Констатирующий этап: выявления уровня развития творческого воображения младших школьников.

Цель этапа: выявление сформированности уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста, для чего использовался тест Е. Торренса «Неполные фигуры». Материал: бланк с фигурами, набор фломастеров. Детям предложено задание: на листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Детям предлагается на основании каждой из предлагаемых фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как внутри контура, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры (можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах).

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, а не техническая отделка рисунков. Время работы не ограничивается, так как в противном случае у ребенка появляется тревожность, неуверенность, а это противоречит характеру творческого процесса, элементарное проявление которого должно быть смоделировано в ходе эксперимента. Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к проблемам, недостаткам, дисгармонии, то есть в условиях дефицита внешней информации.

В методике существует несколько показателей, определяющих уровень сформированности творческого воображения ребенка:

- Количественная продуктивность его деятельности. Высчитывается по числу композиций, выполненных на основе каждой из предложенных фигур.

-Гибкость использования идей. В результате её детские работы можно разделить на творческие и нетворческие. К нетворческим относятся: типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот же элемент изображения (круг –колесо, самоката, велосипеда); рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращаются в часы). К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения.

С помощью таких заданий можно вывести степень оригинальности, необычности изображения, по которым можно распределить всю совокупность детских рисунков:

· Работам первого уровня свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.

· Для работ второго уровня характерна меньшая схематичность изображения, появление большого числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.

· Для работ третьего уровня характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей», то есть предметной оформленности окружающей среды (так, трапеция, уже не просто тарелка, а ваза, стоящая на столе, или круг - не просто яблоко, а на тарелке). На этом уровне наблюдается также изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения (например, круг уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо машины; квадрат – не зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов грузовика). Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.

· В работах четвертого уровня отмечается широко развернутая предметная среда. Дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.

· Для работ пятого уровня характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования тест-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.

· Качественное отличие работ шестого уровня от предшествующих заключается в характере использования тест-фигуры, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. Такой способ изображения принято называть «включением». На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как «материала», толчка к воображению и творчеству.

На основании данных уровней была введена шестибальная система оценки творческих работ детей: рисунки, соответствующие первому уровню, оценивались в 1 балл, второму - в 2 балла, третьему - в три балла и так далее до шестого уровня. Затем подсчитывается общее количество баллов, полученное каждым ребенком.

Кроме того, подсчитывалось общее количество оригинальных изображений в целом по группе. Подсчитывалось общее количество баллов, полученное детьми (суммарный балл), затем выводился средний балл для группы в процентах. Эти показатели по каждой группе позволяют сравнивать группы в целом.

Оценка результатов тестирования осуществлялась в двух направлениях:

-индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображений);

- по группе в целом, и это позволяет оценить не только уровень развития творчества, а и уровень воспитательно-образовательной работы в группе.

По окончании диагностики были получены результаты, представленные в таблице 1, в которой представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.

Таблица 1

Результаты творческих способностей по каждому критерию на констатирующем этапе.

Учащиеся Количествен-ная продуктив-ность деятельности Гибкость использо-вания идей Оригиналь-ность воображе-ния Уровень сформирован-ности творческого воображения (средний балл)
Ажекенова
Анисимова
Апранич
Босова
Бондаренко
Волкова
Гончарова
Изотова
Имагазыева
Корчунов
Лаврентьева
Лебедев
Маркелова
Нескреба
Разумова
Сарачева
Семенова
Савальева
Турцева
Усачев
Урашева
Федорова
Шавалдыкова
Шаронова
Шебин

Творческое воображение у детей развито средне, не было выявлено детей с высоким уровнем развития воображения (не было рисунков которые отличались бы эмоциональностью, красочностью и оригинальностью), то есть ни один из учащихся не относится к пятому и шестому уровню, была выявлена также работа с очень низким (первым) уровнем развития воображения.

В таблице 2 отображены средние показатели, полученные в результате суммирования индивидуальных результатов всего класса.

Таблица 2

Средние показатели результатов всего класса на констатирующем этапе.

Способности Количественная продуктивность деятельности Гибкость использования идей Оригинальность воображения
Первый уровень 4% 4% 8%
Второй уровень 44% 40% 24%
Третий уровень 32% 28% 40%
Четвертый уровень 20% 20% 20%
Пятый уровень 0% 8% 8%
Шестой уровень 0% 0% 0%

Как видим, по показателю «количественная продуктивность деятельности» наибольшее число детей относится к второму уровню развития творческого воображения 11 человек-44 %. Количество детей, относящихся к третьему уровню 8 человек-32 %. К четвертому уровню относится 5 человек- 20%. И наименьшее количество детей относится к первому уровню 1 человек - 4%.

По показателю «гибкость использования идей» к пятому уровню развития относятся 2 человека-8%, наибольшее число детей относится также к второму уровню развития 10 человек-40 %. К четвертому уровню относится 5 человек-20%. К третьему уровню относится 7 человек-28% детей. Наименьшее количество детей относится к первому уровню 1 человек-4 %.

По показателю «оригинальность воображения» наибольшее число детей относится к третьему уровню развития творческого воображения 10 человек-40%. Количество детей, относящихся к второму уровню 6 человек-24%. Чуть поменьше детей на четвертом уровне 5 человек-20%, а наименьшее количество детей относится к первому и пятому уровню по 2 человека- всего по 8%.

Если представить общие результаты диагностики творческого воображения учащихся на гистограмме (рис.1), они будут выглядеть следующим образом:

Рис.1 Результаты диагностики творческого воображения учащихся на констатирующем этапе.

Констатирующий этап: выявления уровня развития творческого воображения младших школьников. - student2.ru

Из проведённого исследования можно сделать следующий вывод: воображение у младшего школьника имеет средний уровень развития вообоажения и носит подражательный характер. Ребёнок в своих вымыслах и играх старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что наблюдал. Поэтому воображение носит репродуктивный (воспроизводящий) характер. Для развития воображения учащихся необходим показ способов творческой деятельности.

2.3 Формирующий этап: разработка и проведдение цикла занятий, направленных на развития творческого воображения младших школьников на уроках изобразительной деятельности

На данном этапе предлагаются учебные и творческие задачи и упражнения для формирования у детей творческого воображения. (см. Приложение 2)

Цель формирующего эксперимента - развитие творческого воображения в процессе изобразительной деятельности.

В течение месяца с учащимися проводились художественно-творческие занятия. Детям предлагались самые разнообразные темы, где они учились быть оригинальными в выборе сюжета, могли фантазировать. Краткое содержание некоторых занятий с детьми, а также игровые моменты, которые в ходе занятий применялись для развития творческого воображения, представлены в приложении. (см. Приложение 2) Таким образом, мы, в процессе формирования у детей воображения, помогали им свободно придумывать и фантазировать, раскрывать суть творческой деятельности, учили их не следовать готовым образцам и шаблонам, а искать как можно больше своих оригинальных решений, направлять своё воображение на поиск нового. На этом этапе мы стремились помочь ребёнку довести задуманное до конца. А также научить его не просто фантазировать, а реализовать свои замыслы, пусть в небольших, но в собственных рисунках, аппликациях, историях. Для этого мы включили в работу совместную деятельности всех ребят и учителя. Некоторые ребята сначала были нерешительными, бросали работу, не доделывая, или рисовали спонтанно, но в процессе занятий у детей начал накапливаться опыт в рисовании, конструировании. Многие ребята уже самостоятельно находили сюжеты и темы для своих рисунков. Просматривая рисунки можно видеть, что у большинства из них изменился подход к выполнению задания, если раньше почти все боялись фантазировать, рисовали первое, что придёт в голову, то после проведённой работы у многих обнаруживается творческий подход.

Наши рекомендации