Культивация позитивных эмоций

Энергетическая релаксация. Работа с негативными эмоциями требует достаточно больших затрат личной энергии. Практика показывает, что затраты энергии сопровождаются общим физическим и психическим утомлением. Поэтому перед тем как приступать к ра­боте с позитивными эмоциями вам надо еще раз рас­слабиться и подзарядиться.

1. Примите релаксирующую позу. Если это невоз­можно, сядьте на жесткий стул, выпрямите спину.
Войдите в медитативное состояние.

2. Сконцентрируйтесь на напряженной или утомлен­
ной группе мышц.

3. Представьте, что вдох вы делаете через напряжен­ные мышцы. Представьте, что вместе с воздухом в
них входит успокаивающая, расслабляющая лучи­
стая энергия. Почувствуйте, как расслабляющая
энергия наполняет ваши мышцы.

4. Выдыхайте усталость и напряжение, скопившиеся
в мышцах.

Светлый фон. Как растение, которое лучше всхо­дит на подготовленной почве, эмоция требует пози­тивного эмоционального фона. Если вы привыкли испытывать эмоции на общем негативном фоне, то вам будет очень сложно получить настоящую пози­тивную эмоцию. Позитивный фон — это аккумулятор жизненной энергии. Изменение общего фона проис­ходит с помощью образного мышления.

Искусство управления собой

1. Войдите в медитативное состояние.

2. Войдите в состояние внутреннего наблюдателя,
представьте, что вся ваша сознательная и бессозна­тельная деятельность происходит на фоне беско­нечного холста.

3. Какого цвета этот холст? Какой он формы? Нари­
суйте его. У некоторых людей он рваный и грязный,
окрашен в серые цвета — это негативный эмоцио­нальный фон.

4. Представьте, что вы берете краску своего любимо­
го цвета, кисть и полностью перекрашиваете холст.
Можно раскрасить его в несколько цветов, можно
нарисовать на нем цветок, птицу счастья или ясное
голубое небо с белоснежными облаками — любой
позитивный образ.

5. Представьте, что дырки на вашем холсте затягива­ются, а потрепанные края выравнивается.

6. Мысленно включите приятную музыку и наслади­тесь своим творением. Почувствуйте, как оно на­полняет вас радостью.

Создание противоположностей.Присутствие в ва­шей психике какой-либо негативной эмоции означа­ет дефицит противоположной ей позитивной. Напри­мер, замечено, что люди злорадные практически не знают сострадания, мстительные не умеют прощать, также известно, что ревность отравляет любовь. По­этому так важно на месте стертой отрицательной эмо­ции создать место для положительной. Я покажу, как это делается на примере борьбы со страхом. Противо­положностью страху будет спокойствие.

1. Найдите в своем психологическом фотоальбоме карточку с названием «Я спокоен». Вспомните так­же различных людей, которых вы знали и которые обладали свойством оставаться спокойными в лю-

Глава 4. Взгляд в себя

бой ситуации, какие ощущения вызывают у вас люди, излучающие это свойство.:

2. Вспомните, какие ощущения возникали у вас, ког­да вы попадали в различные ситуации, требующие
спокойствия, и вы были спокойны. Заново пережи­вите ощущения связанные с этими воспоминани­ями, как можно более интенсивно и ярко.

3. Представьте, что существует особый вид энергии —
энергия спокойствия. Мысленно окрасьте энергию
этого качества в какой-нибудь приятный для вас

цвет. Представьте, что с каждым вдохом спокой­ствие входит в ваше сознание и тело. Оно прочно занимает место, на котором недавно был страх.

Чувство прекрасного. А для чего, в конце концов, нужны выставки, галереи, театры, консерватории, книги? Существует огромная статистка, подтверж­дающая позитивное влияние всего перечисленного на общее эмоциональное состояние человека. Поэто­му я настоятельно советую:

* посещать театры, выставки и картинные галереи;

* регулярно выезжать на природу. Всем известно, что
это ни с чем несравнимый психологический отдых;

* общаться с нравящимися вам людьми. С годами,
проводя консультации, я заметил удивительный
факт. Люди часто отказывают себе в общении с
нравящимся им человеком из-за зависти или бояз­ни обмануться.

Итоги

1. Излишняя эмоциональность всегда считалась ско­рее недостатком и слабостью, чем достоинством. Такое отношение к эмоциям отчасти правильно, а если говорить об отрицательных переживаниях, то оно правильно на все сто процентов.

Искусство управления собой

2. Эмоция — это реакция человека на степень удов­летворенности его желаний. Если желание удов­летворено, мы испытываем приятные ощущения,
такие как радость, веру в себя, желание активно
действовать. Если желание остается не удовлетво­ренным, мы испытываем негативные эмоции.

3. В работе с эмоциями важно следовать определен­
ной последовательности действий. Первый этап —
изучение негативной эмоции, второй — избавление
от нее, третий — создание позитивной эмоции и
культивация эмоции-антипода с целью превраще­ния ее в постоянный позитивный фон.

Управление мыслями

Великий Платон сказал: «Идеи правят миром». Вос­точные мудрецы говорили: «Мысль — королева бы­тия». Агни-йога говорит, что «мысль пронизывает все в этом мире, утверждая, что иначе человек не мог бы познавать мир». Все учения, связанные с управлени­ем собой отводили мысли одно из первых мест. Не будем и мы пренебрегать этой действительно важной составляющей нашей жизни.

Что есть мысль?

В качестве точки отсчета в разговоре о мысли при­мем определение, данное ей одним из моих коллег. Мысль — это любое движение ума. Теперь давайте посмотрим, какими она обладает свойствами и что нам это может дать.:

Мысль — инструмент познания.Человек видит мир и начинает его осмысливать. Он создает теории и гипотезы. Одни из них жизнеспособны, и он пользу­ется ими на практике, другие ошибочны, и об этом го­ворит их бесполезность. Со временем человечество

Глава 4. Взгляд в себя

узнает все больше, и на смену старым идеям приходят новые. В древние времена Земля была центром Вселен­ной, теперь она вращается вокруг звезды под названием Солнце и движется с огромной скоростью в неизвест­ном нам направлении. Сегодня Земля уже не плоская и, как оказалось, она еще и вертится. Так обстоит дело не только с глобальными идеями, но и с каждой без ис­ключения мыслью.

Последователи НЛП говорят о том, что наши мыс­ли — это карты, подобные тем, что помогают ориенти­роваться путешественнику. Они не являются точным отражением реальности. Карта — это схема, благода­ря, которой мы ориентируемся в жизни. Каждый че­ловек создает собственную карту, исходя из объектив­ных и субъективных оценок окружающей реальности. Например, модель «человек-государство» — это кар­та, удобная для применения в управлении собой. Идея энергетического тела — это карта, полезная для рабо­ты с энергией.

Но у наших карт есть одно существенное отличие от карт географических: мы сами решаем, что на нее нанести. Из фразы «пострадало 13 пассажиров» каждый человек вынесет свою мысль. Кто-то отметит чрезвы­чайную опасность путешествий на поезде, кто-то об­ратит внимание на «несчастливое число», а кто-то по­думает: «Это потому, что все диспетчеры — алкоголи­ки». Так в своем сознании мы создаем реальность.

Перед тем, как приступать к работе с мыслью, запом­ните одно правило: бытие первично, а мысль вторич­на. Вас не должно смущать, что некоторые идеи «не укладываются ни в какие рамки». Возможно, это ваши «рамки» уже не отвечают требованиям реальности. В начале XX века теории Эйнштейна считались про­рывом, а сегодня оказывается, что они уже не отвеча­ют всем требованиям физики. Современная наука

Искусство управления собой

уже не укладывается в эту карту. Из этого можно сде­лать следующий вывод: каждое мгновение вашей жиз­ни вы познаете себя и окружающий мир.

Мысль — создатель.В"индийском ашраме Сатья-Лока, в котором я прошел курс обучения, ученикам объясняют роль мысли в очень красивой форме. Там говорят, что ум человека — это составляющая едино­го разума человечества. Единый разум можно срав­нить с вуалью, которая вибрирует. Вуаль сама по себе мешает увидеть окружающий мир, а вибрирующая вуаль еще и искажает то немногое, что мы увидели.

Идея метафоры такова: мысль материализуется по­средством искажения восприятия. Можно сказать, что карты, которые мы создаем с помощью мысли — это «заменители реальности». Следовательно, то, что мы видим через призму своего мировоззрения, — это ис­каженная реальность. И самый главный вывод, кото­рый надо сделать: чтобы увидеть действительность, надо выйти за пределы наших мыслей.

Мысль — живое существо.Пространство, в ко­тором обитает мысль, — это океан энергии (а значит и аура), который наполняет весь окружающий мир. Мысль, однажды возникшая в вашей голове, влияет на вас всю оставшуюся жизнь. Человек живет в сим­биозе с мыслью. Она дает нам возможность самосо­вершенствоваться, а мы даем ей возможность реали­зоваться. Мысль, также как и другие живые сущест­ва, может рождать себе подобных.

Каждый человек способен уловить мысль любого другого человека. Чем более развит мыслительный аппарат человека, тем более качественные мысли он ловит. Человек способен подключиться к океану мыс­лей, это одна из составляющих озарения. Чтобы уви­деть, как рождаются мысли, надо изучать мыслитель­ный процесс.

Глава 4. Взгляд в себя

Мысли можно классифицировать примерно таким же образом, как и эмоции. Также как и эмоции мысли могут быть негативными и позитивными, также мыс­ли можно разделить на четыре группы.

* «Минус-минус». Это мысли, создающие депрес­сивное настроение, порождающие лень и апатию,
неуважение к собственной личности, самоуничи­жение, неуверенность. Они заставляют человека
отказываться от любого самого незначительного
действия.

* «Минус-плюс». Минус — это разрушительность
мысли. Речь идет о размышлениях, связанных с от­рицательными эмоциями и желаниями, стремлении
нанести вред себе или другому человеку. Плюс —
это уверенность, с которой человек думает об этом.
Такое сочетание способно свернуть горы, и это хо­рошо, но цель у них негативная, и это плохо.

* «Плюс-минус». Это мысли, направленные на доб­ро, но не содержащие в себе действия .

* «Плюс-плюс». Утвердительные, уверенные мысли,
результатом которых является совершение доброго
дела. Это мысли, направленные на самосовершенст­вование, помощь близким, исправление ошибок.

Изучение мысли

Наблюдение мысли. Основным вашим инструмен­том будет «внутренний наблюдатель». Немного по­наблюдав за собой, вы увидите, как много хаоса в ва­ших мыслях.

1. Войдите в медитативное состояние. Остановите
внутренний диалог.

2. Войдите в состояние внутреннего наблюдателя.
В этой практике наиболее важна отстраненность от
эмоциональной стороны мышления.

Искусство управления собой

3. Теперь отпустите свои мысли. Позвольте им течь
свободно. Просто наблюдайте. Обратите внима­ние, что некоторые мысли регулярно повторяют­ся. Всплывает то, о чем вы давно забыли.

4. Постарайтесь увидеть основные направления мыс­
ли. Обычно в нашем сознании присутствуют три-
четыре циклически повторяющиеся мысли.

У многих людей после первых экспериментов по наблюдению за мыслью остаются неприятные ощуще­ния. Так как при внимательном наблюдении всплыва­ют проблемы, нереализованные желания, застарелые обиды и внутренние конфликты. Обычно, когда голо­ва забита повседневными делами, такие негативные проявления уходят на второй план. Вы можете задать­ся вопросом: «А стоит ли тогда вообще лезть себе в голову?» Стоит, потому что те три-четыре мысли, ко­торые регулярно повторяются, со временем превра­тятся в навязчивые идеи и тогда они уже будут не ва­шим внутренним помощником, а инициатором внут­ренних конфликтов.

Поток сознания.Гениальный Леонардо Да Винчи использовал схожую практику. Ее подробное описа­ние можно найти в трактатах, которые он оставил че­ловечеству. Попробуйте научиться записывать поток сознания. Это эффективный инструмент для того, чтобы проникнуть в глубины своей личности и сгене­рировать необходимую идею.

1.Расслабьтесь.

2. Основной принцип: непрерывность движения руч­ки. Пишите все, что вам придет в голову, не отры­вая ручку от бумаги и не останавливаясь. Потратьте
для начала хотя бы 3 минуты. Вам может показать­ся, что вы пишете откровенную чепуху. Не обра­щайте на это внимание.

Глава 4. Взгляд в себя

3. После того как вы закончили писать, отвлекитесь
на некоторое время.

4. Затем прочитайте вслух все, что вы написали.

5. Подчеркните все слова и фразы, которые при чте­нии вызывают в вас эмоциональный отклик.

6. Выделите сквозные темы, повторяющиеся вопросы
и мысли.

Цель этого метода состоит в извлечении информа­ции из области бессознательного, минуя сознание с его привычкой критиковать и фильтровать информа­цию. Вы становитесь «проводником» вашего глубин­ного «Я». Вы сможете добиться большего эффекта, если будете использовать обе описанные выше прак­тики.

Анализ мысли.Две предыдущие практики дадут вам обширный материал для размышления. Вы уви­дите, что многие ваши мысли совершенно противоре­чат друг другу, многие вообще противоречат какой-либо логике. Это «останки» мыслей от пережитых эмоций, обрывки фраз из рекламы подсолнечного масла, отрывок из заметки в газете, которую читал ваш сосед в метро.

1.Постарайтесь отделить действительно важные мыс­
ли от откровенного мусора. Для этого представьте,
что все ненужные мысли — это помехи, меша­ющие вам слушать любимую песню. Представляй­
те, что вы настраиваете воображаемый радиопри­емник, подкручивая ручку, и помехи постепенно
затихают.

2. Следующий шаг — это размышление над выделен­ными из общего хаоса основными идеями. Ваша цель рассмотреть эти мысли со всех сторон. Для этого вам надо применять не только словесно-ло­гическое мышление, но и образное и интуитивное.

Искусство управления собой

Размышляйте последовательно: сначала логичес­ки, потом поработайте с образами, а потом с инту­ицией. Повторяйте этот цикл столько раз, сколько вам понадобится, чтобы все три составляющие при­шли к единому выводу.

Дисциплинирование мысли

Остановка ума.Во второй главе я подробно описал практику под названием «Остановка внутреннего диа­лога». Здесь я опишу лишь некоторые приемы, кото­рые помогут вам делать это эффективнее.

Использование дыхания. Остановку внутреннего диалога можно начинать с концентрации на элементах дыхания. Нервная деятельность человека устроена таким образом, что с концентрации на внутренних ощущениях автоматически начинается переключение на внутренние процессы. Это явление связано с наши­ми природными механизмами. Обычно мы обращаем внимание на свое тело в случаях дискомфорта, когда возникают проблемы со здоровьем, боль. В этом слу­чае работает обратный механизм.

Перенос ума. Начните размышлять о Боге. Мыс­ленно перенеситесь в высокие энергетические облас­ти Вселенной. Ваш разум столкнется с необычной для него ситуацией: он увидит, что в этом месте все его те­ории ничего не значат. Вы просто не сможете передать словами свои ощущения, а, следовательно, вам оста­нется просто наблюдать. Похожую практику исполь­зовали монахи в древней Византии. Перед началом молитвы они представляли, что их разум находится в области сердца. Также как и восточные учителя, они отводили сердцу роль, отвечающую за единство с Все­ленной и Богом.

Рябь на озере. Этот метод остановки внутреннего диалога связан с образным мышлением. Вам надо ясно

Глава 4. Взгляд в себя

представить себе озеро, по поверхности которого хо­дит мелкая рябь. Рябь на озере символизирует посто­янную мыслительную деятельность. Теперь вам надо просто представить, как эта рябь постепенно умень­шается до тех пор, пока перед вами не предстанет ров­ная, как зеркало, водная гладь.

Мысленные посылки.Это медитативная практика, результатом выполнения которой будет повышение общего уровня энергии. Мысленные посылки помога­ют гармонизировать работу чакр, почувствовать энер­гетические потоки и их круговорот. Позитивные мыс­ленные посылки притягивают ответные позитивные энергии, рассеивая, таким образом, облако неудач. Наряду с перечисленными основным назначением этой практики является перенаправление мыслитель­ной деятельности. Мысленные посылки создают бла­готворную почву для анализа и планирования пред­стоящих дел. Выполняя это упражнение, задействуй­те разум для создания положительных образов, потом помещайте их в сердечный центр (чакру Анахата) для придания им эмоциональной окраски, солнечное спле­тение (чакра Манипура) для создания волевого им­пульса, чтобы послать эти образы.

1. Представьте, что мысли — это приятный и бодря­щий свет и энергия.

2. Представьте, что энергии столько, что она перепол­няет вас и естественным образом изливается в ок­ружающее пространство.

3. Подарите эту энергию удачи всем людям, пожелай­
те удачи и счастья всему миру. Представляйте как
исходящая из вас энергия в виде искр, огненных
протуберанцев, потоков света, цветов, воздушных
шаров течет ко всем, кто в ней нуждается.

4. Сформулируйте как можно больше доброжела­тельных мыслей.

Искусство управления собой

5. Представьте, как эти мысли доходят до людей. В этот момент они испытывают облегчение, находят ре­шение мучившей их проблемы или просто улыба­ются.

Мысленные посылки — это энергетический вклад, он поможет людям и вернется к вам неожиданной уда­чей. Можно посылать мысленные посылки собствен­ному будущему. Для этого дарите светящиеся суб­станции предстоящим делам, напитывайте их энергией. Если вам понравится эта методика, можете применять ее каждый день, это очень полезно.

Позитивное мышление.Бог создал нас и окружа­ющий мир, а мы с помощью мысли создаем свое виде­ние мира. Позитивное мышление — это позитивное отношение и к жизни, и к окружающим людям, и к себе. Мысли — это часть нас, позитивная мысль — это по­зитивная часть, которая несет в себе созидание. Лю­бая хорошая мысль приносит удовольствие. Негатив­ное мышление приносит страдания, вызывает агрес­сию со стороны других людей и всего мира. Человек несет ответственность не только за свои поступки, но и за свои мысли. Это значит, что негативная мысль так или иначе обернется против вас. Негативное мыш­ление проявляет себя следующим образом:

* отсутствие веры в успех, подсознательная установ­ка на неудачу;

* стремление к успеху любой ценой, даже если при­дется «шагать по костям»;

4 сухость, отсутствие эмоциональности в принятии решений;

* внутренняя противоречивость, хаотичность мыслей.

Негативное мышление притягивает неудачи. Чело­век, мыслящий негативно, оценивая окружающий

Глава 4. Взгляд в себя

мир, избирает неверную стратегию действий. Причи­на заключается в неправильном однобоком восприя­тии информации. Для того чтобы измениться, начать мыслить позитивно, используйте следующие методы:

* как только вы почувствуете, что ваши мысли во­
шли в негативное русло, отвлекитесь от дел. Рас­слабьтесь, рассмотрите эту мысль, но с позиции
внутреннего наблюдателя;

* если вы приняли какое-то решение, не сомневай­тесь. Помните, что вы всегда можете изменить его,
но если уж начали действовать, доведите дело до
конца. Не мешайте себе неуверенностью;

* найдите в себе исключительно эгоистические цели. Так ли уж они эгоистичны, какими кажутся изна­чально? Принесут ли они столько пользы, сколько кажется на первый взгляд? Помните, что наравне с эгоистическим решением проблемы, всегда есть более выгодный для вас и полезный для окружа­ющих вариант;

* решая проблему, тщательно обдумывайте ее. При­меняйте практики, предложенные для управления собой в повседневной жизни;

* тренируйтесь в искусстве упорядочивания потока
мыслей. Останавливайте его. Наблюдайте за ним.
Отказывайтесь от взаимоисключающих мыслен­ных установок;

$ всегда будьте честными с собой. Это, пожалуй, са­мое важное и самое трудное в искусстве управле­ния собой. Настойчивая работа над собой поможет вам добиться этого.

Итоги

1. Мысль пронизывает все в этом мире. Иначе чело­век не мог бы познавать мир.

Искусство управления собой

2. Наши мысли — это карты, подобные тем, что помо­гают ориентироваться путешественнику. Они не
являются точным отражением реальности.

3. То, что мы видим сквозь свои убеждения и миро­
воззрения — это искаженная реальность. Чтобы
увидеть действительность, надо выйти за пределы
наших мыслей.

4. Мысли также как и эмоции могут быть позитивны­
ми и негативными. Искусство управлять собой —
это искусство мыслить позитивно.

5. При внимательном наблюдении за мыслью, всплы­вают проблемы, нереализованные желания, заста­релые обиды и внутренние конфликты. Если не
обращать на них снимания, то со временем они пре­вратятся в навязчивые идеи и тогда они уже будут
не помощником, а внутренним диверсантом.

6. Размышляйте последовательно: сначала логичес­ки, потом поработайте с образами, а потом с инту­ицией. Повторяйте такой цикл столько раз, сколь­
ко вам понадобится, чтобы все три составляющие
пришли к единому выводу.

7. В работе над культурой мышления важное место
занимает умение управлять внутренним диалогом.

8. Делайте мысленные посылки. Это создаст благо­
приятную почву для анализа и планирования пред­
стоящих дел.

9. Человек несет ответственность не за свои поступ­ки, а за свои мысли. Учитесь мыслить позитивно,
и вам не придется отвечать за свои мысли. Вы бу­дете просто пожинать плоды.

Расширение сознания

Расширение сознания начинается с развития трех ос­новных ресурсов: внимания, восприятия и памяти.

Глава 4. Взгляд в себя

Все без исключения практики, описанные в этой кни­ге, достаточно сильно влияют на уровень работы внут­ренних ресурсов. Любая медитативная практика улуч­шает их. Однако методы, которые вы уже изучили, прямо не предназначены для этого. Можно сказать, что повышение работы ресурсов в результате их при­менения является побочным эффектом. Теперь я опи­шу методы работы, которые предназначены именно для развития способности управлять своими ресурсами.

Управление вниманием

Внимание — это эманация сознания, часть вашего «Я», которая может быть по желанию направлена на внешний или на внутренний мир. По типу внимания людей можно разделить на экстравертов и интровер­тов. Экстраверты отлично уживаются в мире людей. Их внимание направлено на внешний мир. Экстра­верт, даже не имея представления о языке тела, пре­красно им владеет. Интроверт же, наоборот, отлично ориентируется в мире мыслей, образов, эмоций, ощу­щений. Экстраверту невыносимо скучно, когда не с кем поболтать, интроверта же, наоборот, утомляет большое количество людей. Я предлагаю вам стать людьми с мегавертным вниманием. Мегавертное вни­мание — это внимание, которое направлено и на внеш­ний, и на внутренний мир одновременно. Еще одна особенность мегавертного внимания — это выход на новый уровень. Обычно наше внимание привлекает что-то интересное. Обратите внимание на слова «при­влекает внимание». Когда что-то привлекает ваше внимание, то вы им не управляете, оно само «скачет» туда, куда ему захочется. Методы, описанные ниже, позволяют научиться «привлекать» свое внимание в нужную именно вам область, вне зависимости от того, интересно это или не очень.

Искусство управления собой

Концентрация внимания.Трудности в управлении вниманием возникают в первую очередь из-за нераз­витой способности к его концентрации. По ходу кни­ги я предлагал вам сконцентрироваться то на сердце, то на дыхании. Это было несложно, так как вызывало интерес. Следующий шаг — концентрация на безраз­личном вам объекте.

1.Концентрация на точке. Имеется в виду любой не­
подвижный предмет, с которым вас ничто не связы­вает. В восточной традиции широко применяется
концентрация на черной точке посреди белого лис­
та. Ваша цель — удержать внимание на долгое вре­мя, для начала на 3-4 минуты. Вы должны думать
только о свойствах избранного предмета.

2. Концентрация на образе. Это сложнее и является
следующим этапом овладения искусством концен­трации. Ваша цель — «нарисовать» перед своим
внутренним взором какой-нибудь образ. Для нача­ла выберите простой предмет, например, свою лю­бимую кружку. Старайтесь не отвлекаться, пока не
образ не предстанет в вашем сознании во всех под­робностях.

3. Концентрация на движениях. Этому вы уже учи­лись, овладевая искусством самонаблюдения. Прак­тикуйте концентрацию на движениях, действиях,
мыслях, эмоциях.

Разделение внимания.Это умение необходимо, когда нужно уделить внимание одновременно несколь­ких факторам. Мастерами в разделении внимания яв­ляются опытные преподаватели, которые умеют одно­временно следить за всей аудиторией. Овладев этим навыком, вы сможете подобно Юлию Цезарю делать несколько дел одновременно. Тренировать разделен­ное внимание можно следующим образом:

Глава 4. Взгляд в себя

* концентрация на двух предметах одновременно;

* концентрация на двух разных звуках. Например,
сидя дома, попытайтесь одновременно слушать
музыку и шум машин за окном;

* концентрация на двух действиях одновременно. Например, попробуйте считать вслух и в то же вре­мя записывать стихотворение.

Можете попробовать поставить себя в экстремаль­ную ситуацию и устроиться на работу, которая по сво­ей специфике требует занятия несколько разными де­лами одновременно.

Управление восприятием

Чем шире ваше восприятие, чем больше красок, зву­ков, мыслей, эмоций, впечатлений вы получаете, тем больше полезной информации вам дарит окружающий мир. Обычное восприятие отличается от расширенно­го, также как отличается восприятие человека спящего от бодрствующего. Восприятие сужается, потому что большинство информации, которую получают ваши органы зрения, слуха, обоняния и осязания, отфиль­тровывается в подсознании. Создано большое количе­ство методов, позволяющих сделать восприятие бо­лее осознанным. Это дает вам возможность самим ре­шать, какая информация должна быть отфильтрована. Работа, связанная с расширением восприятия, в ре­зультате обязательно приведет к переходу на более высокий качественный уровень. Вы придете к цель­ному голографическому восприятию. Работа над рас­ширением восприятия будет вестись на трех основных «фронтах»: визуальном (зрение), аудиальном (слух) и кинестетическом (ощущения). Вы уже продвину­лись на этом пути, когда создавали образы и представ­ляли океан энергии (визуальный канал восприятия);

Искусство управления собой

слушали одновременно несколько звуков (аудиаль-ный); практиковали дыхание через сердце (кинесте­тический). Следующий этапом развития восприятия будет синестезия — синтез всех трех каналов воспри­ятия.

1. Начнем с аудиального канала. Для этого прислу­шайтесь к какому-нибудь звуку или включите при­ятную для слуха музыку.

2. Теперь почувствуйте этот звук. Задайте себе воп­рос: какие ощущения он у меня вызывает? Как он
отражается на мышечном тонусе?

3. Подключите зрение. Попробуйте увидеть этот звук.
Найдите цвет, с которым он у вас ассоциируется.

Время от времени меняйте последовательность ра­боты. Например, начните с какого-нибудь ощущения, а потом окрасьте его и сопоставьте звук. Результатом будет усиление эффективности любой практики по управлению собой. Ведь практически все они непо­средственно связаны с использованием каналов вос­приятия. Работу с образами можно дополнять звука­ми. Возрастная регрессия станет для вас более прос­той. Совершенствуясь в расширении восприятия, вы начнете более полно проживать каждый момент ва­шей жизни.

Управление памятью

Задумайтесь над следующим фактом: современный человек забывает 80% полученной им информации. Это значит, что мы помним только одну пятую услы­шанного, увиденного и почувствованного. А что же происходит с остальной частью информации? Она не пропадает и, владея соответствующей психотехноло­гией, мы можем вспомнить все, что угодно, вплоть до своего появления на свет. Некоторые исследователи

Глава 4. Взгляд в себя

утверждают, что человек способен вспомнить даже
свое внутриутробное существование.

Вспоминание прошедшего дня.Эту практику ис­пользовали последователи Пифагора. Каждый вечер, перед сном, они уделяли время просматриванию про-'житого дня. Этот метод значительно увеличивает ре­сурсы памяти. Практика сама по .себе достаточно прос­та. Вам надо сесть и вспомнить во всех подробностях, по минутам прожитый день. Если вы хотите еще боль­ше развить свою память, то усложняете практику. Анализируйте события, ищите их связи с ситуациями из более глубокого прошлого.

Визуализация информации.Эта практика подку­пает своей простотой. Методика невероятно проста: вам нужно создать воображаемый шкаф с документа­ми, разложенными по полочкам и рубрикам. Подобно тем, что используются в библиотеках. Этот метод ши­роко распространен среди тибетских монахов. Пусть все будет рассортировано в полном порядке. Создай­те себе хранилище информации с удобной системой поиска и ящиком для оперативных идей.

Итоги

1. Одними из наиболее важных внутренних ресурсов
являются ресурсы внимания, восприятия и памяти.

2. Внимание — это эманация сознания, часть вашего
«я», которая может быть по желанию направлена
на внешний или на внутренний мир. Методы, опи­
санные в этой книге, позволяют научиться «при­влекать» свое внимание в нужную именно вам об­ласть, вне зависимости от того, интересно это или
не очень.

3. Чем шире ваше восприятие, чем больше красок,
звуков, мыслей, эмоций, впечатлений вы получа­ете, тем больше полезной информации вам дарит

Искусство управления собой

мир. Совершенствуясь в расширении восприятия, вы начнете более полно проживать каждый момент вашей жизни.

4. Современный человек забывает 80 % полученной информации. Но, владея соответствующей психо­технологией, мы можем вспомнить все, что угодно, вплоть до своего появления на свет.

Конец четвертой главы

В конце последней в этой книге главы хочется сказать только одно: все мы можем быть гениями. Это, пожа­луй, будет и общим заключительным итогом к этой главе, и кратким рассказом о главах, которые вы про­читаете уже в следующей книге. Если вы еще сомне­ваетесь в своих неограниченных возможностях, то вы совершаете ошибку. Все, что было сказано в этой гла­ве, может успешно применять на практике девяносто девять человек из ста. Поверьте, вы — не исключение. Вы — потенциальный гений. Развивая ресурсы своего организма, вы каждое мгновение приближаетесь к своей мечте, какой бы недосягаемой она вам не каза­лась. А это значит, что вы двигаетесь в правильном направлении.

Послесловие

Бог слепил человека из глины, и ос­тался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе?» — спросил Бог. «Слепи мне счастье», — попросил человек. Ничего не ответил Бог, толь­ко положил человеку в ладонь кусочек глины.

Притча

Прочитав эту книгу, вы сделали первый шаг к управ­лению собой. Овладев методиками, приведенными в этой книге, вы сделали второй шаг. Теперь вам остал­ся самый важный шаг, без которого все сказанное здесь ничего не стоит, — активное использование по­лученных знаний в вашей повседневной жизни. Со­вершенствуясь, вы осознаете, что эта книга является лишь отправным пунктом в путешествии под назва­нием «Искусство управления собой».

Управление собой только начинается. Дальнейшее самосовершенствование даст вам ключ к управлению событиями, собственной судьбой и карьерой. В ка­кой-то момент вам понадобится больше информации о том, как этого добиться. Вы сможете получить ее в моих книгах «Держи стресс в кулаке» и «Психоэнер­гетика финансового успеха».

Перед тем как поставить последнюю точку, я хочу еще раз пожелать вам счастья и успеха. Ведь именно счастье и успех всех людей — цель этой книги.

С уважением, Сергей Ключников.

Список литературы

1.. Ключников С. Ю, Невидимая броня- —М.: Беловодье, 2000. - 493 с. 2. Ключников С. Ю. Мастер жизни. — М.: Беловодье,

4. Ключников С. Ю. Держи стресс в кулаке. — СПб.:
Питер, 2002. - 184 с.

5. Ключников С. Ю. Психоэнергетика финансового ус­пеха. - СПб.: Питер, 2002. - 185 с.

6. Скотт Дж. Г. Сила ума. - СПб: Вис, 1994. - 429 с.

7. Кермани К. Аутогенная тренировка. — М.: Эксмо --
пресс, 2002. - 448 с.

8. Гелб М. Дж. Как мыслить подобно Леонардо Да
Винчи: упражнения, рабочая тетрадь. — Минск:
Попурри, 2000. - 240 с.

9. Коэльо П. Алхимик. — Киев: София, 2001. — 221 с.
10. Кандыба Д. В. Тайны человеческой психики. — СПб.:

Каро, 1996. - 298 с.

1 1. Каптен Ю. Л. Основы медитации. — Самара: АВС,

1994. -362 с.

1 2. Жикаренцев В. В. Жизнь без границ. — СПб.: Золо-

той век, Диамант, 1999. — 240 с.

13. Андреев О. А. Хромов Л. Н. Тренировка памяти. —

Минск: Университетское, 1999. — 221 с.

1 4. Панкратов В. Н. Искусство управлять собой. — М,:

Институт психотерапии, 2000. — 256 с.

15. Любимов А. Ю. Мастерство коммуникации. - М.:

КСП+, 2002. - 336 с.

Наши рекомендации