Различают внешнее проявление безобразного - гниение, болезнь, распад - и внутреннее. Относительно человека - это моральное разложение, моральная деградация.

Безобразное, или не имеющее образа, формы, несоразмерное ни с чем, дисгармоничное выступает как отрицание эстетических ценностей, как уродливое, противоположное и враждебное добру и красоте. Именно потому, что безобразное есть антипод образа, лика, то есть человеческой формы и, следовательно, лишено человеческого содержания, оно антигуманно и зло. Таким образом, безобразное есть единство уродства и зла, выступающее в чувственной наглядности.

Благодаря восприятию безобразного в субъекте утверждается его (субъекта) положительная, ценностная шкала, значимость чувства красоты.

8. Комическое и трагическое в эстетике и науке.

Комическое (от греч. koikos — весёлый, смешной, от komos — веселая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Древней Греции), смешное. Начиная с Аристотеля, существует огромная литература о комическом, его сущности и источнике; исключительная трудность его исчерпывающего объяснения обусловлена, во-первых, универсальностью комического (всё на свете можно рассматривать «серьёзно» и «комически»), а во-вторых, его необычайной динамичностью, его «природой Протея» (Жан Поль Рихтер), игровой способностью скрываться под любой личиной. Комическое часто противопоставляли трагическому (Аристотель, Ф. Шиллер, Ф. В. Шеллинг), возвышенному (Жан Поль Рихтер), совершенному (М. Мендельсон), серьёзному (Ф. Шлегель, И. Фолькельт), трогательному (Новалис), но достаточно известны трагикомический и высокий (т. е. возвышенный), серьёзный и трогательный (особенно в юморе) виды смешного.

Сущность комического усматривали в «безобразном» (Платон), в «самоуничтожении безобразного» (немецкий эстетик-гегельянец комического Розенкранц), в разрешении чего-то важного в «ничто» (И. Кант), но чаще всего определяли формально, видя ее в несообразности, несоответствии(между действием и результатом, целью и средствами, понятием и объектом, и т.д.), а также в неожиданности(Ч. Дарвин); однако существует и комическое «соответствия», и нередко впечатляет как раз комическое «оправдавшегося ожидания» (суждения признанного комика, «шута», в его устах сугубо смешны).

Среди всех видов комическогоюмор отмечен в принципе миросозерцательным характером и сложностью тона в оценке жизни. В юморе «диалектика фантазии» приоткрывает за ничтожным — великое, за безумием — мудрость, за смешным — грустное («незримые миру слёзы», по словам Н. В. Гоголя). Притча о юморе гласит, что радость и горе встретились ночью в лесу и, не узнав друг друга, вступили в брачный союз, от которого родился юмор (М. Лацарус). Напротив, обличительный смех сатиры, предметом которого служат пороки, отличается вполне определенным (отрицательным, изобличающим) тоном оценки. Начиная с античности (Ювенал) существует, впрочем, и не комическая сатира, воодушевляемая одним негодованием.

Ещё Аристотель отметил, что смеяться свойственно только человеку (у некоторых высших видов животных, у человекоподобных обезьян и собак, наблюдаются зачаточные формы беззвучного смеха). Велико антропологическое значение комического; по словам И. В. Гете, ни в чем так не обнаруживается характер людей, как в том, что они находят смешным.

Особого внимания заслуживает соединение комического с трагическим. Трагическая ирония характерна для современной трагикомедии, корни которой уходят в пьесы А. П. Чехова. Многие критики считают Чехова величайшим драматургом после Шекспира. Трагедия всех действующих лиц изображается в его пьесах, названных комедиями. В их эпицентре крах человеческих судеб и жизней. Конфликты в пьесах Чехова одновременно и трагичны и комичны, или трагикомичны.

Единственный предмет комического — это человек (и человекоподобное в зверях, птицах и т.д.). Комическое поэтому чуждо архитектуре, а др. искусствам свойственно в разной мере. Наиболее благоприятна для универсальной природы комического художественная литература, где на комическом основан один из главных и наиболее игровой вид драмы — комедия.

Трагическое (от греч. Tragikoc - свойственный трагедии) - это категория эстетики, которая описывает и характеризует эстетическое отношение к противоречиям реальной действительности. Конфликт, борьба, столкновение, возникающие на основе прежде всего общественных противоречий, приводят к гибели положительных сил, но погибая, они становятся бессмертными. Трагическое соответствует идеалу, в котором утверждаются конечность и бесконечность, смерть и бессмертие.

Предметом трагического и комического выступают не объекты, а процессы. Ни растения, ни животные, ни люди, ни вещи не могут быть сами по себе ни трагическими, ни комическими. Таковыми могут стать только действие, борьба, конфликт. И это может быть реальный факт или факт, отображенный в искусстве.

Трагическое раскрывает:

1)гибель или тяжкие страдания личности; 2) невосполнимость для людей ее утраты; 3) бессмертные общественно ценные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности, и ее продолжение в жизни человечества; 4) высшие проблемы бытия, общественный смысл жизни человека; 5) активность трагического характера по отношению к обстоятельствам; 6) философски осмысленное состояние мира; 7) исторически, временно неразрешимые противоречия; 8) трагическое, воплощенное в искусстве, оказывает очищающее воздействие на людей».

Трагическое предполагает свободное действие человека, самоопределение действующего лица, так что хотя его крушение и является закономерным и необходимым следствием этого действия, но само действие представляет собой свободный акт человеческой личности. Противоречие, лежащее в основе трагического, заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, которая настигает человека именно там, где он пытался преодолеть её или уйти от неё (так называемая трагическая ирония).

Трагическое имеет всегда определённое общественно-историческое содержание, обусловливающее структуру его художественного формирования (в частности, в специфичности разновидности драмы — трагедии). «Источником трагического являются специфические общественные противоречия — коллизии между общественно необходимым, назревшим требованием и временной практической невозможностью его осуществления»

9. Система эстетических категорий.

Построение системы категорий - задача любой науки, в том числе и эстетики. Если интерес к анализу эстетических категорий в истории эстетики возник довольно рано, то попытки их систематизировать начинаются только в философии Канта. В «Критике способности суждения» Кант положил в основу эстетической системы классификацию, принятую в формальной логике, и выделил суждения качества, количества, отношения и модальности.

Как любые научные понятия, категории эстетики имеют гносеологическую природу. В любой эстетической категории мы можем найти отражение отношений и связи объективного мира и мира эстетического субъекта. Эстетическая категория, с одной стороны, соответствует отраженным в ней объективным свойствам предметов, явлений, поступков, действий людей, их разнообразным характерам. С другой стороны, она имеет субъективно-отражательную природу, поскольку несет в себе разнообразные оттенки эстетического отношения, переживания, оценки культуры эстетического сознания личности.

Как правило, в центре системы категорий эстетики стоит главная универсальная категория, вокруг которой концентрируются все остальные. Так, в эстетических теориях Платона, Аристотеля, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Гегеля, Чернышевского в центре стоит категория прекрасного, у Канта — эстетическое суждение, в эстетических теориях эпохи Возрождения — эстетический идеал.

В истории эстетики сущность категорий эстетики интерпретировалась с идеалистических и материалистических позиций. Для Платона и средневековых эстетиков прекрасное выступает носителем идеальной, духовно-мистической сущности, для Гегеля это идея в чувственной форме, а для Аристотеля и Чернышевского — прекрасное есть категория, отражающая свойства объективного материального мира. К середине XVIII в. центральной становится категория эстетического. Ее можно определить как род совершенства в материальной действительности (природа, человек) и социальнодуховной жизни. В категории эстетического отражены наиболее общие свойства всех эстетических предметов и явлений, которые, в свою очередь, специфически отражаются в других категориях естетики.В эстетическом, как реальном феномене, в процессе духовно-практической деятельности человека реализованы как объективно-материаль­ные состояния мира, так и свойства субъекта социальной жизни.

Между категориями существует определенная субординация. Так, например, прекрасное и возвышенное — категории, отражающие эстетические свойства природы и человека, в то время как трагическое и комическое — категории, отражающие объективные процессы только социальной жизни. Таким образом, наиболее общие категории (прекрасное, возвышенное) подчиняют себе менее общие (трагическое, комическое). Вместе с тем существует и взаимодействие, координация между этими категориями: возвышенно прекрасное, возвышенно трагическое, трагикомическое. Прекрасное воплощается в эстетическом идеале и искусстве, а через него воздействует на эстетический вкус и чувство.Т. е. категории эстетики диалектически взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.

Но каждая категория имеет определенную содержательную устойчивость. И хотя всякое понятие огрубляет действительность, не вмещая всего ее богатства, оно, однако, отражает наиболее существенные признаки эстетического явления. Следует отметить, что категории эстетики раскрывают не только гармонические, т е. позитивные, эстетические свойства, но и негативные, дисгармонические, отраженные в категориях безобразного, низменного, показывая тем самым противоречия реальной действительности.

Наши рекомендации