Культивация позитивных эмоций
Энергетическая релаксация. Работа с негативными эмоциями требует достаточно больших затрат личной энергии. Практика показывает, что затраты энергии сопровождаются общим физическим и психическим утомлением. Поэтому перед тем как приступать к работе с позитивными эмоциями вам надо еще раз расслабиться и подзарядиться.
1. Примите релаксирующую позу. Если это невозможно, сядьте на жесткий стул, выпрямите спину.
Войдите в медитативное состояние.
2. Сконцентрируйтесь на напряженной или утомлен
ной группе мышц.
3. Представьте, что вдох вы делаете через напряженные мышцы. Представьте, что вместе с воздухом в
них входит успокаивающая, расслабляющая лучи
стая энергия. Почувствуйте, как расслабляющая
энергия наполняет ваши мышцы.
4. Выдыхайте усталость и напряжение, скопившиеся
в мышцах.
Светлый фон. Как растение, которое лучше всходит на подготовленной почве, эмоция требует позитивного эмоционального фона. Если вы привыкли испытывать эмоции на общем негативном фоне, то вам будет очень сложно получить настоящую позитивную эмоцию. Позитивный фон — это аккумулятор жизненной энергии. Изменение общего фона происходит с помощью образного мышления.
Искусство управления собой
1. Войдите в медитативное состояние.
2. Войдите в состояние внутреннего наблюдателя,
представьте, что вся ваша сознательная и бессознательная деятельность происходит на фоне бесконечного холста.
3. Какого цвета этот холст? Какой он формы? Нари
суйте его. У некоторых людей он рваный и грязный,
окрашен в серые цвета — это негативный эмоциональный фон.
4. Представьте, что вы берете краску своего любимо
го цвета, кисть и полностью перекрашиваете холст.
Можно раскрасить его в несколько цветов, можно
нарисовать на нем цветок, птицу счастья или ясное
голубое небо с белоснежными облаками — любой
позитивный образ.
5. Представьте, что дырки на вашем холсте затягиваются, а потрепанные края выравнивается.
6. Мысленно включите приятную музыку и насладитесь своим творением. Почувствуйте, как оно наполняет вас радостью.
Создание противоположностей.Присутствие в вашей психике какой-либо негативной эмоции означает дефицит противоположной ей позитивной. Например, замечено, что люди злорадные практически не знают сострадания, мстительные не умеют прощать, также известно, что ревность отравляет любовь. Поэтому так важно на месте стертой отрицательной эмоции создать место для положительной. Я покажу, как это делается на примере борьбы со страхом. Противоположностью страху будет спокойствие.
1. Найдите в своем психологическом фотоальбоме карточку с названием «Я спокоен». Вспомните также различных людей, которых вы знали и которые обладали свойством оставаться спокойными в лю-
Глава 4. Взгляд в себя
бой ситуации, какие ощущения вызывают у вас люди, излучающие это свойство.:
2. Вспомните, какие ощущения возникали у вас, когда вы попадали в различные ситуации, требующие
спокойствия, и вы были спокойны. Заново переживите ощущения связанные с этими воспоминаниями, как можно более интенсивно и ярко.
3. Представьте, что существует особый вид энергии —
энергия спокойствия. Мысленно окрасьте энергию
этого качества в какой-нибудь приятный для вас
цвет. Представьте, что с каждым вдохом спокойствие входит в ваше сознание и тело. Оно прочно занимает место, на котором недавно был страх.
Чувство прекрасного. А для чего, в конце концов, нужны выставки, галереи, театры, консерватории, книги? Существует огромная статистка, подтверждающая позитивное влияние всего перечисленного на общее эмоциональное состояние человека. Поэтому я настоятельно советую:
* посещать театры, выставки и картинные галереи;
* регулярно выезжать на природу. Всем известно, что
это ни с чем несравнимый психологический отдых;
* общаться с нравящимися вам людьми. С годами,
проводя консультации, я заметил удивительный
факт. Люди часто отказывают себе в общении с
нравящимся им человеком из-за зависти или боязни обмануться.
Итоги
1. Излишняя эмоциональность всегда считалась скорее недостатком и слабостью, чем достоинством. Такое отношение к эмоциям отчасти правильно, а если говорить об отрицательных переживаниях, то оно правильно на все сто процентов.
Искусство управления собой
2. Эмоция — это реакция человека на степень удовлетворенности его желаний. Если желание удовлетворено, мы испытываем приятные ощущения,
такие как радость, веру в себя, желание активно
действовать. Если желание остается не удовлетворенным, мы испытываем негативные эмоции.
3. В работе с эмоциями важно следовать определен
ной последовательности действий. Первый этап —
изучение негативной эмоции, второй — избавление
от нее, третий — создание позитивной эмоции и
культивация эмоции-антипода с целью превращения ее в постоянный позитивный фон.
Управление мыслями
Великий Платон сказал: «Идеи правят миром». Восточные мудрецы говорили: «Мысль — королева бытия». Агни-йога говорит, что «мысль пронизывает все в этом мире, утверждая, что иначе человек не мог бы познавать мир». Все учения, связанные с управлением собой отводили мысли одно из первых мест. Не будем и мы пренебрегать этой действительно важной составляющей нашей жизни.
Что есть мысль?
В качестве точки отсчета в разговоре о мысли примем определение, данное ей одним из моих коллег. Мысль — это любое движение ума. Теперь давайте посмотрим, какими она обладает свойствами и что нам это может дать.:
Мысль — инструмент познания.Человек видит мир и начинает его осмысливать. Он создает теории и гипотезы. Одни из них жизнеспособны, и он пользуется ими на практике, другие ошибочны, и об этом говорит их бесполезность. Со временем человечество
Глава 4. Взгляд в себя
узнает все больше, и на смену старым идеям приходят новые. В древние времена Земля была центром Вселенной, теперь она вращается вокруг звезды под названием Солнце и движется с огромной скоростью в неизвестном нам направлении. Сегодня Земля уже не плоская и, как оказалось, она еще и вертится. Так обстоит дело не только с глобальными идеями, но и с каждой без исключения мыслью.
Последователи НЛП говорят о том, что наши мысли — это карты, подобные тем, что помогают ориентироваться путешественнику. Они не являются точным отражением реальности. Карта — это схема, благодаря, которой мы ориентируемся в жизни. Каждый человек создает собственную карту, исходя из объективных и субъективных оценок окружающей реальности. Например, модель «человек-государство» — это карта, удобная для применения в управлении собой. Идея энергетического тела — это карта, полезная для работы с энергией.
Но у наших карт есть одно существенное отличие от карт географических: мы сами решаем, что на нее нанести. Из фразы «пострадало 13 пассажиров» каждый человек вынесет свою мысль. Кто-то отметит чрезвычайную опасность путешествий на поезде, кто-то обратит внимание на «несчастливое число», а кто-то подумает: «Это потому, что все диспетчеры — алкоголики». Так в своем сознании мы создаем реальность.
Перед тем, как приступать к работе с мыслью, запомните одно правило: бытие первично, а мысль вторична. Вас не должно смущать, что некоторые идеи «не укладываются ни в какие рамки». Возможно, это ваши «рамки» уже не отвечают требованиям реальности. В начале XX века теории Эйнштейна считались прорывом, а сегодня оказывается, что они уже не отвечают всем требованиям физики. Современная наука
Искусство управления собой
уже не укладывается в эту карту. Из этого можно сделать следующий вывод: каждое мгновение вашей жизни вы познаете себя и окружающий мир.
Мысль — создатель.В"индийском ашраме Сатья-Лока, в котором я прошел курс обучения, ученикам объясняют роль мысли в очень красивой форме. Там говорят, что ум человека — это составляющая единого разума человечества. Единый разум можно сравнить с вуалью, которая вибрирует. Вуаль сама по себе мешает увидеть окружающий мир, а вибрирующая вуаль еще и искажает то немногое, что мы увидели.
Идея метафоры такова: мысль материализуется посредством искажения восприятия. Можно сказать, что карты, которые мы создаем с помощью мысли — это «заменители реальности». Следовательно, то, что мы видим через призму своего мировоззрения, — это искаженная реальность. И самый главный вывод, который надо сделать: чтобы увидеть действительность, надо выйти за пределы наших мыслей.
Мысль — живое существо.Пространство, в котором обитает мысль, — это океан энергии (а значит и аура), который наполняет весь окружающий мир. Мысль, однажды возникшая в вашей голове, влияет на вас всю оставшуюся жизнь. Человек живет в симбиозе с мыслью. Она дает нам возможность самосовершенствоваться, а мы даем ей возможность реализоваться. Мысль, также как и другие живые существа, может рождать себе подобных.
Каждый человек способен уловить мысль любого другого человека. Чем более развит мыслительный аппарат человека, тем более качественные мысли он ловит. Человек способен подключиться к океану мыслей, это одна из составляющих озарения. Чтобы увидеть, как рождаются мысли, надо изучать мыслительный процесс.
Глава 4. Взгляд в себя
Мысли можно классифицировать примерно таким же образом, как и эмоции. Также как и эмоции мысли могут быть негативными и позитивными, также мысли можно разделить на четыре группы.
* «Минус-минус». Это мысли, создающие депрессивное настроение, порождающие лень и апатию,
неуважение к собственной личности, самоуничижение, неуверенность. Они заставляют человека
отказываться от любого самого незначительного
действия.
* «Минус-плюс». Минус — это разрушительность
мысли. Речь идет о размышлениях, связанных с отрицательными эмоциями и желаниями, стремлении
нанести вред себе или другому человеку. Плюс —
это уверенность, с которой человек думает об этом.
Такое сочетание способно свернуть горы, и это хорошо, но цель у них негативная, и это плохо.
* «Плюс-минус». Это мысли, направленные на добро, но не содержащие в себе действия .
* «Плюс-плюс». Утвердительные, уверенные мысли,
результатом которых является совершение доброго
дела. Это мысли, направленные на самосовершенствование, помощь близким, исправление ошибок.
Изучение мысли
Наблюдение мысли. Основным вашим инструментом будет «внутренний наблюдатель». Немного понаблюдав за собой, вы увидите, как много хаоса в ваших мыслях.
1. Войдите в медитативное состояние. Остановите
внутренний диалог.
2. Войдите в состояние внутреннего наблюдателя.
В этой практике наиболее важна отстраненность от
эмоциональной стороны мышления.
Искусство управления собой
3. Теперь отпустите свои мысли. Позвольте им течь
свободно. Просто наблюдайте. Обратите внимание, что некоторые мысли регулярно повторяются. Всплывает то, о чем вы давно забыли.
4. Постарайтесь увидеть основные направления мыс
ли. Обычно в нашем сознании присутствуют три-
четыре циклически повторяющиеся мысли.
У многих людей после первых экспериментов по наблюдению за мыслью остаются неприятные ощущения. Так как при внимательном наблюдении всплывают проблемы, нереализованные желания, застарелые обиды и внутренние конфликты. Обычно, когда голова забита повседневными делами, такие негативные проявления уходят на второй план. Вы можете задаться вопросом: «А стоит ли тогда вообще лезть себе в голову?» Стоит, потому что те три-четыре мысли, которые регулярно повторяются, со временем превратятся в навязчивые идеи и тогда они уже будут не вашим внутренним помощником, а инициатором внутренних конфликтов.
Поток сознания.Гениальный Леонардо Да Винчи использовал схожую практику. Ее подробное описание можно найти в трактатах, которые он оставил человечеству. Попробуйте научиться записывать поток сознания. Это эффективный инструмент для того, чтобы проникнуть в глубины своей личности и сгенерировать необходимую идею.
1.Расслабьтесь.
2. Основной принцип: непрерывность движения ручки. Пишите все, что вам придет в голову, не отрывая ручку от бумаги и не останавливаясь. Потратьте
для начала хотя бы 3 минуты. Вам может показаться, что вы пишете откровенную чепуху. Не обращайте на это внимание.
Глава 4. Взгляд в себя
3. После того как вы закончили писать, отвлекитесь
на некоторое время.
4. Затем прочитайте вслух все, что вы написали.
5. Подчеркните все слова и фразы, которые при чтении вызывают в вас эмоциональный отклик.
6. Выделите сквозные темы, повторяющиеся вопросы
и мысли.
Цель этого метода состоит в извлечении информации из области бессознательного, минуя сознание с его привычкой критиковать и фильтровать информацию. Вы становитесь «проводником» вашего глубинного «Я». Вы сможете добиться большего эффекта, если будете использовать обе описанные выше практики.
Анализ мысли.Две предыдущие практики дадут вам обширный материал для размышления. Вы увидите, что многие ваши мысли совершенно противоречат друг другу, многие вообще противоречат какой-либо логике. Это «останки» мыслей от пережитых эмоций, обрывки фраз из рекламы подсолнечного масла, отрывок из заметки в газете, которую читал ваш сосед в метро.
1.Постарайтесь отделить действительно важные мыс
ли от откровенного мусора. Для этого представьте,
что все ненужные мысли — это помехи, мешающие вам слушать любимую песню. Представляй
те, что вы настраиваете воображаемый радиоприемник, подкручивая ручку, и помехи постепенно
затихают.
2. Следующий шаг — это размышление над выделенными из общего хаоса основными идеями. Ваша цель рассмотреть эти мысли со всех сторон. Для этого вам надо применять не только словесно-логическое мышление, но и образное и интуитивное.
Искусство управления собой
Размышляйте последовательно: сначала логически, потом поработайте с образами, а потом с интуицией. Повторяйте этот цикл столько раз, сколько вам понадобится, чтобы все три составляющие пришли к единому выводу.
Дисциплинирование мысли
Остановка ума.Во второй главе я подробно описал практику под названием «Остановка внутреннего диалога». Здесь я опишу лишь некоторые приемы, которые помогут вам делать это эффективнее.
Использование дыхания. Остановку внутреннего диалога можно начинать с концентрации на элементах дыхания. Нервная деятельность человека устроена таким образом, что с концентрации на внутренних ощущениях автоматически начинается переключение на внутренние процессы. Это явление связано с нашими природными механизмами. Обычно мы обращаем внимание на свое тело в случаях дискомфорта, когда возникают проблемы со здоровьем, боль. В этом случае работает обратный механизм.
Перенос ума. Начните размышлять о Боге. Мысленно перенеситесь в высокие энергетические области Вселенной. Ваш разум столкнется с необычной для него ситуацией: он увидит, что в этом месте все его теории ничего не значат. Вы просто не сможете передать словами свои ощущения, а, следовательно, вам останется просто наблюдать. Похожую практику использовали монахи в древней Византии. Перед началом молитвы они представляли, что их разум находится в области сердца. Также как и восточные учителя, они отводили сердцу роль, отвечающую за единство с Вселенной и Богом.
Рябь на озере. Этот метод остановки внутреннего диалога связан с образным мышлением. Вам надо ясно
Глава 4. Взгляд в себя
представить себе озеро, по поверхности которого ходит мелкая рябь. Рябь на озере символизирует постоянную мыслительную деятельность. Теперь вам надо просто представить, как эта рябь постепенно уменьшается до тех пор, пока перед вами не предстанет ровная, как зеркало, водная гладь.
Мысленные посылки.Это медитативная практика, результатом выполнения которой будет повышение общего уровня энергии. Мысленные посылки помогают гармонизировать работу чакр, почувствовать энергетические потоки и их круговорот. Позитивные мысленные посылки притягивают ответные позитивные энергии, рассеивая, таким образом, облако неудач. Наряду с перечисленными основным назначением этой практики является перенаправление мыслительной деятельности. Мысленные посылки создают благотворную почву для анализа и планирования предстоящих дел. Выполняя это упражнение, задействуйте разум для создания положительных образов, потом помещайте их в сердечный центр (чакру Анахата) для придания им эмоциональной окраски, солнечное сплетение (чакра Манипура) для создания волевого импульса, чтобы послать эти образы.
1. Представьте, что мысли — это приятный и бодрящий свет и энергия.
2. Представьте, что энергии столько, что она переполняет вас и естественным образом изливается в окружающее пространство.
3. Подарите эту энергию удачи всем людям, пожелай
те удачи и счастья всему миру. Представляйте как
исходящая из вас энергия в виде искр, огненных
протуберанцев, потоков света, цветов, воздушных
шаров течет ко всем, кто в ней нуждается.
4. Сформулируйте как можно больше доброжелательных мыслей.
Искусство управления собой
5. Представьте, как эти мысли доходят до людей. В этот момент они испытывают облегчение, находят решение мучившей их проблемы или просто улыбаются.
Мысленные посылки — это энергетический вклад, он поможет людям и вернется к вам неожиданной удачей. Можно посылать мысленные посылки собственному будущему. Для этого дарите светящиеся субстанции предстоящим делам, напитывайте их энергией. Если вам понравится эта методика, можете применять ее каждый день, это очень полезно.
Позитивное мышление.Бог создал нас и окружающий мир, а мы с помощью мысли создаем свое видение мира. Позитивное мышление — это позитивное отношение и к жизни, и к окружающим людям, и к себе. Мысли — это часть нас, позитивная мысль — это позитивная часть, которая несет в себе созидание. Любая хорошая мысль приносит удовольствие. Негативное мышление приносит страдания, вызывает агрессию со стороны других людей и всего мира. Человек несет ответственность не только за свои поступки, но и за свои мысли. Это значит, что негативная мысль так или иначе обернется против вас. Негативное мышление проявляет себя следующим образом:
* отсутствие веры в успех, подсознательная установка на неудачу;
* стремление к успеху любой ценой, даже если придется «шагать по костям»;
4 сухость, отсутствие эмоциональности в принятии решений;
* внутренняя противоречивость, хаотичность мыслей.
Негативное мышление притягивает неудачи. Человек, мыслящий негативно, оценивая окружающий
Глава 4. Взгляд в себя
мир, избирает неверную стратегию действий. Причина заключается в неправильном однобоком восприятии информации. Для того чтобы измениться, начать мыслить позитивно, используйте следующие методы:
* как только вы почувствуете, что ваши мысли во
шли в негативное русло, отвлекитесь от дел. Расслабьтесь, рассмотрите эту мысль, но с позиции
внутреннего наблюдателя;
* если вы приняли какое-то решение, не сомневайтесь. Помните, что вы всегда можете изменить его,
но если уж начали действовать, доведите дело до
конца. Не мешайте себе неуверенностью;
* найдите в себе исключительно эгоистические цели. Так ли уж они эгоистичны, какими кажутся изначально? Принесут ли они столько пользы, сколько кажется на первый взгляд? Помните, что наравне с эгоистическим решением проблемы, всегда есть более выгодный для вас и полезный для окружающих вариант;
* решая проблему, тщательно обдумывайте ее. Применяйте практики, предложенные для управления собой в повседневной жизни;
* тренируйтесь в искусстве упорядочивания потока
мыслей. Останавливайте его. Наблюдайте за ним.
Отказывайтесь от взаимоисключающих мысленных установок;
$ всегда будьте честными с собой. Это, пожалуй, самое важное и самое трудное в искусстве управления собой. Настойчивая работа над собой поможет вам добиться этого.
Итоги
1. Мысль пронизывает все в этом мире. Иначе человек не мог бы познавать мир.
Искусство управления собой
2. Наши мысли — это карты, подобные тем, что помогают ориентироваться путешественнику. Они не
являются точным отражением реальности.
3. То, что мы видим сквозь свои убеждения и миро
воззрения — это искаженная реальность. Чтобы
увидеть действительность, надо выйти за пределы
наших мыслей.
4. Мысли также как и эмоции могут быть позитивны
ми и негативными. Искусство управлять собой —
это искусство мыслить позитивно.
5. При внимательном наблюдении за мыслью, всплывают проблемы, нереализованные желания, застарелые обиды и внутренние конфликты. Если не
обращать на них снимания, то со временем они превратятся в навязчивые идеи и тогда они уже будут
не помощником, а внутренним диверсантом.
6. Размышляйте последовательно: сначала логически, потом поработайте с образами, а потом с интуицией. Повторяйте такой цикл столько раз, сколь
ко вам понадобится, чтобы все три составляющие
пришли к единому выводу.
7. В работе над культурой мышления важное место
занимает умение управлять внутренним диалогом.
8. Делайте мысленные посылки. Это создаст благо
приятную почву для анализа и планирования пред
стоящих дел.
9. Человек несет ответственность не за свои поступки, а за свои мысли. Учитесь мыслить позитивно,
и вам не придется отвечать за свои мысли. Вы будете просто пожинать плоды.
Расширение сознания
Расширение сознания начинается с развития трех основных ресурсов: внимания, восприятия и памяти.
Глава 4. Взгляд в себя
Все без исключения практики, описанные в этой книге, достаточно сильно влияют на уровень работы внутренних ресурсов. Любая медитативная практика улучшает их. Однако методы, которые вы уже изучили, прямо не предназначены для этого. Можно сказать, что повышение работы ресурсов в результате их применения является побочным эффектом. Теперь я опишу методы работы, которые предназначены именно для развития способности управлять своими ресурсами.
Управление вниманием
Внимание — это эманация сознания, часть вашего «Я», которая может быть по желанию направлена на внешний или на внутренний мир. По типу внимания людей можно разделить на экстравертов и интровертов. Экстраверты отлично уживаются в мире людей. Их внимание направлено на внешний мир. Экстраверт, даже не имея представления о языке тела, прекрасно им владеет. Интроверт же, наоборот, отлично ориентируется в мире мыслей, образов, эмоций, ощущений. Экстраверту невыносимо скучно, когда не с кем поболтать, интроверта же, наоборот, утомляет большое количество людей. Я предлагаю вам стать людьми с мегавертным вниманием. Мегавертное внимание — это внимание, которое направлено и на внешний, и на внутренний мир одновременно. Еще одна особенность мегавертного внимания — это выход на новый уровень. Обычно наше внимание привлекает что-то интересное. Обратите внимание на слова «привлекает внимание». Когда что-то привлекает ваше внимание, то вы им не управляете, оно само «скачет» туда, куда ему захочется. Методы, описанные ниже, позволяют научиться «привлекать» свое внимание в нужную именно вам область, вне зависимости от того, интересно это или не очень.
Искусство управления собой
Концентрация внимания.Трудности в управлении вниманием возникают в первую очередь из-за неразвитой способности к его концентрации. По ходу книги я предлагал вам сконцентрироваться то на сердце, то на дыхании. Это было несложно, так как вызывало интерес. Следующий шаг — концентрация на безразличном вам объекте.
1.Концентрация на точке. Имеется в виду любой не
подвижный предмет, с которым вас ничто не связывает. В восточной традиции широко применяется
концентрация на черной точке посреди белого лис
та. Ваша цель — удержать внимание на долгое время, для начала на 3-4 минуты. Вы должны думать
только о свойствах избранного предмета.
2. Концентрация на образе. Это сложнее и является
следующим этапом овладения искусством концентрации. Ваша цель — «нарисовать» перед своим
внутренним взором какой-нибудь образ. Для начала выберите простой предмет, например, свою любимую кружку. Старайтесь не отвлекаться, пока не
образ не предстанет в вашем сознании во всех подробностях.
3. Концентрация на движениях. Этому вы уже учились, овладевая искусством самонаблюдения. Практикуйте концентрацию на движениях, действиях,
мыслях, эмоциях.
Разделение внимания.Это умение необходимо, когда нужно уделить внимание одновременно нескольких факторам. Мастерами в разделении внимания являются опытные преподаватели, которые умеют одновременно следить за всей аудиторией. Овладев этим навыком, вы сможете подобно Юлию Цезарю делать несколько дел одновременно. Тренировать разделенное внимание можно следующим образом:
Глава 4. Взгляд в себя
* концентрация на двух предметах одновременно;
* концентрация на двух разных звуках. Например,
сидя дома, попытайтесь одновременно слушать
музыку и шум машин за окном;
* концентрация на двух действиях одновременно. Например, попробуйте считать вслух и в то же время записывать стихотворение.
Можете попробовать поставить себя в экстремальную ситуацию и устроиться на работу, которая по своей специфике требует занятия несколько разными делами одновременно.
Управление восприятием
Чем шире ваше восприятие, чем больше красок, звуков, мыслей, эмоций, впечатлений вы получаете, тем больше полезной информации вам дарит окружающий мир. Обычное восприятие отличается от расширенного, также как отличается восприятие человека спящего от бодрствующего. Восприятие сужается, потому что большинство информации, которую получают ваши органы зрения, слуха, обоняния и осязания, отфильтровывается в подсознании. Создано большое количество методов, позволяющих сделать восприятие более осознанным. Это дает вам возможность самим решать, какая информация должна быть отфильтрована. Работа, связанная с расширением восприятия, в результате обязательно приведет к переходу на более высокий качественный уровень. Вы придете к цельному голографическому восприятию. Работа над расширением восприятия будет вестись на трех основных «фронтах»: визуальном (зрение), аудиальном (слух) и кинестетическом (ощущения). Вы уже продвинулись на этом пути, когда создавали образы и представляли океан энергии (визуальный канал восприятия);
Искусство управления собой
слушали одновременно несколько звуков (аудиаль-ный); практиковали дыхание через сердце (кинестетический). Следующий этапом развития восприятия будет синестезия — синтез всех трех каналов восприятия.
1. Начнем с аудиального канала. Для этого прислушайтесь к какому-нибудь звуку или включите приятную для слуха музыку.
2. Теперь почувствуйте этот звук. Задайте себе вопрос: какие ощущения он у меня вызывает? Как он
отражается на мышечном тонусе?
3. Подключите зрение. Попробуйте увидеть этот звук.
Найдите цвет, с которым он у вас ассоциируется.
Время от времени меняйте последовательность работы. Например, начните с какого-нибудь ощущения, а потом окрасьте его и сопоставьте звук. Результатом будет усиление эффективности любой практики по управлению собой. Ведь практически все они непосредственно связаны с использованием каналов восприятия. Работу с образами можно дополнять звуками. Возрастная регрессия станет для вас более простой. Совершенствуясь в расширении восприятия, вы начнете более полно проживать каждый момент вашей жизни.
Управление памятью
Задумайтесь над следующим фактом: современный человек забывает 80% полученной им информации. Это значит, что мы помним только одну пятую услышанного, увиденного и почувствованного. А что же происходит с остальной частью информации? Она не пропадает и, владея соответствующей психотехнологией, мы можем вспомнить все, что угодно, вплоть до своего появления на свет. Некоторые исследователи
Глава 4. Взгляд в себя
утверждают, что человек способен вспомнить даже
свое внутриутробное существование.
Вспоминание прошедшего дня.Эту практику использовали последователи Пифагора. Каждый вечер, перед сном, они уделяли время просматриванию про-'житого дня. Этот метод значительно увеличивает ресурсы памяти. Практика сама по .себе достаточно проста. Вам надо сесть и вспомнить во всех подробностях, по минутам прожитый день. Если вы хотите еще больше развить свою память, то усложняете практику. Анализируйте события, ищите их связи с ситуациями из более глубокого прошлого.
Визуализация информации.Эта практика подкупает своей простотой. Методика невероятно проста: вам нужно создать воображаемый шкаф с документами, разложенными по полочкам и рубрикам. Подобно тем, что используются в библиотеках. Этот метод широко распространен среди тибетских монахов. Пусть все будет рассортировано в полном порядке. Создайте себе хранилище информации с удобной системой поиска и ящиком для оперативных идей.
Итоги
1. Одними из наиболее важных внутренних ресурсов
являются ресурсы внимания, восприятия и памяти.
2. Внимание — это эманация сознания, часть вашего
«я», которая может быть по желанию направлена
на внешний или на внутренний мир. Методы, опи
санные в этой книге, позволяют научиться «привлекать» свое внимание в нужную именно вам область, вне зависимости от того, интересно это или
не очень.
3. Чем шире ваше восприятие, чем больше красок,
звуков, мыслей, эмоций, впечатлений вы получаете, тем больше полезной информации вам дарит
Искусство управления собой
мир. Совершенствуясь в расширении восприятия, вы начнете более полно проживать каждый момент вашей жизни.
4. Современный человек забывает 80 % полученной информации. Но, владея соответствующей психотехнологией, мы можем вспомнить все, что угодно, вплоть до своего появления на свет.
Конец четвертой главы
В конце последней в этой книге главы хочется сказать только одно: все мы можем быть гениями. Это, пожалуй, будет и общим заключительным итогом к этой главе, и кратким рассказом о главах, которые вы прочитаете уже в следующей книге. Если вы еще сомневаетесь в своих неограниченных возможностях, то вы совершаете ошибку. Все, что было сказано в этой главе, может успешно применять на практике девяносто девять человек из ста. Поверьте, вы — не исключение. Вы — потенциальный гений. Развивая ресурсы своего организма, вы каждое мгновение приближаетесь к своей мечте, какой бы недосягаемой она вам не казалась. А это значит, что вы двигаетесь в правильном направлении.
Послесловие
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе?» — спросил Бог. «Слепи мне счастье», — попросил человек. Ничего не ответил Бог, только положил человеку в ладонь кусочек глины.
Притча
Прочитав эту книгу, вы сделали первый шаг к управлению собой. Овладев методиками, приведенными в этой книге, вы сделали второй шаг. Теперь вам остался самый важный шаг, без которого все сказанное здесь ничего не стоит, — активное использование полученных знаний в вашей повседневной жизни. Совершенствуясь, вы осознаете, что эта книга является лишь отправным пунктом в путешествии под названием «Искусство управления собой».
Управление собой только начинается. Дальнейшее самосовершенствование даст вам ключ к управлению событиями, собственной судьбой и карьерой. В какой-то момент вам понадобится больше информации о том, как этого добиться. Вы сможете получить ее в моих книгах «Держи стресс в кулаке» и «Психоэнергетика финансового успеха».
Перед тем как поставить последнюю точку, я хочу еще раз пожелать вам счастья и успеха. Ведь именно счастье и успех всех людей — цель этой книги.
С уважением, Сергей Ключников.
Список литературы
1.. Ключников С. Ю, Невидимая броня- —М.: Беловодье, 2000. - 493 с. 2. Ключников С. Ю. Мастер жизни. — М.: Беловодье,
4. Ключников С. Ю. Держи стресс в кулаке. — СПб.:
Питер, 2002. - 184 с.
5. Ключников С. Ю. Психоэнергетика финансового успеха. - СПб.: Питер, 2002. - 185 с.
6. Скотт Дж. Г. Сила ума. - СПб: Вис, 1994. - 429 с.
7. Кермани К. Аутогенная тренировка. — М.: Эксмо --
пресс, 2002. - 448 с.
8. Гелб М. Дж. Как мыслить подобно Леонардо Да
Винчи: упражнения, рабочая тетрадь. — Минск:
Попурри, 2000. - 240 с.
9. Коэльо П. Алхимик. — Киев: София, 2001. — 221 с.
10. Кандыба Д. В. Тайны человеческой психики. — СПб.:
Каро, 1996. - 298 с.
1 1. Каптен Ю. Л. Основы медитации. — Самара: АВС,
1994. -362 с.
1 2. Жикаренцев В. В. Жизнь без границ. — СПб.: Золо-
той век, Диамант, 1999. — 240 с.
13. Андреев О. А. Хромов Л. Н. Тренировка памяти. —
Минск: Университетское, 1999. — 221 с.
1 4. Панкратов В. Н. Искусство управлять собой. — М,:
Институт психотерапии, 2000. — 256 с.
15. Любимов А. Ю. Мастерство коммуникации. - М.:
КСП+, 2002. - 336 с.