не совсем так, скорее не так. Настоящая организация и проведение игры – это умение строить отношения высшего порядка, умение привести людей к осознанию своей значимости, к особой радости через решение игровых заданий.Потому игра требует широкой культурной осведомлённости и готовности к расширению её границ.

Итак, игромастер– это профессионал, ведомый в игре и связанных с ней событиях большим уважением к людям и желанием открыть им лучшие пейзажи их собственной души и лучшие качества их окружения.

Какие вариации могут быть у профессии игромастера? Можем вспомнить многие! Игротехник, тамада, шоумен, организатор массой деятельности, ведущий развлекательных программ, церемониймейстер, менеджер игры, мастер игрового общения, мастер хорошего настроения… Каждая из них акцентирует определённую характерную черту деятельности игромастера. Но все они призваны наделять людей радостью – «зажигать в человеке радугу».

Наши рекомендации