Творческий путь Дж. Г.Байрона («Корсар»)
«Корсар» - одна из известных «Восточных поэм» лорда Джорджа Байрона.
Зимой 1813 года поэт-романтик Джордж Гордон Байрон начинает свою обширную работу над созданием шедевра английской поэзии поэмы «Корсар», написанной героическими двустишиями. Работа окончена в 1814 году. Байрон развивает жанр романтической поэмы, используя рифмованный пятистопный стих.
Начинается поэзия из предисловия, посвященного близкому другу-автору по перу Томасу Муру. Повесть состоит из трех песен. Действие поэмы развивается на греческих островах, а также на берегах Греции в Корони. Точное время поэмы автор не указывает, но не трудно догадаться из песен, что это эпоха порабощения Греции Османской империей.
За основу поэт берет конфликт главного героя-бунтаря с миром. Он сражается за любовь и борется с обществом, которое когда-то его прогнало, назвав врагом народа.
Образ лирического героя
Главным героем поэмы «Корсар» является капитан морских пиратов Конрат и его возлюбленная Медора. Поэт описывает Конрата как сильную, одаренную натуру, который смог бы совершать великие добрые поступки, если бы не изгнание обществом. Он предпочитает вести свободную жизнь на необитаемом острове, подальше от городов. Как смелый, мудрый предводитель он жесток и властен. Его уважают и даже боятся.
Вокруг, на всех морях,
Одно лишь имя в душах сеет страх;
Он скуп на речи — знает лишь приказ,
Рука тверда, остер и зорок глаз.
Но, несмотря на все это, Конрат герой-одиночка, в крови которого течет дух борьбы и сила протеста. Он свирепый и дикий, сильный и мудрый. Для отвлечения своих мыслей он бросается в борьбу с обществом, несмотря на их преимущество.
Конрат - типичный байронический герой. У него нет друзей и никто не знает его прошлую жизнь. Лишь прочитав поэму, можно сказать, что в прошлом герой был совсем другим человеком, творившим добро. Герой - индивидуалист, погружен в свой никому не известный внутренний мир.
Краткое описание сюжета
Первое знакомство с Конратом происходит на вершине скалы, где он, опершись на меч, рассматривает красоту волн. Байрон знакомит нас с героем, указывая детальный портрет Конрата.
Щека в загаре, белое чело,
Волна кудрей — как ворона крыло;
Изгиб губы невольно выдает
Высокомерной мысли тайный ход;
Хоть голос тих, а облик прям и смел,
В нем что-то есть, что скрыть бы он хотел.
В первой песни действие развивается на пиратском острове, где предводитель пиратов Конрат получает некоторые вести, что заставляет его проститься с любимой Медорой и поднять паруса. Куда и зачем отправились пираты, понятно из второй песни поэмы.
Во второй части главный герой собирается нанести смертельный удар своему врагу Сеид-паше. Конрат пробирается на пир к врагу. Он собирается совершить свое преступление в то время, когда будет подпален пиратами флот Сеид-паши. Так как флот подожгли раньше указанного времени, начинается жестокий и жаркий бой, где Конрат спасает из горящего сераля любимую жену своего врага, Гюльнар. Допустив ошибку, пираты вынуждены спасаться бегством, а сам Конрат был схвачен врагами и брошен в темницу.
В третьей песне Сеид-паша собирается казнить главного героя, придумывая ему самую мучительную смерть. Гюльнар, которая была спасена капитаном пиратов, влюбляется в него. Втайне от Сеид-паши она пытается уговорить Конрата устроить ему побег. Капитан не хотел быть ей обязан свободой, так как не любил ее. Его сердце принадлежит только одной девушке на свете – Медоре. Ослепленная настоящей любовью, Гюльнар убивает своего мужа и, подговорив охрану, устраивает побег для Конрата. Они бегут вместе на корабль, который направляется на остров пиратов. По прибытии, капитан узнает о смерти своей возлюбленной, которая не перенесла известия о его плене.
Напрасно все — день катится за днем,
Конрада нет, и нет вестей о нем,
И нет нигде судьбы его следа:
Погиб ли он иль скрылся навсегда?
Потеряв смысл своей жизни, Конрат исчезает без следа и больше никто его не видел. Остается тайной что случилось с главным героем.
Его нет в башне, нет на берегу;
Обшарили весь остров на бегу,
Бесплодно… Ночь; и снова день настал
Лишь эхо отзывалось им средь скал.
Обыскан каждый потаенный грот;
Обрывок цепи, закреплявшей бот,
Внушал надежду: бриг за ним пойдет!
Бесплодно! Дней проходит череда,
Нет Конрада, он скрылся навсегда.
Поэма «Корсар» является одним из классических образцов романтизма.
9. Поэма Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда».
«Паломничество Чайльд Гарольда» (1809-1818) – первая поэма Байрона, написанная в романтическом стиле. Это автобиографическая и в то же время путевая поэма, в которой дается обзор всему европейскому миру: Байрон использовал свои впечатления от путешествий на Балканы и в Италию. Произведение отличала новая жанровая форма – лиро-эпическая поэма, сочетающая в себе историю жизни и путешествий героя со свободными импровизациями поэта, совершившего не просто увлекательное путешествие на Восток, а открывшего для себя быт и нравы стран, вступивших в полосу стремительного и бурного развития.
Повествование в поэме имеет три уровня:
1) история Чайльд Гарольда;
2) авторские размышления о жизни, эстетике поэмы;
3) описание национальных мирообразов.
Эти линии свободно переходят друг в друга, акцентируя в поэме лиро-эпическую струну.
Первая сюжетная линия поэмы связана с образом Чайльд Гарольда. В основе первых двух песен – изображение его духовной драмы. С самого начала путь героя дается в непрерывной динамике. Смысл странствий в том, чтобы показать, как история преломилась в душе и сознании героя. Через странствия, через приобщение к культуре герой преодолевает свою духовную драму и приходит к окончательному нравственному возрождению.
Чайльд Гарольд – мрачный, разочарованный герой, носитель вселенской тоски, которая дополняется его склонностью к рефлексии. Эти качества определяют и психологическое состояние героя, и состояние современной культуры в целом. Гарольд – новый герой в литературе, романтический тип, воплотивший в себе главнейшие черты своего времени. Он резко отличается от просветительского героя и от героев сентиментальных романов. Будучи отпрыском старинного дворянского рода, он пресытился пирами и наслаждениями, но не был счастлив. Герой – личность романтическая, рвущаяся в неведомое, он хочет опасных и страшных приключений, его манит не спокойная уединенная жизнь, располагающая к размышлениям, а полная тревоги битв действительность, которая привлекает необычностью страстей и разнообразием переживаний:
Всё то, чем роскошь радует кутил,
Он променял на ветры и туманы,
На рокот южных волн и варварские страны.
Байрон наряжает своего героя в рыцарские одежды XVI века, дает ему свиту из пажа, оруженосца, слуг, но путешествует Гарольд по Европе ХIХ в. Такой анахронизм не случаен и связан у Байрона с новым пониманием историзма, введенным в обиход именно романтиками. Лиро-эпическая поэма сталкивает поэта с новым опытом: развертывающейся перед его глазами гигантской эпопеей народной борьбы. Байроновский герой был первым в романтической литературе, поэтому, естественно, неподготовленным к пониманию и восприятию этого нового исторического опыта народов. Вековая история, принадлежность не к современности, а к прошлому как бы раздвигала границы его сознания, давая возможность объять необъятное.
В великолепной старинной балладе, известной под именем «Прости», вложенной в уста байроновского героя, содержится все, что сродни романтическому образу: тоска по неизведанному идеалу, неуспокоенность, устремленность в прекрасный мир свободных стихий, оторванность от любой почвы, родной среды, неприкаянность и вместе с тем завидная внутренняя свобода, скорбь и разочарование, активность и созерцательность. Это герой мыслящий и потому страдающий.
Именно жажда познания, стремление увидеть самому род людской заставила Гарольда совершить столь опасное путешествие. Пожалуй, именно в этом наибольшее сходство героя с его создателем: познав себя, открыть для себя мир, а открыв мир, понять и свое место в нем.
Образ Чайльд Гарольда раскрывается с двух точек зрения: через лирическое самовыражение героя, через его песни и музыку, а также через авторское повествование, субъективно-объективный авторский взгляд.
Другой центральный образ – образ автора. Ему свойственна гуманистическая философия поэмы. Структурообразующий характер получает образ книги. Бытие трактуется автором как открытая книга. История отдельных стран и народов воспринимается в поэме как исторический текст, поданный с двух точек зрения: с точки зрения автора и с точки зрения героя. История Европы также передается через пересечение этих двух повествовательных дискурсов.
Первая песнь открывается описанием Португалии. Ведущий конструктивный принцип – контраст. Автор подчеркивает контраст между совершенной природой и цивилизацией. Образ всепоглощающей грязи на улицах Лиссабона – символ разобщенности людей, состояние физического и нравственного хаоса. Перед Чайльд Гарольдом лежала живописная Европа, со всем ее ландшафтом. И в ландшафт все время (это очень характерно для Байрона) вплетается политика. Это чисто байроническое, потом много раз в литературе повторенное, сочетание живописных ландшафтов с высокой политикой. Байрон дает ландшафт всегда очень обостренно и индивидуально. Перед нами не природа вообще, а именно португальская, испанская, албанская. Главный герой резко индивидуален, так же индивидуален и пейзаж. Природа и пейзаж превращаются в некую метафору политики.
По контрасту с Португалией дается Испания, которая оказывала сопротивление французским войскам во время войны с Наполеоном. Свободолюбивый дух Испании воплощается в двух символических героях: образ испанского пастуха, живущего на границе Португалии и Испании, и образ испанки-воительницы. Много места отводится культуре Испании: описаны песни и танцы. Автор передает национально-историческое мироощущение испанцев.
Вторая песня посвящена описанию Греции и Албании. В ней формируется принцип историзма Байрона. Автор использует двойной хронотоп, который совмещает в себе прошлое и настоящее. Это совмещение совершается в сознании автора. Греция – колыбель современного искусства. Здесь зародились искусства и науки, западноевропейская цивилизация. В настоящее время Греция порабощена и входит в состав османской империи.
По контрасту со смирением Греции описана Албания. Воинственность и врожденная гордость – предпосылки для возрождения страны, основы приобретения политической, культурной и национальной независимости.
Первые две песни «Чайльд Гарольда» по форме напоминают и лирический дневник поэта-путешественника, и внутренний драматический монолог героя, вступающего в самостоятельную жизнь, и поэтическое эссе о судьбах народов Европы в период наполеоновских войн и национально-освободительных движений. В поэме поэт воссоздает сложный многомерный внутренний мир Гарольда и свой собственный, беседует с читателем о древних культурах и погибших цивилизациях, наслаждается картинами природы.
Первая и вторая песни были завершены в 1810-е годы, третья и четвертая – в 1816-1818 годах. Восемь лет, отделяющие начальные песни от заключительных, вместили в себя важнейшие исторические события из жизни Европы и жизни самого автора. Поворотным событием в истории этого периода стало поражение Наполеона под Ватерлоо. В это время произошли и важные события в жизни самого Байрона. В 1815 году он навсегда покидает Англию.
Третья песнь начинается и заканчивается обращением поэта к своей дочери.
Дочурка Ада! Именем твоим
В конце я песнь украшу, как в начале.
В это обращение вписывается затем исторический текст: сражение под Ватерлоо, которое знаменует собой окончательное падение Наполеона. Также Ватерлоо становится символом абсурдности войны, современной истории, основанной на насилии. В третьей песне по-новому раскрывается принцип повествования. История и автор сближаются. Биография автора проецируется на современное трагическое состояние истории.
Четвертая песня посвящена описанию Италии. Судьба современной Италии неотделима от судьбы красоты и искусства в современном мире. Современное искусство служит деньгам, оно покупается и продается. Возрождение мира видится в возрождении его духовных первооснов. В четвертой песне образ Чайльд Гарольда окончательно вытесняется образом автора-повествователя. Автор вступает в прямой диалог с современной историей. Эволюция автора видится в его приобщении к культуре стран Европы, духовым первоосновам жизни.
Поэма представляет собой своеобразную романтическую энциклопедию жизни Европы начала XIX века. Автор много говорит о политике, истории, быте западноевропейских стран. Именно поэтому очень часто поэму «Чайльд Гарольд» называют грандиозной политической поэмой, в которой светится весь тогдашний политический мир со своими страстями, интересами.
Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма начала XIX века, в том числе «русского».