Пм.02. «организация различныхвидов деятельности и общения детей»
МДК.02.04. «ПРАКТИКУМ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»
Период обучения: II курс
Специальность 050144 «Дошкольное образование»
Форма обучения заочная
Преподаватель:
Яндовская Е.В.
Выполнила студентка
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С КОММЕНТАРИЯМИ ПО ЕГО ОСВОЕНИЮ
Тема 4.1.Нетрадиционная техника рисования
Задание:Рисование пальчиками, ладошками, восковыми мелками +акварель, кляксография, монотипия и выдувание из трубочки.
Цели:
1) познакомить с приемами нетрадиционного рисования на примере выполнения работ в нетрадиционной технике
2) Знать особенности выполнения разных техник
3) Уметь выполнять творческие задания, используя разные материалы и инструменты
Рисование пальчиками и ладошками
Материалы: гуашь или акварель, бумага, палитра, вода.
Методические рекомендации по практической работе:
1. Указательным пальцем зачерпните краску из чашечки или с палитры.
2. Прижмите к листу бумаги, чтобы оставить отпечатки пальцев.
3. Обмакните сразу несколько пальцев в разбавленную краску.
4. Закрасив отпечатками пальцев, определенное место на бумаге проведите смоченными в краске пальцами несколько линий
Рисование восковыми мелками или масляной пастелью + акварель
Воск - маслянистое и водоотталкивающее вещество, его можно использовать для изоляции сберегаемых участков. Вы можете взять восковую свечу или специальные восковые карандаши нужного цвета. Процесс заключается в том, что изолируемый участок покрывают восковым карандашом, а затем работают акварелью. Воск трудно удалить, поэтому нужно заранее определить место его применения. Его можно применять при рисовании бликов на натюрмортах, при рисовании деревьев и веточек, воды и так далее.
Материалы: акварельные краски, свеча или восковые карандаши, бумага, вода, палитра.
Методические рекомендации по практической работе:
1. Сначала сделайте рисунок воском на бумаге.
2. Нанесите краску, как обычно, стараясь избегать повторных мазков. После многократного покрытия акварелью воск может частично и даже полностью впитать краску. На крупнозернистой бумаге воск покрывает только верхушки зерен, что дает возможность заполнить незавощенные углубления акварелью. Этот эффект может с успехом применяться при изображении теней или травинок, а также для обозначения фактуры любой поверхности.
Кляксография
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.
Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.
Методические рекомендации по практической работе:
- Сложить пополам альбомный лист, тщательно прогладить линию сгиба. Раскрыть лист.
- Набрать побольше краски на кисточку и капнуть на одну половину листа.
- Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.
- Раскрыть лист и посмотреть, что получилось
- Проделать ту же самую операцию с краской другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа.
- Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать детали.
Монотипия
Термин монотипия означает одноразовую печать. С одного образца может быть сделан один отпечаток. Таким образом, каждый рисунок получается уникальным.
Материалы: стекло, пластик или клеенка, гуашь или акварель, мыло, губка или кисть, бумага.
Ход работы:
1. Нанесите краску на поверхность стекла, пластика или клеенки. Можно развести краску с мылом и наносить круговыми движениями.
2. Накладываете лист бумаги на накатанную краской поверхность.
3. Прижимаете и разглаживаете ее руками.
4. Плавно снимаете лист. Всмотритесь, увидев какой-то образ, можно слегка доработать оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.
Техника «выдувания»
Метод выдувания ртом и соломинкой позволяет в известной степени контролировать получаемые результаты. Очень важно подождать, пока не высохнет один тон, прежде чем наносить второй, если не хотите их смешивать. Эффект пятен может быть получен с помощью фена. В рисовании пейзажей в данной технике можно рисовать старые или сухие деревья, направляя поток воздуха из трубочки в нужном направлении.
Материалы: тушь или акварель, бумага, трубочка или соломинка, вода.
Методические рекомендации по практической работе:
1. Выжимайте краску с кисти на бумагу, пока не получите каплю желаемого размера.
2. Дуньте через соломинку на сгусток краски, чтобы распылять ее во всех направлениях
Практическая работа № 13.
Тема 4.2. Изображение предметов плоской и объемной формы.
Задание:Рисование кленового листа или бабочки.
Материалы и оборудование. Белый лист бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, кленовый лист различной формы.
Цель: Строить линейный рисунок, передавая характерные особенности формы изображаемого предмета.
Методические рекомендации по практической работе:
Сначала необходимо изучить натуру: рассмотреть форму листа (бабочки) - простая или сложная, расположение прожилок, от которых зависит форма, наличие некоторых деталей у данного предмета – зубчики по краю, вырезы и т.п. Сравнить один листок (бабочку) с другими, найти сходство и различие между ними.
Натура располагается в том положении, в каком хотелось бы её изобразить. Натуру плоской формой легче рисовать, если она находится перед рисующим на бумаге, соответствующей по цвету и размерам тому листу, на котором будет дано изображение.
Рисование должно идти по этапам, которые определяют последовательность рисунка. Прежде, всего уточняется расположение листа (бабочки) на плоскости бумаги, т.е. находится направление основной прожилки, идущей от черенка (у бабочки - положение туловища). На этом же этапе определяется основная форма с учётом пропорционального соотношения ширины и длины.
Следующим этапом работы выявляется форма крупных частей, уточняются особенности простой формы (округлая, вытянутая, стреловидная и т.п.) или сложной, в соответствии с направлением основных прожилок листа.
Затем изображаются мелкие детали: зубцы, форма черенка и др. В конце работы над рисунком наносится штриховка, которая передаёт цветовые оттенки, зависящие от краски данного предмета или от изгибов его поверхности.
В такой же последовательности изображается другой листок (бабочка), имеющий другую форму.
На данном занятии можно освоить также технику рисунка цветными карандашами. В этом случаи после построения рисунка начинается его штриховка соответствующим цветом, начиная с самых светлых оттенков. При этом следует использовать различные приёмы штриховки (см.цвет.табл.3).
Задание на дом. Составить методическую разработку к рисунку, сделанному на занятии в колледже, которая должна включать этапы работы над рисунком. Последовательность построения методической разработки даётся на рисунке..
Практическая работа № 14.
Тема 4.3. Изображение предметов плоской и объемной формы.
Задание:Рисование яблок в технике «гризайль» и «лессировка».
Материалы: Фрукты (натуральные или муляжи), акварель (один набор на двух студентов), бумага белая шероховатая.
Цель: Закреплять умение рисовать с одной точки зрения, передавая объём, композиционное расположение, цветовые отношения. Уточнять знания по цветоведению.
Методические рекомендации по практической работе:
Приступаем к заполнению или компоновке листа бумаги формата А4. На этом занятии мы выполним два этюда. Разместим их на одном листе, поэтому разделим лист вертикально пополам и выполним два одинаковых рисунка предметов постановки. Сначала остро отточенным карандашом ТМ выполняем подготовительный рисунок. Располагая изображение на листе, выявляем пропорции предмета. Строим форму предмета в соответствии с законами линейной перспективы. Для выполнения рисунка в технике гризайль освещаем постановку с одной стороны сильным источником света, например одной лампой, создавая контрастное освещение. Тонкими линиями четко обрисовываем контуры всех форм и границы основных теней постановки. Пользоваться резинкой при выполнении рисунка в технике гризайль не следует, так как она повреждает поверхность бумаги.
На следующей стадии работы определяем тоновые отношения рисунка, светотеневой масштаб. Весь рисунок покрываем слабым тоном, не трогая лишь сильно освещенные места - блики. Тем же самым тоном проходим по тональной шкале. После этого краска должна высохнуть.
Для рисования кистью нужно развести акварель в трех ячейках: для слабого, среднего и темного тонов в таком количестве, чтобы хватило на выполнение всего рисунка. Промежуточные тона получают, разбавляя полученные растворы водой или добавляя в них краску. Прежде чем наносить тон на рисунок, надо нанести его на палитру из той же бумаги.
Покрываем рисунок тоном, соответствующему свету, средним тоном, соответствующим полутонам изображения. Уточняем форму предмета, даем рисунку высохнуть и снова покрываем его темным тоном. Темный тон наносим там, где находятся собственные и падающие тени. Собственные и падающие тени на границах с другими, более светлыми, поверхностями темнеют. На переднем плане светотеневые отношения выступают резче, контрастнее. На дальнем плане все светотеневые отношения становятся мягче, воздушнее.
На последнем этапе работы прокладываем самые темные, но не черные, не глухие глубокие тени, выявляем форму, подчеркиваем контрастность, уточняем интенсивность отдельных мест, выявляем блик, сравниваем изображение с натурой.
Во второй половине листа выполним нашу постановку в технике «мазок». Мазком мы будем называть однородное по тону и цвету пятно размером не больше чем две величины волосяной части кисти.
При работе над заданием будем соблюдать некоторые ограничения.
1.Мазок не должен быть сухим - в нем не должно оставаться по ходу движения кисти полос незакрашенной бумаги. Но, если на кисти слишком много воды, краска стекает вниз по бумаге ручейками. Краска должна ложиться прозрачно даже в самых темных местах, бумага должна просвечивать сквозь краску.
2. Пока мазок не высох, мы не кладем мазков рядом с ним - мазки не должны сливаться в сыром виде.
3. Мазок после того как его положили нельзя перекрашивать. Стараемся сразу попасть в нужный тон. Если мазок неверен, его надо не исправлять, а скомпенсировать в ходе дальнейшей работы за счет соседних мазков.
4. Первый мазок кладем по самому темному месту - это сразу задаст тоновой диапазон натюрморта.
5. Сначала работаем в середине рисунка, там где соседствует наибольшее число тоновых отношений, и постепенно приходим к краям изображения. Когда мы сделаем первую проходку, в которой ни один мазок не кладется вплотную к другому, возвращаемся опять к середине листа. Теперь мазки второй проходки кладем вплотную к высохшим мазкам первой. С каждой проходкой белой бумаги между мазками остается все меньше, пока все пространство рисунка не окажется покрыто мазками краски.
Практическая работа № 15
Тема 4.4. Основы цветоведения.
Задание:Рисование цветового круга по Гете.
Материал:гуашь. Формат А- 4.
Цели:
1) Изучить основные этапы цветового смешения
2) Знать производные оттенки основных цветов и малонасыщенные цвета
3) Уметь выполнять цветовые переходы.
Методические рекомендации по практической работе:
Упражнение №1. “Цветовой круг”:
1. Выполните рисунок круга, разделив его на 12 частей через центр.
2. Закрасьте в основные цвета - красный, жёлтый и синий - каждое четвёртое деление круга.
3. Получите оттенки основных цветов, например красного и жёлтого: красно-оранжевый, оранжевый, жёлто-оранжевый.
4. Закрасьте оставшиеся части круга, составляя оттенки в последовательный переход от одного основного цвета к другому.
5. В цветном круге определите тёплые и холодные цвета.
6. Среди холодных цветов определите оттенки тёплого и холодного тонов.
7. Среди тёплых цветов определите оттенки тёплого и холодного тонов.
Упражнение №2. “Насыщенность цвета”:
1. Выполните рисунок таблицы, разделив её по горизонтали на 12 частей, а по вертикали на 7 частей.
2. Закрасьте деление 4 по вертикали цветами и оттенками, взятыми из цветного круга (упражнение
№1) , расположив их последовательно один под другим.
3. Заполните таблицу малонасыщенными затемнёнными и осветлёнными оттенками цветов,
полученных в цветовом круге:
- в делениях 3,2,1 таблицы в цвет деления 4 добавить чёрную краску, увеличивая её количество к
делению 1;
- в делениях 5,6,7 таблицы в цвет деления 4 добавить белила, увеличивая их количество к делению 7.
На рисунке приведен круг естественных цветов по Гете со следующими обозначениями цветов:
- основные цвета: К — красный; Ж — желтый, С — синий;
- смешанные цвета первого порядка: Ф — фиолетовый, О — оранжевый, З — зеленый;
- смешанные цвета второго порядка: КО — краснооранжевый, ЖО — желтооранжевый, ЖЗ — желтозеленый, CЗ — синезеленый,СФ — синефиолетовый, КФ — краснофиолетовый.
Используя этот колориметрический круг, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- контрастные гармоничные сочетания дают цвета, лежащие напротив друг друга (те цвета, которые соединяются линией, проходящей через центр круга), например КЗ или ФЖ;
- сочетания цветов, расположенных по углам основного или перевернутого треугольника, менее гармоничны, но допустимы, например СЖ или ОЗ;
- гармоничные сочетания из двух, трех или четырех цветов, расположеных на круге под углом 90°, например СФЗ или ЖОЗК.
Практическая работа № 16
Тема 4.5. Живописное изображение пейзажа.
Задание: Рисование деревьев и пейзажей (зимнего, космического и морского).
Цели:
1) Изучить построение основных элементов разных деревьев.
2) Знать последовательность работы над пейзажем.
3) Уметь выполнять рисунки пейзажей разными материалами.
Рисование дуба и яблони.
Материал: акварельные краски, гуашь восковые карандаши, бумага, вода, палитра. Акварельная бумага формата А- 4.
Методические рекомендации по практической работе:
1. Предлагается выполнить изображение 2 деревьев на одном листе акварельной бумаги, используя формат А 4.
2. Внимательно проанализируйте размеры, характер и пропорции отдельных деревьев. Помните, что в основе строения различных растительных объектов лежат простые геометрические формы (шар, конус, призма, пирамида и др.) поэтому построение изображений производят по тем же законам, что и рисунки геометрических тел.
3. Гуашью нарисуйте ствол дуба на левой части листа. Затем выполните крону дерева сухой кистью из щетины приемом «Тычок».
4. Тонкой кисть нарисуйте фактуру коры дуба.
5. На правой части листа восковыми мелками нарисуйте ствол и ветки яблоньки. Сверху тонких веток нарисуйте белый иней. Решите, где будет проходить линия горизонта и нарисуйте ее голубым цветом.
6. Возьмите голубую акварель и запишите небо до линии горизонта. Помните закон воздушной перспективы «Чем ближе к линии горизонта, тем краски светлее, кроме моря»
Рисование березы.
Материал: тонированная бумага или зеленая обложка с тонкой тетради, гуашь, кисти.
Методические рекомендации по практической работе:
1. Рассмотрите изображения березы, выполненные художниками.
2. При изображении березы рекомендуется использовать тонированную бумагу и гуашь.
3. На плоскости листа бумаги нарисуйте белой краской ствол и ветви березы. От ветвей нарисуйте тонкие ветки спадающие вниз.
4. Используя голубые оттенки, передайте тень на стволе дерева.
5. Нарисуйте листья березы нужного цвета при помощи смешивания изумрудного цвета и желтого.
6. Передайте характерные особенности березы, подчеркивая его форму и объем.
7. Проанализируйте работу.