Список текстов для заучивания наизусть

1. Бёрнс Р. В горах мое сердце. Одно стихотворение на выбор.

2. Гёте И. – В. Ночная песнь странника 2 (перевод М.Ю. Лермонтова). Блаженное томление (перевод Н. Вильмонта). Одно стихотворение на выбор.

3. Шиллер Ф. К радости (перевод И. Миримского или Ф. Тютчева) – первые 20 строк.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Социально-философские

Абсолютизм, анабаптизм, гедонизм, деизм, естественное право, естественный человек, иезуиты, протестантизм, кальвинизм, католицизм, картезианство, клерикализм, контрреформация, Просвещение, пуританизм, рационализм, реформация, руссоизм, секуляризация, сенсуализм, янсенизм.

Литературоведческие

Баллада, барокко, бурлеск, веймарский классицизм, драма чести, «кладбищенская поэзия», классицизм, комедия дель-арте, комедия интриги, комедия нравов, комедия масок, культизм, консептизм, «либертены», литература путешествий, литературная мистификация, максимы, метафизическая школа, мещанская драма, маринизм, памфлет, пастораль (пасторальный роман, пасторальная драма), плутовской роман («пикареска»), пикаро (плут), прециозность, прециозная литература, просветительская литература, просветительский реализм, предромантизм, пуризм языковой, рококо, роман воспитания, роман готический, робинзонада, сентиментализм, система жанров классицизма, три единства, философская повесть, штюрмерство, эпистолярная форма, эпическая поэма (эпопея), эмблема.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Барокко как одно из ведущих направлений западноевропейской литературы XVII века: идейно-художественные принципы.

2. Национальные особенности барокко в разных странах.

3. П. Кальдерон – автор драмы «Жизнь есть сон», выразитель принципов барокко.

4. Классицизм как одно из ведущих направлений западноевропейской литературы XVII века: идейно-художественные принципы. Трактат Н. Буало «Поэтическое искусство».

5. Жанр трагедии в литературе классицизма: театр П. Корнеля. Трагикомедия «Сид»: сюжет, конфликт, герои. Споры вокруг «Сида».

6. Жанр трагедии в литературе классицизма: театр Ж. Расина. Трагедия «Федра»: сюжет, конфликт, герои.

7. Комедия классицизма и творчество Мольера. Комедия «Тартюф»: сатирический пафос, особенности конфликта, образ главного героя.

8. Французская литература 1660-1690-х годов. Басни Лафонтена, французская философская проза (Паскаль, Ларошфуко, Лабрюйер). Спор «древних и новых».

9. Поэма «Потерянный рай» Д. Мильтона как героический эпос. Жанровая специфика, художественное осмысление библейского текста, уроков истории Англии. Тема свободы воли в поэме.

10. Основные проблемы литературы Просвещения. Характеристика литературных направлений XVIII века: классицизм, рококо, сентиментализм, предромантизм. Понятие «просветительская литература».

11. Место романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» в литературе путешествий. Просветительские тенденции в романе, своеобразие повествовательной манеры Дефо.

12. «Путешествия Лемюэля Гулливера» Д. Свифта как пародия на жанр путешествия. Аллегория, сатира и утопия в романе, «остранение» как ведущий художественный прием.

13. «История Тома Джонса, Найденыша» Г. Филдинга как комическая эпопея в прозе. Разговор автора с читателем в романе. Образ главного героя.

14. Литература английского сентиментализма. Творчество С. Ричардсона, О. Голдсмита.

15. Рококо в европейской литературе XVIII. Творчество Р. Шеридана.

16. Просвещение и полемика с ним в русле сентиментализма. «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна. Герой и преромантическая ирония в романе.

17. Художественные особенности, основные темы и мотивы поэзии Р. Бёрнса.

18. Предромантизм в английской литературе конца XVIII в. Готический роман: Х. Уолпол, А. Радклиф.

19. Роман Прево «История кавалера де Грийе и Манон Леско»: проблема соотношения разума и чувства, субъектная организация, образы главных героев, поэтика.

20. Философские повести Вольтера, анализ одной повести («Кандид» или «Простодушный»): жанровое своеобразие, философская основа, стиль.

21. Творческий путь Д. Дидро. Идеи Просвещения в романе «Монахиня», диалоге «Племянник Рамо».

22. Творческий путь Ж. – Ж. Руссо. Руссоизм в западноевропейской литературе XVIII в.

23. Просветительская проблематика и поэтика сентиментализма в романе Ж. – Ж. Руссо «Новая Элоиза».

24. Творчество Бомарше. Новый герой в трилогии о Фигаро.

25. Г. Лессинг как теоретик и писатель. Взгляды на искусство и действительность.

26. «Страдания юного Вертера» Гете как сентиментальный роман: жанр, субъектная организация, конфликт, образ главного героя.

27. Творческий путь Гете: основные этапы.

28. «Фауст» Гете как философская трагедия. Жанровое своеобразие, композиция, образы Фауста и Мефистофеля.

29. Творческий путь Ф. Шиллера. Драматургия периода «Бури и натиска». Баллады веймарского периода.

30. Мещанские драмы Ф. Шиллера, анализ одной на выбор («Разбойники», «Коварство и любовь»): сюжет, конфликт, демократический пафос.

ПРИМЕЧАНИЕ. Экзаменационный билет содержит два вопроса: 1) вопрос общего характера (обзор литературы конкретного периода или направления; характеристика литературного направления; творческий путь писателя); 2) практический вопрос: анализ одного текста. Не нужно путать анализ текста с пересказом его содержания. Студент должен продемонстрировать не только знание сюжета, но и понимание идейного мира произведения, умение соотнести текст с литературным направлением и художественной манерой автора.

Наши рекомендации