Поэзия и новеллистика Эдгара По
Эдгар Алан По (1809-1849) – американский писатель, поэт, издатель и литературный критик. Известен в основном как поэт и прозаик.
- специфика поэзии
Хотя поэтическое наследие Э.А. По состоит из немногим более 50 произведений, его поэзия оказала значительное влияние на мировую литературную традицию.
В поэзии Э.А. По воплощается его эстетическая концепция, рассматривающая специфику творческого процесса и задачи художественного творчества.
Основной предмет поэзии Э.А. По – Прекрасное, которое доступно пониманию только в особых эмоциональных состояниях, близких к экстазу. Цель поэзии, таким образом, вызвать у читателя такое состояние. Главный принцип поэзии Э.А. По — «тотальный эффект», который заключается в эмоциональном и психологическом воздействии произведения, которому подчинены все его элементы.
Поэзия Э.А. По посвящена эмоциям, вызванным переживаниями Природы, Искусства, Любви и Смерти. Доминантный и, по словам Э.А. По, наиболее достойный мотив его произведений – смерть прекрасной женщины («Ворон», «Улялюм», «Анабель Ли»).
Черты поэтического стиля Э.А. По:
- условность хронотопа
- суггестивность, которая достигается за счет эмоционального подтекста
(Суггестивность (от лат. Suggestio — внушение, намек) — свойство текста нести, кроме конкретной информации, еще и такую, которая воспринимается на уровне подтекста или интуиции. В поэзии это активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя через логически неуловимые, зыбкие, намекающие тематические образы, ритмические, звуковые ассоциации)
- множество метафор и символов, связанных с цветами, звуками, запахами, природными явлениями и культурой человечества
- музыкальность (использование аллитерации, ассонанса).
- открытия в прозе.
Основная часть прозаического наследия Э.А. По – рассказы. Он пытался также создать теорию рассказ, обосновав его как жанр. По мнению Э.А. По, замысел рассказа должен отличаться оригинальностью и кажущейся новизною, чтобы читатель получил эстетическое удовольствие. Центральной категорией также является «тотальный эффект», который должен быть определенным и однозначным и включать в себя все элементы сюжета, предмет рассказа и гармоническое единство стиля. Большую роль играет также принцип достоверности.
Э.А. По дал практическую разработку некоторых жанровых разновидностей рассказа.
Наиболее известны готические (страшные, психологические) рассказы Э.А. По, где автор разрабатывает мотивы упадка, разрушения, смерти, включая ее физиологические элементы, преждевременного погребения, воскрешения мертвых, скорби и траура. Основная тема этих рассказов – трагические последствия столкновения человеческого сознания, воспитанного в духе гуманистических идеалов, с новыми бесчеловечными тенденциями делового общества. Предмет таких рассказов – болезнь и страх человеческой души («Маска Красной смерти», «Лигея», «Морена», «Колодец и маятник», «Черный кот»).
Общепризнанной вершиной психологической новеллистики Э.А. По является «Падение дома Ашеров» – новелла, рисующая уже не страх перед жизнью или страх перед смертью, но страх перед страхом жизни и смерти.
Некоторые психологические рассказы Э.А. По посвящены мотиву двойничества (явление самоотчуждения личности, расщепление ее сознания на две противоположные сферы, отрицающие одна другую; внутренний разлад со своей сущностью, которая персонифицируется в образе двойника, который осознается как реально существующий. Двойник(допельгангер) воплощает желания и инстинкты, которые вытесняются субъектом как несовместимые с моральными и социальными ценностями, с его «приятными и пристойными» представлениями о себе. Часто двойник существует за счет протагониста и в процессе его ослабления становится все более самоуверенным и как бы занимает его место в обществе). Автор рисует раздвоенное сознание, которое воплощает одновременно и моральную норму и отклонения от нее. В новелле «Вильям Вильсон» степень раздвоенности столь высока, что «два» сознания уже «не умещаются» в одном характере и каждое «требует» для себя самостоятельного физического оформления. Эти «два» героя носят одно и то же имя, одного возраста, обладают одной и той же внешностью, и только в последней фразе рассказа писатель обнажает единство их двойственного бытия.
Э.А. По считается и творцом детективного жанра («Убийство на улице Морг», «Золотой жук», «Похищенное письмо»). По словам А. Конан-Дойля, «Каждый [из детективных рассказов По] является основой, из которой выросли многие литературные формы. Где был детективный рассказ, пока Э. По не вдохнул в него жизнь?»
Э.А. По предложил основной сюжетный мотив – раскрытие тайны или преступления; тип повествования - задача, подлежащая логическому решению; пара характеров: герой и рассказчик.
Герой – экстраординарная личность со значительными логическими способностями. Он представляет нетривиальное сознание и его функция – раскрывать преступление с помощью интуитивных прозрений и логического анализа.
Повествователь – обычный, простой, энергичный и благородный человек. Он представляет тривиальное сознание, и его функция – выдвигать неправильные предположения, на фоне которых проницательность героя кажется гениальной.
Э.А. По внес вклад и в развитие научно-фантастических жанров. Все его рассказы такого типа («История с воздушным шаром», «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля») связаны с каким-либо научным открытием, изобретением, интересным фактом. Э.А. По использовал бытовые детали и различные научные принципы чтобы достичь правдоподобия, которое он считал одним из главных моментов в рассказах такого типа. Э.А. По оказал влияние на творчество Ж. Верна, Г. Уэллса.
Таким образом, американский романтизм был оригинальным явлением мировой литературы, а его духовные поиски были связаны, в основном, с проблемами человеческой личности и ее сложной природой. Нестабильные состояния человеческой личности стали предметом творчества Э.А. По. Автор акцентирует «тотальный эффект своих произведений, который создается гармоничным единством содержания, идеи и стиля. Все это сделало его одним из наиболее выдающихся писателей мировой литературы, повлиявшего на Ш. Бодлера, Ф. Достоевского, Р.Л. Стивенсона, О. Уайльда, М. Булгакова и др.
Писательская судьба Эдгара Аллана По (Edgar Allan Рое, 1809-1849) сложилась необычно: непонятый на родине, практически совершенно забытый вскоре после своей ранней смерти, он был оценен не у себя дома, а в Европе, и только вслед этому — тоже запоздавшему — триумфу стал привлекать заинтересованное внимание соотечественников. В результате – неоднозначность оценки творчества Эдгара Аллана По и большое число споров и самых разноречивых толков вокруг его имени.
1) главное значение творчества Эдгара По в становлении жанра новеллы в американской литературе первой половины 19 века заключается в том, что продолжая эксперименты, начатые Ирвингом, Готорном и другими современниками, По довершил дело формирования нового жанра новеллы, придал ему те черты, которые сегодня определяются как характерные черты американской романтической новеллы;
2) в разработанную Эдгаром По теорию жанра новеллы входит перечень требований, которые Э.По предъявлял к писателям, работающим в жанре новеллы. Данный перечень выглядит следующим образом:
· краткость формы, возможность прочесть рассказ «за один присест»;
· единство эффекта, или впечатления;
· единство сюжета, его подчиненность общему замыслу и достижению единого эффекта;
· единство стиля, главным образом, единство эмоционального тона;
· оригинальность и новизна замысла, новизна эффекта;
· сообразование эстетики рассказа с читательским восприятием;
3) психологическая новеллистика Эдгара По является одной из важнейших составляющих его творчества. Полностью следуя разработанной теории жанра, Эдгар По в своих психологических новеллах реализовал все ее основные принципы: единство стиля и эффекта, наличие новизны и оригинальности, подчинение всех элементов текста первоначальному замыслу и др. В то же время психологическая новеллистика Эдгара По иллюстрирует индивидуальные новаторские особенности его писательской манеры, среди которых можно выделить следующие:
· разработка нового образа героя-романтика, страдающего душевным расстройством, высокообразованного, эгоцентрич-ного, оторванного от обычной жизни, находящегося на грани разума и безумия;
· разработка новых тем (например, темы «болезни души», «ужаса души перед жизнью и смертью»; «труднораспознаваемости безумия и разума»);
· оригинальная трактовка категорий времени и пространства;
· акцент на исследовании психологических мотивировок героев, «беса противоречия»;
· оригинальная разработка повествовательной структуры, взаимосвязей героя и рассказчика; рассказчик и герой в психологических новеллах выступает как одно лицо, в котором воплощены и норма, и отклонение, а повествование приобретает характер самонаблюдения;
· использование оригинальных сюжетов, требующих нетривиального осмысления, отсутствие тривиальных причинно-следственных связей в произведении;
· сложное скрещение точек зрения и оценок рассказчика, читателя и героев произведения в сюжетном плане произведения;
· отсутствие физической динамики и перенос ее в психологическую сферу;
· наличие напряженного контраста элементов повествования: обилие комических эпизодов и тягостных, тревожных эмоций;
· наличие иронично-анекдотического и философско-аналитического плана повествования и др.
4) вся детективная литература также очень многим обязана наследству, оставленному Эдгаром По; начиная от создания моделей ситуаций типа «загадка - раследование», разработки поэтапной двухуровневой (простая и глубинная) структуры повествования (проблема – решение – объяснение), обоснование принципа включения читателя в логическое разгадывание и до разработки устойчивой группы характеров: героя, рассказчика и полиции. Главная заслуга По как родоначальника детективной литературы состоит в том, что он первым увидел возможность использовать криминальное расследование в качестве предмета беллетристического повествования, в центре которого стоял бы герой-детектив, и первым эту возможность реализовал;
5) отличительными особенностями научно-фантастических новел Эдгара По являются следующие:
· подчиненность научно-фантастического элемента в общей структуре повествования;
· общая сатирическая направленность всех научно-фантастических рассказов;
· опора на научно-фантастическое допущение, а не на научный факт;
· обеспечение правдоподобия изложенного посредством серии приемов: обилие бытовы подробностей и житейских фактов; обращение к научным наблюдениям и допущениям; «пропуск логической ступеньки» и др.;
· изменение временной перспективы в сюжетном повествованиии в фантастически-сатирических новеллах;
· активное использование гротеска и гиперболы;
6) важным вкладом Эдгара По в развитие американской и мировой новеллистики является практическая разработка некоторых ее жанровых подвидов. Как показал анализ, его не без основания считают родоначальником детективного (логического) рассказа, научно-фантастической новеллы и психологического рассказа. В этом смысле литературными наследниками и продолжателями По следует считать А. Конан-Дойля, Агату Кристи, Ж. Верна, Г. Уэллса, С. Крейна, А. Бирса, Р. Л. Стивенсона, Г. Джеймса и многих других.