Глава 1. натюрморт как жанр живописи

Оглавление

Введение………………………………………………................................... стр. 3
Глава 1. 1.1. 1.2. 1.3. Натюрморт как жанр живописи Натюрморт и его особенности………………………………… История развития жанра натюрморт………………………….. Материалы и техники живописи………………………………   стр. 6 стр. 8 стр.13
Глава 2.   2.1.   2.2.   Методика обучения рисованию натюрморта живописными материалами Изучение жанра натюрморт на уроках изобразительного Искусства……………………………………………………… Методика работы над живописным изображением натюрморта…………………………………………………...…   стр.18   стр.20
2.3 Анализ программы под редакцией Б.М. Неменского………… стр.23
Глава 3. Выполнение итоговой творческой работы…………………… стр.27
Заключение…………………………...……………….……………………... Список используемых источников…….…………….…..…………..…… Приложение стр.28 стр.31

Введение

Одной из важнейших задач образования является всестороннее развитие личности ребенка, в том числе эстетическое воспитание подрастающего поколения. Большую роль в этом процессе играет художественное воспитание детей, которое осуществляется главным образом за счёт знакомства с различными видами изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность – образное познание действительности, которое может идти различными путями. Процесс обучения детей рисунку и живописи начинается с изображения простейших предметов быта не сложной формы. Понять многообразие форм предметного мира, через анализ внутренней конструкции предметов, легче всего обратившись к жанру натюрморт, так как именно он позволяет длительное время изучать натуру без её внешних изменений. В данной деятельности происходит знакомство с основными технологическими этапами и приемами работы, овладение различными графическими и живописными материалами. Из всего многообразия материалов следует обратить особое внимание на возможности живописных средств, позволяющих передавать не только объём и тональность предметов, но и их цвет.

Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости включения в современный образовательный процесс жанра натюрморт, для формирования основных навыков художественной деятельности в процессе работы живописными материалами.

Одной из важнейших задач образования является всестороннее развитие личности ребенка, в том числе эстетическое воспитание подрастающего поколения. Эстетическое воспитание – это сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, овладевая различными видами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность – специфическое, образное познание действительности, которое может идти различными путями. Одним из видов изобразительного искусства является натюрморт – «мертвая природа», изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу.

Тайна искусства, натюрморта – это мертвая природа, окружающая нас повсюду. Неподвижная натура живет своей тихой жизнью, до того, как к ней обращается человек. Люди издревле создают вещи, привычно не замечают их, пользуясь ими ежедневно. И только проницательному взгляду художника открывается их скрытая сущность, только с ним они вступают в немой диалог, красноречиво рассказывая о привычках вкусах и укладе жизни, достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира. Натюрморт утвердил эстетическую ценность привычных обыденных вещей. Своей живописью художники убедили мир в том, что простые вещи несут некий смысл и великую красоту. Чувство скрытой жизни, динамика этой жизни и составляют сущность живописи предметов ее философии.

Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопережить вместе с мастером особо любимые им мотивы.

В натюрморте художник пытается ограниченными живописными средствами передать многоцветие окружающих его предметов, стремится в каждом мазке отразить пульсацию жизни, свое настроение, свое видение окружающего мира.

Характеризуя натюрморт в целом можно утверждать, что такие его черты, как значительность, вневременность, праздничность, героизация, экзотичность, монументальность, торжественность, пышность, динамизм свидетельствуют о том, что ведущей категорией здесь выступает возвышенное, нередко сочетаемое с прекрасным и драматичным. Натюрморт должен вызывать чувства и эмоции у зрителя, а для этого лучше всего подходят для работы живописные материалы.

В обучении школьников искусству натюрморта, для более доступного, систематичного понимания ими этого вопроса, необходимо применять специальные методы и приемы обучения, которые разрабатывались многими педагогами ранее, и развиваются и обновляются и в настоящее время.

Цель исследования:раскрыть возможности живописи в жанре натюрморт.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу, Интернет – источники по данной теме.

2. Рассмотреть процесс работы над натюрмортом различными живописными материалами.

3. Провести анализ программы под редакцией Б.М. Неменского.

4. Разработать методическое пособие для уроков живописи, с целью изучения темы натюрморт.

5. Выполнить итоговую творческую работу – натюрморт, в технике гуашевой живописи.

Объект исследования:процесс обучения техникам и возможностям живописи в изображении жанра натюрморт.

Предмет исследования:условия которые способствуют изучению и раскрытию возможности живописи в изображении жанра натюрморт.

Методы исследования:

1. Изучение специальной литературы по данной теме.

2. Анализ программы Б.М. Неменского.

3. Систематизация материала.

Натюрморт и его особенности

Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт, – передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам.

Существуют различные типы натюрмортов: натюрморт из гипсовых геометрических тел; натюрморт из предметов быта, простых по форме; натюрморт из предметов быта, простых по форме в цвете; натюрморт из предметов, близких по цвету; натюрморт из предметов контрастных по цвету; натюрморт из темных предметов; натюрморт из белых предметов; натюрморт в интерьере; натюрморт на пленэре.

Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские добродетели. Действительно, многое из того, что свойственно произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту недоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца, порождая таким образам, различные ассоциации и социальные аналогии.

Основной составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.

Существует несколько видов натюрмортов: сюжетно-тематический; учебный; учебно-творческий; творческий.

Натюрморты различают: по колориту, теплый или холодный; по цвету, сближенные или контрастные; по освещенности, прямое освещение, боковое, против света; по месту расположения, натюрморт в интерьере, в пейзаже; по времени исполнения, краткосрочный или длительный.

Сюжетно – тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом.

Учебный натюрморт носит также название академический. Он отличается строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.

В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности «Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника» [12, с.148].

В картине – натюрморте художники стремятся показывать мир вещей, красоту их форм, красок, пропорций, запечатлеть свое отношение к этим вещам. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь.

Натюрморт как жанр живописи можно назвать творческой лабораторией живописи, поскольку он является и составной частью, и пробным камнем станкового искусства. В нем максимально раскрываются пластические и колористические возможности живописца, выявляются особенности его мышления.

Таким образом, натюрморт как жанр изобразительного искусства имеет свои особенности. Функция этого жанра – придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное – вечным. Это придает натюрмортам философскую глубину.

История жанра натюрморт

В изобразительном искусстве натюрмортом принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины.

Натюрморт как самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков, быстро достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира.

Процесс становления натюрморта протекал более или менее однотипно во многих странах Западной Европы.

Периоды его развития имели свои исторические предпосылки. Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта. В их произведения воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и выразительность пластических средств, присущих той или иной эпохе, и индивидуальности отдельных живописцев.

Становление натюрморта в Нидерландах ознаменовалась двумя этапами, на первом он мог существовать лишь в виде более или менее самостоятельного изображения на обороте изобразительной плоскости картины, либо в виде аксессуаров на лицевой стороне картины.

Следующим этапом становление жанра натюрморта были произведения, в которых натюрморт и религиозная тема поменялись местами. Изображение неодушевленных предметов выступало как часть активного единого процесса всестороннего овладения человеком реального мира, его художественным осмыслением.

Мощного расцвета он достиг во Фландрии и вошел в историю под названием фламандский натюрморт. Эпоха его расцвета была связана с именами крупнейших художников Фландрии, вошедших в историю изобразительного искусства Западной Европы: Франса Снейдерса и его ученика Яна Фейта.

Другая мощная школа натюрморта известна под названием «голландский натюрморт».

Общность исторических судеб народов Голландии и Фландрии и единое в прошлом искусстве, из которых та и другая школа черпали художественный опыт, породили много общих черт в их живописи [1, с.68].

Самым перспективным и прогрессивным видом голландского натюрморта был жанр «завтраков» возникший в Харльме.

Виллем Хеда и Питер Клас – создали особый тип демократического голландского варианта «завтраков». «Действующими лицами» их натюрмортов стали немногочисленные и, как правило, очень скромные по своему внешнему виду предметы повседневного домашнего быта.

Очень важным достижением харлемских мастеров «завтраков» было открытие роли световоздушной среды и единого тона в колорите как главнейших средств передачи богатого разнообразия фактурных качеств вещей и, одновременно, выявление единства предметного мира.

На дальнейшей демократизации жанра натюрморта имело место распространение типа «кухонного натюрморта», как во Фландрии, так и в Голландии. Особенностью этой разновидности при изображении предметов было большое внимание к пространственной характеристике среды.

В конце XVII века в голландском натюрморте побеждают декоративные тенденции.

Рядом с натюрмортом Голландии и Фландрии немецкий натюрморт XVII века занимает второстепенное место. Успехи немецкого натюрморта XVII века тесно связаны с современным голландским искусством. В немецком натюрморте XVII века сосуществовали почти, не соприкасаясь два направления: натуралистическое и декоративное [1, с.56].

Натюрморт в итальянской живописи был несравненно богаче и полнокровнее немецкого, хотя и не достигал ни мощи фламандского, ни многогранности и глубины голландского.

Новый мощный толчок развитию натюрморта в Италии дал Караваджо. Он был одним из первых великих мастеров, который обратился к жанру чистого натюрморта и создал монументальный, пластический образ «мертвой натуры».

Итальянский натюрморт XVII века развивался собственным путем и в итоге приобрел ряд качеств, выделяющих его в ряду других национальных школ.

Испанскому натюрморту свойственны возвышенная строгость и особая значительность изображения вещей, что особо ярко проявилось в творчестве испанского мастера Ф. Сурбарана.

С конца XVII века во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства. Вершиной французского и западноевропейского натюрморта XVII столетия было творчество Ж.Б.С. Шардена. Оно было отмечено строгостью и свободой композиции, тонкость колористических решений [2, с.125].

Немного больше уделяли внимание натюрморту романтики. Романтизм не создал оригинальной значительной концепции натюрморта. Главным объектом романтического натюрморта были цветы и охотничьи трофеи.

В XVII веке судьбы натюрморта определяли ведущие мастера живописи, работавшие во многих жанрах и вовлекшие натюрморт в борьбу эстетических взглядов и художественных идей. Так, например, французский реалист Густав Курбе, сформулировал новую концепцию, определив непосредственное отношение натюрморта с природой, вернув ему этим жизненную силу, сочность и глубину.

Импрессионисты создали свою композицию натюрморта, перенеся на этот жанр принцип пленэра, разработанный ими в области пейзажа. Признав в натюрморте лишь свет и воздух, они превратили предметы в простого носителя световоздушных рефлексов.

Новый подъем натюрмортов был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем, что характерно для творчества Поль Сезанна и Ван Гога.

С начала XX века натюрморт становится своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизма А. Матисс и др. идут по пути обостренного выявления эмоциональных, декоративных и экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма Ж. Брак, П. Пикассо и др., используя заложенные в специфике натюрморта художественно – аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Натюрморт привлекает и мастеров других течений.

В русском искусстве натюрморт появился в XVII веке вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передавать предметный мир. Выписанность и иллюзорность этих натюрмортов дали основание называть их «обманками».

Дальнейшее развитие русского натюрморта в течение значительного времени носило эпизодический характер.

Его некоторый подъем в первой половине XIX века, который ознаменовался такими именами, как Ф.П. Толстой, АГ. Венецианов, И.Т. Хруцкий, связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном.

Во второй половине XIX века натюрморт стал набирать свою смысловую силу, правда, сначала только в сюжетных пределах композиции П. Федотова, В. Петрова, В. Маковского, В. Поленова и других живописцев демократического направления. Натюрморт в жанровых картинах этого круга авторов раскрывал и усиливал социальную направленность их произведений, характеризовал время.

Самостоятельное решение натюрморта – этюда возрастает на рубеже XIX и XX веков в работах М.А. Врубеля и В. Борисова-Масутова. Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX века. Искусство характеризуется поисками в области цвета, формы, пространственного построения. Стремление расширить возможности изобразительного языка побуждает художников обращаться к традициям древнерусского и народного искусства, культуре Востока, классическому наследию Запада, к достижениям современной французской живописи.

К лучшим образцам этого периода относится импрессионистические работы К.А. Коровина, И.Э. Грабаря; точно обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников «Мира искусств» А.Я. Головина и других; остро декоративные П.В. Кузнецова, Н.Н. Сапунова, С.Ю. Судейкина, М.С, Сарьяна и других живописцев круга «Голубые розы»; яркие, пронизанные полнотой бытия натюрморты мастеров «Бубнового валета» П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, А.В. Куприна, Р.Р. Фалька, А.В. Лентулова и других.

В 1920 – 1930–х годах натюрморт включает и философское осмысление современности в обостренных по композиции произведениях К.С. Петрова –Водкина. Они отличаются своеобразием цветового и перспективного построения. Предметы написаны в них не с одной точки зрения, а с нескольких. Подобный прием построения пространства расширял изобразительные средства художника, помогая передавать формы и объем предметов и способствуя более точному показу их взаимосвязи на плоскости [1, с.212].

Большое место натюрморт занял в творчестве Ю.И. Пименова. Предмет в его натюрмортах наделен большой эмоциональной выразительностью.

Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт начала XX века развивался необычайно стремительно: за полтора десятилетия он прошёл сложный путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества, играя большую роль в становлении искусства нашего века.

Живописными материалами

Натюрморта

В основу изучения рисунка и живописи натюрморта должен быть положен принцип систематичности и последовательности обучения. Ребят нужно подготавливать к сложным натюрмортам. Базой для решения подобных типов натюрмортов должны быть простые постановки. Каждая натурная постановка заключает в себе конкретные целевые установки. Такой подход к выбору и содержанию натюрморта как задания обеспечивает активность дошкольников в процессе работы. Руководствуются принципом рисования от простого к сложному.

К.Д. Ушинский обращал внимание учителей на свойство детской натуры чутко воспринимать зрительные образы, указывал на обучающее и воспитательное значение рисунков и иллюстраций: «Наглядность обучения получает сильного помощника в рисовании, если только наставник сумеет им воспользоваться».

Кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе уроков, предусматривает также беседы об искусстве. Рассказы, о выдающихся натюрмортах и их показ (репродукции, диафильмы) развивают у учащихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяют представления о культуре прошлого и настоящего. В V-VI классах при проведении бесед следует обращаться к знаниям школьников, усвоенным ими на уроках истории, литературы, и других предметов.

Успех самостоятельной работы над натюрмортом в большей степени зависит от композиционного размещения предметов. Умения сделать постановку, то есть скомпоновать группу предметов в натюрморт, является необходимым требованием для учителя рисования. Ставя натюрморт, надо найти композиционное равновесие различных форм и распределение цветовых пятен. Но недостаточно только выбрать предметы. Их следует расположить так, чтобы в совокупности они смотрелись с интересом, чтобы глаз улавливал разнообразие форм и в то же время мог воспринимать их как единое целое. Не следует подбирать предметы, одинаковые по характеру форм и по величине, или расставить их в один ряд. Несколько различных по форме предметов можно скомпоновать в группу, в которой другие предметы будут находиться на некотором расстоянии.

Для первых натюрмортов рекомендуется выбирать несложные по формам предметы, имеющие легко различимую окраску (оранжевый апельсин, желтый лимон, синяя или зеленая эмалированная кружка и т. д.) Надо подбирать предметы, гармоничные по цветовым сочетаниям. Уже в первых натюрмортных постановках следует находить живописные решения с соблюдением требований рисунка. Учебная работа над натюрмортом с самых первых занятий обязывает передавать трехмерность формы и пространственное положение ее. Нельзя ставить рядом предметы, несоединимые в жизни. Тематические натюрморты следует составлять из предметов, характеризующих какую-либо область труда, быта. Отбирать и устанавливать предметы для натюрморта надо не случайно, а руководствуясь определенными последовательными задачами. Можно подобрать предметы с яркой окраской или составить натюрморт с задачей передать сближенные и блеклые цветовые сочетания, а также соединять предметы и фоны из теплых или холодных тонов. Интересно сопоставить несколько предметов, имеющих разные оттенки одного цвета. Нельзя объединять случайные по сочетаниям окраски предметы, когда в натюрморте окажутся все цвета спектра (зеленый кувшин, желтый лимон, красный помидор, синий чайник и т. д.)

Итак, над составлением натюрморта приходится поработать иной раз не меньше, чем над его исполнением. Это творческая работа и работая над ней можно многому научиться. Натюрморт нужно задумать, как задумывают любую композицию, нужно, чтобы между вещами была связь, чтобы безмолвные вещи заговорили.

Натюрморта

Если мы хоть немножко умеем рисовать карандашом, то нередко возникает желание изобразить что-нибудь в цвете. И натюрморт гуашью - самый лучший вариант, чтобы сделать первый шаг в этом направлении. Для работы нам понадобится лист картона или бумаги, закреплённой на жёсткой основе, набор гуашевых красок и несколько разных кисточек, щетинных или колонковых. Разбавляется гуашь водой, которую следует набрать в небольшую баночку.

Натюрморт гуашью начинается с правильной постановки предметов, которые мы намерены изобразить. Предметы натюрморта следует расположить на плоскости с максимальной выразительностью. Не следует увлекаться их количеством, лучше выбрать минимум контрастных по форме и цвету предметов. Закончив с расстановкой предметов, начинаем изображать натюрморт гуашью.

При некотором навыке рисования можно обойтись без предварительного карандашного рисунка. Его успешно заменяет жидко разведённая гуашь и тонкая колонковая кисточка. После построения контуров и конструктивных основ всех предметов начинаем моделирование их формы тоновыми и цветовыми отношениями.

Силу тона и цвета гуашевых красок подбираем предварительно на отдельном листке бумаги, на палитре. И только добившись верного тона, наносим его в должное место натюрморта. Прописывать предметы начинаем с самых тёмных мест композиции, постепенно приближаясь к наиболее освещённым. Работая над натюрмортом, не забываем о балансе холодных и тёплых тонов, которые обычно чередуются. А также принимаем во внимание то обстоятельство, что при естественном дневном свете освещённые части предметов выполняются в холодной гамме, а в тенях преобладают тёплые оттенки. Выполняя натюрморт гуашью, следует понимать, как работают материалы, применяемые в живописи. Основное свойство гуашевых красок заключается в том, что их яркость уменьшается в процессе их высыхания. Это свойство следует учитывать. Но правильные навыки нарабатываются постепенно.

Анализ натюрморта. Необходимо развивать целостность видения, которая заключается в том, что разглядывать (писать) каждый предмет по отдельности неверно, необходимо приучить себя видеть всю постановку в целом, не выпуская из поля зрения ни фон, ни предметы (объекты). Для правильной передачи цветовых отношений в натюрморте необходимо определить локальный (натуральный) цвет каждого предмета и изменение этого цвета на свету и в тени. Каждый цвет важен не сам по себе, а только в связи с другими, в том числе и с фоном. Живопись – это процесс сравнительного анализа предметов, процесс работы отношениями.

Композиционное построение. В предварительном рисунке главное внимание уделяется композиции этюда, выявляются пропорции, характер предметов. Увидеть интересный композиционный мотив не так просто. Помочь в этом может «рамка-видоискатель», которая изготавливается из небольшого листа бумаги. В ней вырезается окошечко прямоугольной или квадратной формы. С помощью «рамки-видоискателя» можно будет легко изменять формат, увеличивать или уменьшать круг входящих в поле зрения объектов. Особое внимание нужно обращать на передний план. Его надо четко строить в пластичном отношении, впоследствии – лепить форму цветом. Работая над этюдом, необходимо помнить закон «от общего к частному и от частного к общему».

Выявление цвето-тональных отношений. В подмалевке (первой прописке) намечаются тонально-цветовые отношения крупных предметов, имеющих решающее значение для колористического решения этюда. Например, фон, драпировка на столе, керамический сосуд, яблоко. В цветовом решении фона, стола, драпировки сразу передаются различия по тону, цвету, тепло-холодности.

Намечается широкий свет, полутон, тень, рефлекс на каждом предмете в соответствии с характером формы, освещением и удалением предметов.

Работа с фоном. Прописка фона, драпировок выполняется широкими заливками (акварель) или мазками (гуашь) с мягкими переходами одного цвета и тона в другой.

Моделирование формы цветом. На следующей стадии найденные отношения уточняются, моделируется форма предметов. На освещенных местах мазки кладутся энергично, форма, детали лепятся четко. Такая прописка предмета и «выдвигает» его вперед. В тени же все прописывается обобщенно, с мягкими переходами, без резких контрастов тона и цвета. Предмет как бы отступает вглубь. Нельзя предметы писать обособленно (мазок на кувшин, а другой в отношениях на плоскость стола, фон и т.д.).

Обобщение формы. Еще раз сравнить предметы между собой, обращая внимание на цветовой тон каждого предмета, его согласованность со средой.

Все работы по живописи должны выполняться непосредственно с натуры, самостоятельно. Композиционная задача не всегда решается просто. Иногда приходится затрачивать много сил и времени, чтобы добиться успеха.

Заключение

С момента появления натюрморта как жанра изобразительного искусства прошло уже довольно много времени. Художники этого направления убедили мир в том, что простые вещи несут некий смысл и великую красоту. Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир окружающий художника, дает возможность сопережить вместе с ним.

В данной выпускной квалификационной работе изучена теоретическая, методическая и специальная литература. В первой главе натюрморт рассматривается как жанр изобразительного искусства, его виды и чему он посвящен.

Натюрморт как жанр имеет свои особенности, свою историю развития. Представлены краткие исторические сведения и можно сказать, что в натюрморте, как и в других жанрах изобразительного искусства, установились свои традиции, выработались свои каноны. И, тем не менее, в ряду жанровой иерархии он был всегда страдающим жанром. Ему мало уделяли внимания, его почти не исследовали, о нем упоминали обычно вскользь. Периоды расцвета натюрморта, как и его забвения, имели свои исторические предпосылки.

Наиболее распространенными живописными материалами, которыми выполняется работа над натюрмортом являются: акварель, гуашь, масло. Умение выбрать и использовать в работах разнообразные художественные средства и техники живописи дает возможность создавать гармоничные живописные и декоративные композиции различной степени сложности.

Рассмотрены возможности живописи в изображении жанра натюрморт.

Проанализировав рабочую программу по изобразительному искусству в общеобразовательных школах под редакцией Б.М. Неменского определила, что для изучения темы «натюрморт», рекомендуется 2-3 часа. Конечно, при таком количестве часов знания детей будут неполными.

Рассмотрен процесс работы над натюрмортом различными живописными материалами и обучение школьников гуашевой живописи.

В работе представлены условия которые способствуют изучению и раскрытию возможности живописи в изображении жанра натюрморт. Такие условия, создают родители, учителя использующие разнообразные методы и приемы: показ работ художников и рисунков детей, выставки, педагогический рисунок, игровые методы, красивые постановки, создание эмоционального настроя, интересные беседы.

Разработано методическое пособие для уроков живописи, с целью изучения темы натюрморт.

Дипломный проект состоит из двух частей: теоретической и практической. Выполнена итоговая творческая работа – натюрморт, в технике гуашевой живописи, представленная серией работ.

Таким образом, раскрыты возможности живописи в жанре натюрморт.

Цель работы достигнута, задачи решены.

Оглавление

Введение………………………………………………................................... стр. 3
Глава 1. 1.1. 1.2. 1.3. Натюрморт как жанр живописи Натюрморт и его особенности………………………………… История развития жанра натюрморт………………………….. Материалы и техники живописи………………………………   стр. 6 стр. 8 стр.13
Глава 2.   2.1.   2.2.   Методика обучения рисованию натюрморта живописными материалами Изучение жанра натюрморт на уроках изобразительного Искусства……………………………………………………… Методика работы над живописным изображением натюрморта…………………………………………………...…   стр.18   стр.20
2.3 Анализ программы под редакцией Б.М. Неменского………… стр.23
Глава 3. Выполнение итоговой творческой работы…………………… стр.27
Заключение…………………………...……………….……………………... Список используемых источников…….…………….…..…………..…… Приложение стр.28 стр.31

Введение

Одной из важнейших задач образования является всестороннее развитие личности ребенка, в том числе эстетическое воспитание подрастающего поколения. Большую роль в этом процессе играет художественное воспитание детей, которое осуществляется главным образом за счёт знакомства с различными видами изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность – образное познание действительности, которое может идти различными путями. Процесс обучения детей рисунку и живописи начинается с изображения простейших предметов быта не сложной формы. Понять многообразие форм предметного мира, через анализ внутренней конструкции предметов, легче всего обратившись к жанру натюрморт, так как именно он позволяет длительное время изучать натуру без её внешних изменений. В данной деятельности происходит знакомство с основными технологическими этапами и приемами работы, овладение различными графическими и живописными материалами. Из всего многообразия материалов следует обратить особое внимание на возможности живописных средств, позволяющих передавать не только объём и тональность предметов, но и их цвет.

Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости включения в современный образовательный процесс жанра натюрморт, для формирования основных навыков художественной деятельности в процессе работы живописными материалами.

Одной из важнейших задач образования является всестороннее развитие личности ребенка, в том числе эстетическое воспитание подрастающего поколения. Эстетическое воспитание – это сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, овладевая различными видами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность – специфическое, образное познание действительности, которое может идти различными путями. Одним из видов изобразительного искусства является натюрморт – «мертвая природа», изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу.

Тайна искусства, натюрморта – это мертвая природа, окружающая нас повсюду. Неподвижная натура живет своей тихой жизнью, до того, как к ней обращается человек. Люди издревле создают вещи, привычно не замечают их, пользуясь ими ежедневно. И только проницательному взгляду художника открывается их скрытая сущность, только с ним они вступают в немой диалог, красноречиво рассказывая о привычках вкусах и укладе жизни, достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира. Натюрморт утвердил эстетическую ценность привычных обыденных вещей. Своей живописью художники убедили мир в том, что простые вещи несут некий смысл и великую красоту. Чувство скрытой жизни, динамика этой жизни и составляют сущность живописи предметов ее философии.

Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопережить вместе с мастером особо любимые им мотивы.

В натюрморте художник пытается ограниченными живописными средствами передать многоцветие окружающих его предметов, стремится в каждом мазке отразить пульсацию жизни, свое настроение, свое видение окружающего мира.

Характеризуя натюрморт в целом можно утверждать, что такие его черты, как значительность, вневременность, праздничность, героизация, экзотичность, монументальность, торжественность, пышность, динамизм свидетельствуют о том, что ведущей категорией здесь выступает возвышенное, нередко сочетаемое с прекрасным и драматичным. Натюрморт должен вызывать чувства и эмоции у зрителя, а для этого лучше всего подходят для работы живописные материалы.

В обучении школьников искусству натюрморта, для более доступного, систематичного понимания ими этого вопроса, необходимо применять специальные методы и приемы обучения, которые разрабатывались многими педагогами ранее, и развиваются и обновляются и в настоящее время.

Цель исследования:раскрыть возможности живописи в жанре натюрморт.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу, Интернет – источники по данной теме.

2. Рассмотреть процесс работы над натюрмортом различными живописными материалами.

3. Провести анализ программы под редакцией Б.М. Неменского.

4. Разработать методическое пособие для уроков живописи, с целью изучения темы натюрморт.

5. Выполнить итоговую творческую работу – натюрморт, в технике гуашевой живописи.

Объект исследования:процесс обучения техникам и возможностям живописи в изображении жанра натюрморт.

Предмет исследования:условия которые способствуют изучению и раскрытию возможности живописи в изображении жанра натюрморт.

Методы исследования:

1. Изучение специальной литературы по данной теме.

2. Анализ программы Б.М. Неменского.

3. Систематизация материала.

Глава 1. Натюрморт как жанр живописи

Натюрморт и его особенности

Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт, – передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить св

Наши рекомендации