Каргопольская глиняная игрушка
Каргополь – древний русский город, окружённый лесом. С давних времён жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. Большей частью они делали обливную посуду: горшки, кринки, миски, некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку. Однако в 1930 году художественный промысел пришёл в упадок. Продолжала делать игрушки лишь талантливая мастерица У.И. Бабкина, именно её изделиям свойственны лучшие черты народной игрушки. В 1967 году были вновь созданы каргопольские мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек.
Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться строгой. В цветовую гамму росписи входят чёрный, тёмно-зелёный и коричневый цвета. Среди игрушек много забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором. В основном это бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках, куклы с прялками, бородатые мужики. Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции – танцующие фигуры, весёлые тройки с седоками в санях и т.д. Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку.
Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, у них удлинённое туловище, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Звери изображаются толстоногими и порой динамичными, например, медведь стоит на задних лапах – момент нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть, утка с распростёртыми крыльями и т. д. В последнее время для оживления игрушек мастера вносят в роспись жёлтый, голубой и оранжевый цвета. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, ёлочек, точек и полос. Лепят игрушки по частям, места соединения деталей тщательно сглаживают. Изделия сушат, обжигают в печи и расписывают темперными красками. Сейчас в Каргополе трудятся потомственные мастера К.П. Шевелева, А.П. Шевелев, С.Е. Дружинин. У каждого свой почерк лепки и росписи, однако, в основе всех игрушек лежат старые народные традиции.
Практическая работа № 24
Тема 5.5.Хохломская роспись деревянной посуды.
Задание:Роспись шаблона по мотивам Хохломы
Материал:Гуашь. Размер А-4 бумаги желтого цвета.
Цели:
1) Изучить традиционные приемы росписи и ее разнообразие
2) Знать общий стиль росписи. Понять особенности и принцип росписи при составлении орнамента в круге.
3) Уметь выполнять орнаментальное построение на плоском изображении тарелки, передавая
характерные черты и своеобразие росписи в цвете.
Методические рекомендации по практической работе:
1. Рассмотрите изделие Хохломы в подлинниках и в альбомах;
2. Определите принцип построения орнамента в круге: с повтором раппорта или в свободном ритме;
3. Определите приём письма;
4. Вырежьте контур круга из жёлтой, красной или черной бумаги Æ15-20 см;
5. В тонких линиях карандаша нарисуйте расположение основных элементов орнамента карандашом;
6. Чёрной или красной краской выполните основные элементы орнамента;
7. Дополните орнамент второстепенными украшающими элементами и выполните прорисовку;
8. Украсьте края контура;
9. Проанализируйте работу.
Основные элементы хохломской росписи:
узоры: травки, ягодки, сказочные цветы, рыбы и птицы, называемых“травкой” и “кудрина”.
Элементы росписи:
осочки
завиток
капельки
Кустики
Практическая работа № 25
Тема 5.6.Городецкие деревянные изделия.
Задание:Роспись шаблона по мотивам городецкой росписи.
Материал: гуашь. Формат А- 4, плоский контур предмета
Цели:
1) Изучить традиционные приемы росписи и ее разнообразие
2) Знать общий стиль росписи. Понять особенности и принцип росписи при нанесении ее на плоский контур.
3) Уметь выполнять орнаментальное построение на плоском изображении, передавая характерные черты и своеобразие росписи.
Методические рекомендации по практической работе:
1. 1.Рассмотрите Городецкиеизделие в подлинниках или на фотографиях;
2. Определите принцип построения орнамента на предметах: оформление края ободка, узкого места;
3. Определите приём письма для наиболее широкого места предмета;
4. Вырежьте контур предмета (разделочной доски, панно, Коня-каталки или др. на выбор ) из простой бумаги складывание пополам. Разверните и переведите его на лист основной бумаги
5. В тонких линиях карандаша нарисуйте расположение основных элементов орнамента карандашом;
6. Краской выполните основные элементы орнамента;
7. Дополните орнамент второстепенными украшающими элементами и выполните прорисовку;
8. Украсьте края контура орнаментом тонкой кистью.
9. Проанализируйте работу.
Знаменитый народный промысел Нижегородского края - городецкая роспись по дереву - получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке узоле близ Городца. Большинство жителей этих мест с давних времен слыли искусными ремесленниками. Край, богатый лесными угодьями, давал дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и ложек до колыбелей и прялок, украшенных легкой и прозрачной росписью. Многие хозяйки по окончании работы вешали расписное донце прялки на стену вместо картины. Городецкую роспись трудно спутать с какой-нибудь другой. Для нее характерны пышные гирлянды, букеты цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки, а также сюжетные рисунки: прогулки кавалеров с дамами, лихие всадники, гарцующие на конях, процесс чаепития в богатых интерьерах, пряхи за работой, охотники в лесу и другие бытовые сценки. Раньше городецкую роспись делали яичными красками с преобладанием синих, красных, белых и черных цветов, которые наносили на предмет большими цветовыми пятнами, без предваритель ного контура. В наши дни мастера используют масляную краску, цветовая гамма стала шире, но технология росписи, образы и мотивы остались такими же, как и много лет тому назад. Современные художники расписывают декоративные панно, ларцы, шкатулки, шкафчики, полочки и разделочные доски для кухни, игрушки и детскую мебель.
Практическая работа № 26
Тема 5.7.Керамика. Искусство гжели.
Задание:Выполнение росписи по мотивам Гжели.
Материал:синяя гуашь. Формат А- 4, плоский контур предмета
Цели:
1) Изучить традиционные приемы росписи и ее разнообразие
2) Знать общий стиль росписи. Понять особенности и принцип росписи при нанесении ее на плоский
контур.
3) Уметь выполнять орнаментальное построение на плоском изображении, передавая характерные
черты и своеобразие росписи.
Методические рекомендации по практической работе:
1.Рассмотрите изделие Гжели в подлинниках или на фотографиях;
2. Определите принцип построения геометрического орнамента на предметах: оформление края,ободка, узкого места;
3. Определите приём письма для наиболее широкого места предмета;
4. Вырежьте контур предмета (кружки,, чашки, сахарницы, сливочника, чайника или др. на выбор ) из простой бумаги складывание пополам. Разверните и переведите его на лист основной бумаги
5. В тонких линиях карандаша нарисуйте расположение основных элементов орнамента карандашом;
6. Синей краской выполните основные элементы орнамента;
7. Дополните орнамент второстепенными украшающими элементами и выполнить прорисовку;
8. Украсьте края контура геометрическим орнаментом тонкой кистью.
9. Проанализируйте работу.
Гжель – это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.
Сколько же лет этому русскому народному промыслу? Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами,.. "которой нигде не видал я белизною превосходнее". С тех пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды.
Приёмы росписи:
«мазок на одну сторону» или «мазок с тенью».Линии: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая.
Словарик на доске:
Керамика –глиняная посуда. ( произошло от греческого слова “керамос” – глина).
Майолика –(итал. maiolica), вид керамики, изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. Для майолики характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись – по непрозрачной глазури.
Фаянсовая посуда –изделия из белой глины.
Фарфор –тонкий, звучащий – делают из высшего сорта белой глины.
Раздаточный материал.
Глоссарий:
АКВАРЕЛЬ- (франц. aquarelle, от лат. aqua - вода), краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью - прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета
АЛЛЕГОРИЯ— изображение отвлеченных понятий через ассоциативно близкие конкретные образы, существа и предметы, обычно наделяются поясняющими их содержание атрибутами.
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ— связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные начала.
АППЛИКАЦИЯ(от лат. applicatio - прикладывание), создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.
БАТАЛЬНЫЙ— посвященный изображению войны и военной жизни. В произведениях батального жанра главное место занимают сцены сражений и военных походов современности или прошлого.
БЫТОВОЙ— связанный с изображением повседневной частной и общественной жизни человека.
БЮСТ– скульптурное произведение, которое изображает человеческую голову и верхнюю часть тела, но без рук.
БУМАГА(от итал. bambagia - хлопок), материал преимущественно из растительных волокон. Впервые получена во 2 в. в Китае. С 19 в. изготовляется главным образом из древесины. Известно св. 600 видов
бумаги. Характеризуется массой 1 кв. м (4-250 г), толщиной (4-400 мкм), механическими свойствами, цветом, белизной, гладкостью, впитывающей способностью и т. д
ВАЗОПИСЬ— декоративная роспись керамических сосудов, выполняемая специальными красками и закрепляемая обжигом.
ГРАВИРОВАНИЕ— вырезание изображений, орнаментов, надписей на поверхности твердых материалов (металла, дерева, камня, стекла, линолеума, пластиков) резцами и другими инструментами; может создавать как углубленный, так и выпуклый рисунок.
ГРАВЮРА— раздел графики, включающий произведения (гравюры), исполненные посредством печатания с доски, обработанной различными способами гравирования. Разновидностями гравюры являются акватинта, ксилография, литография, офорт, политипаж, резерваж.
ГУАШЬ- (франц. gouache), краски, растертые на воде с клеем и примесью белил, а также живопись этими красками. Употребляется преимущественно для живописи по бумаге, шелку и др., дает непрозрачный слой.
ДЕТАЛЬ— значащая подробность, характеризующая героя или среду бытия, может быть исполнена символического смысла.
ЖАНР— в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету.
ЗАМЫСЕЛ— целостное представление художника об основных чертах содержания и формы художественного произведения до начала практической работы над ним.
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ— мысль, концепция художника, выражающая его отношение к миру и человеку.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО- раздел пластических искусств, выросших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве: живопись, скульптура, графика.
ИНСТРУМЕНТ- (от лат. instrumentum - орудие), орудие человеческого труда или исполнительный механизм машины. Различают инструменты: ручной, станочный и механизирированный (ручные машины). Инструментами называют также приборы, устройства, приспособления, применяемые для измерений и других операций, в медицине и ветеринарии для хирургических операций, музыкальные инструменты и т.п.
КОЛЛАЖ— техника создания картины, при которой используются детали из плоских и объемных материалов.
КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА— один из двух основных видов скульптуры.
ЛАК— раствор бесцветных природных смол в высыхающих растительных маслах, скипидаре и др., на разных этапах создания произведения используемый художником.
ЛЕПКА— процесс создания скульптурного произведения из пластически податливого материала — глины, пластилина, воска.
КЛЕЙ- композиции на основе веществ, способных соединять (склеивать) материалы. Действие клея основано на образовании между ними и склеиваемыми материалами адгезионной связи (см. Адгезия). Для органических клеев из синтетических полимеров (напр., полиэфирных, эпоксидных, феноло-формальдегидных смол) характерны высокая прочность склеивания и стойкость в различных средах. Клеи из природных полимеров (напр., коллагена, альбумина, камедей, крахмала) отличаются невысокой устойчивостью к действию воды и микроорганизмов. К неорганическим клеям относятся керамические, силикатные и др. Клеи могут быть жидкими (напр., растворы, эмульсии) и твердыми (пленки, порошки, прутки); последние расплавляют перед употреблением или наносят на нагретые поверхности.
МАКЕТ- (франц. maquette),1) в архитектуре - объемно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурного комплекса, ансамбля, выполненное в уменьшенном масштабе.2) В театре - модель будущего оформления спектакля, определяющая его пространственно-декорационное решение.
МАНЕРА— совокупность индивидуальных стилистических и технических особенностей в творчестве художника.
МАСТЕРСКАЯ— 1) помещение для работы художника; 2) состав учеников, занимающихся у одного художника.
МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА— самый распространенный вид скульптуры, отличается малыми размерами.
МИНИАТЮРА— художественное произведение малых размеров, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических приемов.
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ— посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы.
МОДЕЛИРОВКА— выявление объемно-пластических и пространственных свойств предметного мира в произведении искусства посредством светотеневых градаций (в живописи, графике) или пластической обработки трехмерных форм (в скульптуре).
МОДЕЛЬ— МОДЕЛЬ (лат. modulus - мера, образец),1) образец (эталон, стандарт) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции; тип, марка изделия.2) Изделие (из легкообрабатываемого материала), с которого снимается форма для воспроизведения (напр., посредством литья) в другом материале; разновидности таких моделей - лекала, шаблоны, плазы.3) Позирующий художнику натурщик или изображаемые предметы (''натура'').4) Устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого-либо др. (''моделируемого'') устройства в научных, производственных (при испытаниях) или спортивных (см. Моделизм спортивный) целях.5) В широком смысле - любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления (''оригинала'' данной модели), используемый в качестве его ''заместителя'', ''представителя'' (см. Моделирование).6) В математике и логике - моделью какой-либо системы аксиом называют любую совокупность (абстрактных) объектов, свойства которых и отношения между которыми удовлетворяют данным аксиомам, служащим тем самым совместным (неявным) определением такой совокупности.7) Модель в языкознании - абстрактное понятие эталона или образца какой-либо системы (фонологической, грамматической и т. п.), представление самых общих характеристик какого-либо языкового явления; общая схема описания системы языка или какой-либо его подсистемы
МОДЕЛИРОВАНИЕ -исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Моделирование – одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования - как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели).
МОДЕРНИЗМ–направление в искусстве конца 19- начало 20 века
МОЗАИКА— разновидность монументальной живописи; изображения и орнамент составляются из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней и стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов.
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА— род скульптуры, первоначально имевший культовое, затем мемориальное назначение, памятники, мемориальные ансамбли, монументы, статуи, бюсты, рельефы, рассчитанные на восприятие с больших расстояний.
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА— оформляет фасады и интерьеры зданий, композицию мостов, триумфальных арок, фонтанов, беседок и др.
МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ— качество произведений искусства, достигаемое высокой мерой художественного обобщения, придающей им величие, общественную значимость.
МОТИВ— элемент художественного произведения как носитель определенного характера, образа, содержания.
НАПРАВЛЕНИЕв искусстве — эстетическая категория, обозначающая принципиальную общность художественных явлений на протяжении длительного времени.
НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ— знаки или изображения, выполненные древними людьми на скалах, в пещерах, на отдельных камнях. Их разновидности — петроглифы, писаницы.
НАСЛЕДИЕ— произведения искусства прошлых эпох, изучение и критическое освоение которых служат исходным пунктом для дальнейшего развития искусства.
НАТУРА— предметы и явления окружающего мира, живые существа, которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель.
НАТУРЩИК,натурщица — модель, позирующая художнику; профессиональное занятие.
НАТЮРМОРТ— жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы.
НАТЮРМОРТ– один из жанров изобразительного искусства, где изображаются окружающие человека вещи – предметы быта, снедь, цветы, плоды и т.п.
НЮ— жанр изобразительного искусства, посвященный обнаженному телу, его художественной интерпретации.
НЮ– изображение обнаженного тела.
ОБРАЗхудожественный — способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества, его чувственных и смысловых аспектов; результат художественного обобщения.
ОРИГИНАЛ— 1) подлинное художественное произведение; 2) образец для копии.
ОРНАМЕНТ— узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или изобразительных элементов. Видами орнамента являются гротески, меандр, арабеска и др. Широко распространены орнаментальные ленты, розетты, сетчатые орнаменты.
ОСНОВА— материал, на который наносятся грунт и красочный слой живописи: дерево, холст, металл, картон, бумага, стекло, линолеум и др.
ОТКРЫТКА- 1) Почтовая карточка для открытого письма; почтовая карточка с каким-л. изображением. 2) разг. Фотокарточка такого формата.
ПАННО— 1) живописное произведение, декоративного назначения, постоянно прикрепленное к стене архитектурного интерьера; 2) часть стены, выделенная обрамлением и заполненная живописью или рельефом.
ПАНОРАМА— синтетический вил искусства, рассчитанный на создание зрительной иллюзии, эффекта присутствия при изображенном событии; круговая лента-картина и расположенный перед ней предметный план.
ПАСПАРТУ— лист бумаги, картона, оргалита и т. п. с вырезанным в его середине отверстием, создающий обрамление рисунка, акварели или гравюры.
ПЕЙЗАЖ– 1. Общий вид какой-либо местности, картина природы; 2. Рисунок, картина, изображающая природу, какой-либо вид. Важным моментом является избранный естественный или сочиненный природой мотив, который становится героем произведения. Пейзаж может содержать мотивы сельской природы, городской жизни, индустриальные, техногенные.
ПЕЙЗАЖ— изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта; по предмету изображения выделяют архитектурно-городской, индустриальный пейзаж, ведуту, марину (изображает море), исторический, фантастический (футурологический), лирический, эпический пейзаж.
ПЕРСПЕКТИВА— системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя.
ПИНАКОТЕКА— хранилище произведений искусства.
ПЛАСТИКА— 1) то же, что скульптура; 2) определение объемно- пространственных достоинств скульптурных произведений.
ПЛЕНЭР— живопись на открытом воздухе; отражение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях.
ПЛЕТЕНИЕ- 1) Процесс действия по знач. глаг.: плести. 2) а) То, что сплетено. б) Место переплетения. 3) Определенный вид переплетения в сплетенном изделии
ПОДДЕЛКА— произведение искусства, созданное с целью выдать его за ценное произведение прошлой эпохи или известного мастера.
ПОДЛИННИК— 1) оригинальное художественное произведение; 2) в иконописи — сборник образцовых рисунков (прорисей) или подробных наставлений иконописцу
ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ— имитация особенностей искусства ранее работавшего художника, стиля или направления в искусстве прошлого.
ПОЛИПТИХ— 1) несколько картин, связанных замыслом, единством композиционного и цветового строя; 2) складень из пяти и более частей с рельефными или живописными изображениями.
ПРОПОРЦИЯ— соотношение величин частей художественного произведения между собой, а также каждой части с произведением в целом.
ПРОФИЛЬ— в изображении боковое положение головы, фигуры в целом, предмета; в узком смысле слова — внешний контур лица при боковой точке зрения.
ПРОЕКТ- (от лат. projectus, букв. - брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
РАКУРС— сокращение реальных или изображаемых фигур, предметов по законам перспективы в соответствии с выбранной точкой зрения.
РЕЛЬЕФ— один из видов скульптуры; его объемные формы располагаются на плоскости и ориентируются на нее; может углубляться в плоскость фона — углубленный рельеф (его разновидности — контррельеф и койланоглиф) и выступать над нею — выпуклый рельеф (барельеф и горельеф).
РЕПЛИКА— копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами и второстепенными деталями, выполненная автором, при его участии и пол его наблюдением.
РЕСТАВРАЦИЯ— укрепление и восстановление поврежденных произведений искусства.
РИТМ— чередование соизмеримых элементов целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой; один из главных законов пластических искусств.
СИГНАТУРА— подпись художника на картине
СКУЛЬПТУРА— вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещаются в реальном пространстве.
СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ,мелкая пластика — небольшие фигурки: статуэтки, игрушки.
СЛЕПОК— точная копия скульптурного оригинала, выполненная механическим способом посредством холодной отливки, обычно из гипса.
СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО— произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер, свободные от прямых утилитарных функций и не предназначенные для вхождения в ансамбль в качестве его составной неотъемлемой части.
СТАНОКскульптурный — приспособление для работы скульптора; представляет собой треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которой располагается создаваемое произведение круглой скульптуры.
СТИЛЬ— устойчивое единство художественной образной системы выразительных средств искусства.
СТУДИЯ— 1) помещение (мастерская, ателье) для работы художника, я подготовки живописцев и скульпторов.
ТЕМА— в изобразительном искусстве объект художественного изображения, круг жизненных явлений, проблем, идей, положенных в основу художественного произведения.
ТЕХНИКА —совокупность навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.
ТЕХНОЛОГИЯ- (от греч. techne - искусство, мастерство, умение и ...логия), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина, изучающая физические, химические, механические и др. закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса.
ТРАДИЦИЯ- (от лат. traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни
ТРАФАРЕТ— приспособление для переноса изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение одного и того же мотива: пластина с отверстиями, через которые красящая масса наносится на материал.
ТУШЬ— черная краска, не теряющая интенсивности тона со временем.
ФАКТУРА— характер поверхности художественного произведения, ее обработки.
ФАС– вид спереди.
ФОРМА— предназначенный для отливки копий, слепков, скульптур ихобъемный оттиск, обычно изготовляемый из гипса.
ФРАГМЕНТ— элемент картины.
ФРЕСКА— живопись по сырой штукатурке водяными красками.
ХУДОЖНИК— 1) творческая личность, искусник, мастер; 2) человек,профессионально работающий в области изобразительных искусств.
ШАБЛОН- (от нем. Schablone - образец, модель), 1) пластина с вырезами, очертания которых соответствуют контуру изделия и т. п. 2) Чертеж детали (архитектурной, строительной), выполненный в натуральную величину. 3) В переносном смысле - образец, штамп, которому слепо подражают.
(Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля -
"ШАБЛОН"-м. франц. трафаретка, патрон, лекало или кружало: вырезной образец узора и вообще гнутых обводов. Шаблончик на карниз. Шаблон, для кладки свода, для шахтной или иной печи. Отливка вещей по шаблону. Шаблонный чертеж, лекальный, во всю величину вещи. - камень, притесанный по шаблону. Шаблонщик, кто чертит, делает, режет шаблоны на карнизы, или сколачивает их по лекалу на своды, на отливку и пр.)
ШАРЖ— разновидность карикатуры, юмористическое или сатирическое изображение, в котором изменены и подчеркнуты характерные черты человека.
ШЕДЕВР— высшее достижение искусства, мастерства.
ЭКСКУРСИЯ- (от лат. excursio - поездка), коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно- просветительскими целями; часто сочетается с туризмом.
ЭКСПРЕССИЯ— выразительность произведения.__
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
· Методика формирования графических навыков у детей 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет.
· Ознакомление детей дошкольного возраста с основами живописи (графика, скульптура, архитектура) как средство развития изобразительного творчества.
· Взаимосвязь различных видов искусств в формировании творческой личности детей дошкольного возраста.
· Использование образцов народной глиняной игрушки разных областей России на занятиях по рисованию (по лепке) с детьми 3-4, 4-5 и 5-6 лет как средство развития изобразительных способностей детей.
· Методика ознакомления дошкольников с творчеством художников (И.И.Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, М.А. Врубель).
· Развитие восприятия на занятиях по рисованию с детьми 5-6 и 6-7 лет.
· Формирование технических умений на занятиях по аппликации (конструированию) с детьми старшего дошкольного возраста.
· Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию.
· Методика использования образцов текстильной орнаментовки (кружева, вышивка, ткачество, набивки и др.) на занятиях рисованием и аппликацией в дошкольных учреждениях.
· Формирование композиционных умений дошкольников в процессе создания коллективных работ.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
· Развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет в процессе обучения технике рисования акварелью (гуашью, графическими материалами).
· Занимательные занятия с различными изобразительными материалами как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста.
· Использование нетрадиционных техник в рисовании графическими (живописными) материалами как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
· Развитие творческого мышления детей 4-5 и 5-6 лет на занятиях по конструированию.
· Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.
· Использование рисуночных тестов в диагностике готовности детей к обучению в школе.
· Методика обучения детей дошкольного возраста простейшим приемам стилизации, составления узоров и орнаментальных композиций как средство развития изобразительного творчества.
· Развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста в процессе изобразительной (конструкторской) деятельности.
· Развитие воображений детей дошкольного возраста на занятиях сюжетного рисования (лепки, аппликации).
· Педагогическое и художественное творчество воспитателя дошкольного учреждения как средство развития творческих способностей детей.
· Влияние занятий по ознакомлению с архитектурой на занятие конструктивного творчества детей дошкольного возраста.
· Новые программы и технологии по развитию художественно-изобразительного и конструкторского творчества для дошкольных учреждений.
· Развитие творческого мышления на занятиях по рисованию сказочно-фантастических сюжетов.
· Ознакомление детей дошкольного возраста с 54 творчеством художников-иллюстраторов как средство развития содержания сюжетных композиций.
Культура педагогического труда на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию.
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
Основные источники
1.Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчествоа: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В. Погодина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 352с.
2.Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, М.: ТЦ Сфера, 20013.
Дополнительные источники:
1. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет: Конспекты занятий –М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 56 с.
2.Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДУ – С-Пб.: Детство-Пресс, 2012.Дополнительные источники (для студентов)
3. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.: Мозаика-Синтез 2010. – 304 с.
4. .Швайко Т.В. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты- М.: ВЛАДОС, 2005. – 144 с.
5. Пятакова О.А. Материалы к курсу « Практикум по художественному труду и конструированию». Ногинский филиал МГОУ, 2012
6. Серебрякова Л.Г. Актуальные проблемы изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями. Развитие творчества и воображения средствами нетрадиционных техник рисования. Ногинский филиал МГОУ, 2013
Интернет-ресурсы
1. http://ripo.unibel.by/umosso/obespecheniekmo.shtml (республиканский портал «Профессиональное образование»
2. http://metodsovet.su/dir/musik/ (Методический портал) 3. http:// standart/edu/ru//cataloq/aspx? Catalogld=223. (сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»).
4. http://www:shool/tdu/ru - Российский образовательный портал.
5. http://www:pt dlib/ru- библиотека.
6. http://www:/nfer -pedagogika/ru - сайт создан для преподавателей, родителей и студентов