Центр по работе с книжными памятниками Ростовской области
Русский Книжный Авангард
ХХ – ХХI веков
В начале ХХ века сложилось такое исключительное явление в мировой культуре как русский авангард. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов. Авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества.
Выставка книг из фондов Донского государственной публичной библиотеки призвана представить не только редкие издания произведений представителей самых разных направлений русского авангарда ХХ- начала XXI в., но и продемонстрировать новый тип оформления книг и журналов эпохи перемен.
Футуризм – авангардистское направление в искусстве Европы 1910-1920 гг.,преимущественно в России и Италии. Футуристы стремились создать так называемое "искусство будущего", выдвигали идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и будущего
ЭГОФУТУРИЗМ – родившееся в рамках футуризма литературное течение 1910-х гг., представителями которого были Игорь Северянин, Игнатьев, Олимпов, Василиск Гнедов и др. Для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Стихи их отличались новыми словообразованиями и адаптацией к русскому языку иностранной лексики.
Гнедов В. Эгофутурналия без смертного колпака: стихотворения и рисунки / В. Гнедов. — [Ейск] : Меотида, 1991. – 23 с.
Р.3159218
Предисловие, подготовка текста и примечание Сергея Сигея, фоторепродукции А. Б. Висневский.
Первая после 1918 г. публикация стихов эгофутуриста В. Гедова, сопровождается его рисунками.
***
«Все что видим только сон
Что случилось с нами
Я Великий Эдисон
Со своими снами!»
Василиск Гнедов одним из первых в русской поэзии создает абсурдистские стихотворения. В 1913 году (год расцвета футуризма в России) о Гнедове писали все газеты, без его имени не обходились литературные критики в своих статьях, он был гораздо более знаменит, чем Маяковский. Для большинства Гнедов был автором одного произведения – знаменитой «Поэмой конца»: в ней не было ни одного слова и во время публичных выступлений Гнедов исполнял ее ритмичным движением руки. В литературных кругах ходили слухи о готовящейся к изданию его книги абсолютно пустых страниц под названием «Эго футурналия».
Единственный из поэтов-футуристов служил с первых дней первой мировой войны в действующей армии под командованием генерала Брусилова, в 1917 году в Москве был комендантом Арсеналов Кремля и с оружием в руках устанавливал Советскую власть.
Северянин И. Златолира : поэзы. Книга вторая / И. Северянин. — 1-е издание — Москва : Гриф, 1914. – 138 с.
Прижизненное издание. Игорь Северянин (Лотарев) занимал лидирующие позиции в кругу эгофутуристов. Его называли «королем поэтов».
ЭГОПОЛОНЕЗ
«Живи, Живое! Под солнца бубны
Смелее, люди, в свой полонез!
Как плодоносны, как златотрубны
Снопы ржаные моих поэз!
В ни х водопадят Любовь и Нега,
И Настажденье и Красота!
Все жертвы мира во имя Эго!
Живи, Живое! – поют уста.
Во всей вселенной нас только двое,
И это двое – всегда одно:
Я и Желанье! Живи, Живое! –
Тебе бессмертье предрешено!»
Северянин И. Поэзоантракт : пятая книга поэз / И. Северянин. — Москва : Наши дни, 1916. – 169 с.
В сборник вошли циклы «Зарницы мысли», «Это было так недавно», «Лироирония».