Глава 2. Методы управления собой
они будут приходить к вам в страшных снах, вселять неуверенность и страх — в общем, отнимать огромное количество жизненных сил. А вот избавление от них высвободит для вас энергии, которые раньше уходили на подавление негативного влияния вредных образов. Вы сможете использовать освободившуюся энергию там, где это действительно необходимо. Вам надо научиться стирать и корректировать негативные образы. Научившись этому, вы сможете более качественно работать с образами, имеющимися в вашем психологическом фотоальбоме и с тем, что вы увидели в результате возрастной регрессии. В дальнейшей работе над собой вам пригодятся практики, которые я приведу ниже.
Ментальный ластик.Так как образ — это конструкция нашего ума, то и бороться с ней надо с помощью конструкций ума. Это очень простой и действенный метод.
1.Расслабьтесь, сделайте несколько циклов полного
дыхания. Остановите внутренний диалог.
2. Как можно более ярко представьте образ, который
вы хотите стереть.
3. Представьте, что вы берете в руки ластик и стираете негативный образ как рисунок в тетрадке.
4. Представьте, как он медленно тускнеет. Он посте
пенно исчезает. Сначала по краям, потом все бли
же к центру, пока не исчезнет совсем.
После такой проработки негативный образ перестанет вам мешать. Он может еще попытаться вернуться, но вы уже знаете, как с ним бороться и в случае опасности окончательно с ним расправитесь. Ментальный ластик можно использовать как продолжение возрастной регрессии. Проанализируйте еще раз картину вашего прошлого. После того как вы решили, что
Искусство управления собой
в этом образе из прошлого вам совершенно не нужно, вы просто стираете этот ментальный мусор.
Перспектива.Некоторые образы не во всем «неправильные». В этом случае у вас есть два выхода: первый — стереть этот образ совсем, а второй — скорректировать его, то есть сделать «правильным». К первому подходу часто прибегают люди неопытные. Но это не лучший выход из ситуации. Не стоит рубить плодоносящее дерево из-за одной подгнившей ветки. Я предлагаю вам научиться корректировать, «лечить» заболевший образ.
В прошлом году несколько моих консультаций посетила очень интересная клиентка. В свои 33 года Татьяна уже успела серьезно «обрасти» различными стрессами, мышечными зажимами, она была недостаточно уверена в себе... В общем, с ней было много хлопот. На одной из консультаций она задала мне вопрос: «А является ли пьяный бугай, живущий по соседству, также психологической проблемой?» Я попросил ее рассказать об этом подробнее. Выяснилось следующее. Ее соседом по этажу был «одинокий, вечно небритый мужчина высокого роста и крепкого телосложения». Этот сосед обладал буйным характером, много пил и недостаточно хорошо зарабатывал, чтобы так много пить. Нехватка денег -единственный повод для общения с Татьяной. Два-три раза в неделю он приходил к Тане занять денег. Не было случая, чтобы он их вернул. Занимал он небольшие суммы, десять-двадцать рублей, но чересчур регулярно. Тут начинается психологическая часть проблемы: она очень боялась своего соседа, а когда пыталась отказать, он начинал ей угрожать. Каждый раз он добивался своего. Я научил ее методике «перспектива» и через некоторое время сосед перестал ее терроризировать, а вскоре, как выразилась Таня, «вообще стал очень и очень вежливым». Да и сама она заметила, что не такой уж он большой и страшный. Если бы она полностью удалила образ этого человека как опасности, то начала бы слишком ему доверять, что неминуемо повлекло за собой нехоро-
Глава 2. Методы управления собой
шие последствия. Коррекция образа просто привела к тому, что она перестала его так сильно бояться.
Этот пример иллюстрирует следующую идею: часто мы видим окружающий мир не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким мы себе его однажды нарисовали. Раньше Татьяна была уверена, что этот сосед двухметровый великан, а когда она перестала его бояться, оказалось, что он практически одного с ней роста, даже немного ниже. Вот методика, которую я предложил Татьяне.
1.Перед началом упражнения вам надо расслабиться.
Дышите полным дыханием. Остановите внутренний диалог.
2. Вспомните ситуацию, повторения которой вы не
желаете. Таня вспоминала события от звонка и до
момента, когда сосед уходил с «одолженными» деньгами в кармане.
3. Ощутите себя внутри этих событий. Заново пере
живите их.
4. Теперь войдите в позицию наблюдателя. Смотри
те на события как на фильм, в котором главный герой — ваш неправильный образ.
5. Остановите, зафиксируйте события на кульминационном моменте. Для Татьяны это был момент,
когда ей было страшнее всего. Перед вами окажется фотография, которую вы можете изменять и переделывать по своему желанию.
6. Приблизьте тот элемент событий, который поможет вам приобрести качество, недостающее вам в
данной ситуации. И наоборот, удалите от себя тот
элемент событий, который вам доставляет диском
форт. Татьяна, например, представила, что этот со
сед — совсем маленький человечек, который пытается ей угрожать.
Искусство управления собой
Метод «перспектива» хорошо применим для выработки в себе таких качеств как уверенность, сила воли, вера в победу. Далее вы узнаете, как и где конкретно его удобно применить.
Создание образа.Вы можете создавать образ своего поведения в конкретной ситуации, образ свойства характера, которое вы хотите приобрести. Например, если вас повысили на работе, то будет полезно, перед тем как вступать в должность, создать свой образ на новом месте. Если вам предстоит важная встреча, и вы чувствуете себя неуверенно, создайте свой образ в предполагаемых обстоятельствах. Главное условие: к выполнению данной работы необходимо подойти со всей ответственностью. Создавая образ, вы создаете себя, свое будущее и свое настоящее, иными словами, свою собственную жизнь. Образ, который вы будете представлять, должен быть «живым», то есть как можно более реальным. Знаменитая фраза Станиславского: «Не верю!» относилась к актерам, которые недостаточно вживались в свой образ. Вы должны создать его во всех подробностях.
1.Придумайте ситуацию, в которой вам как нельзя
более пригодилось бы свойство характера, которое
вы хотите в себе воспитать. Для бесстрашия это
будет ситуация крайней опасности, для уверенности — крайняя неопределенность и неизвестность,
для силы воли — долгое и скучное испытание...
2. Представьте, что это свойство в вас уже есть. Ис
ходя из этого, в мельчайших деталях продумайте
и увидьте последовательность ваших действий в
этой ситуации. Почувствуйте в себе это свойство.
Создайте образ себя, обладающего нужным вам
качеством.
3. Вспомните ситуацию, в которой вам не хватало
этого свойства характера, когда вы повели себя не
Глава 2. Методы управления собой
так, как следовало бы. Для этого вы можете использовать свой «психологический альбом».
4. Поместите во вспоминаемые обстоятельства себя
«нового, изменившегося». Переиграйте события,
посмотрите, как бы они развивались в этом случае.
5. Если воображаемые события развиваются недостаточно хорошо, опять возвращайтесь и корректируйте созданный образ. Испытывая созданный об
раз на реально пережитой ситуации, вы со временем обнаружите и исправите все его недостатки.
6. После того, как образ будет закончен, как можно
точнее запомните все свои ощущения в этом новом
для себя качестве. В нужной ситуации вы сможете
использовать его.
Очень важно создать новый образ. Дело в том, что, стирая негативный образ, вы освобождаете ментальную энергию, ранее затрачиваемую на борьбу с ним. Если не использовать ее, то она быстро найдет себе нового хозяина, подпитывая какую-нибудь другую психологическую ошибку. Чтобы этого не произошло, старайтесь на месте стертой «некачественной» записи, сразу сделать новую, «качественную». В этом случае вы не просто на время избавитесь от энергетического болота, а создадите на его месте полезную психологическую структуру.
Замена образа.Этот метод используют профессионалы. Он включает в себя и стирание, и корректирование, и создание. Суть его заключается в том, чтобы извлекать пользу из любого образа, имеющегося в подсознании. Если вы уже овладели другими методами работы с образами, то этот метод не станет для вас проблемой.
На семинаре я объясняю его работу на таком примере. Допустим, вы работаете в министерстве. С рав-
Искусство управления собой
ными вам по рангу и подчиненными вы спокойны, благоразумны и рассудительны, но как только секретарша сообщает, что звонит министр, с вами что-то случается. Вы начинаете нервничать, путать слова, заикаться, голос становится то неестественно высоким, то низким, не удается ничего вспомнить... В общем, полностью теряете способность управлять собой. И все это несмотря на то, что вы отлично знаете, что ваш министр — «мировой» мужик. Ответим на вопрос: почему происходят такие разительные перемены? Потому что вы этого министра, мягко говоря, побаиваетесь. Перед вами стоит грозное начальство, способное в любой момент оштрафовать, понизить и уволить.
Перепишем образ. Ваше знание о том, что министр хороший человек — неполное. Нужно слова перевести в реально представляемый образ. Представьте себе кабинет министра. А затем представьте, что он делает что-то, что никак не вяжется с вашими представлениями о нем как об угрозе. Например, что у него разного цвета носки, носовой платок в мелкий цветочек или что жена ему принесла в термосе суп. Теперь звонок министра будет вызывать в вашем сознании не громы и молнии, а спокойствие и улыбку.
Самопрограммирование
Самопрограммирование — это создание домашних заготовок, доведение последовательности действий до автоматизма. Понаблюдайте за мастерами боевых искусств. Вы удивитесь, с какой скоростью они отражают и наносят целые серии ударов. В течение долгих тренировок они доводят свои движения до автоматизма. Рабочий, изо дня в день повторяющий одни и те же операции, совершает их не задумываясь. Также и вы можете создать в своей психике механизмы, кото-
Глава 2. Методы управления собой
рые будут автоматически включаться в определенной ситуации.
Обычно, нас программируют обстоятельства. Сто раз увиденная реклама приводит к тому, что вы, не задумываясь, покупаете внедренный в ваше сознание товар. Установки и стереотипы поведения, заложенные в нас с детства, автоматически подталкивают к тому или иному поступку. Управление собой подразумевает создание собственных, подходящих именно вам, программ. Обойтись без этого никак нельзя. Мастер боевых искусств никогда бы не стал мастером, а рабочий — квалифицированным профессионалом, если бы каждый раз заново обдумывал свои действия. Например, вам предстоят переговоры. Вы знаете, что оппонент склонен к агрессивной манере общения. Запаситесь достаточным количеством шуток, метафор, чтобы снимать возникающее напряжение, подготовьте примерную речь по основным вопросам. Решите, как вы будете реагировать на агрессивное поведение оппонента. Такие заготовки можно делать в любой сфере жизни. Вы можете заранее решить, как вы будете вести себя в трамвае, когда вас толкнут; за рулем, когда вас остановит автоинспектор; на работе, когда возникает конфликт...
Виртуозный музыкант не задумывается о том, на какую клавишу надо нажать, чтобы услышать фа-диез. Он нажимает на клавишу автоматически — он преодолел порог между желанием услышать звук и процессом его извлечения. Самопрограммирование — это путь к импровизации. В какой-то момент количество программ перейдет в качество. Используя собственноручно созданную базу, вы сможете использовать разные сочетания программ, дополнять их. Главное, что вам есть от чего отталкиваться. В новой ситуации у вас будет опора. Музыкант импровизирует, но сначала он долгие годы учится играть по нотам. Перед тем как
Искусство управления собой
выйти на сцену и начать работать с залом, эстрадный актер упорно отрабатывает стандартный набор действий. Автоматизм пригодится вам в ситуации, когда не будет времени думать. Он станет вашим ресурсом, к которому вы сможете обратиться в экстремальной ситуации. Таким образом вы преодолеете барьер между необходимостью действовать и самим действием.
Итоги
1.Возрастная регрессия — это возврат к событиям
прошлого с целью увидеть момент, в котором в вас
сформировался тот или иной стереотип, механизм
поведения. Возрастная регрессия дает нам возможность перенастроить подсознательные механизмы
и направить их разрушительное действие в созида
тельное русло.
2. Аффирмация — это словесная формула, помогающая нам поверить в себя и избавиться от проблем.
Частое повторение какой-либо формулы со временем приводит к ее прочному закреплению не толь
ко в сознании, но и в подсознании.
3. Образы — это язык, на котором бессознательное обращается к нашему сознанию. Все наши убеждения,
действия, мысли, эмоции хранятся в нашем подсознании в виде образов. Образ лежит в основе механизма мышления. Умение работать на уровне образов позволяет взаимодействовать напрямую с источником мысли, с творческой стороной разума.
4. Вы можете создавать образ своего поведения в конкретной ситуации, образ свойства характера, которое вы хотите приобрести. Дело в том, что, стирая
негативный образ, вы освобождаете ментальную
энергию, ранее затрачиваемую на борьбу с ним.
Если не использовать ее, то она быстро найдет себе
нового хозяина, подпитывая какую-нибудь другую
Глава 2. Методы управления собой
психологическую ошибку. Чтобы этого не произошло, старайтесь на месте стертой «некачественной» записи, сразу сделать новую, «качественную».
5. Управление собой подразумевает создание собственных, подходящих именно вам, программ. Вы можете заранее решить, как вы будете вести себя в трамвае, когда вас толкнут; за рулем, когда вас остановит автоинспектор; на работе, когда возникает конфликт.
Конец второй главы
В этой главе я описал несколько основных методик, которые помогут вам в освоении искусства управления собой. К сожалению, многим действительно мощным психотехнологиям, таким как, например, использование сна, мантр, невозможно научить без непосредственного контакта. О них можно рассказать, продемонстрировать их на примере, но научиться им по книге практически невозможно. К сожалению многие методы работы над собой не вошли в эту главу, так как требуют более высокого уровня подготовки — неопытный человек, используя их, может случайно причинить себе вред. Некоторые наиболее доступные и безопасные психотехнологии я все же буду описывать по ходу книги.
Итак, вы уже освоили базовые навыки, необходимые для постижения науки управления собой. В следующей главе мы с вами начнем работу над изменением внешней, наиболее податливой, части вашего «Я». А сейчас, по традиции, я предлагаю подвести итоги.
1. Вопрос управления собой не теряет своей актуальности на протяжении всей истории человечества. Истоки применяемых сегодня методов уходят корнями в глубины веков.
Искусство управления собой
2. Первый шаг к управлению собой — умение правильно расслабляться и входить в медитативное
состояние. Это необходимо для того, чтобы подготовиться к контакту со своим глубинным «Я».
3. Чтобы осознать пути управления собой, необходимо освоить метод самонаблюдения. Оно основывается на таких практиках, как «психологический фотоальбом» и «внутренний наблюдатель».
4. В ходе работы неизбежно начнут вскрываться ваши
психологические ошибки, вы увидите свои ограничивающие убеждения и неправильные подсознательные установки. Для того чтобы исправить ситуацию, используйте «возрастную регрессию», работайте с аффирмациями, стирайте, создавайтеи заменяйте образы, создавайте программы.
На своих семинарах мне не раз задавали вопрос: «А нет ли какого-нибудь универсального метода на все случаи жизни?» К сожалению, нет. Искусство управления собой — это сплав большого количества разнообразных практик и упражнений. Как вы думаете, можно ли придумать автомобиль с одной универсальной кнопкой? Человек гораздо сложнее самого сложного автомобиля. Научившись жать на газ, вы не научитесь управлять автомобилем. Чтобы уверенно чувствовать себя за рулем, вам придется выучить все его рычаги и переключатели. В этом управление собой ничем не отличается от вождения автомобиля.
Если продолжить аналогию с вождением автомобиля, то можно сказать, что вы уже выучили правила дорожного движения. В следующих главах вам предстоит научиться ездить по улицам города, избегать пробок и конфликтов с автоинспекцией. Иными словами, мы приступаем к практическим занятиям.
Глава 3 Взаимодействие
С окружающим миром
Дайте мне точку опоры, и я переверну мир.
Архимед
Как можно применить науку управления собой в планировании своей деятельности? Как сделать свои поступки менее импульсивными и более сознательными? Что можно сделать, чтобы люди получали удовольствие от общения с вами? Ответам на эти и многие другие вопросы посвящена эта глава.
Вы узнаете, каким образом можно применить на практике теоретические знания, уже полученные вами. В первой части главы, посвященной искусству управления делами и поступками, будут даны методы, незаменимые, в случае если необходимо принять правильное решение. Вы научитесь извлекать выгоду из возникающих на вашем пути препятствий, узнаете о том, что помогает, а что мешает человеку в делах. Вторая часть главы будет посвящена искусству коммуникации. Управление речью, голосом, мимикой и жестами — это ключ к продуктивному и приятному общению. В последней части главы я дам некоторые советы по управлению собой в экстремальных ситуациях. Я уверен, что в нашем неспокойном государстве это умение незаменимо для всех без исключения. Овладев методиками, приведенными в этой главе, вы значительно упростите себе задачу продвижения в любой сфере жизни и сможете с кем угодно легко найти общий язык.
Искусство управления собой
Управление собой в действии
Наши действия являются результатом наших мыслей. Действие — это внешнее, физическое отражение процессов, происходящих в вашем внутреннем мире. Все мы обладаем разными характерами, у нас разные цели, разные способности и возможности. Поэтому так важно научиться правильно действовать, исходя из своих собственных предпосылок. Действие непродуманное, необоснованное, может свести «на нет» все предшествующие ему усилия и тем самым значительно усложнить достижение поставленной цели.
Вот наглядный пример: мой знакомый мечтал о шестисотом Мерседесе. Зарабатывал он, прямо скажу, немного. Он отказывал себе во всем: экономил на одежде и даже еде. У него не было друзей, так как любое мероприятие, связанное с любыми, даже незначительными, затратами денег он отвергал без всяких сомнений. Приходилось ему туго. Над ним смеялись, его не любили коллеги и соседи. Но ему все было нипочем. В результате он купил Мерседес. Можно подумать: «Молодец, добился-таки своего!» Но заодно с Мерседесом он заработал себе язву желудка и проблемы с почками. Даже когда ему стало совсем плохо, он поехал на авторынок за новой резиной. Оттуда его и забрали в реанимацию. Несколько дней он пролежал в коме, когда его выписывали, оказалось, что ему нужны дорогие лекарства. Денег у него не было даже на элементарный аспирин — он все потратил на покупку машины. Автомобиль продать у него «рука не поднялась». Он продал гараж, и вскоре Мерседес угнали.
Этот человек смог поставить перед собой цель, но не рассчитал свои силы. Его действие было непродуманным и потому привело к совершенно непредсказуемым последствиям. Существует множество вариантов ошибочных действий. Бывает, вы знаете, что делать, но что-то не позволяет начать действовать,
Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром
заставляет усомниться в правильности принятого решения. Бывает, что вы приняли решение и твердо знаете, что оно правильное, вам нравится такой вариант развития событий, но все равно не начинаете действовать. Причина в том, что вы не уверены, нужно ли вам совершать это действие, так как вы не верите в поставленную цель. Или вы не верите, что у вас хватит на это сил. Из своего опыта проведения семинаров и тренингов я сделал следующий вывод: зачастую нам сложно совершить удовлетворяющее нас действие, потому что при подготовке к нему мы не учитываем некоторых очень важных аспектов. Одни не учитывают эмоциональную сторону, другие создают чересчур идеальную картину, третьи не доверяют интуиции... На семинарах, посвященных разработке правильного плана действий, я обычно подсказываю людям, на каком этапе они совершают ошибку. В этой книге я приведу методы повышения эффективности на всех этапах. В этих методах нет ничего сложного, но пока вы только начинаете их осваивать, не стоит их применять в сложных ситуациях. Ребенок, только-только научившийся сложению, не сможет умножить даже два на два. Достаточно быстро вы научитесь не только «умножать два на два», но и решать сложнейшие задачи. А пока не торопитесь. Обучайтесь на чем-нибудь не слишком сложном. Все сложные действия строятся на более простых элементах. С точки зрения психологии управления собой, действия, которые мы совершаем, условно можно разделить на три вида.
Первый вид действий — это поступки. Поступки могут быть импульсивными и сознательными. Импульсивные поступки — это поступки, про которые говорят: «Нашло что-то». Как правило, они продиктованы эмоциями, необдуманны и о них часто приходится жалеть. Любой ваш поступок обязательно затра-
Искусство управления собой
гивает окружающих, поэтому я предлагаю вам научиться совершать сознательные, обдуманные поступки. Это не значит, что вам надо превратиться в робота без чувств и эмоций. Это значит только то, что вы научитесь контролировать свои действия, управлять ими. Не совершить поступок, диктуемый эмоциями — это тоже поступок. Это тоже наука, которую стоит познать. Есть еще один вид поступков: надо что-то сделать, но вы ничего не делаете. Неделание — такое же действие. Потакая своей лени и безволию, человек взращивает их в себе. Следовательно, его действия имеют вполне конкретный результат, то есть полностью укладываются в определение слова «поступок». Поступок отличается малой протяженностью во времени. Поступок — это действие, цель которого -резкое изменение сложившихся обстоятельств. Поступок — это ваша сила воли, благоразумие, свойства характера, которые вы демонстрируете окружающим, поэтому поступок более артистичен, в нем много внешнего.
Второй вид — прямая противоположность поступку — деятельность. Деятельность — это любое протяженное во времени действие. И, естественно, начало деятельности, как и любое действие, должно быть запланировано. Например, для молодого человека планирование деятельности — это выбор учебного заведения, в котором он проведет ближайшие годы, для выпускника вуза — выбор работы, для работника фирмы — выбор курсов повышения квалификации. Кто-то всерьез подумывает о переезде в другую страну, а кто-то — о создании семьи. В общем, это любое решение, которое призвано радикально изменить всю нашу дальнейшую жизнь. Рано или поздно всем нам приходится принимать подобные решения.
Третий вид действий можно условно обозначить словом «дело». Это промежуточный вид. Он не столь
Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром
протяжен во времени, как, например, деятельность, однако он менее импульсивен и категоричен, чем поступок. К этой группе мы отнесем такие занятия как подготовка к сдаче экзамена или к деловой встрече, покупка автомобиля или ремонт квартиры. .
Очевидно, что в зависимости от вида действия методы управления собой несколько различаются. В этой книге я приведу лишь некоторые практики, которые подходят для всех трех видов действия.
Планирование действия
Задайте правильный вопрос. В первой главе много говорилось о том, что в каждом из нас есть глубинное «Я» — дух, основа человека. Часто, принимая решение, мы оставляем мнение своего внутреннего «Я» в стороне, хотя оно всегда знает правильный ответ. Умение правильно поставить вопрос — это искусство, подобное искусству фотографии. Для того, чтобы получить действительно качественный снимок, необходимо выстроить композицию, просчитать экспозицию, учесть свойства пленки, подобрать нужный фильтр, выбрать объектив... Правильно сформулированный вопрос — это уже на половину ответ. Если вам не удается ответить себе на какой-нибудь вопрос, попробуйте обратиться к своему подсознанию. В этом вам поможет следующее упражнение.
1.Работа с подсознанием — довольно трудное занятие, поэтому вы должны быть абсолютно готовы.
Перед началом упражнения вам необходимо полностью расслабиться, сделать несколько дыхательных упражнений, остановить внутренний диалог.
2. Сосредоточьтесь на вопросе, который вы хотите за
дать. Постарайтесь четко и недвусмысленно его
сформулировать. Произнесите его вслух, запишите на листе бумаги, повторите несколько раз про
Искусство управления собой
себя. Если что-то в нем вам не нравится, переформулируйте его. В результате вы должны получить фразу, которая будет вас полностью устраивать. 3. Представьте, что вы задаете этот вопрос своему глубинному «Я». Важно увидеть своим внутренним взором его образ. Перед кем-то глубинное «Я» предстанет в образе мудрого предка, кто-то увидит его как ангела, кто-то предпочтет обратиться непосредственно к Богу... У каждого человека есть свой образ, найдите его в себе и задайте ему вопрос. Наполните вопрос эмоциями. Если тема вопроса вызывает в вас подавленность, не стоит пытаться задавать его с жизнерадостными интонациями. Будьте естественными.
Теперь вам надо просто быть внимательными и ждать ответа. Ответ может прийти в виде образа или сна. Вы можете получить его на улице или на кухне. Ньютон уснул под деревом, и на него упало яблоко — так он открыл всем известный «закон притяжения». От вас требуется спокойствие и расслабленность, тогда ответ не заставит долго ждать.
Возможно, вам придется задать серию вопросов, прежде чем получить нужный ответ. Причина может быть в неправильном понимании проблемы и, следовательно, неправильно поставленном вопросе. Часто бывает, что ошибка вскрывается совсем не там, где ее искали.
Например, на одном из моих семинаров был такой случай. Девушка Катя задала вопрос: «Почему у меня ничего не получается?», в него она вложила всю безысходность, на которую была способна. Катя считала, что у нее плохая карма, неправильное воспитание и много врагов. Вопрос был задан неверно, через некоторое время ответ пришел в такой форме: «Есть вещи, которые у меня
Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром
очень даже получаются!» Тогда она задала следующий вопрос: «Что у меня не получается?» Случай интересен тем, что таким образом была выяснена суть проблемы: оказывается, она просто не понимала, зачем она совершает те или иные действия. Последний вопрос, который она себе задала: «Зачем я поступала в этот вуз?» У нее не получилось окончить институт, выучить иностранный язык, потому что она не понимала, зачем ей это нужно. Катя пыталась поступить в вуз, потому что этого хотели ее родители, пошла на курсы иностранных языков за компанию, в то самое время, когда она ясно осознавала, что ей хочется учиться не на юриста, а на археолога, изучать не иностранный язык, а географию.
Осознайте цели.Моя пациентка Катя научилась правильно задавать вопрос, благодаря чему обнаружила следующую, не менее серьезную проблему. Оказалось, что она совершенно не умеет ставить перед собой цель. Вспомним: умение ставить цель — одна из важнейших составляющих искусства управления собой. Бесцельное действие не приносит удовлетворения. У человека создается впечатление, что он старается не для себя, а для кого-то другого. Задайте себе вопрос: вписывается ли это действие в общее направление движения или оно отдаляет вас от намеченной цели?
Планируя действие, обязательно помните не толь
ко об общей цели, но и о конкретных результатах,
к которым оно ведет. Иначе вы можете совершить
серьезную ошибку. С вами может произойти история
аналогичная той, что произошла с «любителем» Мерседесов, о котором я говорил выше. Погоня за выигрышем в одном направлении может привести к значительным потерям в другом. Причем потери могут быть
так велики, что перевесят полученный выигрыш. Что
бы не оказаться в такой ситуации, используйте метод
«Весы». '
Искусство управления собой
1. Возьмите ручку и лист бумаги. Разделите вертикальной чертой лист на две половины. С одной стороны выпишите все возможные положительные по
следствия запланированного поступка, с другой -
все отрицательные. Внесите в список все возможные варианты развития событий, не закрывайте
глаза ни на мелочи, ни на глобальные последствия.
Слово, произнесенное шепотом, вызывает в горах
лавину.
2. Теперь полностью расслабьтесь, вам надо отвлечься от окружающего мира и сконцентрироваться на
поставленной проблеме.
3. Почувствуйте вес каждого из аргументов. Для этого
представьте, что ваши руки — это чаши весов. В од
ну руку сложите отрицательные последствия, в другую — положительные. Важно, чтобы вы определяли
вес, исходя из своих внутренних, «субъективных»
ощущений. В этом процессе должно участвовать
не только логическое, но и образное мышление.
Не торопитесь, рассматривая каждый аргумент,
задавайте вопрос: «Сколько это весит?»
Создайте образ действия. Часто такие препятствия, как неуверенность, лень возникают из-за того, что у вас нет четкого образа действия. Ваше подсознание сигнализирует вам о том, что вы еще не совсем понимаете, что надо делать. Не начинайте действовать, пока вы не увидите перед своим мысленным, взором ясную картину. Белые пятна и расплывчатые участки на вашей мысленной картине указывают на слабые места в вашем замысле.
Эту историю я помню еще со студенческих лет. Два моих однокашника получили комнату в общежитии и решили полностью ее отремонтировать. Полгода они усердно трудились и, наконец, заработали нужное коли-
Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром
чество денег. Тут и начались проблемы. Оказывается, у них было совершенно разное представление о том, как должен выглядеть их обновленный дом. В результате они поругались и разъехались по разным комнатам.
Если вы не знаете, чего конкретно хотите, то вы не сможете ничего добиться. Чтобы создать полноценный образ, надо пережить планируемое действие в своем внутреннем мире. Помните, что образ должен быть воплощен не только в картинках, вы должны буквально почувствовать его, вы должны осознать эмоциональный, физический и интеллектуальный аспекты предстоящего действия. При создании образа действия используйте практику, которая называется «Видеозапись». Вам понадобится использовать своего внутреннего наблюдателя, чтобы посмотреть на свою жизнь как на фильм.
1.Представьте, что вы сидите перед телевизором. На
экране последовательно разворачиваются события,
сопровождающие планируемое вами действие. У вас
в руках пульт, с помощью которого вы можете перематывать события вперед и назад, приближать или
удалять картинку и, самое главное, по своему желанию изменять сценарий.
2. Просмотрите все действие от начала до конца. В местах, где вам не все ясно, останавливаете запись.
Если .вы увидите, что события развиваются не так,
как задумано, перематывайте назад до кадра, в кото
ром вы совершили ошибку. Учитывайте время, которое займет планируемое действие.
3. Эта практика поможет вам увидеть все сильные
и слабые стороны вашего замысла. Вы сможете бо
лее четко распланировать время, которое вам понадобится на его выполнение. Создавайте образ, который вы и видите, и слышите, и чувствуете.
Искусство управления собой
Визуализируйте время. Поместите запланированное дело на воображаемую временную прямую. Создайте образ, в котором все важные этапы будут иметь свою продолжительность. Неважно, получится ли все именно тогда, когда вы запланировали. Главное, что у вас есть база. Чтобы ваши прогнозы оказались более правдоподобными, используйте следующую последовательность действий:
1) войдите в состояние внутреннего покоя;
2) представьте, что ваша цель это точка, удаленная от
вас на некоторое расстояние. Это расстояние есть
время, которое вам нужно на то, чтобы достичь
цели;
3) отметьте все этапы на прямой между вашей позицией, в которой вы находитесь сейчас, и вашей
целью;
4) нарисуйте созданный образ в вашем дневнике и регулярно его корректируйте.
Избавьтесь от прошлых ошибок. Просматривая «видеозапись» и визуализируя время, вы можете увидеть, что некоторые решения вы приняли автоматически. Это решения, принятые на основе опыта, сложившихся у вас стереотипов и подсознательных программ. Часто такие решения оказываются неправильными. Вам нужно вспомнить все аналогичные ситуации и осознать, какие из принятых решений ошибочны. Я не предлагаю вам «копаться» в собственных неудачах. Я предлагаю найти причины ошибок, чтобы впредь не совершать их. Помните, что мы живем в каузальном мире. У любого действия есть причины и есть следствия. Если предыдущее действие было некачественным, то вам так или иначе придется, исправлять ошибки. Лучше это сделать сейчас, чтобы под ногами у вас была прочная основа, а не трясина. Пока вы не сдела-
Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром
ете этого, вы просто не сможете принять правильное решение. Может, вы недооценили потребность в силах, во времени, в деньгах? Может, вы неправильно оценили мотивы людей, с которыми вы работали? Может быть, в прошлый раз вы взвалили на себя слишком много обязанностей? Найдите причину прежних неудач и тогда вы сможете избежать их в новом деле. Вас перестанут мучить мысли о том, что «как всегда, ничего не получится». Часто мы не можем сделать что-то, потому что подсознательные страхи лишают нас сил. Если вы найдете корень этих страхов, то вы освободитесь от них.
1.Используйте методы самонаблюдения. Вам надо
увидеть свою механичность, те стороны своего «Я»,
которые мешают приступить к делу. Используйте
«метод возрастной регрессии» для обнаружения
психологических ошибок, заложенных событиями
прошлого.
2. Постарайтесь понять, что вам помешало в прошлом
в такой же ситуации. Здесь вам поможет умение
правильно формулировать вопросы.
3. Перепишите ситуации, в которых вы допустили
ошибку с помощью метода работы с образами и сло
весного программирования.
Составьте свое мнение.Мы живем в мире людей. Наши родные, знакомые и малознакомые нам люди ежедневно оценивают нас. Вы надели новую вещь и коллеги выразили восторг: «Ты — наш секс-символ!» Вы заступились за слабого, и проходящая мимо женщина сказала вам: «Храни вас Господь». Вы уклонились от мордобоя, и бывший одноклассник сквозь зубы процедил: «Тряпка». Наши собственные суждения складываются под влиянием окружающих. В детстве — под влиянием родителей, «соратников» по пе-
Искусство управления собой
сочнице, потом — одноклассников, однокурсников, коллег, близких и любимых людей. Часто действовать нам мешают образы людей, которые высказывали сомнение в наших способностях, критиковали нашу деятельность.
Если мы хотим обсудить с кем-нибудь планы, то чаще всего выбираем людей, близких нам по взглядам. Это помогает нам увидеть сильные стороны и не обращать внимания на слаб<