Эстетическая теория Гете. Проблема искусства и художника.
Эстетические воззрения Иоганна Вольфганга Гёте излагались им еще более фрагментарно, чем взгляды Шиллера и Гердера. Его теоретическое наследие в области эстетики состоит из ряда небольших статей, посвященных некоторым важным вопросам теории искусства, например «Простое подражание природе, манера, стиль», «Искусство и ремесло», «О правде и правдоподобии в произведениях искусства».Фундаментальных философско-эстетических проблем Гёте специально не рассматривал, не пытаясь соревноваться на этом поприще ни со своим учителем Гердером, ни со своим другом Шиллером, ни, тем более, с корифеем философской эстетики Кантом.
Романтики открыто или в завуалированной форме вели борьбу против прогрессивного наследия в искусстве. Они отрицали значение античной классики, поносили английское и французское просвещение, выступали против лучших традиций немецкой классической культуры. Гёте, напротив, защищал лучшие достижения прошлого — классическую древность, английское и французское просвещение, Ренессанс, немецкую классику. Гёте считал, что лучшие культурные традиции прошлого имеют свои корни в жизни народа. Античное искусство, еврейскую поэзию, нидерландскую живопись XVI—XVII веков он понимает как выражение народной жизни. Точно так же подходит Гёте к творчеству Шекспира. Наконец, творчество Лессинга, Винкельмана, Шиллера Гёте связывает с подъемом освободительного движения, с развитием самосознания немецкого народа.
Отсюда глубокое убеждение Гёте, что назначение искусства — служить обществу. Гёте неоднократно говорил о том, что художник должен быть учителем народа, ибо подлинное искусство выполняет свое назначение лишь тогда, когда учит человека правильно поступать, когда побуждает человека к активному действию во имя утверждения в жизни истины, добра и красоты.
Для Гёте правда, добро и красота представляют собой единый действенный принцип. Назначение истинного художника — активно бороться за воплощение этого великого принципа в жизни. Если назначение искусства — служить обществу, то решающим для любого художественного произведения является содержание. «Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, — говорит Гёте, — все сводится к концепции» . Идейное содержание для Гёте, как видим, является главным критерием искусства. Вместе с тем, Гёте всегда уделял большое внимание форме.Содержание, отмечал он, приносит с собой форму. В противовес субъективизму Канта и романтиков, Гёте полагал, что форма объективна. Он был твердо убежден, что тот или иной жанр искусства определяется не произволом художника, а общественными условиями, в которых зарождается этот жанр. «Есть какая-то неизвестная законосообразность в объек-те, — отмечает Гёте,—которая соответствует неизвестной законосообразности в субъекте»
Искусство существует через человека и для человека и служить оно должно человеку. «Мы, — указывал Гёте, — ничего не знаем о мире вне его отношения к человеку; мы не хотим никакого искусства, которое не было бы осколком с этих отношений». Через посредство искусства, говорил Гёте, мы узнаем, что есть человек и кем он должен быть.
Эстетика Гёте проникнута любовью к человеку, заботой о нем, желанием утвердить в мире правду, добро и красоту. Страстная тоска Гете по цельной, гармонично развитой личности, его поиски путей к красоте и правде жизни, его вера в безграничные творческие возможности человека, его апология света и разума близки и дороги всему прогрессивному человечеству.
В отличие от природы, говорит Гёте, которая “творит словно бы ради себя самой”, человек “творит как человек и ради человека”. “Все, что мы мыслим и творим, поскольку мы этому приписываем некое всеобщее значение, принадлежит миру, и мир, в свою очередь, нередко содействует созреванию того, что ему потом может пригодиться из трудов отдельной личности”. Беседы, переписка, печать, короче “обмен мнений” - это прекрасное “пособие для собственного и чужого развития”, для “выгод” светской, равно как и деловой, жизни, но главным образом для науки и искусства. Взаимоотношения с публикой являются, “поскольку речь идет об искусстве и науке, столь же благоприятными и даже необходимыми”.
Важную роль отводит Гёте искусству как средству общения между народами, нациями. “Нужно узнать особенности каждой нации, чтобы примириться с ними, вернее, чтобы именно на этой почве с ними общаться...”. Отличительные свойства нации, в том числе ее искусство, “подобны ее языку и монетам, они облегчают общение, более того, они только и делают его возможным”. “Все, что в литературе отдельной нации может повлиять и напомнить об этом, должно быть усвоено всеми”.
Гёте полагает, что в этой “мировой литературе” будет три “слоя”: “вершины”, “среднее” и “низшее”. К “низшему” следует отнести то, что сразу же придется по плечу “массе”, доставит удовольствие и окажется привлекательным. Все, что нравится массам, будет беспредельно распространяться и, как мы видим уже сейчас, будет находить сбыт во всех краях и местностях”. Противоборствовать широкому потоку злободневности, считает Гете, было бы тщетно.
Подобно Шеллингу, Гете противопоставляет рассудок и разум. Рассудок - расчленяет живое целое на механические элементы и не может быть адекватным орудием познания. Его цели - утилитарные, извлечения практической пользы. Напротив, разум направлен на постижение ценности явления, его синтетического единства, только он вводит в понимание самой сущности вещей.