Символика в пьесе «Слепые», образ «начало и конца»
Морис Метерлинк – знаменитый бельгийский писатель, один из крупнейших представителей символизма в Европе. Поэт эпохи загнивания капитализма, он воплотил в своей поэзии тревожное умонастроение господствующего класса, его страх, неуверенность, предчувствие своей гибели, непонимание вновь возникающих социальных отношений, дряблость, истощение и пресыщенность. Метерлинк совершенно не был затронут пролетарским движением, развертывавшимся в его родном городе Генте в годы его молодости. Свое воспитание он получил сначала в гентском иезуитском коллеже, откуда перешел в католический университет.
Его любимыми мыслителями были Новалис, Рюисбрек, Эмерсон. На первом сборнике его стихов «Serres chaudes» (1889) сказалось влияние Малларме и Бодлера. Среди европейских символистов М. был главным, почти единственным крупным драматургом
Метерлинк стал популярен благодаря своим ранним пьесам, написанным между 1889 и 1894 гг. Герои этих пьес не имеютограниченное понимание своей природы и мира, в котором они живут.
Как сторонник идей Шопенгауэра, Метерлинк считал, что человек бессилен против судьбы. Считал, что актеров можно легко заменить куклами-марионетками и даже написал такие пьесы, как «Там внутри» (1894) и «Смерть Тентажиля» (1894) для кукольного театра. Призывает актеров к деперсонализации, к отказу от своей индивидуальности. Актер должен уподобиться марионетке.
Ранняя драматургия
1. Слепые 1890
2. Непрошенная 1890
3. Там, внутри 1894
4. Смерть Тентажиля 1894
Эти пьесы рассматриваются как цикл, совокупность. В них действуют общие художественные законы. Их называют "Театром марионеток", "Статичным театром", "Театром ожидания", "Театр молчания"
1896 год трактат "Сокровище смиренных". В нем он объяснит то, что угадывается в его пьесах. Метерлинк выражает свою собственную позицию.
Типичное представление о драме: динамика, структура, диалоги, конфликт...
Метерлинк все эти каноны разрушает. Свои произведения для театра не предназначал. "Мечты не нуждаются в режиссере, театр убивает воображение".
Символ создается со специальной установкой на многозначность. Важно эту многозначность сохранить, не убить. Он создает условный, часто обезличенный мир. Нет места, нет времени. Универсальный миф о трагедии человеческого мироздания.
Есть внешний мир, который можно постигнуть. Но за этой доступностью есть что-то высшее. Душа ведет непрерывный разговор с судьбой, с этими силами. Мы погружены в бытовуху и многое не замечаем.
Истинное идеальное состояние человека - молчание. По-настоящему души соприкасаются только в молчании. Суть вещей и явлений постигается в молчании. Познать Метерлинка можно только внутри себя. В его пьесах подчас звуки содержательнее реплик. Чем герои больше говорят, тем они ущербнее; разговор как способ подавления чувства одиночества.
В пьесе Слепые динамики вообще нет. Все как сидели так и сидят. Сидят и ждут. Чего ждут?-непонятно. Все внешнее переориентировано на внутреннее. Созданы все условия для углубления человека в себя. Но что то так и не углубляются. Трагедия в том, что духовного поиска у них нет.
Та же странная ситуация и с конфликтом. Его здесь как такового тоже нет. Человечество VS Неведомое (собака, шаги, плеск волн – намеки на чье-то присутствие).
Слепые. Начинается с двух ремарок. В первой описана стремненькая атмосферка, цветы смерти, хвойники, звезды как ориентир, первозданная природа. Сидит таки мертвый священник. Глаза налиты кровью от увиденных страданий. Он уже не по эту сторону действительности. Он типа пошел к маяку|к свету. Намек на то, что есть другая действительность. Умер и прозрел, где-то там ему что то открылось. Вывод: есть слепота физическая и слепота духовная.
12 слепцов священник и ребенок, который ни разу не закричал, что по сути своей невозможно. Значит, не вдохнул, значит не родился.Пуповиной связан с мирозданием. Чувствует то, что не чувствуют другие. Потом он кричит и значит нарушает это идеальную связь. Закричал на шаги. Значит его испугало то, что он увидел.
Аллюзия на Христа и апостолов. Две трактовки концовки
1. Приговор христианству. Священник (Христос) пришел бросил и все...
2. Есть часть пути, которую надо пройти самому. Они там где то жили в замкнутости, в четырех стенах приюта. Это ложное пространство. Священник их из этого пространства вывел к морю, к чему то неведомому. Попытался вывести к свету, счастью к духовному возрождению. Для этого надо углубиться в себя. Проблема внутренней инертности. Собака, безмолвная часть мироздания, подводит к мертвому священнику, к черте. Их это должно было привести к духовной истине, к тайне мироздания. А для них это тупик.
Что же все-таки могло напугать ребенка? 1. Пришли люди из приюта - возвращение к той прошлой жизни, духовная гибель, урок не извлечен. 2. Пришло неведомое и ребенок кричит из-за того, что человечество еще к этому не готово. Он ужасается - гибель?