Развитие современной эстетики. Синтез «гармонии» и «хаоса».

Наряду с сущностными изменениями в сфере искусства к концу ХХ в. изменилась и общая научная картина мира. В частности, под влиянием экологии и традиционных восточных представлений окружающая человека природа стала осмысливаться как целостная саморазвивающаяся система – как живое существо, органическим членом которого является и человек. Отсюда существенно меняется система неутилитарных отношений объекта и субъекта на основе снятия их традиционной оппозиционности; фактически именно эта система приобретает приоритетное и качественно новое значение перед утилитарными отношениями. Все это привело к пересмотру или значительной корректировке многих положений классической эстетики.

В качестве своеобразной пропедевтики неклассической эстетики ХХ в. в ее категориальное поле включают не только традиционные категории и понятия, но и многие оппозиционные им (или даже антиэстетические с точки зрения классической эстетики) явления и категории – абсурдное, заумное, жестокость, шок, насилие, садизм, мазохизм, деструктивность, энтропия, хаос, телесность, вещность, лабиринт, энвайронмент, ландшафт, стратегия, фристайл и т.п. Новым смыслом стали наполняться понятия эстетического наслаждения, иронизма, композиции.

Стирание границ между объектом и субъектом, между реальностью и текстом, между означаемым и означающим, диффузия реального и виртуального (в компьютизированном мире), объективного и субъективного стимулируют дальнейшее развитие эстетических вкусов в рамках главным образом неклассической эстетики.

В силу принципиальной ограниченности уровня формализации эстетических знаний и их многогранности, требующих от человека фундаментальной подготовки в области истории искусства и всех гуманитарных наук, а также обостренного художественного чувства, эстетика до сих пор остается во всех отношениях наиболее сложной, трудоемкой, дискуссионной и наименее упорядоченной областью гуманитарных знаний.

Сегодня, как и в момент возникновения, в центре внимания эстетики стоят две главные проблемы: эстетическое и искусство в его сущностных основаниях. Термины, их обозначающие, фактически – ее главные категории, метакатегории. Все остальные категории являются производными от них и имеют целью в той или иной мере конкретизировать отдельные аспекты и уровни главных категорий и феноменов, обозначаемых ими.

Для классической эстетики в качестве наиболее значимых утвердилось поле феноменальных проблем и соответственно означающих их терминов и категорий: эстетическое сознание (включая эстетическое восприятие, воображение, инспирацию и др.), эстетический опыт, эстетическая культура (включая основные закономерности и принципы художественной культуры, художественного текста, художественного языка, типологии искусства), эстетическое воспитание, игра, прекрасное, безобразное, возвышенное, трагическое, комическое, идеал, наслаждение, образ, символ, знак, выражение, творческий метод, стиль, форма и содержание, гений, творчество, талант и некоторые другие.

В 20 в. проблема эстетического вкуса разрабатывалась Х.-Г.Гадамером. В работе Истина и метод (1960) он связывает понятие «вкус» с понятием «мода». В моде, по мнению Гадамера, момент общественного обобщения, содержащийся в понятии вкуса, становится определенной действительностью.Мода создает общественную зависимость, которую практически невозможно избежать. Здесь кроется различие моды и вкуса. Хотя вкус и действует в подобной общественной сфере, что и мода, но он ей не подчиняется. По сравнению с тиранией моды вкус сохраняет сдержанность и свободу.

В эстетике ХХ в. возникло много принципов классификации эстетических категорий и почти бесчисленное множество самих категорий, иногда доходящих до абсурда. В неклассической эстетике все больше стало прослеживаться тенденций, носящих явно маргинальный характер, сориентированных на антиэстетические с позиции классической эстетики проблемы и категории типа абсурдного, заумного, садизма, мазохизма, деструктивности, хаоса, попсовости, телесности и др., при этом все чаще имеет место отказ от традиционных ценностей и идеалов. Вместо этого людям настойчиво навязывается безвкусие, пошлость, низкопробные литература, картины, фильмы, спектакли, музыкальные опусы и т.д.

Жизнь человека постоянно сталкивается с изобразительным, с исполнительским искусством, от него в большой степени зависит качество жизни человека, вкусы и стиль жизни. Поэтому вполне естественно, что эстетика занимает важный раздел социокультурной матрицы. В этой связи знание современных классических и современных неклассических эстетических парадигм, ценностей и идеалов позволит легче ориентироваться в обществе, находя людей со схожими или же сочетающимися эстетическими фрагментами индивидуальных социокультурных матриц – классическими или же маргинальными. Это позволит избегать ненужных конфликтов матриц, а значит бытовых ссор, траты нервов, дурного настроения, которые могут вылиться в нервные срывы, и даже в инфаркты и инсульты.

Эстетические фрагменты своей социокультурной матрицы поведения человеку должны формировать с малых лет его родители, учителя в школе, и постоянно пополняться на более поздних этапах образования и самообразования. Их же он обязан воспитывать с раннего возраста у своих детей, подсказывать, прививая хороший вкус, менее просвещенным окружающим, друзьям, родственникам.

В последние десятилетия ХХ в. появилась синергетика– новое направление науки, предметом которой стали открытые системы, имеющие не равновесную, а диссипативную структуру, находящуюся в состоянии постоянного обмена с внешней средой.

Равновесность и линейность – это лишь частные случаи тотально неравновесного и нелинейного мира, главное свойство которого - спонтанное возникновение порядка из хаоса вследствие процесса самоорганизации. В таком мире хаос – закономерный этап развития системы, чередующийся с порядком, именно он обладает творческим потенциалом, способностью создавать и приводить в действие структуры, адекватные новым обстоятельствам. Принципы синергетики в целом универсальны и могут быть распространены на все сферы человеческого знания и бытия.

Наши рекомендации