Работа с элементами симультанного и сукцессивного восприятия
Этот метод эффективен как на индивидуальных занятиях, так и в группе со всеми категориями детей.
Симультанное восприятие, по словарю, — это одновременное восприятие объекта в целом или нескольких объектов при отсутствии движения глаз. На наших занятиях это выглядит следующим образом: на чистый лист бумаги наклеивается кусочек репродукции с вырезанным внутри окошком. Дети должны закончить, вернее, доделать работу, используя и продолжая элементы уже предложенных лини и цвета. Ребенок, видя только своеобразный фрагмент работы, достраивает ее до цельного образа. Это прекрасный и доступный всем способ формирования целостного восприятия объекта, творческого мышления, воображения и фантазии. От ребенка требуется точность в выполнении линий и родство цвета с оригиналом. Он старается и может уловить характер персонажа и изобразить его.
Сукцессивное восприятие— это восприятие объектов, их частей, связанное с движением глаз. Интерпретация в изобразительной деятельности выглядит следующим образом: на лист белой бумаги наклеивается кусочек репродукции, где изображена только часть объекта. Ребенку предлагается достроить изображение, опираясь на свои жизненные наблюдения, воображение, фантазию.
Этот вид деятельности развивает и мелкую моторику пальцев рук, что очень важно. Проведя многочисленные исследования, специалисты выяснили, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Из практических наблюдений мы знаем, что уровень интеллекта напрямую зависит от уровня развития речи и чем ребенок раньше начинает говорить, тем интеллект выше. Занятия с подключением сукцессивного и симультанного восприятия необычайно результативны для детей особой психолого-педагогической заботы и поддержки.
Эффективными в развитии творческого воображения и мышления являются занятия, построенные с использованием принципа синестезии. Это явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но и добавочное ощущение или представление, характерные для другого органа чувств.
На занятиях дети интересно и своеобразно интерпретируют звук, цвет, запах, тактильные ощущения в образы на листе бумаги. Звуки музыки вызывают зрительные ощущения в виде цвета и формы. Музыка помогает создавать целые композиции на листе.
Предлагаем примеры занятий, основанных на принципе синестезии.
Занятие 1. «Что нам подскажет запах»
Детям предлагают на выбор разнообразные запахи: травы, цветов и растений, парфюмерии, некоторых медикаментов, продуктов и кондитерских изделий. Все предметы с запахами прикрыты, жидкие налиты в одинаковые бутылочки из темного стекла с одинаковыми крышками. Уловив запах с закрытыми глазами, ребенок начинает смотреть внутрь себя, разглядывая те образы, которые проносятся в его воображении. Раздражитель одной чувственной модальности вызывает ощущения в другой чувственной модальности. Запах порождает образы, которые ребенок зарисовывает на
бумаге или ткани.
Занятие 2. «Мы можем изобразить и нарисовать вкус»
Предлагаемые продукты: подсолнечное масло, мед, лимон, тыква, изюм, сахарный песок, соленый огурец, варенье, хлеб, зелень укропа, петрушки или сельдерея и др.
Ребенок пробует продукты с закрытыми глазами (глаза завязаны повязкой из плотной темной ткани). Блокирование зрения необходимо, поскольку при этом ребенок начинает получать совершенно новые ощущения и создавать образы, ему не мешают зрительные стереотипы. Тело начинает совершать различные движения до тех пор, пока не достигнет желаемого ощущения. Глаза открываются, и ребенок зарисовывает свои переживания.
Занятие 3. «Потрогай, вообрази и нарисуй»
У педагога несколько досок с разными поверхностями: наждачная бумага, клеенка, бархат, шелк, фланель, фольга, дерево, поверхность с каплями любого застывшего клея и др.
Ребенок с завязанными глазами трогает разные поверхности, выбирает понравившуюся и начинает рассказывать то, что представляет. Затем, уже с открытыми глазами, начинает рисовать. Глаза открыты. Для того чтобы почувствовать ощущение или образ в пластике, его можно изобразить с помощью тела.
3. Образовательный уровень
Когда мы добились, что ребенок в личностном и психологическом плане здоров (его ничего не тревожит; он знает, как управлять своими эмоциями, и полностью открыт к самовыражению чувств и свободе действий и мыслей), он может усваивать некоторые знания и умения изобразительной грамоты. С ним начинается работа на втором уровне — образовательном.
Приоритетными направлениями в содержании образования на втором уровне выступают:
1) знакомство ребенка с миром искусства, с основами изобразительной грамоты;
2) задействование пяти сенсорных систем ребенка на занятиях;
3) использование арт-терапевтических техник в ходе коррекционных и развивающих занятий;
4) применение терапевтических игр;
5) знакомство с подлинниками изобразительного искусства;
6) взаимодействие с родителями.
Знакомясь с произведениями изобразительного искусства, ребенок постепенно начинает взаимодействовать с абстрактным материалом: владеть терминологией, восхищаться цветовыми пятнами, различать теплые и холодные цвета, уметь по звукам живой природы представлять образы и цвета. Педагог, играя вместе с ребенком, использует элементы языка искусства. Во взаимодействии с педагогом и искусством происходит формирование у ребенка восприятия звука, цвета и формы как игрового материала. С помощью этих средств можно нарисовать портрет и пейзаж, передать свое настроение, придумать историю или сказку.
На первой ступени образовательного уровня ребенок (4—5 лет) знакомится с реальным миром природы, окружающей средой, а также фантастическим миром сказки; персонажем его произведений является герой сказки или истории, придуманной им самим.
На этой ступени особенно важны некоторые понятия и объекты детского взаимодействия.
Материал — взаимодействие с материалами разной фактуры и происхождения, выявление их внешних признаков, умение проводить ассоциации и аналогии при тактильных ощущениях с завязанными глазами.
Цвет — понятие основных и дополнительных, умение из основных получить составные: оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый, а также светлые и темные оттенки, различать холодные и теплые цвета, умение передавать их характер с помощью движений тела и звуков, учиться эмоциональности проявления чувств при взаимодействии с цветом.
Музыка— ее взаимодействие со звуками живой природы, заучивание и исполнение песен, умение видеть в музыке образы и цвет, различать характер звуков и передаватьих с помощью движений тела и мимики, по музыкальному произведению сочинять истории, с помощью окружающих предметов сочинять мелодию, создавать «шумовой оркестр».
Эмоции — знакомство с мимикой, умение с ее помощью, а также пластикой движений передавать различные эмоции, изображать портрет злого и доброго, веселого и сердитого человека (персонажа сказки), прислушиваться к своим чувствам и говорить о них.
Чувства— расширение эмоционально-чувственного мира детей,их умение чувствовать себя и окружающих, движения, взгляд, мимику, цвет, линию, музыку, сказку и другие объекты искусства и нашего окружения.
Движения — развитие подвижности в играх, упражнениях и техниках; овладение навыками передавать характер персонажа пластикой движения.
Линия — использование линии для передачи движения и характера персонажа: добрая линия, злая, колючая, тихая, спокойная; умение с помощью нити из клубка рисовать на полу разные
изображения.
Форма — знакомство с простыми геометрическими формами (прямоугольная, квадратная, круглая, овальная, треугольная), умение проводить аналогии и ассоциации образов из жизни с формами: голова — овальная, стол — прямоугольный, тарелка —
круглая и т.д.
Фактура — накопление ощущений от тактильных взаимодействий, их материализация в зарисовках и т.д.
Пространство— передний и дальний план, линия горизонта, равномерное заполнение всего пространства на листе.
Персонаж— герой сказки истории или придуманный герой.
Взаимодействие — друг с другом, с педагогом и с любым другим человеком; практика общения на занятиях; навыки передачи характера персонажа с помощью пространства.
Вторая ступень образовательного уровня осуществляется с детьми 5—6 лет. В этом возрасте ребенок уже может анализировать и описывать свойства объектов и явлений. Дети совершают устные путешествия по картинам художников. Игра насыщается элементами искусства. Ребята находят в любом изображении и репродукции цветовое пятно, характерную линию, передний и дальний план, линию горизонта, мелодию и звук, движение и т.п. На этом этапе развивается ассоциативно-образное и абстрактное мышления. Дети могут передать пластикой движений, интонацией голоса рисуемый персонаж, инсценировать любую картинку, взаимодействовать друг с другом, угадать настроение друг друга и настроение музыки. Они знакомятся с симметрией в природе и учатся передавать ее в изображаемых объектах.
На третьей ступени образовательного уровня дети уже более осмысленно взаимодействуют с миром искусства. Они способны улавливать тонкие переходы одного цвета в другой, нюансы характера звука и формы, чувственно воспринимать окружающий мир и явления природы, что очень важно для личностного и творческого роста ребенка. Чувство помогает полноте самовыражения в создаваемых произведениях и взаимодействия ребенка с миром.
Расширяются старые понятия, появляются новые. Дети уже способны уловить периодику ритма в жизни, ритмичность в музыке и звуке, движении, умеют строить ритмичные и симметричные изобразительные работы.
Третья ступень заканчивает образовательный уровень. Одаренные ребята способны его пройти за более короткий срок. Дети особой психолого-педагогической заботы могут продлить обучение.
Подведем некоторые итоги. Обучение считается успешным, если дети:
1) имеют представление о жанрах в живописи — натюрморте, портрете, автопортрете, пейзаже;
2) знают основные и составные цвета и их оттенки;
3) владеют изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива, гармония, колорит и др.;
4) имеют опыт эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы, пространства музыки, мимики и движения;
5) умеют свободно выражать свое «Я» с помощью цвета, линии, звука, мимики, пластики движений;
6) имеют опыт взаимодействия друг с другом и с педагогом (доверительные отношения);
7) способны нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их;
8) свободны и раскованы в личностном плане.
4. Ступени образовательного уровня
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
Вводное занятие. 2 ч.
Знакомство с кабинетом, его оснащением, с художественными материалами. Тема: «Мое летнее настроение».
1-й этап: психологическое вхождение (звучат летние мелодии — песни птиц, звуки дождя, голоса животных).
2-й этап: познавательный (кружимся в танце, выполняем на ковре релаксационное упражнение «Утро в летнем лесу»),
3-й этап: практический, или работа в материале (на 'Д альбомного листа цветной бумаги рисуем пастельными карандашами или пастелью).
4-й этап: завершающий, т.е. психофизической разгрузки (обсуждаем и анализируем свое настроение). Домашнее задание. Принести плоский камень.
Тема «Пейзаж»
Занятие 1. «Путешествие по горам». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение (смотрим картины художников с изображением природы).
2-й этап: познавательный (знакомимся с термином «пейзаж», учим песенку «Если видишь на картине», пластическими движениями изображаем разные горы, говорим о том, кто живет в горах, что там растет).
3-й этап: практический, или работа в материале (расписываем гуашью камень — кусочек горы).
4-й этап: завершающий, или психофизической разгрузки (анализируем свое настроение и ощущения). Занятие 2. «Продолжаем путешествовать по горам». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождения (поем песню о пейзаже «Если видишь на картине...»).
2-й этап: познавательный (смотрим репродукции картин художников М. Чюрлениса, Н. Рериха, К. Моне и др., говорим о настроении гор, выполняем релаксационные упражнения под музыку «Альпийская вьюга», «Солнечный луч», прислушиваемся к своему настроению).
3-й этап: практический (заколеровываем одним цветом — цветом настроения гор —1/2ватмана).
4-й этап: психофизической разгрузки (игры, дающие возможность ощутить подъем и спуск с гор (дети в паре: один сидит на корточках, другой за руки его везет, обсуждаем
свои чувства).
Домашнее задание. Принести гуашь, беличьи кисти, простой карандаш, веточки разных деревьев, камни, фигурки из «киндер-сюрпризов» (человечки, животные, дома).
Занятие 3. «Горные породы». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение (дети опускают руки в
воду, плещутся).
2-й этап: познавательный (дети все вместе строят из камней горы, на песке «сажают деревья», помещают, куда захотят,
свои фигурки).
Цели: психотерапевтическая нормализация нестабильных детей и детей с невротическими проблемами; достижение личностного психического роста детей с нормальным психическим развитием.
Важно! Границы песочницы — это защита для ребенка и помощь в
удерживании сильных чувств, возникающих в процессе работы.
3-й этап: практический. Простым карандашом строим по цветному заколерованному листу композицию (характер гор, постройки, растения и деревья, путешественники, возможны птицы и
животные).
4-й этап: завершающий. Делимся своими чувствами.
Домашнее задание. Принести кисти и краски.
Занятие 4. «Волшебные цвета». Основной и дополнительный. 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение (поем песенку «Если видишь на картине...», играем в «Волшебный клубок» — педагог бросает клубок детям и задает вопросы по теме «Путешествие по горам»).
2-й этап: познавательный — знакомимся с основными, до полнительными, белым и черным цветами.
красный желтый синий
оранжевый зеленый
фиолетовый
Слушаем сказочную историю про смешение основных цветов и получение дополнительных, медитируем под музыку «Солнечный свет» (дети на 1—2 мин закрывают глаза, сидя за столом).
3-й этап: практический. Начинаем работать в цвете.
4-й этап: психофизической разгрузки — говорим о своем настроении.
Домашнее задание. Принести кисти и гуашь. Занятие 5. «Волшебные цвета». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Поем песенку «Если видишь на картине...»
2-й этап: познавательный. Релаксация под музыкальные фрагменты лежа на ковре. После каждого фрагмента рассказываем о том, какие цветовые оттенки увидели в музыке.
3-й этап: практический. Работаем в цвете мазками, кистями разной величины, кое-где пальцами рук (обязательно смешиваем цвета на палитре).
4-й этап: психофизической разгрузки. Мини-выставка с обязательным приглашением родителей и совместное обсуждение детских работ (чего сумели достичь).
Тема «Цветоделение»
Занятие 7. «Теплое и Холодное царства». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Слушаем сказку про Теплое и Холодное царства, про волшебные цвета, живущие в них.
2-й этап: познавательный. Накидываем на себя шифоновую ткань, образовываем два царства — Холодное и Теплое;
под музыку исполняем каждой группой танец своего царства; обсуждаем характер движений; трогаем в емкостях холодную и горячую воду; обсуждаем чувства.
3-й этап: практический. Приготавливаем листы цветного картона и геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг) разных цветов; из геометрических фигур на цветном картоне выкладываем любую композицию, характеризующую Теплое и Холодное царства.
4-й этап: психофизической разгрузки. Мини-выставка и рассказ о своей работе.
Продолжение темы «Пейзаж»
Занятие 1. «Сказочный лес». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Поем песенку «Если видишь на картине...», играем в «Волшебный клубок» (вопросы: Какие деревья знаете? Какие растения есть в лесу? Какие грибы? Какие ягоды? Какие птицы живут в лесу?).
2-й этап: познавательный. Рассматриваем репродукции картин художников, изображающих сказочный лес; находим отличия сказочного леса от обыкновенного; инсценируем сказочный лес, выделяем роли (деревья, птицы, ягоды, грибы, звери, ветерок, облако, солнце, травинки, цветы и т.д.).
3-й этап: практический. Создаем композицию сказочного леса маркером или фломастером, не смываемым водой, по белому листу.
4-й этап: психофизической разгрузки (рассуждаем о своих чувствах). Домашнее задание. Принести акварельные краски и кисти.
Занятие 2. «Краски леса». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Изображаем цветным
пятном свое настроение.
2-й этап: познавательный. Смотрим слайд-фильм с изображением сказочного пейзажа (художники В. Васнецов, И. Билибин, Е. Рачев); изучаем характер мазка (по картинам импрессионистов); под музыку со звуками живой природы движемся как мазки (разный характер).
3-й этап: практический. Работаем акварельными красками.
4-й этап: психофизической разгрузки. Игра «Летите, лепесточки (листочки)» — снимаем напряженность, агрессию, тревожность (хорошо для гиперактивных, импульсивных, скованных и застенчивых). Педагог берет тонкую бумагу и рвет на мелкие кусочки; дети тоже рвут и бросают в кучу;
подбрасывают эти бумажки вверх 5—7 мин; убирают все
вместе. Домашнее задание. Принести кисти и акварельные краски.
Занятие 3. «Чудеса с цветом». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Накидываем на себя шифоновую ткань и исполняем «Танец разных цветов»; накладываем одну ткань на другую, смотрим, какой получается цвет.
2-й этап: познавательно-игровой. На полу, на больших листах кистями получаем разные оттенки из основных цветов.
3-й этап: практический. Завершаем работу в цвете.
4-й этап: психофизической разгрузки. Мини-выставка и обсуждение работ вместе с родителями.
Тема «Портрет»
Занятие 1. «Смешинки и злючки». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Смотрим картины художников-портретистов; поем песенку «Если видишь на картине... портрет».
2-й этап: познавательный. Изучаем части лица, заучиваем термин «портрет»; изучаем мимику — игра «Изобрази характер на лице»; играем в ролевые игры: «Танец смешинки» (с тканью); «Танец страшилки-злючки».
3-й этап: практический. Рисуем поочередно два портрета (смешинки и страшилки-злючки).
4-й этап: психофизической разгрузки: изображаем чувства
мимикой.
Домашнее задание. Принести акварельные краски, кисти и зеркало. Занятие 2. «Зеркало души». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Поем песенку «Портрет».
2-й этап: познавательно-игровой. Игра «Рассмеши или разозли ребят» (тактильными, невербальными способами и вербальными). Все рассматривают себя в зеркале, изображая веселое и грустное лицо, смешное и злое, сердитое.
3-й этап: практический. Завершаем работу карандашом; начинаем работу в цвете («добрые» и «злые» цвета).
4-й этап: психофизической разгрузки.
Домашнее задание. Принести акварельные краски, кисти и зеркало.
Занятие 3. «Как «рассердить» («развеселить») цвет». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Поем песенку «Портрет».
2-й этап: познавательный. Изучаем «веселые» и «сердитые» цвета, находим их в репродукциях картин художников (учимся анализировать); изображаем характер «веселых» и «сердитых» цветов движениями с тканью и звуками (дудки, ложки и другие предметы), можно голосом; исполняем танцы «веселых», «сердитых», «страшных» цветов; сочиняем эти цвета на палитре.
3-й этап: практический. Работаем в цвете с учетом характера героя и характера краски.
4-й этап: высказываем друг другу добрые пожелания.
Занятие 4. «Маска, я тебя знаю». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Выбери картинку и расскажи о характере» (картинки-схемы с изображением разной мимики). Ребята ищут парные картинки, вдвоем сочиняют историю про этого человечка.
2-й этап: практический. Завершение работы в цвете (соответствие характера настроению красок).
3-й этап: мини-выставка, детальное объяснение родителям содержания занятий, показ динамики в творческом и личностном росте детей.
Занятие 5. «Ожившие маски» (арт-терапевтическая техника).
2ч.
Педагог готовит маски из бумаги с вырезанными отверстиями
для глаз и носа, с тесемками для завязывания на голове.
1-й этап: вхождение в занятие.
2-й этап: познавательный. Оговариваются условия работы; дети делятся на пары, задавая как можно больше вопросов, чтобы
узнать друг друга.
3-й этап: практический. Надеваем на лицо маски; рисуем по очереди лицо собеседника на белом полотне маски, передавая его характер; садимся в круг в масках; придумываем названия маскам (ребенок в маске должен согласиться или нет с предложенным ему названием).
Вопросы: Кто понравился? Кто приятен? Кто получился веселый, грустный? и т.д.
4-й этап: психофизической разгрузки. Снимаем маску перед зеркалом и говорим о своих ощущениях. Если осталось время, то в масках придумываем и разыгрываем некое сказочное действо, выбрав себе роли.
Тема: «Натюрморт»
Занятие 1. «Натюрморт с рыбками». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Поем песенку «Если видишь на картине... натюрморт».
2-й этап: познавательный. Смотрим слайд-фильм с изображением натюрморта (обращаем внимание на то, что художники изображают, как располагают предметы, на чем); играем в «Оживший натюрморт» (выбираем большую репродукцию картины с необычным натюрмортом, распределяем
предметы и озвучиваем).
3-й этап: практический. На большом листе делаем композицию натюрморта с рыбками.
4-й этап: показываем родителям то, что нарисовали. Домашнее задание. Принести кисти, гуашь. Занятие 2. «Разноцветный натюрморт». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение.
2-й этап: познавательный. Инсценируем натюрморте рыбками; сочиняем танец красной, желтой, синей, белой и черной краски (с шифоновой тканью); на полу, накладывая
одну ткань на другую, смотрим, как получаются дополнительные цвета (кто больше и сложнее сочинит цвет).
3-й этап: практический. Начало работы в цвете.
4-й этап: психофизической разгрузки — показываем свои работы родителям. Занятие 3. «Золотая рыбка». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение.
2-й этап: познавательный. Смотрим слайд-фильм «Натюрморт» (обращаем внимание на силу цвета).
3-й этап: практический. Работаем в цвете.
4-й этап: психофизической разгрузки. Игра «Выныривающие рыбки» (на 1/2 альбомного листа простым карандашом рисуем рыбку без прорисовки и де талей, далее вместо ножниц руками вырезаем-вырываем рыбку из листа; готовую рыбку подбрасываем вверх, плаваем вместе с ней, разговариваем с другими рыбками).