Роль творческого воображения в жизни человека.
Пример: 1. Вначале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.
2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время происходит бессознательная работа над задачей. "Я видел луну, поднимающуюся над тучей, которая напомнила мне белую сову. Я носился с этой идеей несколько дней, пока, наконец, не написал поэму о ней".
3. И наконец, наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.
4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.
В воображении актера в период работы над ролью возникает образ человека, которого предстоит играть. Одни, прежде всего «слышат» своего героя, другим представляется его облик - в зависимости от того, какой тип памяти развит у актера лучше и какого рода представления у него богаче. В конечной игре творческого воображения отсекаются излишние подробности, возникают единственно точные детали, определяется мера достоверности, сопутствующая самому смелому вымыслу, сопоставляются крайности и рождаются те неожиданности, без которых невозможно искусство. Модель образа, сконструированная в воображении, динамична. В ходе работы она развивается, обрастает находками, дополняется все новыми красками. Важная особенность работы актера состоит в том, что плоды его фантазии реализуются в действии, приобретая конкретность в выразительных движениях. Актер все время воплощает найденное, и верно сыгранный отрывок, в свою очередь, дает толчок воображению. У актеров склонных к конструированию новой личности, преобладает иной тип воображения – творческое моделирование образа. Это не значит, конечно, что актер приходит на первую репетицию с уже сложившимся в воображении образом. Мышление актера работает по методу проб и ошибок, особое значение имеют процессы интуиции. Найденное актером как будто лучайно, интуитивно оценивается им как единственно верное и служит мощным импульсом дальнейшей работы воображения.
Не менее необходимо воображение и в научном творчестве. В науке оно формируется не в меньшей мере, чем в творчестве, а лишь в других формах. Еще английский химик Пристли, открывший кислород, заявлял, что все великие открытия, способны сделать лишь ученые, которые дают “полный простор своему воображению". Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.