Для детей 10-11 летнего возраста
- дополнительно к перечисленным видам сомообслуживания мелкий ремонт одежды, стирка личных вещей;
- общественно-полезный труд - влажная уборка спален, дежурство по столовой, работа в огороде, саду, на опытном участке, сбор лекарственных растений, ягод и грибов, забота об охране и расселении муравейников, чистоте и благоустройстве родников, посильная работа в лесхозе, колхозе и совхозе. тимуровская забота о малышах и пожилых, выполнение простейших заданий предприятий и учреждений.
Общая продолжительность труда не должна превышать 1,5 часа в день. После 45 минут работы - перерыв.
Для детей 12-13 летнего возраста
- кроме работ. предусмотренных выше, рекомендуются: полная уборка помещений, игровых комнат, дежурство на кухне, посадка деревьев, подвязывание растений, устройство клумб, изгороди, посильное участие в оборудовании спортивных, игровых и др. площадок, выполнение трудовых заданий предприятий и учреждений, изготовление коллекций, гербариев, оказание помощи в сельхозработах, прополка, окучивание, борьба с вредителями растений, сбор овощей и фруктов, помощь в ремонте детского сада и др.
Общая продолжительность труда - не более 2 часов в день.
Перерыв - после часа работы.
Для подростков 14-15 летнего возраста
Кроме работ, указанных выше, подростки могут привлекаться к следующим видам деятельности: полная уборка жилого корпуса (кроме санузлов), выполнение заданий предприятий, ремонт лагерных построек, оборудования и мебели, благоустройство и озеленение населенных пунктов, участие в санитарной обработке леса, в сельхозработах.
Общая продолжительность труда - не более 3 часов в день. После каждого часа работы - 10-15 минутный перерыв.
Требования к медико-санитарному обеспечению и охране труда детей:
- согласование видов работ с санитарно-эпидемиологической службой, органами пожарного надзора, технической инспекцией профсоюзов;
- учет возрастно-половых и функциональных особенностей детей, состояния их здоровья;
- привлечение детей к труду строго по рекомендации врача лагеря каждого индивидуально;
- снабжение необходимой спецодеждой, инвентарями;
- обеспечение детей питьевой водой во время полевых работ;
- наличие предметов первой медицинской помощи;
- запрещение работ, противопоказанных возрасту, опасных в эпидемиологическом отношении, в ночное время, связанных с применением ядохимикатов, с подъемом и перемещением тяжестей выше установленных норм.
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНАЯ
РАБОТА В ЛАГЕРЕ
Каждому воспитателю придется сталкиваться с этой работой - быть наставником команды, тренером, судьей, ответственным за проведение соревнования и т.п. Это обязывает его хорошо разбираться в спорте, знать его законы. уважать их и учить этому ребят. В обязанности воспитателя входят: а) закаливать детей; б) проводить утреннюю гимнастику в отряде, физкультурные занятия и массовые спортивные мероприятия; в) отвечать за порядок при купании, обучать детей плаванию; г) готовить отрядные команды к соревнованиям; д) отвечать за выполнение отрядом режима дня.
Воспитатель в своей работе с отрядом использует следующие формы физического воспитания:
1. Физкультурные мероприятия в режиме дня - утренняя гимнастика, солнечные и воздушные ванны, купание.
2. Отрядная физкультурная работа, отрядные и звеньевые физкультурные занятия, сборы с физкультурной тематикой, прогулки, экскурсии, походы, игры на местности.
3. Массовая спортивная работа: спортивные конкурсы, соревнования, турниры, товарищеские встречи, спартакиады.
4. Учебно-тренировочные занятия секций, команд по разным видам спорта.
5. Общественно-полезные формы труда: подготовка комплекса спортивных площадок, сооружений и т. д.
6. Агитационно-пропагандистская работа: беседы, лекции о пользе утренней гимнастики, о спортсменах, Олимпийских игpax, встречи с местными чемпионами, викторины и т. д.
Утренняя гимнастика. Являясь дисциплинирующим средством, физзарядка в лагере должна способствовать организованному началу дня. В первый же день следует специально построить отряд на том месте, где ему предстоит по утрам делать гимнастику. Руководитель должен встать на такое расстояние и выше, чтобы мог увидеть всех детей. В целях закаливания организма на зарядку нужно выходить в любую погоду. Мальчикам в трусах, девочкам - в трусах и майках, строиться по сигналу быстро. Весь комплекс упражнений (7—10 упражнений) должен равномерно воздействовать на все крупные мышечные группы. Следует придерживаться правил: а) первые упражнения должны пробуждать организм (ходьба, легкая пробежка, потягивание); последующие упражнения постепенно включают в работу мышцы ног, рук, туловища; в) упражнения на развитие силы, быстроты включаются и середину комплекса, последними являются прыжки или бег с последующим переходом на постепенно замедляющуюся ходьбу с глубоким дыханием, в конце предлагается упражнение на восстановление дыхания, б) ритм дыхания должен соответствовать ритму движений; в) комплекс упражнении для детей 7—9 лет должен носить игровой характер. Методические приемы: после показа и краткого объяснения нужно командовать: “Исходное положение такое-то принять! Упражнение начинай”. А в конце упражнения: “Отряд, стой” или “Упражнение закончить”.
Закаливание. Условия: а) закаливание проводить систематически, а не от случая к случаю, б) постепенно увеличить длительность купания или иных закаливающих процедур, в) ориентироваться на слабых ребят.
Воздушные ванны принимаются во время прогулок, сельскохозяйственных работ, игр, можно в пасмурную и ветреную погоду. Предложить ребятам снять рубашки и погулять таким образом 10-15 минут. Назавтра эта “доза” может быть увеличена на 3-5 минут, в зависимости от силы ветра и температуры. Чтобы и ночной сон способствовал закаливанию, воздух в спальне должен быть постоянно свежий.
Во время приема солнечных ванн все дети должны иметь легкие головные уборы из светлых тканей. Продолжительность, ванн в первые дни не должна превышать 4 -6 минут, а к концу смены можно довести до 35-40 минут. В первые дни смены чувствительность кожи к солнечным лучам сравнительно высокая, поэтому различные мероприятия на свежем воздухе необходимо организовать в затемненных местах.
Виды закаливающих водных процедур: утром - обтирание туловища влажным полотенцем, обливание, купание, днем—купание, душ, обливание, вечером - мытье ног прохладной и постепенно холодной водой. Температура воды при первых процедурах - 33 градуса, через каждые 2-3 дня температура воды снижается, на 1- 2 градуса, но не ниже 16 градусов. Купание проводится 1 раз в день - в часы между завтраком и обедом. В жаркие дни детям основной физкультурной группы разрешается повторное купание после 16 00 часов. Не разрешается купание после еды вскоре, натощак. Начинать купание нужно в ясные, безветренные дни при температуре воздуха не ниже 24 градусов и температуре воды не ниже 20 градусов. Продолжительность купания в первый день 3-5 минут, Время пребывания в воде ежедневно увеличивается на 1-2 минуты для детей 8-12 лет до 30-35 минут; для детей 13-14 лет до 36-40 минут. Первое купание посвящается проверке умения ребят плавать. Отряд условно делится на 3 группы: 1) умеющие, 2) слабо умеющие, 3) не умеющие плавать. Для лучшего контроля купающиеся разбиваются на пары. Проводить купание разрешается по группам по 10 человек. С первых дней устанавливаются сигналы: 1 сигнал - построение на берегу, расчет; 2 сигнал - начало купания; 3 сигнал - выход из воды, построение, расчет.
Рекомендуем несколько спортивных коллективно-творческих дел:
Авиа-шоу. Участник изготавливает самолет из бумаги. Запрещается использование каркасов и утяжелителей. Задание: а) соревнование на дальность; б) соревнование на точность приземления (на стул); в) на высоту полета; г) на самую оригинальную конструкцию.
Ажиотаж. За ограниченное время нужно выполнить как можно больше разнообразных заданий: трудовых, творческих, спортивных, интеллектуальных в произвольном порядке.
Амазонки. Участвуют пары (девочка-амазонка, мальчик-конь). Задание: 1 этап. Амазонка набрасывает лассо на коня с 3 метров. В случае трех неудачных попыток - штрафной круг. 2 этап. Амазонка верхом на коне с боевым кличем, в движении метает копья в своих врагов (мишень-дартс), за каждый промах - штрафной круг. 3 этап. Амазонка завязывает глаза коню, подает ему на трех тарелках три вида крупы: рис, овес, пшено. Конь должен выбрать овес, в случае ошибки - штрафной круг. 4 этап. Скачка галопом до финиша.
Вавилонские игры. Проводятся между командой гладиаторов (5 мужчин, 5 женщин) и сборной командой детей. В программу входят: 1) “Черепашьи бега”- от команды-соперниц участвуют по 2 чел. Участники становятся на четвереньки и на их спины ставятся тазики с водой. Первым стартуют дети. Их задача - не дать гладиаторам догнать себя и не опрокинуть тазики. Гладиаторы тоже с тазиками с водой. 2) “Армрестлинг лежа”. От каждой команды участвуют юноша и девушка. Участники занимают положение лежа на животе напротив друг друга, ноги вместе. Левая рука прижата к телу. Задача участника - продержаться минуту или победить. Задача гладиатора - победить.
Веселый чемпионат проводится как отрядное мероприятие. Это своеобразно построенный вечер аттракционов. В одной стороне зала устанавливают три ряда стульев: в первом из них пять стульев, во втором - три, в третьем - один стул (чемпионский). Все участники рассаживаются вдоль стен зала, ведущий, выйдя на середину, показывает упражнение-аттракцион, который предлагает выполнить всем желающим. Не создавая сутолоки, выходят по очереди. Те, кто сумеет выполнить (дается одна попытка), занимают первый ряд стульев. Затем ведущий предлагает новое упражнение. Его в первую очередь выполняют те, кто сидит в первом ряду. Удачная попытка переводит участника во второй ряд (кандидат в чемпионы), либо возвращает в число зрителей. Первый ряд занимают новые участники. Когда заполнен второй ряд, объявляется третье упражнение. Если кому-нибудь из сидящих во втором ряду удастся сразу выполнить задание, он переходит в третий ряд, то есть занимает стул “чемпиона”.
Веселые старты. В их программу входят: открытие, конкурсы, показательные выступления, викторины, спортивные состязания, подведение итогов. Веселые старты связаны обычно со следующими заданиями конкурсного характера: равновесие, ходьба и бег, прыжки. метание, перелазание, переноска предметов и груза, продвижение с помощью технических приспособлений, аттракционы, преодоление полосы препятствий. Программа стартов должна быть известна каждой участвующей команде и они должны проводить тренировки по каждому виду состязаний.
День открытых стартов. В.этот день соревнуются бегуны, прыгуны, пловцы в отряде или дружине. Соревнуются все, кому разрешит врач.
День здоровья. Праздничную линейку проводит доктор Айболит. Он принимает от отрядов театрализованные рапорты. В этот день проходят конкурсы юных санитаров, называются лучшие часовые чистоты, определяется отряд, который сумел делать свой корпус самым уютным и чистым в лагере. В одной из беседок располагается лечебница “Айболита”, где задают загадки, а в награду за правильный ответ - витамины и соки. В этот день подводятся итоги конкурса на лучший уголок здоровья, конкурса на самого загорелого. Кроме того, праздник костюмированный, отряды решают - в каких костюмах прийти на праздник: медсестер и врачей, персонажей книги К .Чуковского “Мойдодыр”, “витаминов” и др. Цель праздника - объяснить ребятам, что солнце, воздух и вода, правильный режим, питание, чистота помогают сохранять и укреплять здоровье.
День оружейника. В этом празднике может принять участие весь лагерь. Один отряд становится первобытным племенем, другой - войском Спартака, третий - индейцами. Появляются: конница Буденного, казаки, мушкетеры. Ребята сами делают оружия: копья, пики, алебарды, мушкеты, шпаги, шашки, винтовки. Каждый отряд готовит театрализованное представление, например: племя “Саблезубого тигра” возвращается с охоты, готовят еду, отдыхают, в это время подползают воины из племени “Клыкастого волка” и начинается бой. Затем ведущий рассказывает ребятам о вооружении людей первобытнообщинного строя, одновременно на поляне готовится следующая картина: бой гладиаторов с римлянами и т д.
Играй-город. Отряды стартуют с интервалом 3 мин. Задача отряда - показать наилучший результат, пройти дистанцию на этапе заработать премиальные секунды “бонус” и не получить штрафные секунды из-за ошибок, неточность и пр. Между этапами отряды двигаются в таком порядке, как им велит маршрутный лист, либо ведущий этапа, с которого уходит отряд. Команда работает на каждом этапе по 3 мин.
1 этап - ”Баночная мозаика”(БМ). На 9 банок наклеена разрезанная на 9 частей картинка (Левитана, Шишкина, Айвазовского и др.). Команда должна собрать композицию, назвать автора и название картины. Бонус - 5 сек за правильный ответ, штраф - 5 сек, если команда не уложится в 3 мин. С 1 этапа команда движется ромбом.
2 этап - “Артель”. На этапе необходимо иметь карточку из бумаги и карандаши или ручки на весь отряд. Отряд получает задание: написать пейзаж с названием “Море”, так чтобы каждый участник рисовал на листочке свой фрагмент картины. В конце работы листы соединяются в единое целое и их оценивают эксперты (художники лагеря). Бонус- 5 сек за совпадение фрагментов, 5 - за похожесть. Штраф - 5 сек за несовпадение, 5 - за непохожесть, 5 - за просрочку времени.
3 этап -”Киборг”. К этому этапу отряд движется бегом в 2 колонны. “Киборг” (воспитатель) с завязанными глазами стоит на дорожке. По этой дорожке надо пройти и не попасться “киборгу”. Двигаться участникам можно только по дорожке. За правильностью движения следит судья. Бонус - 5 сек, если все прошли этап. Штраф - 5 сек за каждого пойманного участника игры.
4 этап - “Анекдоты”. Между 3 и 4 этапами отряд движется в ритме какого-нибудь танца. Необходимо музыкальное сопровождение. Тексты анекдота приличного содержания разрезаются на 3-4 части. Выдается каждому участнику 1 часть. Задача - собраться по анекдотам, затем анекдоты читаются вслух. Бонус - 5 сек, если все уложились в 3 мин и собрались правильно. Штраф - 5 сек, если не уложились вовремя, 5 сек - если ошибки в построении анекдота. На финиш отряды двигаются строем с веселой песней.
Игровая карусель - это комплекс подвижных игр, в который можно включить такие командные игры, как вызов номеров, мяч над головой и под ногами (для младшего возраста), эстафеты с палками, с ведением мяча, с метанием малого мяча. В каждой игре определяются занятые звеньями места. А сумма мест (очков) во всех играх определит места в игровой карусели. Победителем является то звено, у которого меньше очков.
Конкурс военно-прикладных умений (индивидуальный или групповой) включает конкурсы по стрельбе, метанию гранат, ориентированию. преодолению полосы препятствий, выполнению военных команд, ходьбы в строю.
Метание яиц. Участвуют 2 человека. Задание: один бросает яйцо, другой ловит руками (без подручных средств). Результат фиксируется, если яйцо было поймано и не разбилось. Засчитывается одна лучшая попытка из трех.
Народные спортивные игрища. Что может войти в программу праздника русских народных игр? Бег на ходулях, лапта, городки, перетягивание каната, лазание по столбу (шесту). В программе детского малого Сабантуя — национальная борьба, бег в мешках, бег с яйцами на ложках, “петушиный бой” и др. Можно провести и парад игр братских народов нашей страны, народных игр зарубежных друзей.
Пирамида. Участвует весь отряд. Задание: построить пирамиду из предметов, которые есть у участников. Нельзя использовать верхнюю одежду, обувь.
Сильные, умелые, ловкие. Предварительно за неделю или десять дней на физкультурных занятиях отряда следует показать ряд упражнений-заданий, которые детям нужно будет уметь выполнить. Это могут быть такие упражнения: не сгибая ног в коленях, достать пятки; стоя, ноги вместе, руки в стороны, доставать то правым, то левым коленом до лба, не теряя равновесия; лежа на животе, руки сцеплены за спиной, вставать не расцепляя рук, сделать это три раза и др. В день состязания наметить лишь три упражнения и поочередно проверить, все ли дети выполняют их. За неправильное выполнение участник получает штрафное очко. Выигрывает звено, набравшее меньше штрафных очков.
Слабо. Задание: делать то, что не может никто другой.
Спортивный калейдоскоп. Кто из нас не помнит игрушку детства - калейдоскоп? Заглядывая в него и вращая стержень, мы видим тысячу вариантов разноцветных мозаичных рисунков, из которых ни один не повторяется. Спортивный калейдоскоп - это такие же разнообразные и неповторимые штрихи о спорте. Отрядное дело можно начать с рассказа об истории спорта, любимых спортсменах, мировых рекордах, различных видах спорта, Одним из штрихов калейдоскопа может быть словарный диктант, ведь происхождение и значение слов “стайер”, “каноэ”, “скутер”, “слалом” - для многих ребят загадка.
Сюита народных игр - это коллективное творческое дело, которое знакомит ребят с трудом, бытом, культурой нашего народа, народов зарубежных стран, помогает накоплению увлекательных, интересных игр.
Отряд решает, с играми каких народностей ребята познакомятся на отрядном деле. Затем каждое звено получает задание: подобрать и разучить с отрядом 2-3 игры, популярные среди детей этих народностей. Желательно, чтобы игры носили состязательный характер, включали в себя шутки и танцы. Причем каждый член звена должен стать и участником игры, и ее организатором.
Местом проведения сюиты народных игр нужно выбрать площадку или просторный холл и подумать над его оформлением в национальном стиле. Каждое звено готовит себе костюмы, свое представление, игры.
Ведущий сюиты может предложить совершить путешествие по стране, может объявить конкурс на самую интересную игру, на лучшего игрока и т. д. Не забудьте: в каждой игре есть победители и для них нужно приготовить сюрприз.
Сюита туристических игр - комплекс коротких состязаний, цель которых - усвоение и закрепление основных туристических умений, развитие наблюдательности, глазомера, ловкости, находчивости, интереса к. походам, товарищества и коллективизма. Возможные виды игр - состязаний: 1. Полоса препятствий. Состоит из нескольких этапов, например: а) установка палатки: б) переправа по бревну (упавшему дереву) через ров, овраг: в) бег по пересеченной местности; г) спуск с обрыва по веревке; д) подъем на обрыв: е) ползание по-пластунски (под перекладинами-ветками, лежащими на колышках); ж) снятие и укладка палатки; з) разведение костра и пережигание огнем бечевки, натянутой над костром. Можно включать и другие задания, например, укладка рюкзака, переправа на плоту через речку и др. Полосу препятствий команды проходят по очереди, или две команды одновременно, если можно сделать две параллельные трассы.
2. Игра - состязание “Выйди, точно“. Готовясь к этой игре, члены каждой команды определяют длину своего шага (на заранее измеренном расстоянии, например, в 20 метров) под руководством “тренера” занимаются определением азимута. Во время игры все команды получают один и тот же азимут и одно и то же расстояние в метрах. Задача: каждому самостоятельно определить данный азимут и пройти в соответствующем направлении указанное количество метров, пользуясь измеренной длиной своего шага. Побеждает та команда, чей представитель оказался ближе всех к точке, найденной до начала игры “советом дела” и “засекреченной” для команд.
3. Игра - состязание “Лесная тайна”. До начала игры члены совета раскладывают по нескольким маршрутам (их число равно числу команд) различные “природные предметы”, не свойственные данному месту (еловую шишку под сосной, сосновые шишки под березами или однолетними сосенками, камень на пеньке, мох на песке и т.д.). Каждая команда получает свой маршрут (азимут и расстояние в метрах). Задача: отыскать на своем маршруте “природные предметы, перенесенные рукой человека”.
4. Игра - состязание “Кипи, вода!” Совет заранее подготавливает столько костровых площадок (стойка, одинаковые консервные банки с водой, налитой до одного и того же уровня), сколько команд. Эти площадки расположены близко друг от друга. По сигналу судьи каждая команда находит топливо, разжигает костер и поддерживает огонь до тех пор. пока не закипит вода.
Туристические походы и экскурсии преследуют познавательные цели, велико также их оздоровительное значение и то благотворное влияние, какое они оказывают на физическое развитие детей. В каждом путешествии встречается много нового, занимательного, неожиданного, что придает походам и экскурсиям особую красоту и привлекательность, неповторимость и романтику. Юным туристам приходится самим устанавливать палатки, сооружать шалаши, разводить костер, готовить пищу. Своеобразна прелесть движения по незнакомым местам: на лодке по рекам и озерам, пешком по лесам, лугам, долям и горам. Подготовка к походу включает в себя следующие мероприятия:
- определение цели и программы похода, картографическая подготовка к походу;
- разработка маршрута и составление календарного плана похода;
- комплектование туристической группы;
- подготовка необходимого снаряжения и оборудования;
- прохождение всеми участниками похода медосмотра;
- проведение разведки маршрута;
- получение данных о санитарно-эпидемиологическом состоянии местности;
- беседы с местными старожилами о маршруте похода;
- определение места для ночлега и купания, источника водоснабжения;
- получение продуктов питания;
Что брать с собой каждому участнику в однодневный поход летом? Майка и трусы, сверху - рубашка с рукавами, если погода прохладная - тренировочные брюки, на случай дождя- накидка или плащ, на голове - панама, легкая кепка или соломенная шляпа, бумажные и шерстяные носки, разношенные, но крепкие ботинки или туфли. Снаряжение - рюкзак с широкими (7-8) лямками. Полотенце, мыло. Алюминиевая миска, эмалированная кружка, ложка, нож (большой перочинный), спички, компас. Две иголки - с черной и белой нитками. В многодневный поход помимо перечисленного выше несколько носовых платков, теплый свитер, запасные трусы, три пары бумажных и две пары шерстяных носков, мешок для матраца, тряпочку для вытирания ног, хозяйственное мыло для стирки, свечка, индивидуальный пакет, зубную щетку, пасту, запасные пуговицы, булавочки, тряпочки для заплат. Снаряжение отряда: Маршрутный лист с заданиями. Палатки, стоики и колышки, изготовленные дома. Топорики - (один на 5- 6 человек) и лопаты с рукояткой 50 см (один на 10- 15 человек) в чехлах. Разливательные ложки, чехлы для посуды. Веревку или крепкий крученый шнур не менее 15 м. Ведра, котелки или кастрюли для варки пищи (вместительностью из расчета 1,5-2 литра на человека). Фонарик с батарейками, свечи (4-5 шт.) и спички. Карту района путешествия. Альбом или тетрадь для дневника. Фотоаппарат, запас пленок и кассет, черный мешок для перезарядки кассет. Аптечку. Мазь для обуви и ремонтный набор (шило, дратва. игла, гвозди, плоскогубцы). Горн или свисток — для сигналов.
В многодневном походе обязательно три раза в день готовить горячую пищу. В день на человека требуются следующие продукты: ржаной хлеб - 400 граммов, пшеничный хлеб - 200 граммов, манная. гречневая, овсяная, пшеничная крупы или рис - 100 граммов, мясо - 100 граммов, сельдь- 50 граммов, картофель - 500 граммов (покупают в близлежащем населенном пункте), компот сухой - 25 граммов, сахар - 100 граммов, чай, лавровый лист, соль, лук, морковка, несколько зерен перца, концентраты.
На привалах воду пить нельзя. Если очень мучает жажда, лучше прополоскать рот кипяченой водой, подкисленной лимоном или клюквой, сделав один - два маленьких глотка. Чтобы меньше хотелось пить во время движения, перед выходом надо поесть кусок хлеба, густо посыпанный солью и запить чаем. В походе нельзя пить сырой воды. На больших привалах после завтрака, обеда и ужина можно пить кипяченую воду (лучше горячий чай).
При проведении турпоходов в зависимости от возраста детей рекомендуется следующая длительность перехода, скорость передвижения и вес переносимого груза:
Длитель-ность походов | Воз-раст участ-ников | Общая длина перехода в оба конца (км) | Ско-рость движения (км/час) | Первоначальный вес груза (кг) мальчики! девочки |
Однодневн | 9-10 11-12 13-15 | 3-3,5 | 2-3 1-2 2,5-3,5 1-2 3-4 2-3 | |
Двухдневн. | 11-12 13-15 | 3-4 2-3 3,5-4,5 2,5-3,5 | ||
Многоднев | 13-15 | 4-5 3-4 |