Для 1 – 4-х классов отделения ИЗО ДШИ
Учебная программа
СКУЛЬПТУРА
по дополнительной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства
Для 1 – 4-х классов отделения ИЗО ДШИ
Со сроком обучения 4 года
Год разработки программы -2012.
«Одобрено» «Утверждаю»
Методическим советом МБОУ Директор МБОУ ДОД ДОД«Детская школа искусств «ДШИ г.Мамадыш имени
г. Мамадыш имени композиторов Яруллиных»
композиторов Яруллиных» __________О.Б.Хасанова
№___от «___»__________201__г. №___от «___»__________201__г.
Разработчики– Фархуллин Рифат Сунгатович, преподаватель МБОУ ДОД «Детская школа искусств г. Мамадыш имени композиторов Яруллиных»
СКУЛЬПТУРА.
Примерная образовательная программа по дополнительной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства для ДХШ и отделений ИЗО ДШИ.
Пояснительная записка
Художественное образование призвано приобщить детей к различным видам изобразительного искусства, а также дать учащимся начальные профессиональные знания и навыки по ряду предметов художественного профиля.
Наряду с композицией, рисунком и живописью, скульптура является одним из ведущих предметов в учебном процессе школы. Она неотрывно связана с рисунком и композицией, так как предполагает работу с натуры и композиционные задания. Основной целью заданий можно считать обучение объемному изображению предметов, а так же развитие наблюдательности и зрительной памяти.
Скульптура - особый предмет, который учит пространственному мышлению, что очень важно для будущих художников.
Данная программа по предмету «Скульптура» предполагает четырехлетний курс обучения детей, начиная с 1 класса при 4-летнем обучении в ДХШ или художественном отделении Детской школы искусств.
Задания адаптированы и доступны для школьников 5 - 9 классов общеобразовательной школы.
Объем учебного времени за весь курс составляет 204 академических часа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Форма организации учебного процесса – практическое занятие. На занятии применяются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Цель программы - развитие у учащихся трёхмерного восприятия объёмной формы и умения хорошо чувствовать и передавать изобразительными средствами объём и пространство.
Основные задачипрограммы заключаются в следующем:
- образовательные: познакомить с материалами и инструментами скульптуры и керамики, дать основные технические навыки работы с различными скульптурными и керамическими материалами (пластилин, глина, керампласт и др.), научить анализировать форму предметов, научить контролировать себя и выявлять свои ошибки;
- развивающие: развитие мелкой моторики рук, развитие координации зрительного аппарата и рук, развитие у учащихся зрительного восприятия, развитие зрительной памяти и глазомера;
- воспитательные: воспитание внимания, трудолюбия, аккуратности в работе, художественного вкуса, воспитание интереса к предмету.
Программа включает в себя работу по следующим темам: работа с натуры, работа по воображению и представлению, работа по памяти, выполнение декоративного панно.
Основные положения работы со скульптурой направлены на лепку из целого куска, умение работать обеими руками, круговой обзор, правильную последовательность в выполнении работы — от общего к частному, т. е. от большой формы к постепенной конкретизации, детализации изображаемого и в завершающем периоде работы - от частного к общему. По керамике – работа пластом, работа на гончарном круге, декорирование керамики ангобами и глазурью.
На первом занятии рекомендуется провести беседу о скульптуре как об одном из видов изобразительного искусства. В сжатой форме рассказать о её видах: рельефе, круглой скульптуре, в том числе о скульптуре малых форм; о материалах, в которых работает скульптор.
Из-за отсутствия оборудованного помещения и невозможности хранить большое количество глины многие задания рассчитаны на выполнение их из пластилина, кроме того, применяются такие материалы как соленое тесто, масса для моделирования и др. Удобно использовать для выполнения многих работ такой материал как керампласт. В пластичном состоянии по качествам он напоминает глину, но после засыхания не требует обжига, а также имеет очень приятный цвет. Работы из соленого теста расписываются, покрываются лаком, оформляются при необходимости в рамки. Это дает возможность представлять работы на выставках, что также является дополнительным стимулом для учащихся.
В процессе обучения необходимо осуществлять межпредметные связи с историей искусства, рисунком, композицией.
Учебно-тематический план по скульптуре
Класс
№п/п | Темы уроков | Вид учебного занятия | Аудитор-ные занятия (час) |
1. | Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры. Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в скульптурной мастерской. | лекция | |
2. | Знакомство с пластилином. Лепка предметов простой формы («Грибы»). | урок | |
3. | Барельеф как разновидность выпуклого рельефа (низкий рельеф). Рельефное изображение листьев и растений (пластилин). | урок | |
4. | Горельеф как разновидность выпуклого рельефа. Рельеф «Золотая рыбка» (пластилин). | урок | |
5. | Разновидности круглой скульптуры. Сувенир «Золотая рыбка». | урок | |
6. | Керамика как древнейший вид ремесла. Организация рабочего места. Технологические особенности. | лекция | |
7. | Глина как исходный материал. Подготовка глины к работе (упражнения). | урок | |
8. | Особенности керамических изделий. Мини-панно “Жар птица” (рельеф). | урок | |
9. | Керамическая розетка «Дельфины» (рельеф»). | урок | |
10. | Роспись мини-панно «Жар птица». | урок | |
11. | Роспись керамической розетки «Дельфины». | урок | |
12. | Работа по образцу. Круглая фигурка «Кот». | урок | |
Работа с фактурой. Рельеф в круге (без росписи). | урок | ||
14. | Роспись круглой фигурки «Кот». | урок | |
15. | Фигурка из пласта.«Мышь» (работа с фактурой). | урок | |
16. | Грот для аквариума (модель из пласта). | урок | |
17. | Роспись круглой фигурки «Мышь». | урок | |
18. | Роспись изделия «Грот для аквариума» (глазурь). | урок | |
19. | Круглая скульптура, (по произведениям Г. Тукая). Разработка, лепка, роспись. | урок | |
20. | Круглая фигурка «Свинка». Роспись изделия. | урок | |
21. | Сосуд (посуда) из пласта. «Солонка». | урок | |
22. | Фоторамка из пласта. | урок | |
23. | Роспись сосуда «Солонка» | урок | |
24. | Роспись фоторамки. | урок | |
25. | Разработка контрольного изделия. Лепка, обжиг, роспись. | урок | |
Всего |
Класс
№п/п | Темы уроков | Вид учебного занятия | Аудитор-ные занятия (час) |
1. | Рельеф. Декоративная плакетка (барельеф). Разработка композиции, лепка. | лекция, урок | |
2. | Работа по образцу. Круглая фигурка «Клоун». | урок | |
3. | Роспись декоративной плакетки. | урок | |
4. | Роспись круглой фигурки «Клоун». | урок | |
5. | Работа пластом. Фонарик «Бутылка». | урок | |
6. | Декоративная тарелка (сложная фактура, рельеф). Разработка композиции, лепка, обжиг, роспись. | урок | |
7. | Елочные игрушки (варианты “Птица”, “Ангель”, “Колокольчик”). Разработка изделия, лепка. | урок | |
8. | Работа по образцу. Подсвечник «Дама в шляпе». | урок | |
9. | Роспись елочных игрушек. | урок | |
10. | Роспись подсвечника «Дама в шляпе». | урок | |
11. | Круглая фигура «Символ года» (разработка, лепка, обжиг, без глазури). | урок | |
12. | Круглая фигура «Фольклорный танец» (фигура в движении). Разработка, лепка, обжиг, роспись. | урок | |
Разработка декоративных подсвечников. Лепка, обжиг, роспись. | урок | ||
14. | Свистульки. Основные этапы лепки. Технологические особенности. (Образцы «Птичка», «Кот»). Лепка, обжиг, роспись. | урок | |
15. | Памятная медаль. Разработка, лепка. | урок | |
16. | Работа пластом. «Сказочный домик». Разработка, лепка. | урок | |
17. | Роспись памятной медали. | урок | |
18. | Роспись «Сказочного домика». | урок | |
Всего |
Класс
№п/п | Темы уроков | Вид учебного занятия | Аудитор-ные занятия (час) |
1. | Декоративный рельеф. «Окна Мамадыша» (барельеф или горельеф по выбору). Разработка композиции, лепка, обжиг, роспись. | лекция урок | |
2. | Свистульки. Работа по образцу. «Кошка», «Рыба» (по выбору). Роспись. | урок | |
3. | Скульптура малых форм. Разработка изделий по мотивам произведений Г. Тукая. Лепка, обжиг, роспись глазурью. | урок | |
4. | Работа пластом. Моделирование посуды в виде предметов быта или домиков. Разработка, лепка, обжиг, роспись. | урок | |
5. | Отливка гипсовой формы. Основные технологические особенности. | урок | |
6. | Двойные свистульки. Работа по образцу. «Птички с гнездом», свисток - валентинка «Зайцы». Лепка, обжиг, роспись. | урок | |
7. | Горшок «Мешочек». Разработка горшков, лепка, обжиг, роспись. | урок | |
Всего |
Класс
№п/п | Темы уроков | Вид учебного занятия | Аудитор-ные занятия (час) |
1. | Рельеф для украшения комнаты. «Мое окно». Разработка композиции, лепка. | лекция урок | |
2. | Работа пластом. «Копилки» (сложная фактура). Разработка, лепка, обжиг, роспись. | урок | |
3. | Скульптура малых форм. Разработка изделий по мотивам произведений Г. Тукая. Лепка, обжиг, роспись глазурью. | урок | |
4. | Разработка дипломной работы. | урок | |
Всего |
Содержание учебного предмета.
Класс
Тема 7. Глина как исходный материал. Подготовка глины к работе (упражнения).
Задачи: знакомство с видами и свойствами глины, порядком подготовки к работе.
Материал: глина, стеки.
Время: 2 ч.
Разработка, лепка, роспись.
Задачи: развитие фантазии с учетом необходимости приближения создаваемых образов к литературному первоисточнику. Совершенствование навыков работы по представлению.
Материал: пластилин или глина, стеки.
Время: 8 ч.
Тема 23. Роспись фоторамки.
Задачи: Дальнейшее знакомство с глазуровкой керамического изделия. Закрепление знаний приобретенных на прошлых занятиях по декорированию керамики. Развитие чувства цвета.
Материал: Ангобы, глазурь, акриловые краски по выбору.
Время: 2 ч.
Класс
Класс
Класс
Контроль и учет
Текущий контрольосуществляется по ходу занятий. Оценка выставляется за работу, проделанную в течение урока, либо по окончании работы над композицией. Контроль осуществляется в виде просмотра работ по окончании урока.
Промежуточная аттестация:зачеты в виде просмотров раз в год (май). На просмотр выставляются работы, рассчитанные на долгое хранение (панно из соленого теста, фигуры, выполненные из пластических масс).
Выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «отлично» выставляется за работу, где полностью решены поставленные задачи.
Оценка «хорошо» выставляется за работу, где полностью решены поставленные задачи, но проявляются небольшая небрежность в исполнении и несущественные композиционные ошибки.
Оценка «удовлетворительно» выставляется за работу, где частично решены поставленные задачи, имеются в исполнении небрежность и композиционные ошибки.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется за работу, где ни одна из поставленных задач не решена.
По завершении изучения предмета по итогам промежуточных аттестаций обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ.
Учебная программа
СКУЛЬПТУРА
по дополнительной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства
для 1 – 4-х классов отделения ИЗО ДШИ
Со сроком обучения 4 года